http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19045

Экономика в образовании, модели финансирования образования

Economics in education, models
of education financing

Георгиев Михаил Миленов, аспирант, Юго-Западный Государственный Университет

Аннотация: В работе проанализированы основные модели финансирования образования. Проведен анализ динамики бюджетных ассигнований в Российской Федерации за период 2016 – 2018 годы на цели развития образования в стране. В ходе исследования установлена проблема недостаточности финансирования образования. Предложены пути решения проблемы финансирования образования с помощью дифференцированной грантовой модели финансирования.

Summary: The paper analyzes the main models of education financing. The analysis of the dynamics of budget allocations in the Russian Federation for the period 2016 – 2018 years for the development of education in the country. The study identified the problem of insufficient funding for education. The ways to solve the problem of education financing with the help of grant funding model are proposed.

Ключевые
слова:
модели финансирования, бюджетные учреждения,
бюджетные ассигнования, смета доходов и расходов.

Key words: financing models, budget institutions, budget
allocations, income and expenditure estimates.

Тенденции развития
современного мирового сообщества во многом зависят от уровня образования. Это
обусловлено тем, что образование является основой интеллектуального потенциала любого
государства, и фактором его конкурентоспособности. Образование, высокий
интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность – это основные
признаки общества XXI века, показатели его благополучия и  качества жизни.

Важнейшим условием
функционирования и развития образования является обоснованное и стабильное
финансирование образовательных программ.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости развития «человеческого капитала», качество которого во многом определяет возможности достижения стратегических целей, стоящих перед страной. Развитие образования является мощным производительным фактором развития экономики страны и ее социальной направленности.

Российской Федерацией
сегодня взят курс на инновационное развитие общества, что невозможно без
качественной системы образования, которая требует постоянного и стабильного
финансирования.

Экономика в образовании представляет
собой науку о специфике производительных сил и производственных отношений в
отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности
и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели.

Особенность отрасли
экономики образования заключается в том, что это единственная отрасль, которая
удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на
воспроизводстве высококвалифицированной рабочей силы, которая является основным
фактором производительной силы и мощи страны. Отрасль экономики страны готовит
профессиональных работников, уровень образования которых является показателем
благосостояния населения страны.

Рассмотрим основные
модели бюджетного финансирования, которые получили широкое распространение в
мире. Моделями финансирования образования являются следующие: сметное
финансирование, нормативное финансирование и бюджетное финансирование, основанное
на дифференцированной грантовой поддержке [2].

В Российской Федерации
активно развивается первые две модели финансирования образования. Справедливо
отметить, что все же имеется тенденция перехода Российской Федерации на модель
дифференцированной грантовой поддержки в области финансирования образования.

Так, выделение денежных
средств государством из бюджета на покрытие расходов учреждений, которые не
имеют собственных доходов, и есть сметное финансирование [2].

Отличительной чертой сметного
финансирования является то, что оно осуществляется в соответствии с целевым
назначением расходов, т.е., в рамках какой – то целевой программы, а также в
соответствии с установленными государством нормативами затрат. Данные нормы
устанавливаются органом, осуществляющим финансирование, с учетом особенностей
деятельности бюджетных учреждений. При данном методе финансирования не
допускаются расходы, не предусмотренные сметой, которая представляет собой свод
доходов и расходов бюджетного учреждения.

Нормативное
финансирование – это вид финансирования, который подразумевает под собой
финансирование предоставленной услуги, а не учреждения. При таком методе
финансирования образования учитываются такие факторы, как количество
обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении, отсюда и определяется
объем выделяемых бюджетных средств [2].

При данной модели
финансирования образования используется расчет нормативов бюджетного
финансирования образовательных учреждений, адаптированный применительно к
реализации конкретной образовательной программы.  Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее
по тексту – БК РФ) предусматривает нормативную модель финансирования, как
модель формирования бюджетных затрат. Согласно статье 7 БК РФ, в компетенцию
органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных
правоотношений входит «установление минимальных государственных социальных
стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых
государственных или муниципальных услуг» [1].

