Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.9

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_439

ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ГАЗОВОГО РЫНКА ЕС: ОТ ДОЛГОСРОЧНЫХ КОНТРАКТОВ И ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ДО ПОЛНОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ И ДЕФИЦИТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

RUSSIA IN THE EUROPEAN GAS MARKET IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF COMPETITION AND MARKET PLAYERS MERGER

Верпаховский Глеб Александрович, аспирант (соискатель) кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов, E-mail: verpakhovskii@mail.ru

Симонов Александр Геннадьевич, к.э.н., доцент кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов, E-mail: asimonov@hse.ru

Verpakhovsky Gleb Aleksandrovich, postgraduate student (applicant) of the Department of International Economic Relations, Peoples’ Friendship University of Russia, E-mail: verpakhovskii@mail.ru

Simonov Alexander Gennadievich, PhD, associate professor of the Department of International Economic Relations, Peoples’ Friendship University of Russia, E-mail: asimonov@hse.ru

Аннотация. Природный газ занимает важное положение в энергетическом балансе ЕС и являяется ключевым фактором производства, влияющим на состояние экономики. В текущий момент на европейском газовом рынке можно наблюдать важные изменения в геополитических, экологических и технологических детерминантах.

В статье изучен рынок природного газа ЕС, характеризующийся ценовой турбуленций. Рассмотрены причины сложившегося энергетического кризиса, исследованы особенности формирования рынка, подробно раскрыты механизмы смены парадигм ценнобразования, включая либерализацию посредством создания газовых хабов и введения спотовых контрактов. В работе были представлены сильные и слабые стороны текущего спотового ценообразования. Приведены преимущества европейского подхода, позволяющего потребителям газа получить выгоду от прозрачно установленных рыночных оптовых цен.

Была продемонстрирована взаимосвязь планов ЕС по сокращению выбросов парниковых газов с тенденцией снижения потребления природного газа. Говоря о снижении импорта газа в европейские страны, в первую очередь, речь идет об отказе от российских поставок, вызванных началом специальной военной операции на территории Украины и усугубившемся геополитическим напряжением.  В работе представлен анализ текущей и перспективной роли России в газовом балансе ЕС.

Abstract. Natural gas occupies an important position in the EU energy mix and is a key production factor affecting the state of the economy. At the moment, the European gas market can observe important changes in geopolitical, environmental and technological determinants.

The article studies the EU natural gas market, characterized by price turbulence. The reasons for the current energy crisis are considered, the features of market formation are studied, and the mechanisms for changing pricing paradigms, including liberalization through the creation of gas hubs and the introduction of spot contracts, are disclosed in detail. The paper presented the strengths and weaknesses of the current spot pricing. The advantages of the European approach are presented, allowing gas consumers to benefit from transparently set market wholesale prices.

The relationship between the EU’s plans to reduce greenhouse gas emissions and the downward trend in natural gas consumption was demonstrated. Speaking about the decline in gas imports to European countries, first of all, we are talking about the refusal of Russian supplies caused by the start of a special military operation on the territory of Ukraine and aggravated by geopolitical tensions. The paper presents an analysis of the current and future role of Russia in the EU gas balance.

Ключевые слова: рынок газа Европы, энергетический кризис, газовые хабы, спотовый рынок, долгосрочные контракты, либерализация газового рынка Европы, структура топливно-энергетического баланса

Keywords: european gas market, energy crisis, gas hubs, spot market, long-term contracts, liberalization, energy balance

Вектор, направленный на либерализацию газового рынка ЕС, характеризуется повышенной конкурентной борьбой, уменьшением ролей отдельных участников, а также выравниванием цен между рыночными зонами [1, с.28].

В соответствии с основными официальными документами ЕС реализует стратегию по формированию единого общего рынка природного газа с ликвидными газовыми хабами, распределенными по рыночным зонам. Данные хабы принимают природный газ от разных дистрибьюторов и поставщиков, формируя тем самым экономическую среду, основанную на конкурентной борьбе и рыночных принципах. В основе данного подхода, лежит желание ЕС, в рамках своих возможностей, поэтапно прекратить использование механизма двустороннего контрактного ценообразования.

