Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19043

ОСОБЕННОСТИ ПОДСЧЕТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЧС

FEATURES OF CALCULATION OF ECONOMIC DAMAGE FROM THE DISASTERS

Архипов Егор Петрович, старший преподаватель Горного института, кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Макарова Мария Эдуардовна, студент бакалавра Горного института, направление: 20.03.01 «Техносферная безопасность» (профиль: Защита в чрезвычайных ситуациях), кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Аннотация: В данной статье речь идет об особенностях подсчетов экономического ущерба, причиняемого чрезвычайными ситуациями. Автор анализирует существующую методику оценки экономического ущерба от ЧС, а также выдвигает предложения о корректировке данной методики в современных экономических и социально-политических условиях, сложившихся в Российской Федерации.

Summary: This article deals with the features of calculations of economic damage caused by emergency situations. The author analyzes the existing methods of assessment of economic damage from the disaster, and puts forward suggestions on the adjustment of this technique in the current economic and socio-political conditions prevailing in the Russian Federation.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, экономический ущерб, методика подсчета, прямые и косвенные убытки, потери, экономическая ситуация.

Keywords: emergency, economic damage, calculation method, direct and indirect losses, losses, economic situation.

Актуальность исследования в рамках заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени теоретические и практические вопросы, касающиеся оценки экономического ущерба, особенностей его определения и содержания, приобретают особую значимость в силу того, что экологические проблемы, являющиеся предвестником многих чрезвычайных ситуаций, продолжают обостряться.

В настоящий момент назрела необходимость модернизации методики подсчетов экономического ущерба, наносимого Российской Федерации ситуациями чрезвычайного характера, причем как природными, так и антропогенными. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности существующих методик подсчета, а также предложить варианты их корректировки.

Угроза для человеческой жизнедеятельности из-за наступления чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проявляется в виде отрицательных последствия, могущих привести к стихийным бедствиям на отдельных территориях, а также к авариям и катастрофам на технологических объектах. Все вышеперечисленные события выступают в качестве прямых источников ущерба в количественном отношении, а в качественном – ведут к формированию чрезвычайных ситуаций, имеющих природное, техногенное, биолого-социальное и экологическое происхождение. В качестве основных негативных последствий таких чрезвычайных ситуаций можно назвать следующие:

  • уменьшение основных мощностей производства в силу того, что они полностью или частично разрушаются;
  • выбытие из хозяйственного оборота таких видов угодий, как сельскохозяйственные, лесные и водные;
  • потери объектов, относящихся к социально-культурной сфере;
  • понижение уровня жизни населения;
  • косвенные убытки, представляющие собой ущерб в виде упущенной выгоды в материальной сфере производства продукции, работ и услуг;
  • расходы, которые приходится затрачивать обществу на то, чтобы ликвидировать последствия чрезвычайной ситуации и др. [4, 85].

В наиболее общем случае воздействие, оказываемое чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, может привести к следующей цепи событий: последствия – потери – ущерб – возмещение ущерба или его минимизация [1].

Потери представляют собой часть последствий, находящихся в прямой взаимосвязи с отрицательными изменениями в наиболее важных сферах жизнедеятельности страны. У данного термина имеется и более узкий смысл, причем в данном случае под потерями санитарного и безвозвратного характера принято подразумевать людей, которые стали жертвами чрезвычайных ситуаций.

Под ущербом, в свою очередь, понимает результат, к которому приводят негативные изменения, являющиеся, в свою очередь, следствием каких-либо событий, явлений, действий или состояния объектов и которые выражаются в нарушении их целостности или изменениях их свойств в худшую сторону. Также к ущербу принято относить фактические или возможные социальные и экономические потери, к основных из которых относятся следующие:

  • отклонения в состоянии здоровья человека от среднестатистических значений (болезни или смерть);
  • нарушение нормальных процессов хозяйственной жизнедеятельности;
  • утрата различных видов собственности, а также ценностей, которые относятся к материальным, культурным, историческим, природным или иным видам;
  • ухудшение условий окружающей среды [5, 5].

В процессе анализа последствий чрезвычайных ситуаций ущерб принято подразделять на несколько разновидностей, а именно: прямой, косвенный и полный [3, с. 209].

Под прямым экономическим ущербом, являющимся результатом какого-либо воздействия, принято понимать совокупность затрат, потерь и убытков, которые выражаются в прямом стоимостном выражении и которые являются следствием именно этого воздействия, произошедшего в конкретное время и в конкретном месте. Прямой экономический ущерб складывается из таких составляющих, как:

  • единовременные затраты, которые направлены на проведение спасательных работ, эвакуацию, временное размещение и переселение людей из зоны чрезвычайной ситуации, а также оказания таким людям срочной медицинской помощи;
  • выплаты людям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, а также их семьям, носящие единовременный характер;
  • стоимость тех природных ресурсов, которые были уничтожены или пострадали от чрезвычайной ситуации;
  • остаточная стоимость всех видов движимого и недвижимого имущества, к которому необходимо относить жилищный фонд, коммунально-бытовую инфраструктуру, коммуникации, товары и нереализованную продукцию, а также основные фонды организаций всех без исключения форм собственности [1].

Соответственно, можно говорить о том, что к прямому ущербу, который является следствием чрезвычайных ситуаций, необходимо относить потери и убытки, всех объектов, которые представляли интерес для человеческой жизнедеятельности, и который оказались в зоне поражающих и вредных факторов чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Что касается косвенного экономического ущерба от чрезвычайной ситуации, то под ним принято понимать потери, убытки и затраты, носящие вынужденный характер и являющиеся следствием вторичных эффектов, по которыми, в свою очередь, понимаются действия или бездействия, порожденные первичным действием природного, техногенного или же террористического характера.

