Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 339.24

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19041

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

BASIC TRENDS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF REGIONAL ECONOMy GOVERNANCE

Чичерин Алексей Евгеньевич, соискатель, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Chicherin A.E., xmandarin@rambler.ru

Аннотация: В статье анализируются точки зрения современных отечественных исследователей относительно совершенствования государственного управления экономикой региона, а также стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, содержащие постановку ключевых задач, с решением которых связывается повышение эффективности публичного управления. На основании многоэлементной информационной базы автором предлагаются основные направления повышения эффективности названного управления, в том числе, расширение сфер и территорий использования перспективных форм пространственной организации экономики, расширение масштабов и форм взаимодействия региональных органов власти с исследовательскими и образовательными организациями и др.

Summary: The article analyzes the points of view of modern domestic researchers regarding the improvement regional economy governance, as well as the strategies of socio-economic development of the Russian regions, containing the formulation of key tasks, the solution of which increases the efficiency of public administration. On the basis of a multi-element information base, the author proposes the basic trends of improving the efficiency of the governance, including the expansion of areas and territories of using promising forms of spatial organization of the economy, expanding the scope and forms of interaction between regional authorities and research and educational organizations, etc.

Ключевые слова: региональная экономика, эффективность государственного управления.

Keywords: regional economy, governance efficiency.

Не вызывает сомнения, что эффективность государственного управления играет особую роль в достижении высокого уровня социально-экономического развития территории. Последнее десятилетие ознаменовалось разнообразными реформами, направленными на совершенствование управленческой деятельности на национальном, региональном и местном уровнях. Тем не менее, проводимые изменения зачастую носили бессистемный, хаотичный характер, а многие из поставленных целей не были достигнуты, что актуализирует потребность в уточнении и дополнении ключевых векторов совершенствования публичного управления. В определении направлений повышения эффективности государственного управления экономикой региона обратимся к имеющемуся в данной предметной области теоретическому заделу.

Так, Т.Н. Воробьева связывает повышение искомой эффективности с совершенствованием организационной структуры государственного управления. По ее мнению, названный процесс включает: формирование подразделений регуляторной компетенции в каждом органе исполнительной власти субъекта РФ, ответственных за развитие подведомственной сферы экономики; осуществление внешней оценки достижения запланированных показателей развития экономики региональным органом по управлению государственной службой [1].

При этом формирование реестра регуляторных компетенций, отражающего набор инструментов регулирующего воздействия на региональную экономику, призвано устранить их дублирование между федеральными и региональными органами власти [1].

Другой составляющей процесса повышения эффективности государственного управления является, по мнению указанного автора, совершенствование нормативного обеспечения деятельности региональных органов власти в экономической сфере. В частности, речь идет об утверждении методики обоснования выбора мер государственной поддержки с учетом принципов результативности и эффективности и закреплении персональной ответственности для должностных лиц за достижение показателей развития региональной экономики [1].

Анализируя приведенную точку зрения, отметим, что совершенствование организационной структуры управления, безусловно, является важным направлением роста эффективности государственного управления, поскольку повышение уровня разнообразия и сложности задач, решаемых органами власти региона, обновляют содержание процесса публичного управления, детерминируя необходимые изменения и в его форме.

Другое дело, что перемены в организационной структуре управления, далеко не во всех случаях должны проявляться в росте числа новых подразделений. На наш взгляд, действительно востребованной мерой является освоение проектного подхода в модернизации организационной структуры исполнительных органов государственной власти (в дальнейшем – ИОГВ). Объективными предпосылками такого варианта изменений являются, во-первых, достаточно представительный набор задач «сквозного» характера, эффективное решение которых может быть достигнуто только при взаимодействии различных ИОГВ.

Трудно не согласиться с предложением Т.Н. Воробьевой о необходимости оценки достижения запланированных показателей экономического развития и установления соответствующей персональной ответственности государственных служащих. Отсутствие подобной взаимосвязи негативно отражается на качестве работы, не позволяя более полно использовать имеющийся кадровый потенциал за счет низкого уровня мотивации управленческого звена.

Следует, однако, отметить, что при наличии персональной ответственности за достижение целевых показателей экономического развития региона велика вероятность их преднамеренного занижения, что требует, во-первых, независимой экспертизы их обоснованности, во-вторых, повышения эффективности контроля, в том числе, со стороны институтов гражданского общества.

Д.В. Зубайдуллина, фокусируя внимание на развитии взаимодействия между региональными органами власти, бизнесом и обществом, связывает повышение эффективности государственного управления региональным развитием с развитием квалификации и компетенций представителей региональных органов власти, бизнеса и общества, привлечением населения к решению актуальных проблем, созданием и совершенствованием институтов по развитию отношений государства и частного сектора [2].

Полагаем продуктивным предложение указанного автора о необходимости развития кадрового потенциала государственного управления, а также компетенций иных лиц, принимающих участие в разработке реализации региональных проектов. Это может находить отражение в формировании центров кадровой подготовки и развития компетенций, причем особенно востребованными являются навыки в области стратегирования регионального развития, формирования и развития кластерных образований, организации проектной деятельности, государственно-частного партнерства.