Концепция системы газовых хабовсформировалась в рамках либерализационной политики в отношении газовых рынков. В 2011 году Европейской Комиссией была предложена Целевая модель газового рынка (GTM), особая роль в ней отводилась газовым хабам и спотовым сделкам (см. Рисунок 1). Сам газовый хаб представляет собой рыночный координационный центр всей газовой инфраструктуры, включающей газопроводы, терминалы сжиженного природного газа,  крупные порты.

В широком понимании «газовым хабом» можно охарактеризовать площадку, на которой клиенты и поставщики совершают сделки, т.е. производят обмены прав собственности на энергоресурс [2]. Ключевой задачей хаба является транзит природного газа от производителей к клиентам в рамках условий по уже заключенным контрактам, а также в обеспечении баланса территориального рынка, на котором располагается хаб. Говоря о свойствах и о возможностях газового хаба, следует указать, что он по изначальной задумке ЕС является инструментом, обеспечивающим равновесие запросов ключевых рыночных игроков, как покупетелей, так и поставщиков.

Рыночная транзакция осуществляется по следующему маршруту:

  1. Поступление импортного газа в зону ЕС;
  2. (опционально) Локализация данного энергоносителя в хранилище;
  3. Распределение и дистрибуция по ключевым потребителям.

С помощью подобной рыночной схемы, нивелируются барьеры в получении клиентом газа. Отличительным следствием такой системы должен был являться относительно стабильный ценовой уровень.

Следует упомянуть различия в определениях форматов газовых хабов:

  • Физические хабы – «это географическая (расположенная в центре и имеющая значительное количество взаимосвязей с объектами газовой инфраструктуры) точка в сети, где устанавливается цена на природный газ, поставляемый в это конкретное место»[1].
  • Виртуальные хабы – обладают виртуальной торговой точкой (VTP). Формирование цен происходит для всей рыночной зоны, на которую идет покрытие конкретным хабом. Отметим, что виртуальный газовый хаб обесепесивает более гибкую систему торговых отношений и доступен для большего числа участников, в отличие от физического хаба [2].

Обращаясь к ретроспективе развития европейских хабов природного газа, надо подчеркнуть, что зарождение и последующая их эволюция началось с Великобритании, в которой ответственные органы инициировали и утвердили нормативно-правовые акты, согласно которым, все рыночные сделки с природным газом начали осуществляться только в «Национальной точке балансирования» (NBP) [4]. Целью подобного пакета законодательных актов, являлось помощь в развитии и совершенствовании конкурентных механизмов на рынке газа. Вскоре газовые хабы получили свое распространение и в остальной части европейского континента. На сегодняшний день в Европе насчитывается 17 газовых хабов [5].

К 2008 году в ЕС резко возросло недовольство имеющейся системой ценообразования на газ, которая характеризовалась нефтяной индексацией. По мнению европейских политиков и потребителей цены стали неоправданно высоки, а дополнительные условия, налагаемые многолетнимик контрактами слишком обременительными. Однако истинные причины роста цен носили объективный и более глубинный характер: до указанного года предложение на природный газ не успевало за динамично растущим спросом европейских стран-потребителей. Сами контракты, которые были заключены до кризиса 2008г. были долгосрочными и имели ориентацию на увеличение объемов потребления природного газа Европы, что в свою очередь в период кризиса и рецессии экономики ЕС, побуждало европейцев приобретать фактически лишние объемы газа, т.к. в данный период его потребление было снижено (потребление фактических объемов газа с 2009 года было меньше законтрактованных). В эти же годы начал формироваться пул существующих европейских газовых хабов, функцией которых была реализация избыточных объемов природного газа. Таким образом, предложение стало превышать спрос, цены в газовых хабах стали ниже долгосрочных контрактных. Данное положение на рынке было причиной следующих инициатив европейских стран:

  • предъявление требований по снижению цены долгосрочных контрактах;
  • выдвижение инициатив перехода к спотовому ценообразованию.

