http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18054

Устойчивое развитие региона при реализации программ экономического развития

Муцольгов Абдула Исраилович, Ингушский государственный университет, специалист, Expertiza_777@mail.ru

Аннотация: Приоритетным направлением трансформации воспроизводственного процесса в государственном управлении природно-экономическим потенциалом является переход от ресурсно-затратной экономики на инновационный путь сбалансированного развития региона. Акцентировано внимание на основных характеристиках природно-экономического потенциала региона: совокупные возможности региона, его предприятий и отдельных субъектов хозяйствования определять, формировать и наиболее эффективно обеспечивать и удовлетворять общественные потребности (фактические и потенциальные) в процессе взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов. Доказано, что инновационный потенциал региона является ядром природно-экономического потенциала. 

Исследованы отдельные проблемы структурных преобразований развития
региональной экономики и их институциональное обеспечение. Установлено, что
трансформация воспроизводственного процесса является комплексной и динамической
характеристикой, содержащей систему действий, отдельных механизмов
государственного управления природно-экономическим потенциалом, базирующимся на
основных принципах. Одной из главных задач государственного управления является
обеспечение управляемого, активного, пропорционального и сбалансированного
развития природно-экономического потенциала как единой системы. Выделены
ключевые тенденции трансформации воспроизводственного процесса в
государственном управлении природно-экономическим потенциалом регионов.

Ключевые слова: трансформация; воспроизводственный процесс; природно-экономический потенциал; инновационный потенциал; устойчивость; тенденции; региональный маркетинг. 

Государственное регулирование социально-экономическим развитием
регионов относится к приоритетным задачам государственного управления и
определяется одной из ключевых задач в процессе становления новой модели
управления природно-экономическим потенциалом регионов, ключевым механизмом
обеспечения территориальной целостности и стабильности в государстве. Сегодня
проблемы развития и взаимодействия регионов чрезвычайно актуальны, ведь
отсутствие эффективных механизмов государственного управления
природно-экономическим развитием регионов может привести к росту диспропорций и
обострению управленческих, политических, социальных и экономических проблем. 

Таким образом актуальность указанных проблем подтверждается и тем,
что их решение будет способствовать росту природно-экономического потенциала
регионов, повышению уровня и качества жизни населения и станет предпосылкой
обеспечения стабильности в нашем государстве. При этом в современных условиях
все большей актуальности в вопросах управления природно-экономическим развитием
регионов приобретает использование подходов устойчивого развития, особенно
ввиду сложных общественных процессов, характерных для нашего государства.

Анализируя проблематику развития механизма государственного
управления природно-экономическим потенциалом регионов, стоит отдельное
внимание уделить сущности понятия «развития». Ведь термин «развитие» часто
используется в социальных, экономических и общественных науках, и применяется в
основном в таких словосочетаниях как «устойчивое развитие»
«социально-экономическое развитие», «региональное развитие», «общественное
развитие» и др. Стоит отметить, что в целом развитие является достаточно длительным
процессом перехода сложных системных объектов из одного состояния к другому,
более совершенному. 

В частности, анализируя проблемы формирования механизмов
государственного управления устойчивым развитием регионов, в сущность развития
вкладывает неповторимую, соответственно направленное и закономерное изменение
материальных и идеальных объектов, приводящее к появлению нового качества
[1]. 

Вместе с тем, следует отметить, что значение государственного
регулирования регионального развития в условиях трансформации общества
неуклонно растет. Его развитие и функционирование обусловливают
социально-экономические и историко-культурные особенности территорий нашего
государства, общеевропейские тенденции регионального развития, полярные
тенденции интеграции и дезинтеграции, общемировые процессы. От того, с помощью
каких механизмов и инструментов будет осуществляться государственное
регулирование регионального развития, зависит качество и скорость осуществления
реформ как в регионах, так и в стране в целом.

Заслуживают внимания исследования особенностей государственного
управления в системе формирования и реализации региональной политики в
современных условиях, который отмечает, что в условиях децентрализации
государственное регулирование регионального развития должно придавать импульс
внутренним факторам развития региона и базироваться на отдельных подходах, в
частности: ослабление административного контроля, сокращение доли
государственной собственности; предоставление налоговых льгот; стимулирование
сектора услуг; активизация малого и среднего предпринимательства; создание зон
предпринимательства [5]. 

Таким образом, государственное регулирование территориального
развития становится ключевым звеном государственного управления, что
формируется под влиянием многих факторов, определенная совокупность которых
создает фундамент его теоретических основ и усиление региональных и местных
воздействий. Однако существуют проблемы регулирования развития региона, такие
как: отсутствие системного подхода к региональной политике, неопределенность
стратегических перспектив регионального развития; недостаточное использование
существующих инструментов государственного регулирования; низкая
институциональная и финансовая состоятельность органов власти; отсутствие
действенных и эффективных механизмов формирования местных бюджетов;
незавершенность формирования и несовершенство модели управления на региональном
уровне. 

