Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 339.9

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10505

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕУГОЛЬНИКЕ РОССИЯ – МОНГОЛИЯ — КИТАЙ

STRUCTURE AND DYNAMICS OF ECONOMIC AND TRADE COOPERATION IN THE TRIANGLE OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA, MONGOLIA — CHINA

Статья подготовлена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований 18-514-94002 МОКН_а «Национальные интересы России и Монголии в треугольнике отношений Россия – Монголия – Китай: проблемы, противоречия, сценарии»

Grant of the Russian Foundation for Basic Research 18-514-94002 «National interests of Russia and Mongolia in the triangle of relations between Russia, Mongolia — China: issues, contradictions, scenarios»

Суходолов Александр Петрович, д.э.н., профессор, НАНО «Институт развития», Иркутск, Российская Федерация, e-mail: 3952_2018@mail.ru

Кузьмин Юрий Васильевич, доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация, e-mail: Kuzminuv@yandex.ru

Суходолов Яков Александрович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономических исследований ДВО РАН, г. Хабаровск, Российская Федерация. е-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

Sukhodolov Alexander P., Phd in economics, Professor, NANO «Development Institute», Russian Federation, e-mail: 3952_2018@mail.ru

Kuzmin Yuri V., D.Sc. in Historical Sciences, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: Kuzminuv@yandex.ru

Sukhodolov Yakov A., Ph.D. in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Economic Research, Far Eastern Division, Russian Academy of Sciences, Khabarovsk, the Russian Federation. e-mail: yakov.suhodolov@gmail.com

Аннотация. В настоящее время Россия проводит активную внешнюю политику в Северо-Восточной Азии, куда перемещается центр мировой экономики. Китай становится крупнейшим промышленным и финансовым центром в данном регионе, а также за счет реализации глобальных экономических проектов усиливаете свое влияние на вовлекаемые в них страны, в том числе Россию и Монголию. В связи с чем возникают угрозы национальным экономическим интересам России и Монголии. В статье представлен анализ динамики объемов и товарной структуры экспортно-импортных операций России с Китаем и Монголией за период 2018-2020 гг. Сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях сотрудничества, ориентированных на активизацию внешнеторгового оборота и изменение товарной структуры внешней торговли между странами.

Abstract. At present, Russia is pursuing an active foreign policy in Northeast Asia, where the center of the world economy is moving. China is becoming the largest industrial and financial center in the region, and through the implementation of global economic projects, you are increasing your influence on the countries involved in them, including Russia and Mongolia. In this connection, there are threats to the national economic interests of Russia and Mongolia. The article presents an analysis of the dynamics of the volumes and commodity structure of export-import operations of Russia with China and Mongolia for the period 2018-2020. Conclusions are made about the most promising areas of cooperation aimed at enhancing foreign trade turnover and changing the commodity structure of foreign trade between countries.

Ключевые слова: Россия, Китай, Монголия, внешняя торговля, международное сотрудничество, международная региональная интеграция

Keywords: Russia, China, Mongolia, foreign trade, international cooperation, international regional integration

Важным источником социально-экономического развития национальной экономики является международное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. В современных условиях геополитического дисбаланса и спада в мировой экономике к одному из приоритетны направлений активизации внешнеэкономического сотрудничества относятся страны Северо-Восточной Азии (СВА), в том числе Китай и Монголия.

Китайская экономика является одной из крупнейших в мире, на ее долю приходится 18,3 % мирового ВВП (по паритету покупательной способности), на долю России – 3,1 %, Монголии – 0,03 %.

Доля Китая в мировом экспорте составляет – 12,0 % (1-е место в мире). России – 1,7 %, Монголии – 0,03 %.

Темпы роста китайской экономики в 2020 г. составили 2,3 %. экономический спад был в российской экономике – 2,9 % и монгольской экономике – 5,3 %.

Сравнение основных показателей, характеризующих социально-экономический потенциал и динамику развития в 2020 г. трех стран – России, Китая и Монголии представлено в табл. 1.

Введение в 2019 г. ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), оказало отрицательное влияние на развитие мировой экономики, которое проявилось в форме падения мирового спроса на целый ряд товаров и услуг, замедлении темпов экономического роста и уменьшении ВВП большинства стран. Снизились контрактные цены на экспортные товарные при одновременном росте стоимости готовой продукции. Были нарушены глобальные цепочки поставок. Сократились корпоративные доходы предприятий и реальные доходы населения. Ослабла инвестиционная активность. Выросли финансовые обязательства контрагентов и безработица.