И, наконец, модель
дифференцированной грантовой поддержки в области финансирования образования учитывает
дифференциацию в развитии регионов, исходя из которой и осуществляется
финансирование систем образования в Российской Федерации. Грантовая политика в
области образования в нашей стране только начинает развиваться, при этом,
широко применяется за рубежом.

Нацпроект «Образование» –
едва ли не первый случай выделения грантов на уровне государства. Так,
например, согласно Распоряжению от 9 февраля 2019 года №179-р, средства в
размере 9,9 млрд рублей распределяются 21 российскому вузу в целях повышения их
конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в
рамках приоритетного федерального проекта «Молодые профессионалы» национального
проекта «Образование» [9].

Таким образом, основными
механизмами финансирования образования в Российской Федерации являются:
бюджетные ассигнования, субсидии, субвенции и пр.  [3, с. 6-12], которые выделяются государством
в рамках определенных целевых программ.

Рассматривая вопрос
финансирования образования в Российской Федерации, целесообразным является
проведение анализа динамики бюджетных ассигнований на развитие образования за
определенный период.  Размеры бюджетных
ассигнований, выделенных на развитие системы образования в Российской Федерации
в 2016-2018гг. представлены в таблице 1 [5,6,7].

Таким образом, из анализа
динамики бюджетных ассигнований в сферу образования Российской Федерации
установлена тенденция снижения бюджетного финансирования образования в стране.
Данная тенденция объясняется ростом основной части бюджетных ассигнований в
отрасли национальной безопасности и обороны страны.  Также наблюдается неполное освоение бюджетных
ассигнований в сфере образования, что свидетельствует об отсутствии
эффективности бюджетного финансирования образования [4, с.1-4].  Бюджетные ассигнования в сфере образования
Российской Федерации распределяются неравномерно, не учитывается сильная
дифференциация регионов по уровню развития и имеющемуся потенциалу.

Перечисленные выше
проблемы необходимо решить в кратчайшие сроки. В идеале, Российской Федерации
необходимо перенять и активно использовать мировой опыт финансирования системы
образования посредством дифференцированной грантовой модели поддержки, исходя
из уровня дифференциации в развитии регионов страны. Для ее использования,
необходимо разработать основные показатели системы эффективности
государственного финансирования образования по субъектам страны, присвоить
каждому региону по уровню дифференциации определенный рейтинг, провести их
классификацию.

В целом, говоря о
тенденциях развития финансирования образования Российской Федерации, необходимо
отметить, что в 2019г. государством планируется выделить бюджетных ассигнований
на сферу образования в общей сумме 109 982 681.5 тыс.руб., согласно данным ФАИП
[8].

Таким образом, доля
бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в разрезе отрасли образования в
2019г. не столь велика, и составляет всего 4.4 % от общей суммы бюджетных
ассигнований.

В связи с чем,
справедливо отметить, что финансирование образования должно стать одной из
основных статей расходов бюджета страны. Это объясняется тем, что развитие
качества «человеческого капитала» во многом определяет возможности достижения
стратегических целей, стоящих перед страной сегодня. Кроме того,
государственное финансирование системы образования должно быть
эффективным.  Оно должно охватывать
различные стороны: финансы, социальный эффект, развитость сети учреждений и пр.

Библиографический
список

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] –
Режим доступа: [КонсультантПлюс]. – Загл. с экрана. (ред. от 27.12.2018г.).

2.      Ростовский, Р.В. Модели финансирования образования [Электронный
ресурс]/Р.В. Ростовский. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-finansirovaniya-obrazovaniya

3.      Понкратов, В.В. Повышение качества бюджетного планирования в
России [Текст]/ В.В. Понкратов// Финансы. 2018. № 8. С. 6-12.

4.      Пушкарская, А. Бюджетные инвестиции готовят к анализам [Текст]/
А. Пушкарская, О. Сапожников// Коммерсантъ. 2018. № 189. С. 1-4.

5.      Федеральная адресная инвестиционная программа России
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/2019?gp=02&yover=2016

6.      Федеральная адресная инвестиционная программа России
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/2019?gp=02&yover=2017

7.      Федеральная адресная инвестиционная программа России
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/2019?gp=02&yover=2018

8.      Федеральная адресная инвестиционная программа России
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/ol/2019?gp=02&yover=2019

9.      Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://government.ru/docs/35706/