Цель исследования. В основу исследования положен обоснование
направлений развития механизма государственного управления
природно-экономическим потенциалом регионов и определение первоочередных задач
государственного управления природно-экономическим потенциалом регионов, в
частности:

  • поиска компромисса в вопросах экономической
    свободы регионов; 
  • реализация принципа расширения межрегионального
    взаимодействия; 
  • внедрение механизмов преодоления асимметрии
    развития регионов и поддержки депрессивных территорий; 
  • стимулирование инновационно-инвестиционного
    развития на основе эффективного использования потенциала регионов;  
  • регулирование финансовой деятельности реального
    сектора экономики. 

Таким образом, с точки зрения регионального развития в современной
литературе и практике государственного управления чаще всего речь идет о
социально-экономическом и природно-экономическом развитии, при этом к основным
сферам анализа и государственного воздействия соответственно относятся
природная среда региона, экономическая и социальная сферы региона и показатели,
характеризующие их развитие. 

В частности, это уровень развития производственной сферы,
предпринимательства, активности населения, развитие производственной, рыночной
и социальной инфраструктуры, занятость населения, уровень доходов и уровень
потребления, доступность социальных услуг, демографическая ситуация,
эффективность использования природного и ресурсного потенциала региона,
структура региональной экономики. 

Эти проблемы обусловлены сложным взаимопроникновением природных,
пространственных, экономических, политических и социальных противоречий, что
связано со значительной неоднородностью территорий страны и большой полиструктурной
территориальной организации власти. 

Следует отметить, что основой формирования конкурентных
преимуществ региона является управление его экономическим потенциалом. Важно
заметить, что экономический потенциал в большинстве случаев рассматривают как
совокупную способность экономики и ее отраслей, предприятий, хозяйств
осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию,
товары и услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности,
обеспечивать развитие производства и нужды потребителя», что отмечают,
анализируя правления экономическим потенциалом региона как основой формирования
конкурентных преимуществ региона. Вместе с тем, как отмечает автор, следует
выделять такие основные элементы экономического потенциала региона, которые
составляют основу механизма управления формированием его конкурентных
преимуществ: ресурсный, финансовый, инновационный, потенциал качества жизни в
регионе, экологический, организационный и кластерный потенциал [7].

Таким образом, экономический потенциал региона зависит от
обеспеченности его природными ресурсами, средствами производства, трудовым и
научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством, от уровня
развития международных связей. Экономический потенциал региона следует понимать
как комплексное понятие, включающее в себя определенные совокупности
потенциалов региона, в зависимости от особенностей развития территории региона,
а также соответствующих механизмов и времени их вовлечения в хозяйственный
оборот с целью повышения уровня конкурентоспособности и
социально-экономического развития региона [3, 8].

Исследуя природно-ресурсный потенциал региона в системе
экономических отношений, отмечают, что для исследования структуры
природно-ресурсного потенциала целесообразно классифицировать природные ресурсы
по признаку возобновляемости (восстановительные, невозобновляемые), по степени
истощения (исчерпаемые, неисчерпаемые), по признакам заменимости (заменимые,
незаменимые), по признакам воспроизводимости (воспроизводимые, не
воспроизводимые), по техническим возможностям эксплуатации (реальные,
потенциальные), по запасам (балансовые, забалансовые), по происхождению и
природным свойствам (минеральные, земельные, водные, биологические и др), по
территориальной принадлежности (региональные, национальные, многонациональные,
международные), по способу хозяйственного использования (ресурсы
производственной и непроизводственной сферы) [4]. Таким образом, как отмечает
автор, природно-ресурсный потенциал региона определяет его место в
территориальном разделении труда, а следовательно, непосредственно влияет на
специализацию данного региона. Наличие определенных природных условий и
ресурсов является стимулом для развития экономики региона.

Следовательно, попытки решения проблемы оценки потенциала на
уровне страны, отрасли и предприятия, привели к появлению разнообразных
определений. Учитывая аспекты нашего исследования, следует обратить внимание на
определение экономический потенциал региона, что приводит в своих исследованиях
как совокупная способность имеющихся в пределах региона экономических ресурсов
обеспечить производство максимально возможного объема материальных благ и
услуг, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.

Таким образом, с целью обеспечения эффективности процессов
государственного регулирования развития региона в условиях трансформации
общества, как отмечает в своих исследованиях необходимо внедрить мероприятия по
совершенствованию государственного регулирования территориального развития,
связанные с внедрением инструментов стратегического планирования развития
территории, государственной поддержке депрессивных регионов, развитием
инфраструктуры региона, адаптацией законодательства к международным нормам и
стандартам, системой мониторинга и контроля регионального развития [6].