В свою очередь рецессия мировой экономики негативно повлияла на динамику международной торговли. Так, по оценкам Всемирной торговой организации (ВТО) за период 2019–2020 гг. произошло снижение объемов мировой торговли на 8,0 % (за 2018–2019 гг. спад составил 3,0 %, в то время как в 2017–2018 гг. наблюдался рос на 10,0 %) (табл. 2).

Замедление темпов роста международной торговли также затронуло Россию, Китай и Монголию.

В 2020 г. внешнеторговый оборот Китая составил 4 647 млрд долл. (по сравнению с 2018 г. произошло снижение на 8,9 %). При этом отмечается рост объемов экспорта (с 2 487 до 2 591 млрд долл.) и снижение импорта (с 2 614 до 2 056 млрд долл.).

Внешнеторговый оборот России в 2020 г. составил 572 млрд долл. (снижение на 17,5 %). В России за данный период времени произошло падение как экспорта (с 444 до 332 млрд долл.) так и импорта (с 249 до 240 млрд долл.).

Внешнеторговой оборот Монголии после своего роста в 2019 г. (13,7 млрд долл.) вернулся к показателям 2018 г. (12,9 млрд долл.). При этом отмечается рост экспорта (с 7,0 до 7,6 млрд долл.) и снижение импорта (с 5,9 до 5,3 млрд долл.).

Внешняя торговля России с Китаем. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество имеют многолетнюю историю и в настоящее время характеризуются как «Всеобъемлющее, равноправное, доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие» [5].[5]

В 2020 г. объем внешнеторгового оборота между двумя странами составил 104 млрд дол. (1-е место среди всех внешнеторговых партнеров России). Объем экспорта – 49,1 млрд дол. (1-е место) и импорта – 54,9 млрд дол. (1-е место). Сальдо торгового баланса традиционно отрицательное – 5,8 млрд дол. (табл. 3).

Начиная с 2010 г. среди внешнеторговых партнеров Российской Федерации Китайская Народная республика занимает первое место. В перспективе ожидается увеличение объемов двухсторонней торговли до 200 млрд дол.

За период 2018–2020 гг. произошло снижение объемов внешнеторгового оборота с 108,3 до 104,0 млрд долл. За данный период отмечается сокращение экспорта из России (с 65,1 до 49,1 млрд долл.) при одновременном увеличении импорта из Китая (с 52,2 до 54,9 млрд долл.).

Положительное Сальдо торгового баланса, сложившееся в 2018–2019 гг., вызвано преимущественно увеличением поставок углеводородного сырья. В данный период произошло увеличение поставок нефти (2017–2018 гг.) по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан»[7]. Кроме того, был запущен на полную мощность (2018 г.) проекта по добыче природного газа «Ямал СПГ»[8], а также введен в эксплуатацию (2019 г.) магистральный газопровод «Сила Сибири»[9]. Вместе с тем, в 2020 г. сальдо торгового баланса вновь стало отрицательным.

Несмотря на уменьшение российско-китайского внешнеторгового оборота его товарная структура не претерпела существенных изменений.

В 2020 г. основная доля экспорта из России в Китай по-прежнему приходилась на минеральные продукты – 65,5 %. Доля древесины и изделий из нее составляла в экспорте 8,8 %, продовольственные товары – 8,1 %, металлы и изделия из них – 6,1 %. На остальные товарные группы пришлось – 11,6 % (табл. 4).

За период 2018–2020 гг. произошло увеличение доли древесины и изделий из нее (с 8,6 до 8,8 %), продовольственных товаров (с 4,5 до 8,1 %), металлов и изделий из них (с 2,4 до 6,1 %), продукции машиностроения (с 3,3 до 4,6 %) и продукции химической промышленности (с 2,8 до 3,8 %) в общем объеме экспорта, а также уменьшение доли минеральных продуктов (с 76,2 до 65,5 %).

