http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2019

УДК 338.439

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19030

Вопросы продовольственного обеспечения
Пермского края

Issues of food security
of the Perm krai

Троценко Вячеслав Михайлович, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова,  614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23,  E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich, Candidate of Economic
Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state
agro-technological University named after academician D. N.
Pryanishnikov», 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, Ph.: + 7 9048430760, E-mail: t-v-m@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечение населения
продовольствием в Пермском крае, а также рассматривается влияние уровня
продовольственной безопасности на нормализацию социального
климата в государстве и повышение независимости отдельных его территорий от
внешних факторов воздействия. Негативные настроения населения часто возникают
при недостаточности необходимых запасов и резервов в регионах, влекущей за
собой снижение предложения на определенные товары, а также рост цен на продукты
питания, что позволяет считать проблему обеспечения продовольствием территории одним
из важнейших структурных элементов обеспечения национальной безопасности
страны. Оценивается уровень продовольственного обеспечения Пермского края по
различным продуктам. На основании данных о фактическом и необходимом объеме
производства отдельных видов сельхозпродукции в соответствии с нормами
потребления определяется обеспеченность продовольствием в регионе. Для
совершенствования системы обеспечения продовольственной безопасности территории
предлагается системы мер по повышению самообеспечения
территории.

Summary: The article discusses the issues of providing the
population with food in the Perm krai, and also examines the impact of the
level of food security on the normalization of the social climate in the state
and increasing the independence of its territories from external influences. Negative
moods of the population often arise when the required reserves and reserves in
the regions are insufficient, which leads to a decrease in the supply of
certain goods, as well as rising food prices, which makes it possible to
consider the problem of providing food to the territory as one of the most
important structural elements of ensuring the national security of a country.
The level of food supply of Permsky Krai is estimated for various products. On
the basis of data on the actual and necessary production of certain types of
agricultural products in accordance with the norms of consumption, food
security in the region is determined. To improve the system of ensuring food
security of the territory, a system of measures to improve the self-sufficiency
of the territory is proposed.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, норма потребления,   продовольственная независимость.

Keywords: food security, food security, consumption rate, food independence.

Обеспечение населения
продовольствием является одной из главных государственных задач на протяжении
всей истории человечества. Реализация системы мер и мероприятий
по обеспечению продовольственной безопасности способствует нормализации
социального климата в государстве и отдельных его территориях. Волнения среди
населения часто возникают при недостаточности необходимых запасов и резервов в
регионах, влекущей за собой снижение предложения на определенные товары, а
также рост цен на продукты питания. Это позволяет считать проблему обеспечения продовольствием
территории важнейшим структурным элементом обеспечения национальной безопасности
страны.

В настоящее время в агропромышленном комплексе гораздо
сложнее стало решать вопросы продовольственной безопасности в регионе в связи с
возникновением внешних и внутренних угроз. Чаще всего эти сложные вопросы при
определенных обстоятельствах приходиться решать в ускоренном порядке. Обозначим
некоторые из них:

  • вход России в ВТО, участие страны  в различных интеграционных сообществах;
  • большая доля импортных товаров на рынке сельхозпродукции;
  • сложные условия освоения хозяйствами субсидий;
  • напряженные политические отношения между Западом и Россией;
  • налаживание отношений с Крымом, обострение кризиса в отношениях с Украиной;
  • ввод санкций;
  • рост монополизма по некоторым видам продовольствия на рынке;
  • снижение объемов государственной поддержки АПК.

При анализе различных
вариантов определения «продовольственная безопасность» можно сделать вывод о
том, что она включает в себя такие вопросы, как обеспечение необходимого объема
продуктов питания, полноценность и сбалансированность питания населения, обеспечение
соответствия качества продуктов питания стандартам качества, его доступность,
ответственность государства за продовольственное обеспечение и поддержание
государственного продовольственного резерва.

