Московский экономический журнал 8/2019
УДК 631.1+338.3
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18079
АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ОДНА
ИЗ ФОРМ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЯСНОМ СКОТОВОДСТВЕ
AGROINDUSTRIAL ASSOCIATION AS ONE OF THE FORMS OF DOING BUSINESS IN BEEF CATTLE
Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь
Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается модель создания
отраслевого хозяйственного общества и механизм организационно-экономических
взаимоотношений между участниками агропромышленного формирования. Предложены
два варианта распределения прибыли между участниками отраслевого хозяйственного
общества. При первом варианте 65% прибыли принадлежит сельскохозяйственному
товаропроизводителю, а при втором варианте до 10% прибыли остается в общем фонде
отраслевого хозяйственного общества.
Summary:
The article deals with the model of creation of industrial economic society
and the mechanism of organizational and economic relations between the
participants of agro-industrial formation. Two variants of distribution of
profit between participants of branch economic society are offered. In the
first case, 65% of the profit belongs to the agricultural producer, and in the
second case up to 10% of the profit remains in the General Fund of the
industrial economic society.
Ключевые слова: мясное скотоводство, агропромышленное объединение, отраслевое
хозяйственное общество, агропромышленная интеграция.
Keywords: meat cattle breeding, agro-industrial
Association, branch economic society, agro-industrial integration.
Для повышения
эффективности развития отрасли мясного скотоводства и производства мраморного
мяса необходимо создать благоприятные условия и выбрать форму ведения бизнеса.
Результаты исследования. Предлагаем организовать на базе
сельскохозяйственного предприятия с привлечением перерабатывающих и
обслуживающих организаций агропромышленное объединение (отраслевое
хозяйственное общество) на условиях вертикальной интеграции (агропромышленной
интеграции). В этом случае, возможно, организовать юридическое лицо в форме общества
с ограниченной ответственностью, отношения между предприятиями-участниками
будут осуществляться на основе внутрихозяйственного коммерческого расчета (рис.
1). Оценка доходов и расходов предприятий-участников будет осуществляться с
учетом их вклада в конечные результаты производства продукции.
Создание
ООО отраслевого хозяйственного общества «Мраморное мясо» позволит:
1.
Сельскохозяйственным организациям:
- проводить индустриализацию сельского хозяйства (в том числе трансплантацию эмбрионов); увеличить поголовье скота на выращивании и откорме;
- снизить налоговую нагрузку за счет того, что налог на прибыль и НДС будет уплачивать новое интеграционное формирование, а не каждое предприятие-участник;
- оказывать влияние на формирование цен на поставляемый скот и конечную продукцию; снизить себестоимость откорма скота за счет того, что организация отраслевых хозяйственных обществ будет производиться на базе сельскохозяйственной организации (предприятия – интегратора);
- иметь постоянные отлаженные каналы реализации скота, сырья и продукции; осуществлять рентабельную деятельность.
2.
Перерабатывающим организациям:
- иметь постоянного поставщика сырья; полностью использовать производственные мощности перерабатывающих модулей;
- снизить себестоимость мяса и мясной продукции, повысить их конкурентоспособность; расширить ассортимент производимой мясной продукции; уменьшить наценки на мясо и мясопродукты на стадии переработки и реализации.
3.
Обслуживающим организациям: иметь устойчивые заказы на работы и услуги
сельскохозяйственным и перерабатывающим организациям.
4.
Потребителям: приобретать мясо и мясную продукцию по более низким розничным
ценам; иметь возможность выбора из предложенного ассортимента качественной
продукции.
Предлагаемая
модель отраслевого хозяйственного общества позволит всем
предприятиям-участникам осуществлять взаимовыгодную рентабельную деятельность,
удовлетворяя потребности населения в качественной мясной продукции.
Важное
значение в условиях вертикальной интеграции имеет механизм движения
сельскохозяйственной продукции и финансовых ресурсов. Каждый участник
интеграционного формирования стремится к самостоятельности, как в юридическом
отношении, так и в финансовом, при распределении прибыли. Функционирование
интеграционного формирования должно быть направленно на обеспечение
равновыгодного сотрудничества между партнерами в организационно-технологической
цепочке, а также на обеспечение конкурентоспособной продукции на рынке.
Достижение
паритета основано на том, что деятельность каждого участника направленно на
снижение себестоимости продукции и увеличение собственной прибыли. Сельскохозяйственная
организация может снизить себестоимость только за счет повышения
оборачиваемости оборотных средств. Это достигается путем увеличения
воспроизводства стада, среднесуточного прироста животных на откорме и снижения
переменных затрат, а также путем внедрения прогрессивных технологий
кормопроизводства и использования современных организационно-технологических
методов воспроизводства и содержания мясного скота. Максимальное рентабельное
производство мясокомбинатов достигается при снижении закупочной цены на скот и
полной загруженности производственных мощностей.