Объем несырьевого и неэнергетического экспорта из России в Китай в 2019 г. составил 14,5 млрд. дол.,[11] а Китай занял 3-е место (после Узбекистана и Казахстана) среди стран, имеющих наибольшие перспективы для расширения несырьевого экспорта.[12]

Ожидается, что если ситуация с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) будет продолжаться, то в ближайшей перспективе внешняя торговля России с Китаем, ориентированная преимущественно на экспорт сырьевых ресурсов, продолжит испытывать негативные эффекты от замедления экономического роста Китая, а также снижения спроса и цен на топливно-энергетическое сырье.

В 2020 г. основная доля импорта из Китая в Россию пришлась на продукцию машиностроения – 59,0 %. На долю текстильных изделий и обуви пришлось – 11,3 %, продукции химической промышленности – 10,7 %, металлов и изделий из них – 7,1 %. На остальные товарные группы пришлось – 11,9 % (табл. 5).

За период 2018–2020 гг. произошло увеличение доли продукции машиностроения (с 57,1 до 59,0 %), текстильных изделий и обуви (с 11,2 до 11,3 %) и продукции химической промышленности (с 9,9 до 10,7 %) в общем объеме импорта, а также уменьшение доли металлов и изделий из них (с 7,8 до 7,1 %) и продовольственных товаров (с 3,6 до 2,5 %).

В 2020 г. значительная доля внешнеторгового оборота России с Китаем пришлась на Центральный федеральный округ – 57,0 %. На долю Дальневосточного пришлось – 10,4 %, Северо-Западного – 9,7 % и Сибирского – 8,4 %. На остальные федеральные округа – 14,5 % (табл. 6).

За период 2015–2020 гг. произошло увеличение доли Центрального федерального округа (с 55,1 до 57,0 %), Дальневосточного (с 10,0 до 10,4 %), Уральского (с 5,0 до 7,4 %), Приволжского (с 4,4 до 4,5 %) и Южного (с 1,8 до 2,2 %) в общем объеме двухсторонней торговли, а также снижение доли Северо-Западного (с 14,3 до 9,7 %), Сибирского (с 8,8 до 8,4 %) и Северо-Кавказского (с 0,6 до 0,3 %).

Преобладание Центрального федерального округа во внешней торговле России по сравнению с другими федеральными округами вызвано особенностями таможенного оформления экспортно-импортных операций крупными торговыми и производственными компаниями при котором декларирование грузов происходит в субъектах России, отличающихся от субъектов фактического производства продукции или конечного потребления товаров.

Китай является ключевым внешнеторговым партнером России, однако в настоящее время масштабы внешнеэкономического сотрудничества отстают от масштабов политического и стратегического диалога между странами. Современный уровень внешнеэкономических связей не в полной мере раскрывает имеющиеся возможности и потенциал России и Китая в данной сфере.

Изменение сложившейся структуры российско-китайских внешнеэкономических связей является приоритетным направлением развития двухстороннего сотрудничества. Расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества связано с совместной реализацией перспективных инвестиционных проектов по модернизации приграничной и транспортно-логистической инфраструктуры (китайский проект «Один пояс – один путь»), создании новых перерабатывающих производств, в машиностроении и сельском хозяйстве, в первую очередь на территории субъектов СФО и ДФО [8, 9, 12, 15]. Расширение внешнеэкономического сотрудничества должно быть направлено на проведение модернизации российской экономики с учетом задач долгосрочного социально-экономического развития и национальных интересов.

Внешняя торговля России с Монголией. Российско-монгольское сотрудничество является многоплановым и имеет многолетнюю историю добрососедских отношений [6]. В настоящее время внешняя политика Российской Федерации в отношении Монголии направлена на дальнейшее укрепление «традиционно дружественных связей» с данной страной.[15]

В 2020 г. объем внешнеторгового оборота составил 1,4 млрд дол. (57-е место среди всех торговых партнеров РФ). Объем экспорта – 1,3 млрд дол. (46-е место) и импорта – 0,03 млрд дол. (98-е место). Сальдо торгового баланса положительное – 1,3 млрд дол. (табл. 7).

За период 2018–2020 гг. произошло снижение объемов двухстороннего товарооборота с 1,6 до 1,4 млрд долл. За данный период отмечается сокращение экспорта из России (с 1,6 до 1,3 млрд долл.) и импорта из Монголии (с 0,04 до 0,03 млрд долл.). Кроме того, в структуре внешнеторгового оборота продолжает преобладать экспорт (более 95 %) товаров из России. Незначительные объемы импорта товаров из Монголии связаны с высокими таможенными пошлинами в размере от 15 до 45 %, строгими санитарными нормами на импорт продуктов питания, а также запрет на ввоз мяса и рыбы из Монголии.