Продовольственная
безопасность региона – это уровень
защищенности экономических, производственных, трудовых, перерабатывающих
ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей населения в качественных
продовольственных товарах с учетом финансовой и территориальной доступности
населения при условии импортозамещения основных видов продукции за счет местных
производителей.

Продовольственная
независимость — это обеспечение населения 
территории основными продуктами питания согласно нормам потребления.
Страна должна обеспечить такие условия для производства, при которых АПК сможет
в полном объеме обеспечивать  за счёт
своего производства, продовольственную потребность государства.

Запрет ввоза сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия из государств, которые оказали поддержку
антироссийских санкций, дал шанс российским сельхозпроизводителям заменить
импортные продукты отечественными. С момента введения
ответных мер России на санкции импорт продовольствия значительно снизился. По данным
Росстата увеличилось производство мяса, плодоовощной продукции, молока и сырных
продуктов.

Мнение, что санкции ведут
к снижению потребления, подтверждается частично результатами исследований
(таблица 1). Население России стало потреблять меньше молока и овощей в
сравнении с 2014 г. При этом норма потребления продуктов питания на протяжении
2014-2017 годов в расчете на душу населения в России не выполняется.

Проанализируем экономическую систему обеспечения продовольственной
независимости Пермского края.

Регион обладает
достаточно высоким  потенциалом развития
агропромышленного производства для обеспечения продовольственной безопасности
своей территории.

Пермский край обладает
значительным объемом земельных ресурсов (свыше 1,6 млн. га пашни),  использование которых составляет менее чем 50%
от потенциала. При этом сельское население составляет 25% всей численности Пермского
края, из них трудоспособного — 61%.

Агропромышленный комплекс
Пермского края включает в себя 290 крупных и средних сельскохозяйственных
организаций, 2600 крестьянских (фермерских) хозяйств, 289 тысяч личных
подсобных хозяйств, 69 крупных и средних организаций пищевой и перерабатывающей
промышленности, в том числе 3 крупных предприятия мукомольно-крупяной отрасли,
31 — по переработке молока и мяса. За последние шесть лет, интенсивно
увеличиваются посевные площади (таблица 2). Растут основные показатели развития
сельскохозяйственной отрасли, но в связи со снижением государственной
поддержки  выращивания овощей уменьшаются
посевные площади картофеля и овощей.  

Сельскохозяйственное
производство является низкоэффективным, невысокая заработная плата ведет к
сокращению кадрового потенциала отрасли. Темпы снижения количества работающих в
отрасли превышают рост производительности труда. Низкая заработная плата, отсутствие
квалифицированных кадров могут существенно сдерживать развитие агропромышленной
отрасли.

Анализируя производство
продовольственных ресурсов в Пермском крае, наблюдаем снижение производства
скота и птицы на убой за шесть лет на 11% (таблица 3), нестабильные показатели
валового сбора зерна, картофеля и овощей, основная причина — сложные
климатические, природные условия нашего региона. При этом растет производство
молока и яиц.

Расширяется рынок сбыта
продукции. Растут объёмы производства молока. Так, ввоз молока и
молокопродуктов за анализируемый период уменьшился на 45,3%, а мяса и
мясопродуктов увеличился — на 32,9%, при этом увеличился вывоз мясной продукции
в 2,5 раза (таблица 4).

Мы наблюдаем увеличение
производства и вывоза молока, при этом снижается ввоз молочной продукции и ее
потребление. Данная ситуация вызвана недостатком переработки сельхозпродукции в
регионе, сырье реализуется в другие территории, а оттуда в виде готовой
продукции поступает на прилавки магазинов края уже по более высокой цене,
неподъемной для покупателя.

По мясу ситуация сложнее,
цена реализации мяса в Пермском крае низкая. Себестоимость говядины – высокая.
Сельхозтоваропроизводители продают произведенное сырье в другие регионы.
Стараются получить племстатус хозяйства и реализовывать молодняк КРС по более высокой
цене как племскот, который так же уходит в другие регионы, где созданы более
благоприятные условия для производства мяса. У хозяйств нашего региона нет
возможности купить племенной молодняк, изменились условия финансовой поддержки,
которые не перекрывают значительные затраты на приобретение скота. В результате
снижается поголовье мясного скота и производство мяса.