Как уже указывалось, традиционная модель ценообразования, основанная на долгосрочных контрактах, в которых была привязка к нефтепродуктам, стала терять свою популярность у европейских политиков. Речь идет о замещении нефтяной индексации, которая была стандартным условием долгосрочных газовых контрактов российского ПАО «Газпром», на ценообразование, в основе которого заложены конкурентные механизмы [6]. Отчасти данные мнения не были безосновательными, поскольку в странах Европы, в которых применялись долгосрочные контракты цены были выше, чем, например, в NBP Великобритании, где начинала преобладать спотовая торговля природным газом. Концептуально европейские лидеры выделяли еще два минуса долгосрочных контрактов:

  • Первый заключался в том, что на рынке отсутствовала должная конкуренция.
  • Вторым выделяемым минусом, было обязательство по принятию и оплаты законтрактованных объемов природного газа, даже если у потребителей есть риск потребить меньше и не найти возмность реализовать оставшиеся объемы по приемлемым рыночным ценам.

В рассматриваемом аспекте следует упомянуть и слабые стороны, характерные для выбранного европейцами направления трансформации газового рынка. В основе спотовых котировок на газ в Европе лежит корреляция с ценами на нефть, что говорит о влиянии на них и их реакции на одни и те же факторы. «Более того, цены газовых хабов являются производными от цен долгосрочных контрактов, индексируемых по нефти. Цены на хабе следуют основным взлетам и падениям контрактных цен с некоторым лагом во времени».[2]

Ещё одним минусом спотового ценообразования является крайне высокая волатильность под влиянием информационного фона, изобилующего как по-настоящему значимыми новостными событиями, так и непроверенными, а порой и просто подложными сообщениями. В настоящий момент газовые котировки в Европе отчетливо демонстрируют реакцию на возросшую геополитическую напряженность и соответствующие сообщения СМИ [7].

Европейский газовый рынок трансформируется, но до сих пор долгосрочные контакты на поставки газа с ценовой привязкой к нефтепродуктам играли большую роль в общем ландшафте рынка и обеспечивали его прогнозируемость и устойчивость.

Ключевые задачи, ставящие перед собой европейские политики в текущей парадигме развития газового рынка, сводятся к понижению закупочных цен. Понижение может быть обусловлено:

  • Воздействием на поставщиков данного энергоресурса;
  • Развитием альтернативных маршрутов импорта газа;
  • Усилением и наращиванием энергетической безопасности Европейского Союза.

В целом, действия Европы по смене рыночного ценообразования с долгосрочных контрактов на спотовую торговлю, стали причиной высокой волатильности цен и ценовых рекордов на рынке в 2021-2022 годах. При этом Европейская комиссия приняла решение полностю отказаться от долгосрочных контрактов к 2049 году.

Попытка ЕС перейти на рыночное ценообразование на основе спотовых цен и отвязаться от нефтяных котировок привели к серьезной турбулентности рынка и высокой волатильности цен на газ в Европе в 2021 г.

Неожиданно холодная весна в Европе вызвала проблемы с солнечной и ветровой энергетикой, когда в осеннелетний период 2021 г. ветрогенераторы стран Северной Европы вырабатывали практически вдвое мень­ше электроэнергии от обычного уровня, вынудив Вели­кобританию, Германию и другие страны ЕС в срочном порядке запускать остановленные уголь­ные электростанции, тем самым показав преждевременность отказа от традиционных источников энергии.

Предпринимаемые ЕС меры привели к газовому коллапсу осенью 2021 г., когда спотовые цены на газ выросли до 2000 долл./1000 м3. Причин стремительного роста цен на газ несколько, но к основным можно отнести рост спроса на газ на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что вызвало отток газа с европейского рынка, снижение доли ветряной генерации и низкий уровень заполненности газовых хранилищ в Европе.[5]

Одним из немаловажных факторов роста цен на газ в Европе является позиция США по поставкам СПГ в Европу. Когда цена на газ на премиальном рынке АТР растет, США перенаправляют СПГ из Европы в АТР и, наоборот, когда цена на СПГ в АТР падает, североамериканский газ идет в Европу. Это не может не вызывать неопределенность у европейских потребителей. Очевидно, что градус напряженно­сти со стороны США по отношению к Северному потоку-2 и желание ввести против России очередные санкции снижаются по мере роста цен на СПГ в АТР. Поставки СПГ в Европу в июле 2021 г. сократились по сравнению с июлем 2020 г. почти на 50 % . Сложившаяся ситуация на рынке Европы дестабилизировала рынок АТР. Стоимость голубого топлива существенно выросла и на азиатском рынке, что повлекло за собой перенаправление поставок сжиженного газа в этот регион и, соответственно, дефицит в Европе.