Е.С. Чаркина предпринимает сравнительный анализ базисных моделей государственного управления, выделяя среди них:

  • классическую модель (Bureaucratic Rationality), характеризующаяся четкой иерархией, строгим исполнением приказов и распоряжений, наличием прописанных правил и процедур работы;
  • проектно-целевую модель (New Public Management), в фокусе которой оказывается повышение эффективности управления, бюджетирование, ориентированное на результат и достижение установленных целевых показателей, в том числе с помощью инструментов, заимствованных из бизнеса (аутсорсинг, проектное управление, привлечение внешней экспертизы и др.);
  • общественно-сетевую модель (New Governance), для которой характерно вовлечение стейкхолдеров в процесс принятия решений, активное использование государственно-частного партнерства, механизмов обратной связи, расширенное взаимодействие государства с представителями бизнеса и общества [3].

В результате анализа названный автор делает вывод о необходимости перехода к программно-целевому подходу, что подразумевает:

  • использование метода бюджетирования, ориентированного на результат при разработке и реализации государственных программ;
  • оценку программ, проектов и деятельности их исполнителей на основе достижения конечных результатов и их значимости;
  • использование современных инструментов реализации программ и проектов [3].

Программно-целевой подход, безусловно, имеет значительный экономико-организационный потенциал. Другое дело, что его применение в региональной экономике началось еще в начале этого века. Поэтому речь скорее всего нужно вести не о переходе к такому подходу, а о совершенствовании практики его использования. Заметим, что это направление связывается с освоением проектного подхода, являющегося новой формой программно-целевого управления.

Сфокусируем внимание на составляющих процесса повышения эффективности государственного управления экономикой региона, выявленных нами при проведении контент-анализа содержания актуализированных стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации: Воронежской [4], Иркутской [5], Орловской [6] , Рязанской [7], Самарской [8], Тамбовской [9], Челябинской [10]  областей, Краснодарского края [11], Республик Алтай [12], Татарстан [13]. 

Контент-анализ указанных стратегий позволяет дополнить предложенный исследователями состав направлений повышения эффективности государственного управления экономикой региона, включив в него следующие:

  • расширение сфер и территорий использования перспективных форм пространственной организации экономики (Воронежская область, Краснодарский край, Республика Татарстан);
  • повышение эффективности управления финансами региона (Иркутская, Орловская, Рязанская Самарская области, Республики Алтай и Татарстан);
  • цифровизация общественного сектора экономики и системы государственного управления (Воронежская, Орловская, Рязанская, Самарская, Челябинская области, Краснодарский край, Республики Алтай и Татарстан);
  • улучшение делового климата (Краснодарский край, Республика Алтай, Рязанская область);
  • повышение эффективности земельно-имущественных отношений, совершенствование управления государственной собственностью (Воронежская, Иркутская, Орловская области);
  • совершенствование институционального обеспечения регионального развития (Краснодарский край, Республика Татарстан, Самарская область).

На основании оценочных суждений исследователей и материалов актуализированных стратегий социально-экономического развития субъектов РФ нами уточнен и дополнен состав основных направлений повышения эффективности государственного управления экономикой региона, включающий:

  • формирование механизма идентификации, согласования и реализации интересов различных субъектов региональной экономики, основой которого выступает стратегическое управление развитием территории;
  • совершенствование организационной структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • обеспечение участия населения в государственном управлении; 
  • расширение масштабов и форм взаимодействия региональных органов власти с исследовательскими и образовательными организациями;
  • формирование и развитие партнерства органов государственной власти с бизнесом; 
  • развитие кадрового потенциала системы государственного управления;
  • расширение сфер и территорий использования перспективных форм пространственной организации экономики (кластеров, технопарков, территорий опережающего развития);
  • цифровизация общественного сектора экономики и системы государственного управления;
  • повышение устойчивости региональной экономики путем содействия развитию экологичных производств;
  • обновление инструментария государственного управления, обеспечение его соответствия характеру решаемых задач.

Полученный результат позволяет сфокусировать ресурсы и действия органов государственной власти регионов на наиболее значимых направлениях повышения эффективности государственного управления экономикой.

Литература

  1. Воробьева Т.Н. Организация и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти в системе государственного управления экономическим развитием регионов Сибири: автореферат дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Сибирский гос. ун-т науки и технологии имени академика М.Ф. Решетнева. – Красноярск, 2018. – 26 с.
  2. Зуйбадуллина Д. В. Совершенствование управления региональным развитием на основе гармонизации взаимодействия государственной власти, бизнеса и населения: автореферат дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Башкирский гос. ун-т. – Санкт-Петербург, 2019. – 22 с.
  3.   Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад / Е.С. Чаркина. – М.: ИЭ РАН. — 2017. – 54 с.
  4.   Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

    Нажмите для доступа к %D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%2020_12_2018%20%E2%84%96%20168-%D0%9E%D0%97.pdf

  5. Доработанный проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irkobl.ru/sites/economy/obshchestvennyy-sovet/Docs/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20(%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8)%20%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.doc
  6. Стратегия социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://orel-region.ru/sendfilen.php?id=19603
  7. Стратегия социально-экономического развития Рязанской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ryazangov.ru/ryazan/socio_economic/dev_strategy/strategy_ro2030.pdf
  8. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.samregion.ru/upload/iblock/82a/strategiya-so_2030.pdf
  9. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tambov.gov.ru/assets/files/strategy/bc9bb531-f06a-4e4e-92ac-f39f924f8bfb.pdf 
  10.  Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553133071
  11. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Proekt_Strategii.pdf
  12. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.altai-republic.ru/bitrix/tools/pixelcraft.document/download.php?action=download&hash=WyYZLhgIChM9X1oHAys2ERp8bkgvRElCSmocVwI,
  13. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_359255.docx