Несмотря на уменьшение российско-монгольского внешнеторгового оборота его товарная структура не претерпела существенных изменений.

В 2020 г. основная доля экспорта из России в Монголию пришлась на минеральные продукты – 54,1 % (в основном нефть и нефтепродукты). На долю продовольственных товаров пришлось – 18,4 % (зерно, мука, крупы и изделия из них), продукции машиностроения – 9,1 % (железнодорожный подвижной состав и различное промышленное оборудование), металлов и изделий из них – 7,5 % (в основном изделия из черных металлов) и продукции химической промышленности – 7,4 % (преимущественно удобрения). На прочие товарные группы – 3,5 % (табл. 8).

За период 2018–2020 гг. произошло увеличение доли продовольственных товаров (с 13,5 до 18,4 %), продукции машиностроения (с 7,0 до 9,1 %) металлов и изделий из них (с 5,9 до 7,5 % и продукции химической промышленности (с 6,8 до 7,4 %) в общем объеме экспорта, а также уменьшение доли минеральных продуктов (с 63,8 до 54,1 %).

Объем несырьевого и неэнергетического экспорта из России в Монголию в 2019 г. составил 602,0 млн дол.[18] Однако традиционно основной объем экспорт занимают минеральные продукты. Поставки из России обеспечивают более 90 % потребности монгольской экономики в нефтепродуктах (основные поставки осуществляются нефтяной компанией «Роснефть»). Вместе с тем в Монголии реализуется проект по строительству нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью до 1,5 млн т нефти в год и выпуску 0,67 млн т дизельного топлива в год и 0,56 млн т бензина в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 1,35 млрд долл. Финансирование проекта осуществляется за счет кредита, предоставленного Экспортно-импортным банком Индии. Окончание строительства НПЗ запланировано на 2022 г. Ввод в эксплуатацию НПЗ позволит Монголии практически полностью отказаться от импорта нефтепродуктов из России.[19]

В 2020 г. основная доля импорта из Монголии в Россию пришлась на минеральные продукты – 81,1 % (в основном плавиковый шпат). На долю текстильных изделий и обуви пришлось – 12,1 %, продукции машиностроения – 4,8 % (железнодорожный подвижной состав). На остальные товарные группы пришлось – 2,0 % (табл. 9).

За период 2018–2020 гг. произошло увеличение доли минеральных продуктов (с 67,7 до 81,1 %), текстильных изделий и обуви (с 11,1 до 12,1 %) и продукции машиностроения (с 0,1 до 4,8 %) в общем объеме импорта, а также резкое снижение доли продовольственных товаров (с 20,6 до 1,5 %).

Несбалансированная товарная структура экспортно-импортных операций говорит о недостаточном использовании имеющегося потенциала развития двухстороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.

В 2020 г. основная доля внешнеторгового оборота между странами пришлась на Приволжский федеральный округ – 44,0 %. На долю Сибирского федерального округа пришлось – 27,3 %, Центрального – 15,5 % и Дальневосточного – 4,6 %. На остальные федеральные округа – 8,7 % (табл. 10).

За период 2015-2020 гг. произошло увеличение доли Сибирского федерального округа (с 25,3 до 27,3 %), Центрального (с 55,1 до 57,0 %), Дальневосточного (с 1,7 до 4,6 %), Уральского (с 2,8 до 3,9 %), Северо-Западного (с 1,3 до 3,1 %), Южного (с 0,9 до 1,5 %) и Северо-Кавказского (с 0,0 до 0,2 %) в общем объеме двухсторонней торговли, а также снижение доли Приволжского (с 56,7 до 44,0 %).

В настоящее время объемы торгового-экономического и инвестиционного сотрудничества России с Монголией находится на недостаточном уровне (на долю Монголии приходится только 0,25 % внешнеторгового оборота РФ).

По данному показателю Россия существенно отстает от Китая, который является ключевым торговым партнером Монголии. В настоящее время наблюдается рост зависимости экономики Монголии от Китая. В 2020 г. на его долю пришлось 75,0 % экспорта (5,5 млрд долл.) и 45,5 % импорта (1,9 млрд долл.). Тогда как на долю России пришлось всего 0,8 % экспорта (0,04 млрд долл.) и 33,3 % в импорта (1,4 млрд долл.).