Таким образом к концу 2021 г. Европа столкнулась с кризисными явлениями во всём энергетическом секторе, вызванными нарушением баланса в первую очередь на рынке природного газа. Кризис был вызван рядом серьезнейших внешних и внутренних факторов, основным из которых стало решение ЕС сократить потребление газа и ускорить переход к декарбонизации и устойчивому развитию (ЕSG), перейти от долгосрочных газовых контрактов к спотовым сделкам на газовых хабах. Это нарушило сложившееся десятилетиями равновесие на газовом рынке Европы и стабильность цен на газ для конечных потребителей и вызвало ценовые турбулентности. Планы ЕС существенно увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе до 2050 г. поставили под угрозу баланс спроса и предложения на рынке традиционного топлива (нефть, газ, уголь) и привели к неоправданно высоким ценам на газ в Европе, что может вызвать дальнейшую реакцию в различных секторах экономики ЕС в 2022 г.

Более полувека ПАО «Газпром» является крупнейшим поставщиком газа в Европу и намерен сохранить свои лидирующие позиции на европейском газовом. В соответствии с законодательством РФ Газпрому предоставлено монопольное право на экспорт газа по трубопроводам в рамках системы единого экспортного канала. Газпром осуществляет поставки по экспорту в страны Центральной, Западной и Юго-Восточной Европы в основном по долгосрочным контрактам, что не соответствует новым установкам ЕС – торговать исключительно в рамках спотового рынка. Спотовые цены в ноябре-декабре 2021 г. колебались в пределах 800-1200 долл./ м3 в отличие от цен по долгосрочным контрактам (300-500 долл./ м3)[5].Стоит также отметит, что основная доля (63,4%) СПГ в мире реализуется также по долгосрочоным контарктам. При этом предпосылок к изменению увеличения доли спота – не прослеживается [6].

«По мнению заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, попытки Германии и ЕС уйти от долгосрочных контрактов и привязать ценообразование к споту стали одной из причин волатильности цен на газ в последние два года, когда газ то падал в цене ниже $50 за 1000 куб. м, то рос выше $4000»[3].

Кризис на газовом рынке оказал влияние и на другие рынки. Вместе с кризисом на газовом рынке на арену вышел угольный кризис. «В 2020 г. уголь обеспечил 13 % всей генерации электроэнергии в Евросоюзе, с 2015 г. его использование в этом секторе сократилось почти в два раза. Однако на фоне рекордных цен на газ снова возникла мотивация к увеличению потребления угля в производстве электроэнергии. В результате цены на уголь в Европе тоже подскочили до очень высоких уровней (фьючерсы на уголь в Роттердаме в сентябре подорожали на 50 %)»[4].

Рассматривая роль России в топливно-энергетическом балансе европейского рынка, необходимо отметить положение РФ среди ведущих газовых производителей. По состоянию на 2021 год Россия занимает 2-ое место в мире по объемам добычи и производства природного газа, уступая только США, и первое место по доказанным запасам газа. Данные IEA демонстрируют следующие цифры:

  • За 2021 год в РФ было произведено природного газа в объеме: 762 млрд кубометров;
  • В том же году объем экспорта по трубопроводу составил более 210 млрд кубометров [8].

Большое влияние на российско-европейские отношения оказала начатая в конце февраля 2022 года специальная операция России на территории Украины. В частности, важным изменениям подверглись и отношения в области поставки российских энергоресурсов вЕС (cм. Таблица1).Изменения в первую очередь были вызваны санкционными ограничениями, направленными против предприятий и отраслей отечественной экономики, включая ТЭК. Итогами такой политики для отрасли могут быть:

  • Уменьшение объемов производства и экспорта энергоресурсов;
  • Медленное обновление и/или модернизация технически-сложных и капиталоемких инфраструктурных активов;
  • Снижение инвестиционной привлекательности новых проектов в области добычи природного газа.