Для того, что бы
сохранить и расширить рынок сбыта продукции, нужно повысить
конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса Пермского края. Конкуренция
является одним из основных условий эффек­тивности рыночной экономии. Если
продукция не будет вывозиться из региона усилится монополия  переработчиков продовольствия. Такое
положение может вполне устраивать органы местного самоуправления  и предприятия. Сельхозпредприятие смогут
получать высокую прибыль, а муниципалитеты — боль­шие отчисления в местный
бюджет. С точки зрения развития региональной экономики замкнутость региона —
это некий шаг назад.

Опыт многих зарубежных
стран свидетельствует,  что продо­вольственная
самообеспеченность даже в экономически развитых странах не всегда дости­гается
в необходимом, оптимальном объеме.

Когда страна не в
состоянии оплачивать импорт необходимого объема продовольственных товаров без
ущерба для нацио­нальной экономики возникает зависимость от внешних источ­ников
продовольствия, а отказ от ввоза основных видов продуктов питания снижает до­стигнутый
уровень продовольственного обеспечения населения.

Проведенные исследования
позволяют утверждать, что низкий технический и технологический уровни
производства не могут обеспечить производство основных видов
сельскохозяйственной продукции. Недостаточность предприятий переработки
сельскохозяйственной продукции,  и их
работа на привозном сырье способствуют удорожанию готовых продуктов.

Низкий уровень подготовки
специалистов сельскохозяйственной отрасли также влияет на качество и объем
производства продукции. Ряд крестьянских (фермерских) и личных подсобных
хозяйств не в полном объеме отражают свою деятельность в статистической
отчетности.

При определении уровня
продовольственного обеспечения учитывают требования рационального и
сбалансированного питания, само питание является категорией физиологического
процесса, так как характеризует поступление в организм человека питательных
веществ, необходимых для жизнедеятельности. Потребление — это не только
приобретение продуктов питания через торговую сеть и общественное питание, но и
за счет ведения личного подсобного хозяйства. Вышеизложенное позволяет с делать
вывод о необходимости структуризации системы обеспечения продовольственного
обеспечения (таблица 5)

Наивысший уровень
самообеспеченния  может быть достигнут,
при использовании про­изводственных мощностей на 100 %, а произведенные товары
остаются в регионе для удовлетворения потребностей его населения. В связи с
разделением  и спецификой труда и
специализацией регио­нов на производстве определенных видов продукции и услуг
необходим межрегиональный и межгосударственный обмен. Отсюда следует, что  полное удовлетворение потребности региона товарами
собственного производства невозможно.

На основании данных о
фактическом и необходимом объеме производства отдельных видов сельхозпродукции
в соответствии с нормами потребления в 2017 году в Пермском крае достаточно
производилось картофеля и куриного яйца, к тому же была возможность
осуществления поставок этих продуктов за границы региона (таблица 6).

Объемы произведенного
молока, мяса и овощей не смогли обеспечить потребность населения края, Кc  по данным видам продукции составил 0,58; 0,55
и 0,60 соответственно. Коэффициент самообеспечения по молоку, мясу и овощам
находится на допустимом уровне.

Нами разработана методика
оценки уровня продовольственного обеспечения с учетом пороговых значений
продовольственного самообеспечения на основе анализа современного состояния АПК
региона.

где Уо–
уровень продовольственного обеспечения;

q
— фактические объемы производства продукции в регионе;

N
— норма потребления продукта в год;

n
— численность населения региона;

Ip — ввоз продукции, включая импорт;

Ep — вывоз  продукции, включая экспорт.  

По результатам проведенной оценки был определен уровень обеспечения основными продуктами питания по Пермскому краю.

При численности населения
Пермского края на 01.01.17 года 2632097 человек сельхозпредприятия региона
производят картофель и куриное яйцо в полном объеме (таблица 7).