Россия остается важным торгово-экономическим партнером для Монголии, однако современная товарная структура внешней торговли является несбалансированной, поскольку значительную часть российского экспорта составляют нефтепродукты, а импорт из Монголии представлен небольшим количеством сырья. Кроме того, объемы поставок нефтепродуктов из России имеют тенденцию к сокращению, а после завершения строительства в Монголии собственного НПЗ могут прекратиться окончательно [2, 4]. Сложившаяся ситуация в российско-монгольской торговле свидетельствует о необходимости активизации торгово-экономического сотрудничества в направлении развития несырьевого товарного обмена между странами, а также сокращения существующего дисбаланса в объемах экспортно-импортных операций.

Расширение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами связано в первую очередь с реализацией «Программы создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия», сопряженной с проектом «Один пояс – один путь» и «Степной путь». В рамках данной программы возможна реализации на территории Монголии многосторонних инвестиционных проектов (с участием России, Китая, Японии, Индии, Кореи и других стран) направленных на модернизацию приграничной, транспортной и энергетической инфраструктуры, создание новых промышленных производств по добыче и переработке полезных ископаемых с учетом современных экологических требований, а также развитие международного туризма.

Помимо развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества актуальным остается решение вопросов, связанных с регулированием рационального хозяйственного использования трансграничного водосборного бассейна р. Селенги для обеспечения сохранения оз. Байкал.

Заключение. Приоритетным направлением развития сотрудничества между странами является реализация проектов в рамках «Программы создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия». Вместе с тем в условиях экономического доминирования Китая в СВА, реализация запланированных в данной программе проектов не только создает условия для развития политического, экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества, но и может создать в перспективе определенные экономические проблемы и трудности, обусловленные различием экономических потенциалов трех стран и ростом финансово-экономической зависимости от Китая.

Расширение влияния Китая на экономику ряда приграничных регионов России и Монголии может привести к росту их экономической зависимости от Китая, что существенно затронет национальные интересы двух стран [11, 10, 13, 14, 16]. В частности, при формировании новых транспортных коридоров, в рамках реализации проектов «Один пояс – один путь» и др., действующие железнодорожные магистрали – Уланбаторская железная дорога и восточное плечо Транссиба – неизбежно утратят часть проходящего по ним грузопотока. В свою очередь оказываемое со стороны китайских покупателей монопольное давление при формировании цен на экспортируемые из России и Монголии сырьевые ресурсы и продукцию сельского хозяйства, а также рост зависимости от предоставляемых Китаем инвестиций и кредитов создают угрозы для российской и монгольской экономик [1, 3, 7, 17]. Уже в настоящее время экономика Монголии и ряда восточных регионов России во многом зависима от Китая – крупнейшего торгового партнера в данном макрорегионе, что позволяет ему диктовать ценовые и прочие условия.

Национальные интересы России и Монголии в рамках треугольника отношений «Россия – Монголия – Китай» имеют достаточно точек соприкосновения, однако они вступают в некоторые противоречия с интересами третьих стран активно участвующих в политической и экономической жизни Монголии. В этой связи необходимо участвовать в интеграционных процессах и проводить реализацию проектов в рамках «Программы создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия» с привлечением третьих стран на паритетных началах.

Преодоление негативных тенденций и возможных рисков, а также построение долгосрочных, учитывающих взаимные национальные интересы, партнерских отношений с Китаем и Монголией, несомненно, является важной задачей современной внешней политики России.