В силу специфики логистической системы ЕС переключение на новых поставщиков природного газа потребует больших временных и финансовых ресурсов, чем увеличение поставок нефти и угля. Таким образом, говорить о краткосрочном кризисе в поставках природного газа в Европу не приходится. В текущей ситуации «Газпром» продолжает выполнять свои обязательства и реализует поставки природного газа по двум направлениям: «Северному потоку-1» и транзитом через Украину.

Необходимо отметить, что за период февраль–март 2022 года котировки на газ стали ещё более волатильными. Обострение ситуации на фоне начала проведения специальной военной операции способстовало резкому увеличению цен на энергоресурс. Однако прогнозы на сезонное потепление, констатация политическими и отраслевыми представителями факта стабильности транзита газа через украинскую территорию, а также заявки на увеличение (как ни парадоксально) объемов поставки газа через «Северный поток – 1» повлияли на стабилизацию цен, обусловив стабилизацию тренда на рост энергоносителя.

Рассматривая перспективы долгосрочного статуса России как ключевого импортера в балансе природного газа Европы, можно предположить, что существуют негативные сценарии, характеризующиеся снижением закупок российского газа. В частности Европейская комиссия начала разработку плана «REPower EU» [11]. Данный план ставит перед собой цель сделать ЕС полностью независимой от российских энергоресурсов до 2030 года.

Говоря о программе REPower EU, следует отметить отказ от критически важных объемов газа уже в 2022 году – подразумевается отказ от 60 млрд куб.м, при импорте энергоресурса из России в 155 млрд куб. м/год, из которых СПГ составлял 15 млрд куб [7].

REPowerEU будет стремиться диверсифицировать поставки газа, ускорять внедрение возобновляемого газа (биогаз) и замещать газ в системах отопления и производстве электроэнергии. Рассматривая более подробно процесс замещения российского газа странами ЕС в 2022, можно выделить следующие объемы под замену:

  • 30 млрд куб. мбудет замещено посредством заключения новых контрактов с альтернативными поставщиками;
  • 14 млрд куб. м сократится за счет внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий в зданиях и на промышленных объектах;
  • Около 6 млрд куб. м посредством активного применения биотоплива и увеличения выработки АЭС

Ранее в Европе был предложен «Fit for 55»– это план Европейского союза по сокращению выбросов парниковых газов на 55% к 2030 году. Пакет инициатив был предложен Европейской комиссией в июле 2021 года. Реализация предложений плана «Fit for 55» снизила бы использование газа на 30% к 2030 году (до 100 млрд куб. м/год), однако реальных обоснований и способов такого снижения детально не представлено.

Несмотря на тот факт, что долгосрочные контракты с привязкой к ценам на нефть позволяли «гасить» внешние колебания энергетического рынка, Европа решила сменить вектор движения к так называемому рыночному ценообразованию, основанному на биржевых котировках, которые часто подвержены сильной волатильности, так как во многом основываются на информационном поле, складывающемся в зависимости от текущей ситуации на рынке. С позиции ЕС спотовые цены являются более волатильными и гибкими по сравнению с долгосрочными контрактами, особенно в момент превышения предложения над спросом. Однако торговля на спотовом рынке (на хабах) может привести к негативному развитию событий, особенно в периоды превышения спроса над предложением.

В целом, при снижении спроса на газ со стороны ЕС, для России выходом будет реструктурирование экспортных поставок в восточные страны и упор на развитие инфраструктуры и производcтвенных мощностей СПГ; также можно задуматься о принципиальном подходе к использованию собственных природных ресурсов и сделать ставку на их переработку в рамках отечественной экономики с поставкой за рубеж продуктов переработки, а не сырья.

Что касается европейского рынка и позиции его участников, тосильная ценовая турбулентность  последних двух лет наглядно продемонстрировала преимущества долгосрочных контрактов, выражаемые в стабильности цен и надежности поставок газа. История совершила своего рода круг, повторив ситуацию 2008 г., но в виде её противоположности.