По
опыту прошлых лет, очевидно, что регулярное снижение закупочных цен на скот и
мясо привело к общему снижению количества поголовья крупного рогатого скота в
сельскохозяйственных организациях Пермского края. Мясокомбинаты лишились
источников свежей парной говядины, которая необходима при производстве деликатесов.
Цены на мясо и мясную продукцию на мировом рынке нестабильны и сильно подвержены
влиянию политических сил различных стран.
Стратегия
развития мясоперерабатывающих организаций должна быть направлена на
совершенствование взаимоотношений с сельскохозяйственными организациями как
основными поставщиками сырья для переработки. В результате мясокомбинаты могут
также влиять на качество поставляемого сырья, а сельскохозяйственным
товаропроизводителям необходимо будет переориентироваться на международные
стандарты качества с целью реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Мясокомбинаты
успешно реализуют свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках региона.
Достигается это путем взаимодействия с сетью оптово-розничной торговли.
Основные затраты, которые несут оптово-розничные торговые организации, это
транспортировка и хранение продукции, привлечение и обслуживание клиентов,
оплата аренды помещения и коммунальных услуг, заработная плата и предоставление
социального пакета работникам.
Система
обменных отношений между производителем, переработчиком и торговыми
организациями должна обеспечивать распределение доходов в зависимости от вклада
каждого из них в формирование конечной продукции. На сегодняшний день основная
часть прибыли от реализации мяса и мясной продукции принадлежит
мясоперерабатывающим предприятиям и розничной торговле. Учитывая все допустимые
затраты и трудовое участие в образовании продукта, наиболее оптимальными
являются два варианта перераспределения прибыли в вертикальном интеграционном
формировании.
В
первом варианте ведущее звено занимает сельскохозяйственный
товаропроизводитель, которому принадлежит 65% прибыли, мясоперерабатывающие
организации – 25%, и торговые организации, включая оптовую и розничную сеть – по
15%. В результате это даст возможность расширенному сельскохозяйственному
воспроизводству, модернизации сельскохозяйственной техники и технологии.
Переработчики мяса и торговые организации получат бесперебойный канал
высококачественной говядины по ценам ниже рыночных в связи со снижением себестоимости
производства мяса за счет использования ресурсосберегающих технологий (табл.1)
Второй
вариант распределения прибыли связан с тем, что часть прибыли, без
существенного ущерба для организаций, остается в общем фонде отраслевого
хозяйственного общества. Основная часть этих средств будет направлена на
внедрение современных ресурсосберегающих технологий в производство и
переработку мраморного мяса, на рекламные акции для создания бренда мраморного
мяса, совершенствование культуры и технологии продаж, развитие инфраструктуры,
социальной защиты работников. В случае демпинга цен со стороны иностранных
импортеров или региональных дилеров мраморного мяса, благодаря наличию фонда
будет возможность предпринять попытки регулирования цен.
Важную
роль в конкурентоспособности мясной продукции занимает ее качество. Среди
производителей говядины вопрос качества продукции наиболее актуален для
сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, так как остро стоит
вопрос о рынках и канала сбыта на выгодных условиях. В личных подсобных
хозяйствах вопрос качества производимой продукции менее актуален, так как производится
она в основном для собственных нужд.
Выводы. Формирование и функционирование
отраслевых хозяйственных обществ на региональном уровне позволит создать
производственно-технологическую и экономическую систему производства мраморного
мяса для получения синергетического эффекта и удовлетворения потребностей
населения в качественной и недорогой говядине. Использование ресурсосберегающих
и инновационных технологий позволит к 2024 г. получить в Пермском крае
дополнительно 10,81 тыс.т. говядины, в том числе 1,24 тыс.т. мраморного мяса на
общую сумму 1751,22 млн. руб., рентабельность производства говядины в
сельскохозяйственных организациях составит 38,3%.
Литература
- Загоруйко, И.Ю. Современное экономическое развитие
производства в Пермском крае / И.Ю. Зогоруйко, Д.А. Новокшонов // Экономика и
предпринимательство. – 2016. №2-2. – С.268-273. (Agris) - Мичурина,
Ф.З. Современные тенденции производственных изменений в отраслях сельского
хозяйства региона / Ф.З. Мичурина, Т.Н. Захарченко, Е.А. Чагина // Аграрный
вестник Урала. – 2016. – №9 (151). –С.111-114. - Черданцев, В.П.
Инновационное предпринимательство — основа экономического развития региона /
В.П. Черданцев, А.В. Плотников // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 821-823. - Черданцев,
В.П. Факторы, влияющие на эффективность управления АПК региона / В.П.
Черданцев, М.х. Заглядова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №7 (часть
2). – С. 436.439. - Черникова, С.А. Трудовые ресурсы как фактор производства / С.А. Черникова, Ю.А. Исаков // Российское
предпринимательство. – 2014. –
№ 5 (251). – С. 55-62. - Яркова, Т.М. Эффективность инвестиций
в АПК региона / Т.М. Яркова // Экономика АПК Предуралья. – 2018. ‑ №1. – С.
113-117.