В качестве основных составляющих косвенного экономического ущерба, вызванного чрезвычайными ситуациями, можно назвать такие, как:

  • косвенный ущерб для самого юридического и физического лица;
  • упущенная им выгода в связи с прекращением или приостановкой деятельности, утрата нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерской документации, утрата технической, экономической, научной документации, программно-математического обеспечения и т.д.;
  • категория лица, претендующего на возмещение ущерба;
  • участие этого лица в формировании фонда возмещения;
  • реальная экономическая ситуация, под которой понимается наличие финансовых средств в фонде возмещения;
  • потеря товарного вида;
  • моральный ущерб;
  • ущерб, полученный смежниками;
  • народнохозяйственный ущерб [5, 6].

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. Протокол №4 разработана Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций [2].

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера разработана на основе обобщения проводимых ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) многолетних исследований по анализу и управлению риском ЧС техногенного и природного характера, а так же работ других ведущих научно-исследовательских и проектных учреждений. В работе учтен зарубежный опыт по оценке ущерба, изложены подходы к проведению оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций и их прогнозированию, указаны основные показатели социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

В ходе дальнейшего проведения исследований по оценке социально-экономических последствий и получения новых данных Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера постоянно уточняется и дополняться, в том числе документами, законодательными актами, необходимыми для организации работ в этой области.

Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера предназначена для того, чтобы обеспечивать информацией по оценке ущерба руководителей субъектов Российской Федерации и специалистов органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, а также задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Однако, необходимо отметить, что методика подсчета и оценки экономического ущерба, приведенная в данном документе, несколько устарела и нуждается в корректировке. Соответственно, представляется целесообразным представить возможные направления подсчетов экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, что сделано далее. Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов, а также затрат на ликвидацию последствий стихийного бедствия или аварии. Он определяется на конкретный момент времени и является промежуточным. Расчетные зависимости на данном этапе определения экономического ущерба можно представить формулой:

где A – коэффициент приведения разновременных затрат (коэффициент дисконтирования);

U — экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций;

Up — прямой экономический ущерб;

Uk – косвенный экономический ущерб.

Возникновение долговременных потерь от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от состояния мобильности национальной экономики. Для состояния экономического кризиса вероятность увеличения долговременности последствий возрастает, поэтому для таких государств как Российская Федерация расчет дисконтированного ущерба весьма актуален. Дисконтированные оценки должны отражать стоимость будущих потерь сегодня. Полный ущерб Vk с учётом дисконтирования можно рассчитать по следующей формуле:

где t — ставка дисконтирования;

R — жизненный цикл ликвидации последствий;

 k —  год чрезвычайной ситуации.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что осуществление анализа и прогнозирования ущерба, который может быть причинен чрезвычайными ситуациями, имеет различные цели и направлен на решение разнообразных прикладных задач, причем к ним можно отнести также и научно-исследовательские задачи в силу того, что для обоснования практических решений, которые принимаются в процессе обоснования и осуществления мероприятий, направленных на то, чтобы предупредить и ликвидировать чрезвычайную ситуацию, на эти цели также должны быть выделены соответствующие ресурсы и финансовые средства.

В качестве наиболее важный практических задач, которые требуют результатов анализа и прогнозирования экономического ущерба, который может быть нанесен чрезвычайной ситуацией, можно отнести следующие:

  • обоснование выделения средств из бюджетов всех уровней, равно как и из внебюджетных источников на осуществление мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
  • обоснование инвестиционных проектов, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • модернизация практики лицензирования деятельности производственных объектов, которые относятся к опасным;
  • страхование многочисленных рисков гражданской ответственности;
  • возмещение различных видов ущерба в том случае, если чрезвычайная ситуация уже наступила;
  • обоснование всех без исключения инвестиционных проектов с точки зрения того, учитываются ли в них риски наступления чрезвычайных ситуаций.

Необходимо принимать во внимание, что в процессе решения различных задач практической направленности могут иметься значительные различия результатов оценки ущерба, причем как прогнозируемого, так и фактического, в силу того, что отсутствует совпадение целей оценки ущерба, а также совпадение в методических особенностях учета отдельных составляющих прямого и косвенного экономического ущерба.

Осуществление государственного статистического учета ситуаций чрезвычайного характера должно иметь место с максимально полным использованием первичной информации, иными словами – той информации, которая формируется на базе «первичного звена», а именно – предприятий и организаций, а также органов муниципальной власти. Кроме того, такая организация должна быть дополнена следующими данными:

  • данными ведомственного статистического анализа и учета;
  • результатами наиболее современных разработок научно-исследовательского и прогнозно-аналитического характера;
  • материалами, которые были получены в процессе проведения лицензирования и страхования, а также разработки и утверждения инвестиционных проектов.

Только в том случае, если во внимание будет приниматься все вышеперечисленное, будет возможно максимально точно подсчитать экономический ущерб от чрезвычайной ситуации.

Библиографический список

1. Абдыкеева Ш.С., Иманбеков С.Т. Оценка экономического ущерба при чрезвычайных ситуациях. – 2012. – Электронный ресурс. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Economics/7_111672.doc.htm. Дата обращения: 25.06.2019.

2. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. – 118 с.

3. Королюк Л.В. Экономический подход к проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». – 2006. — №2. – С. 205-212.

4. Латыпова О.В., Невдах Д.А.Методика определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пожаров) // Пожаровзрывобезопасность. – 2004. – С. 83-89.

5. Шкарупета Е.В. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций в современной России // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2015. – С. 4-6.