Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18096

Региональные особенности  формирования программ устойчивого развития

Алиханова Тамара Магомедовна, t.alikhanova@mail.ru, Ленинградский проспект, 56, 125167, Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация: Цели исследования – выявление характера влияния экономических, социальных и экологических проблем на экономический рост в условиях глобализации на основе концепции устойчивого развития. В результате проведенного анализа обоснованы основания для перехода на модель устойчивого развития и определены указанные условия. Также установлено, что проблема обеспечения устойчивого развития необходимо решать путем системного решения экономических, экологических и социальных проблем на всех уровнях. Исследован характер влияния экономических, экологических и социальных факторов на становление концепции устойчивого развития в условиях глобализации. Практическая значимость заключается в систематизации факторов и условий устойчивого развития, на основе которых обеспечивается реализация принципов устойчивого развития в условиях глобализации.

Ключевые слова: глобализация, экономический рост, устойчивое развитие, концепция устойчивого развития.

На современном этапе развития мир переживает глубокую социально-культурную катастрофу, связанную с утратой единой общечеловеческой перспективы вследствие обострения экономических, социальных и экологических проблем в глобальном масштабе. Целесообразность развития, в центре которого стоит только материальное производство, все больше ставится под сомнение, что обусловливает необходимость изменения всей парадигмы – от идеологии накопления материального богатства на земле к идеологии „разумной достаточности”, от идеологии конкуренции в идеологии взаимопомощи. Это обусловило необходимость фундаментальных исследований характера экономических отношений в условиях глобализации, в результате чего объективно возникла парадигма общества устойчивого развития.

Изучение научной литературы [3] позволило среди проблем, которые сдерживают процесс развития в условиях глобализации, выделить и проблемы регулирования, а именно:

  • отсутствие структуры более высокой иерархии, способной снять кризисные явления;
  • уменьшение роли государства;
  • неэффективность действующих экономических инструментов и рычагов стимулирования внедрения экологобезопасных, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
  • отсутствие комплексности в решении задач рационализации природопользования и охраны природы.

Исследования показали, что существенными факторами, которые тормозят ее развитие, также являются: несогласованность в развитии родственных отраслей экономики, в т.ч. финансового сектора, структурная разбалансированность экономики, отсутствие четкой программы реформ, направленных на создание оптимального режима для развития экономики [10].

В то же время, следует отметить, что страна имеет и средства для реализации концепции своего развития в условиях глобализации, среди которых [5]:

  • выгодное геополитическое расположение на карте транснациональных транспортно-коммуникационных коридоров;
  • достаточно приемлема для начального этапа вхождения в мировое экономическое пространство транспортно-коммуникационная инфраструктура;
  • наличие многочисленного корпуса высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных работников, способных обеспечить наукоемкие технологии производственно-технических секторов современной экономики.

Эти факторы должны побудить правительство к разработке системы широкомасштабных мероприятий по интеграции страны в систему международного экономического сообщества и в глобальные рынки, содействовать ее устойчивому развитию. Таким образом, как показывает анализ, глобализация является объективным процессом формирования целостной системы современного мирового хозяйства на основе транснационального разделения труда, характеризуется усилением глобальной конкуренции и неравномерности экономического развития при сохранении у развитых стран монополии на финансовые и технологические ресурсы. 

Исследование подходов к определению понятия «устойчивое развитие» (англ. – sustainable development) показали, что несмотря на существование большого количества толкований данной категории ни одно из них не стало общепринятым. Словосочетание «устойчивое развитие» большинство ученых понимает как процесс, характеризующийся постоянством, непрерывностью изменений. В то же время в сочетании с английским «development», что переводится как развитие, эволюция, расширение, рост, улучшение, усовершенствование слово «sustainable», которое состоит из двух частей – «sustain» (поддерживать, не давать возможности угаснуть, прерваться, выдерживать) и «able» (тот, что имеет способность), образует словосочетание, которое имеет разную трактовку в научных кругах. Кроме того, как отмечается в [6], в словосочетании «устойчивое развитие» есть определенное противоречие, поскольку развитие – это процесс движения, которому не присуще понятие постоянства данное словосочетание выполняет в концепции устойчивого развития.

Главными задачами и основными требованиями устойчивого развития, как было отмечено на Йоханнесбургском Саммите в 2002 году, являются: искоренение бедности, нищеты, изменение неустойчивых моделей производства и потребления, охрана и рациональное использование природно ресурсной базы экономического и социального развития [4]. Существенно важное значение для устойчивого развития, отмечается в данном документе, имеет благое управление в каждой стране и на международном уровне, а основу устойчивого развития на национальном уровне составляют экологическая, экономическая и социальная политика, демократические институты, отвечающие человеческим потребностям, правопорядок, средства по борьбе с коррупцией, обеспечение равенства между мужчинами и женщинами и создания благоприятных условий для инвестиций [4]. Для решения проблемы сочетания интересов общества и природы в 1999 году по инициативе Программы развития ООН и Агентства США начат Международный проект «Программа содействия устойчивому развитию» [4].  