При этом следует отметить, что государственное регулирование
развития регионов распространяется на сферы деятельности, что отнесено к
компетенции именно государственного уровня управления, в частности: политика
природопользования, социальная политика, ценовая и кредитная политика,
разработка правовых норм развития природно-экономического потенциала регионов,
определение налоговой политики и ее дифференциация с учетом стимулирования
процесса становления рыночных отношений в регионе, определение режима
внешнеэкономической деятельности региона [3]. 

Совершенствование механизма государственного управления
эффективным развитием региона связано не только с решением вопросов
формирования и использования местных бюджетов, но и требует радикального
повышения эффективности планирования экономического и социального развития
регионов. Учитывая это, предлагаем выделить ряд взаимосвязанных проблем,
важнейшими из которых являются: 

  • планирование развития хозяйственного комплекса
    региона как единого целого, взаимосвязь экономического и социального разделов
    плана; 
  • повышение стимулирующей роли регионального
    планирования на основе взаимосвязи роста эффективности экономики региона и
    ресурсов, выделяемых на развитие социальной сферы; 
  • переход на нормативное и программно-целевое
    планирование регионов; 
  • оптимальное соотношение между результатами
    экономической деятельности региона и материально-финансовыми ресурсами,
    используемыми на местах для решения экономических и социальных задач.

Процесс устойчивого развития регионов основывается на
государственном экологическом управлении, под данным процессом, как правило,
понимают воздействие на субъекты хозяйствования со стороны органов управления с
целью уменьшения их негативного воздействия на окружающую природную среду на
основе комплексного использования механизмов централизованного планирования,
стимулирующего регулирования и рыночного саморегулирования. 

Таким образом, могут быть выделены приоритетные направления
развития механизма государственного управления природно-экономическим
потенциалом регионов: 

  • «стимулирующий» (с преобладанием рыночных
    инструментов и созданием благоприятной среды для развития экологически чистых
    производств и других видов деятельности в экосфере);
  • «жесткий» (с использованием административных и
    финансово экономических инструментов принуждения и подавления посредством
    жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей);
  • «мягкий» (с установлением либеральных
    ограничительных экологических рамок, которые частично влияют на темпы и
    масштабы экологического развития). В России сформировался сейчас именно мягкий
    механизм регулирования.

Следует отметить, что нормативно-правовые документов по управлению
природно-экономическим потенциалом регионов механизмы охраны окружающей среды
включают, как поощрительные инструменты (позитивная мотивация), так и
инструменты принуждения (негативная мотивация), при некотором преобладании последних.
Для примера, наиболее широкое распространение в управлении охраной окружающей
среды получили: экологические платежи и налоги, а также штрафы за экологические
правонарушения и иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Ограниченное распространение имеет льготное налогообложение деятельности в
области охраны окружающей среды, льготное кредитование, гарантирование
кредитов, субсидирование процентных ставок по кредитам.

В настоящее время не применяются амортизационная политика в
отношении производственных фондов по охране природы, специальное
ценообразование экологически чистой продукции. Часть инструментов механизма
экологического управления, предусмотренных законодательством, до сих пор
применяется в крайне ограниченных масштабах. Основу механизма охраны окружающей
среды сейчас составляют экологические платежи и в меньшей степени – санкции за
экологические правонарушения.

Таким образом, государственное управление в области
природопользования и охраны окружающей среды базируется на системе
законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих указанные
отношения. Действующие природоохранные нормы и правила рассредоточены в
различных документах, большинство из них имеет лишь рекомендательный характер.
При этом большинство существующих экологических нормативов носят выраженную
технологическую направленность и к экологической оценке качества окружающей
среды имеют только косвенное отношение, а их существенная часть потеряла свою
значимость в современных условиях.

В настоящее время рассматриваются материалы и готовят к
утверждению нормативы предельно допустимых выбросов, лимиты на размещение
отходов, оформляют и выдают разрешения на выбросы (для объектов хозяйственной и
иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю) и
сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на размещение отходов. В
системе стимулирующих воздействий на экологизацию производства, существенную
роль должна сыграть налоговая и кредитная политика, рыночные методы
природоохранной деятельности. В частности, считается целесообразным дальнейшее
развитие льготного налогообложения экологичных видов продукции и услуг с
одновременной компенсацией соответствующих потерь бюджетных поступлений за счет
введения дополнительных налогов на экологически опасные товары и изделия.