Список источников

  1. Перспективы российского газа на европейском газовом рынке в контексте изменения рыночных условий, регуляторной среды и энергетической политики ЕС / В.А. Кулагин, С.И. Мельникова, А.А. Галкина и др. // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11, №1. C. 28 – 47
  2. Титов А.В. Анализ экономики создания новых газовых хабов // ЭП. 2020. №2 (144). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ekonomiki-sozdaniya-novyh-gazovyh-habov (дата обращения: 02.04.2022).
  3. Target Model for the European natural gas market. A report prepared for GDF Suez Branche infrastructures. – June 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ceer.eu/documents/104400/-/-/9ff15f06-af98-65e8-b42a-80423a004256 (дата обращения: 02.04.2022).
  4. Putting a price on energy: international pricing mechanisms for oil and gas. = EnergyCharterSecretariat. – 2007. – 279 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Thematic/Oil_and_Gas_Pricing_2007_en.pdf (дата обращения: 08.04.2022).
  5. Проблемы и перспективы ценообразования на газ в Европе: вызовы и возможности для России / Катюха П.Б. // Минеральные ресурсы россии. Экономика и управление. 2022. № 2(177). C. 76
  6. Развитие конкуренции на газовых рынках // Энергетический бюллетень. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. 2016. №37. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/9458.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
  7. Германия и Катар не могут договориться о поставках сжиженного газа // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/10/921493-germaniya-katar-szhizhennogo-gaza (дата обращения: 11.05.2022).
  8. Данные по оценке положения России на мировом газовом рынке в 2021 году от экспертов Международного энергетического агентства (IEA) [Электронный ресурс]. URL: https://www.iea.org/topics/russia-s-war-on-ukraine (дата обращения: 04.05.2022).
  9. ТЭК России в условиях санкционных ограничений. Энергетические тренды (2022) [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo106.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
  10. PresscornerofEuropeanCommission [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1511(дата обращения: 01.05.2022).
  11. Article: While The World Boycotts Russia, Serbia Moves To Clinch A New Gas Deal With Gazprom/ Lidia Kurasinska [Электронныйресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/lidiakurasinska/2022/03/22/while-the-world-boycotts-russia-serbia-moves-to-clinch-a-new-gas-deal-with-gazprom/?sh=1e3e159b14a8 (датаобращения: 26.04.2022).
  12. Громов А.И., Киселева А.И. Эволюция европейского рынка природного газа: развитие газовых хабов и смена парадигмы ценообразования // Инновации и инвестиции. 2018. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-evropeyskogo-rynka-prirodnogo-gaza-razvitie-gazovyh-habov-i-smena-paradigmy-tsenoobrazovaniya (дата обращения: 03.04.2022).
  13. Ластовская М.Р. Кризис на европейском газовом рынке: причины, последствия, основные уроки, роль России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. ‒ 2022. ‒ № 2(206). ‒ С. 46–52. ‒ DOI: 10.33285/1999-6942-2022- 2(206)-46-52