Необходимость концепции устойчивого развития определяют экологические и социально-экономические предпосылки. Исследования показали, что парадигма общества устойчивого развития существенно отличается от парадигмы индустриального (экономического) общества, которое основывается на приоритете экономического роста путем широкого использования индустриальных способов производства, в т.ч. в сельском хозяйстве. Это объясняется тем, что в индустриальном обществе происходит концентрация производства и населения, урбанизация, формирование системы ценностей, ориентированных на эффективность, рациональность безотносительно природной среды. Социальный и экономический прогресс в индустриальном обществе идет по линии наращивания объемов производства материальных благ и получения экономической выгоды любой ценой. При таких условиях охрана окружающей среды подчиняется экономическому развитию, что обуславливает принципиальную невозможность действенной защиты окружающей среды [7]. 

Другими словами, устойчивое развитие должно обеспечивать гармонизацию и сочетание социальных, экономических и экологических целей, их реализацию в единой социоэколого-экономической системе определенной территории (страны, региона). На уровне промышленности (по видам промышленной деятельности) и отдельных предприятий данная категория учеными практически не рассматривается. Однако, устойчивое развитие отдельных территорий требует определения соответствующих стратегий для отдельных отраслей, предприятий, которые оказывают влияние и определяют то или иное состояние биологических, географических, экономических и социальных объектов, которые, в соответствии с концепцией устойчивого развития, должны рассматриваться как единое целое, как определенная «социо-эколого-экономическая система», все составляющие которой развиваются сбалансировано. Стабильность и сбалансированность отдельных подсистем являются признаками устойчивого развития системы в целом. 

К условиям, необходимым для реализации устойчивого развития территории, как отмечается в [2], относятся:

  1. осознание наличия угроз устойчивому развитию, представления о цели и признаки устойчивого развития;
  2. разработка фундаментальных основ анализа устойчивого развития, создание методологии и моделей устойчивого развития территорий различного уровня;
  3. разработка механизма устойчивого развития территорий и механизмов их реализации.

Нарушение баланса между отдельными подсистемами является свидетельством несоответствия развития определенного объекта (страны, региона, промышленности, предприятия) концепции устойчивого развития. Результатом экономического развития в социо-эколого-экономической системе является обеспечение не только материальных, но и всего комплекса потребностей человека, включая духовные, социальные, экологические и др. 

На современном этапе для России, как и других стран, особенно остро стоит вопрос о поиске путей и механизмов управления устойчивым развитием страны, ее вывода на новый более высокий уровень существования. Исторически путь устойчивого развития начался еще в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро, когда Россия подписала декларацию «Рио» и Программу действий «Повестка дня на 21 век». На следующих конференциях «Рио + 5» и «Рио + 10» Россия подтвердила свои стремления идти по этому пути. Следствием этого стало то, что в 1995 году в России была создана Национальная комиссия по устойчивому развитию при Правительстве РФ.

В работе [3] отмечается, что интересы выживания и развития, императивы будущей глобальной экономики требуют поиска новых форм организации экономических процессов, ориентированных на дематериализации производства, его интеллектуализацию, информатизацию и электронизацию, на применение генной инженерии и биотехнологии, использование внеземной энергии. Особая роль в реализации эколого-социально-экономической парадигмы развития отводится при этом поддержке общественности, и, в первую очередь, научной, заключающийся в следующем:

  • создании потенциала для более широкого доступа к глобальным программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • обеспечении широкого применения достижений науки исследовательскими институтами, университетами, частным сектором, правительствами, неправительственными организациями, а также научными работниками и преподавателями;
  • создании сетей с центрами научных исследований в развивающихся странах и между ними; усовершенствовании политики и процесса принятия решений на всех уровнях, в частности, путем укрепления сотрудничества между учеными, занимающимися естественными и общественными науками, и между учеными и политическими руководителями, включая неотложные меры на всех уровнях [4].

Обеспечение условий для перехода промышленности на модель устойчивого развития позволит повысить ее конкурентоспособность, укрепить позиции на глобальных рынках, что создаст базис для повышения экономической прочности государства, решения экологических и социальных проблем. К сожалению, на сегодняшний день роль национальной промышленности в процессах глобализации является минимальной: практически нет отечественных транснациональных компаний, которые бы работали на глобальных рынках, в России слишком малая часть дочерних предприятий мировых производителей, низкий уровень международных кооперационных связей [9]. 