Уровень обеспечения овощей составляет 86%, при этом треть необходимого объема завозится из других регионов. Регион обеспечивает себя молоком на 58%, причем 28% от произведенного реализуется в другие регионы, оттуда 22 % возвращается в виде готовой продукции. Мяса производим 104 тыс. тонн (55% от потребности), но третья часть произведенного уходит также в другие регионы. Сельхозтоваропроизводители продают произведенное сырье в другие регионы.

В
рамках краевой программы развития АПК главной задачей является  выход на самообеспечение по пяти основным
видам продуктов питания (молоко, мясо, яйцо, картофель, овощи) и  повышение уровня продовольственной
безопасности Пермского края с 89,1% в 2016 году до 90,7% в 2020 году, а к 2022
году – до 91,5%.

Для решения проблемы
продовольственной безопасности населения Пермского края необходима реализация
совокупности мер включающую в себя не только стимулирование и государственную
поддержку развития национального аграрно-продовольственного сектора, а также
выработку и законодательное закрепление механизмов повышения доступности продовольствия
и его качества.

Хаотичность  современных подходов обеспечения
продовольственной безопасности территории не позволит в короткие сроки решить
проблемы самообеспечения  государства. В связи,
с  чем считаем первоочередным решить три
задачи:

  1. Повышение эффективности деятельности
    предприятий АПК за счет новых мер государственной поддержки в рамках ВТО;
  2.  Обеспечение регулярного поступления
    качественного продовольствия на рынок;
  3. Улучшение качества деятельности правоохранительных
    и фискальных органов в вопросах выявления экономических преступлений,
    профилактических мероприятий.

Для совершенствования системы
обеспечения продовольственной безопасности территории необходимо, в целях
организации рационального использования всех видов сельскохозяйственных угодий,
разработать порядок  субсидирования на
вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственный
оборот для использования в качестве посевных площадей сельскохозяйственным
товаропроизводителям по ставке 6000 рублей за 1 гектар вновь введенных в
сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, но не более 80 процентов
фактически произведенных затрат, при условии, что в сельскохозяйственный оборот
вовлекаются земли сельскохозяйственного назначения, ранее не используемые в
течение 3-х и более лет.

Предлагаем субсидию выплачивать при наличии документа,
подтверждающего право собственности земельного участка, на следующие виды
работ: вырубку деревьев и кустарников, корчевку, планировку, внесение
органических и минеральных удобрений, дискование, вспашку, боронование,
культивацию, посев сельскохозяйственных культур. Эффективное использование
сельскохозяйственного ресурсного потенциала позволит повысить уровень
самообеспеченности продовольствием Пермского края и укрепить систему
продовольственной безопасности региона. Данные мероприятия
позволят улучшить физическую доступность продовольствия для населения
территории.

Литература

  1. Балиянц К.М. Импортозамещение и продовольственная
    безопасность республики Дагестан // РППЭ. 2017. №1 (75). – с. 39-45.
  2. Копеин В.В. Экономическая и продовольственная
    безопасность: новая реальность импортозамещения // Техника и технология пищевых
    производств. 2016. №1. – с. 126-134.
  3. Плотников А.В. Импортозамещение отечественной аграрной
    экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2018. № 1. С.
    129-132.
  4. Хайруллина, О.И. Продовольственная безопасность:
    международный опыт и российская реальность / В.З. Мазлоев, О.И. Хайруллина //
    Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. — № 10. —
    С. 13-19.
  5. Яркова, Т.М., Светлаков, А.Г. Особенности
    государственного регулирования экономики аграрного сектора России / Т.М.
    Яркова, А.Г. Светлаков// Микроэкономика. – 2016. ‑ №2. – С. 82-86
  6. Яркова, Т.М., Светлакова, С.А. Основные
    социально-экономические проблемы продовольственного самообеспечения в регионе и
    пути их решения в современных условиях / Т.М. Яркова, С.А. Светлакова//
    Аграрная Россия. – 2017.   №9.   С. 35-34