Список источников

  1. Анохов И.В., Суходолов А.П. Проект «Один пояс – один путь»: гармонизация долгосрочных интересов России и Китая // Вестник МГИМО-Университета. – 2019. – № 3 (66). – С. 89-110.
  2. Батчулуун Б. Российско-монгольские отношения: реальность, проблемы, перспективы // Международные отношения. – 2020. – № 4. – С.50-59.
  3. Даваасурэн А., Ариунжаргал Ч. О проблемах формирования экономического коридора Россия-Монголия-Китай // Регион: Экономика и Социология. – 2021. – № 3 (111). – С. 184-202.
  4. Даваасурэн А., Суходолов Я.А. Тенденции развития внешнеторгового сотрудничества России с Монголией // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 8. – С. 18-30.
  5. Ковальчук Л.Б., Суходолов Я.А. К вопросу о правовых основах российско-китайского сотрудничества // Modern Law & Development : сетевой журн. – 2021. – № 1. – URL: https://mldjournal.ru.
  6. Кузьмин Ю.В., Суходолов Я.А., Манжигеев А.Ф. Правовые основы российско-монгольских межгосударственных отношений // Modern Law & Development : сетевой журн. – 2021. – № 2. – URL: https://mldjournal.ru.
  7. Ли Ю. Строительство экономического коридора Китай-Россия-Монголия в контексте глобальной эпидемии // Мир русскоговорящих стран. – 2020. – №4 (6). – С. 27-54.
  8. Новоселова Л.В. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в контексте «Поворота России на восток» // Россия и современный мир. – 2017. – № 3 (96). – С. 149-163.
  9. Островский А.В. Как нам развивать российско-китайскую торговлю. Современные российско-китайские отношения. Российская Академия наук. 2017. Москва : ИДВ РАН, с. 66-81.
  10. Суходолов А.П. Национальные интересы России в треугольнике отношений «Россия – Монголия – Китай»: проблемы и противоречия / А.П. Суходолов [и др.] // Приграничный регион в историческом развитии: партнерство и сотрудничество : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Чита, 2018. – С. 10-14.
  11. Суходолов А.П., Козырская И.Е., Кузьмин Ю.В. Экономические риски российской экономики и национальные интересы в треугольнике Россия – Монголия – Китай // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под ред. Е.Р. Метелевой. – Иркутск, 2018. – С. 395-402.
  12. Суходолов Я.А. Российско-китайское внешнеторговое сотрудничество как фактор развития экономики России: автореф. дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14 / Суходолов Яков Александрович. – Ростов-на-Дону, 2016. – 216 с.
  13. Фролова И.Ю. Перспективы трёхстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии // Проблемы национальной стратегии. – 2017. – № 6 (45).– С. 84-102.
  14. Яскина Г.С. Россия – Монголия – Китай: проблемы сотрудничества и преодоление противоречий. – М.: Ин-т экономики РАН, 2009. – 49 с.
  15. Chen Q. Chinese and Russian Transport Corridors and the Belt and Road Initiative: Prospects of Sino-Russian Cooperation // R-Economy. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 100-110.
  16. Popkova E.G., Sukhodolov Y.A. Theoretical Aspects of Economic Growth in the Globalizing World // Contributions to Economics. 2017. С. 5-24.
  17. Zhang X. Unimpeded Trade and the Construction of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor: Problems and Prospects // R-Economy. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 242-250.