Однако научно-технический, производственный и ресурсный потенциал промышленности позволяет реализовать спектр преимуществ в сфере международного экономического сотрудничества, в частности через участие отечественных предприятий в осуществлении крупномасштабных международных проектов, развитие трансфера высоких технологий и продажи лицензий, создания совместных предприятий по производству продукции, принадлежащего пятого и шестого технологических укладов, и транснациональных корпораций, а также участие украинских специалистов в работе международных организаций по вопросам развития промышленности. 

Проведенные исследования позволили сделать вывод, что реализация концепции устойчивого развития должна происходить на следующих уровнях: глобальном, национальном, региональном; отраслевом и на уровне субъектов хозяйствования. Это позволило комплексно подойти к решению экологических, экономических и социальных проблем.

Проведенный выше анализ создает убедительные основания для определения таких условий перехода России на модель устойчивого развития: 

  • экологобезопасное развитие экономики, результатом чего должно стать достижение высокого уровня благосостояния при одновременном решении ресурсо-экологических и социальных задач; 
  • воспроизводство и рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение эффективной системы природопользования и охраны окружающей среды, поддержания экологического равновесия, как основы сохранения окружающей среды для настоящего и будущих поколений;
  • необходимость системной эколого-экономической реструктуризации промышленности, сельского хозяйства, согласование целей и мероприятий развития отраслей и регионов, отдельных предприятий, являющихся элементами социо-эколого-экономической системы страны;
  • сотрудничество с международными организациями по вопросам устойчивого развития и решения ресурсо-экологических проблем на основе инновационного развития экономики, внедрения в практику хозяйствования лучшего опыта и передовых научно-технических и социально-экономических достижений;
  • утверждение в обществе принципов социальной справедливости, преодоление социальных проблем и стабилизация на этой основе демографической ситуации в стране, снижения заболеваемости и увеличения продолжительности жизни человека.

В процессе исследования установлено, что проблема обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий необходимо решать с учетом состояния биологических, географических, экономических и социальных объектов определенной страны (территории, отрасли, предприятия), а также совокупности факторов и условий внешней среды. Решение глобальных проблем невозможно без согласования действий и стратегий развития на всех уровнях – от уровня мирового сообщества в целом и уровня отдельных стран до уровня промышленности и конкретных предприятий. Результатом системного решения экономических, экологических и социальных проблем на всех уровнях и будет обеспечение устойчивого развития.

Список литературы

  1. Section A: The Role of International Institutions in Enhancing Sustainable Development and Conserving Natural Capital. (2003). Environment, Development and Sustainability, 5(3), 315. https://doi.org/10.1023/A:1025785616192
  2. Technologies for sustainable development. (2000). Clean Products and Processes, 2(1), 1. https://doi.org/10.1007/s100980050042
  3. Health a priority for sustainable development. (2002). PharmacoEconomics & Outcomes News, 378(1), 4. https://doi.org/10.1007/BF03279533
  4. Amey, E. B. (1996). Special issue on materials flow in the New Materials Society—Transition to sustainable development. Nonrenewable Resources, 5(4), 195. https://doi.org/10.1007/BF02257434
  5. Apelian, D. (2010). Empowering first year students by immersion in a «grand challenges’’ course on sustainable development. JOM, 62(4), 8–9. https://doi.org/10.1007/s11837-010-0064-0
  6. Bluszcz, A. (2016). Erratum to: Classification of the European Union member states according to the relative level of sustainable development. Quality & Quantity, 50(6), 2607. https://doi.org/10.1007/s11135-015-0285-y
  7. Cloutier, S., Larson, L., & Jambeck, J. (2014). Are sustainable cities «happy’’ cities? Associations between sustainable development and human well-being in urban areas of the United States. Environment, Development and Sustainability, 16(3), 633–647. https://doi.org/10.1007/s10668-013-9499-0
  8. Kumi, E., Arhin, A. A., & Yeboah, T. (2014). Can post-2015 sustainable development goals survive neoliberalism? A critical examination of the sustainable development—neoliberalism nexus in developing countries. Environment, Development and Sustainability, 16(3), 539–554. https://doi.org/10.1007/s10668-013-9492-7
  9. Longhurst, J. W. S., Dalton, S. A., & Gibbs, D. C. (1995). Towards a sustainable future: promoting sustainable development. Environmentalist, 15(4), 231–232. https://doi.org/10.1007/BF01902242
  10. Potter, J. F. (1997). Sustainable development: are we being conned? Environmentalist, 17(3), 147–148. https://doi.org/10.1023/A:1018584907920