References

  1. Perspektivy` rossijskogo gaza na evropejskom gazovom ry`nke v kontekste izmeneniya ry`nochny`x uslovij, regulyatornoj sredy` i e`nergeticheskoj politiki ES / V.A. Kulagin, S.I. Mel`nikova, A.A. Galkina i dr. // Vestnik mezhdunarodny`x organizacij. 2016. T. 11, №1. C. 28 – 47
  2. Titov A.V. Analiz e`konomiki sozdaniya novy`x gazovy`x xabov // E`P. 2020. №2 (144). [E`lektronny`j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ekonomiki-sozdaniya-novyh-gazovyh-habov (data obrashheniya: 02.04.2022).
  3. Target Model for the European natural gas market. A report prepared for GDF Suez Branche infrastructures. – June 2011. [E`lektronny`j resurs]. URL: https://www.ceer.eu/documents/104400/-/-/9ff15f06-af98-65e8-b42a-80423a004256 (data obrashheniya: 02.04.2022).
  4. Putting a price on energy: international pricing mechanisms for oil and gas. = EnergyCharterSecretariat. – 2007. – 279 s. [E`lektronny`j resurs]. URL: https://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Thematic/Oil_and_Gas_Pricing_2007_en.pdf (data obrashheniya: 08.04.2022).
  5. Problemy` i perspektivy` cenoobrazovaniya na gaz v Evrope: vy`zovy` i vozmozhnosti dlya Rossii / Katyuxa P.B. // Mineral`ny`e resursy` rossii. E`konomika i upravlenie. 2022. № 2(177). C. 76
  6. Razvitie konkurencii na gazovy`x ry`nkax // E`nergeticheskij byulleten`. Analiticheskij centr pri pravitel`stve Rossijskoj Federacii. 2016. №37. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/9458.pdf (data obrashheniya: 17.04.2022).
  7. Germaniya i Katar ne mogut dogovorit`sya o postavkax szhizhennogo gaza // Vedomosti. [E`lektronny`j resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/10/921493-germaniya-katar-szhizhennogo-gaza (data obrashheniya: 11.05.2022).
  8. Danny`e po ocenke polozheniya Rossii na mirovom gazovom ry`nke v 2021 godu ot e`kspertov Mezhdunarodnogo e`nergeticheskogo agentstva (IEA) [E`lektronny`j resurs]. URL: https://www.iea.org/topics/russia-s-war-on-ukraine (data obrashheniya: 04.05.2022).
  9. TE`K Rossii v usloviyax sankcionny`x ogranichenij. E`nergeticheskie trendy` (2022) [E`lektronny`j resurs]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo106.pdf (data obrashheniya: 06.05.2022).
  10. PresscornerofEuropeanCommission [E`lektronny`j resurs]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_22_1511(data obrashheniya: 01.05.2022).
  11. Article: While The World Boycotts Russia, Serbia Moves To Clinch A New Gas Deal With Gazprom/ Lidia Kurasinska [E`lektronny`jresurs]. URL: https://www.forbes.com/sites/lidiakurasinska/2022/03/22/while-the-world-boycotts-russia-serbia-moves-to-clinch-a-new-gas-deal-with-gazprom/?sh=1e3e159b14a8 (dataobrashheniya: 26.04.2022).
  12. Gromov A.I., Kiseleva A.I. E`volyuciya evropejskogo ry`nka prirodnogo gaza: razvitie gazovy`x xabov i smena paradigmy` cenoobrazovaniya // Innovacii i investicii. 2018. №3. [E`lektronny`j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-evropeyskogo-rynka-prirodnogo-gaza-razvitie-gazovyh-habov-i-smena-paradigmy-tsenoobrazovaniya (data obrashheniya: 03.04.2022).
  13. Lastovskaya M.R. Krizis na evropejskom gazovom ry`nke: prichiny`, posledstviya, osnovny`e uroki, rol` Rossii // Problemy` e`konomiki i upravleniya neftegazovy`m kompleksom. ‒ 2022. ‒ № 2(206). ‒ S. 46–52. ‒ DOI: 10.33285/1999-6942-2022- 2(206)-46-52

Для цитирования: Верпаховский Г.А, Симонов А.Г. Преждевременная эволюция газового рынка ЕС: от долгосрочных контрактов и ценовой стабильности до полной либерализации и дефицита предложения // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-49/

© Верпаховский Г.А, Симонов А.Г., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.

[1]Титов А.В. Анализ экономики создания новых газовых хабов // Энергетическая политика. 2020. №2 (144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-ekonomiki-sozdaniya-novyh-gazovyh-habov (дата обращения: 02.04.2022).

[2]Громов А.И., Киселева А.И.  Эволюция европейского рынка природного газа: развитие газовых хабов и смена парадигмы ценообразования // Инновации и инвестиции. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-evropeyskogo-rynka-prirodnogo-gaza-razvitie-gazovyh-habov-i-smena-paradigmy-tsenoobrazovaniya (дата обращения: 11.04.2022).

[3]Германия и Катар не могут договориться о поставках сжиженного газа // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/05/10/921493-germaniya-katar-szhizhennogo-gaza (дата обращения: 11.05.2022).

[4]Ластовская М.Р. Кризис на европейском газовом рынке: причины, последствия, основные уроки, роль России // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. № 2(206). С. 46–52. DOI: 10.33285/1999-6942-2022- 2(206)-46-52