В течение последних лет в управлении природно-ресурсным комплексом
формировались и внедрялись в практику различные методы государственного
регулирования. Центральное место в этом механизме занимают платежи за
пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. Эти платежи
являются бюджетообразующими. Поступления в бюджет от природно-ресурсных
платежей, налогов и сборов составляют около 20% всех бюджетных поступлений.

С целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду
важно учитывать нормативы предельно допустимых эмиссий согласно гигиеническим
нормам, определяющих стандарты качества окружающей среды. Принцип «фискальной
нейтральности» должен выполняться на базе перечня поправочных коэффициентов к
действующим и вводится до налогов. Основой для подобного перечня может
послужить система сертификации и стандартизации продукции и услуг по
экологическому признаку.

Стоит отметить существенное влияние государственных гарантий на
эффективность механизма государственного управления природно-экономическому
потенциалу регионов. Так, через несовершенный механизм государственной
поддержки регион в целом и его отдельные субъекты теряют заинтересованность в
поиске путей роста эффективности деятельности, что может привести к
разбалансированию ситуации на уровне всего государства. 

Таким образом, механизм государственного управления
природно-экономическим потенциалом регионов должен обеспечивать решение такого
комплекса региональных задач:

  • закрепление основных положений социальной и
    экономической политики в законодательных актах;
  • оценка социально-экономического положения
    регионов на основе современных методов прогнозирования и оценки объемов
    производства продукции, эффективности использования ресурсов, качества жизни
    населения;
  • формирования благоприятной ценовой, тарифной и
    кредитно-финансовой политики на межрегиональном и межгосударственном уровнях
    для производства продукции, проведения работ и оказания услуг;
  • анализ продовольственной безопасности на основе
    изучения наполнения продовольственного рынка, контроля за организацией
    централизованных продовольственных фондов и регулирования цен на продукцию
    сельского хозяйства в регионах, разработки предложений по созданию и
    использованию резервных государственных фондов;
  • содействие развитию рыночной инфраструктуры в
    регионах, регулирование основных пропорций межотраслевого и внутриотраслевого
    обменов;
  • обеспечение условий нормальной конкуренции на
    продовольственном рынке;
  • разработка маркетинговых и консалтинговых
    программ для развития малого бизнеса и предпринимательства;
  • преодоление экономического спада и создание
    условий для активизации и развития предпринимательской деятельности, что
    является неотъемлемым условием обеспечения будущего экономического возрождения
    и роста;
  • поддержка и стимулирование
    инновационно-инвестиционного развития экономики, что позволит надеяться на
    стабилизацию экономической ситуации и создание потенциала для
    конкурентоспособности и роста экономики в новых условиях.

Приоритетные направления развития механизма государственного
управления природно-экономическим потенциалом регионов следует рассматривать на
отраслевом и региональном уровнях. Серьезными препятствиями для обеспечения
государственного регулирования и поддержки хозяйственной инициативы на уровне
региона могут стать консерватизм нерациональных и экстенсивных систем
хозяйствования, которые образовались ранее. Соответственно, механизм
государственного управления природно-экономическому потенциалу регионов
является довольно сложным и многофункциональным, его применения в конкретных
случаях требует оптимизации. Безусловно, способствовать подготовке и дальнейшей
реализации региональных социально-экономических программ принятия
государственно-управленческих решений. 

Проведенный анализ тенденций развития структуры механизма
государственного управления природно-экономическим потенциалом региона позволил
углубить содержание некоторых базовых понятий регионального управления
(взаимосвязь организационно-экономической, нормативно-правовой составляющих
регионального механизма управления, обеспечения вертикальной и горизонтальной
интеграции его субъектов и др.).

Список литературы

  1. Клименко А. В. Десятилетие административной
    реформы: результаты и новые вызовы // Вопросы государственного и муниципального
    управления. 2014. № 1. С. 8-51.
  2. Барабашев А. Г., Киндрась А. А. Об эффективности
    программно-целевого метода реформирования государственной службы: опыт России
    // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 7-27.
  3. Вебер Ш., Давыдов Д. В., Савватеев А. В.
    Институты принятия решений // Вопросы экономики. 2017. № 6. С. 45-57.
  4. Ивантер В. В., Порфирьев Б. Н., Широв А. А. От
    модернизации экономической политики к качественному росту экономики //
    Российский экономический журнал. 2016. № 1. С. 3-15.
  5. Маневич В. Е. Долговременные макроэкономические
    процессы и условия роста российской экономики // Вопросы экономики. 2017. № 1.
    С. 40-63.
  6. Сухарев О. С. Экономический рост: проблема
    управления // Экономист. 2016. № 7. С. 21-31.
  7. Угрозы и защищённость экономики России: опыт
    оценки / отв. ред. С. В. Казанцев, В. В. Карпов. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО
    РАН, 2016. 279 с.