References

  1. Anokhov I.V., Sukhodolov A.P. One Belt One Road Project: Harmonization of Russia’s and China’s Long-term Interests. Vestnik MGIMO-Universiteta = Vestnik MGIMO-University, 2019, no. 3 (66), pp. 89-110. (In Russian).
  2. Batchuluun B. Russian-Mongolian relations: reality, problems, prospects. International relations, 2020, no. 4, pp. 50-59.
  3. Davaasuren A., Ariunzhargal Ch. On the problems of forming the Russia-Mongolia-China economic corridor. Region: Economics and Sociology, 2021, no. 3 (111), pp. 184-202.
  4. Davaasuren A., Sukhodolov Ya.A. Trends in the development of foreign trade cooperation between Russia and Mongolia. Russian Foreign Economic Bulletin, 2019, no. 8, pp. 18-30.
  5. Sukhodolov Y.A., Kovalchuk L.B. Normative-legal aspects of Russia-China Relations. Modern Law & Development : online journal. 2021, vol. 1, no. 1 (In Russian).
  6. Yuri V. Kuzmin, Yakov A. Sukhodolov, Alexei F. Manzhigeev Legal basis of the Russian-Mongolian intergovernmental relations. Modern Law & Development : online journal. 2021, vol. 1, no. 2 (In Russian).
  7. Li Yu. Construction of the China-Russia-Mongolia economic corridor in the context of the global epidemic. World of Russian-speaking countries,2020, no. 4 (6), pp. 27-54.
  8. L.V. Novoselova Russian-Chinese investment cooperation in the context of the «Turn of Russia to the East». Russia and the modern world, 2017, no. 3 (96), pp. 149-163.
  9. Ostrovsky A.V. How can we develop Russian-Chinese trade. Contemporary Russian-Chinese relations. The Russian Academy of Sciences, 2017, Moscow: IFES RAS, pp. 66-81.
  10. A.P. Sukhodolov National interests of Russia in the triangle of relations «Russia — Mongolia — China»: problems and contradictions. Sukhodolov [et al.]. Border region in historical development: partnership and cooperation: materials of the international. scientific-practical conf., Chita, 2018, pp. 10-14.
  11. Sukhodolov A.P., Kozyrskaya I.E., Kuzmin Yu.V. Economic risks of the Russian economy and national interests in the Russia-Mongolia-China triangle. Eurasian Integration Project: Civilizational Identity and Global Positioning: Proceedings of the Intern. Baikal Forum, Irkutsk, 20-21 Sept. 2018, pp. 395-402.
  12. Sukhodolov Ya. A. Russian-Chinese foreign trade cooperation as a factor in the development of the Russian economy. Kand. Diss. [Russian-Chinese Foreign Trade Cooperation as a Factor of Russia’s Economic Development. Cand. Diss.]. Rostov-on-Don, 2016. 216 p.
  13. Frolova I.Yu. Prospects for Trilateral Cooperation between Russia, China and Mongolia. Problems of National Strategy, 2017, no. 6 (45), pp. 84-102.
  14. Yaskina G.S. Russia — Mongolia — China: Problems of Cooperation and Overcoming Contradictions. Institute of Economics RAS, 2009, 49 p.
  15. Chen Q. Chinese and Russian Transport Corridors and the Belt and Road Initiative: Prospects of Sino-Russian Cooperation // R-Economy. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 100-110.
  16. Popkova E.G., Sukhodolov Y.A. Theoretical Aspects of Economic Growth in the Globalizing World // Contributions to Economics. 2017. С. 5-24.
  17. Zhang X. Unimpeded Trade and the Construction of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor: Problems and Prospects // R-Economy. – 2020. – Т. 6, № 4. – С. 242-250.

Для цитирования: Суходолов А.П., Кузьмин Ю.В., Суходолов Я.А. Структура и динамика торгово-экономического сотрудничества в треугольнике Россия – Монголия — Китай // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-56/

© Суходолов А.П., Кузьмин Ю.В., Суходолов Я.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.

[1] Всемирный Банк. URL: https://data.worldbank.org/?locations=RU-CN-MN

[2] Международный валютный фонд. URL: http://data.imf.org/?sk=2DFB3380-3603-4D2C-90BE-A04D8BBCE237&sId=1452013100577

[3] World Trade Statistical Review 2021. URL: https://wto.org/english/res_e/statis_e/wts2021_e/wts2021_e.pdf

[4] World Trade Statistical Review 2021. URL: https://wto.org/english/res_e/statis_e/wts2021_e/wts2021_e.pdf; World Trade Statistical Review 2020. URL: https://wto.org/english/res_e/statis_e/wts2020_e/wts2020_e.pdf; World Trade Statistical Review 2019. URL: https://wto.org/english/res_e/statis_e/wts2019_e/wts2019_e.pdf

[5] Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1

[6] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[7] Расширение на Восток. URL: https://transneft.ru/pressroom/rg8-7

[8] «Ямал СПГ» вышел на полную мощность. URL: https://kommersant.ru/doc/3807108

[9] Россия начала поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири». URL: https://tass.ru/ekonomika/7242223

[10] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[11] Несырьевой и неэнергетический экспорт России в Китай, млн $. URL: https://exportcenter.ru/international_markets/world_map/east_asia/china/?general

[12] Рейтинг перспективности стран для экспорта АО «Российский экспортный центр». URl: https://exportcenter.ru/upload/rating_country/Рейтинг_2021.pdf

[13] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[14] Федеральная таможенная служба России. URL: http://customs.ru/structure/regional

[15] Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1

[16] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[17] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[18] Несырьевой и неэнергетический экспорт России в Монголию, млн $. URL: https://exportcenter.ru/international_markets/world_map/east_asia/mongolia/?general

[19] Монголия начала строить первый в стране НПЗ, чтобы не зависеть от поставок из России. URL: https://interfax.ru/business/618085

[20] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic

[21] Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: https://customs.gov.ru/statistic