Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339.3

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_429

ИННОВАЦИОННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

INNOVATIVE LOCALIZATION OF INDUSTRIAL PRODUCTION AS A FACTOR IN THE ORGANIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION OF MANUFACTURED PRODUCTS

Тюкавкин Николай Михайлович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики инноваций, ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, E-mail: tnm-samara@mail.ru

Анисимова Валерия Юрьевна, к.э.н., доцент кафедры экономики инноваций, ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, E-mail: ipanisimova@yandex.ru

Tyukavkin Nikolay Mikhailovich, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Innovation Economics, Samara University, E-mail: tnm-samara@mail.ru

Anisimova Valeriya Yurievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation Economics, Samara University, E-mail: ipanisimova@yandex.ru

Аннотация. В настоящих условиях, из-за введения экономических санкций недружественными государствами в отношении России, подход к импротозамещению в стране совершенно другой – это обеспечение ее экономической безопасности. Причем в эпоху Индустрии 4.0 возможно осуществление импортозамещения, которое не создает препятствий для технологического обновления производственного процесса, полностью обеспечивает замещение импортной продукции и не снижает экономического положения потребителей. Авторами проведены исследования условий осуществления политики развития импорта в ведущих странах мира за пятилетний период (2018-2022 гг.) и выявлены основные драйверы данной политики: использование технологий четвертой промышленной революции, путем развития физических и цифровых технологий, предполагающих системное преобразование промышленного производства, предоставляющих новые возможности роста производительности труда, стимулирующих экономическое развитие и повышающих конкурентоспособность стран, регионов, организаций; использование дополнительных протекционистских мер государственной поддержки импортозамещения, стимулирующих создание и размещение производства в собственной стране, заменяющих решоринг.

Авторами в исследовании, предлагается учесть данные реалии и условия организации импортозамещения — развитие инструментов временного импортозамещения в ВЭД, с учетом либерализации международной торговли, в отраслях технологической и производственной поддержки предприятий, осуществляющих импортозамещение продукции.

Abstract. In the present conditions, due to the introduction of economic sanctions by unfriendly states against Russia, the approach to import substitution in the country is completely different — it is to ensure its economic security. Moreover, in the era of Industry 4.0, import substitution is possible, which does not create obstacles to the technological renewal of the production process, fully ensures the replacement of imported products and does not reduce the economic situation of consumers. The authors conducted studies of the conditions for the implementation of the import development policy in the leading countries of the world over a five-year period (2018-2022) and identified the main drivers of this policy: the use of technologies of the fourth industrial revolution, through the development of physical and digital technologies involving the systemic transformation of industrial production, providing new opportunities for productivity growth, stimulating economic development and increasing the competitiveness of countries, regions, organizations; the use of additional protectionist measures of state support for import substitution, stimulating the creation and placement of production in their own country, replacing resourcing.

The authors of the study propose to take into account these realities and conditions of the organization of import substitution — the development of temporary import substitution tools in foreign economic activity, taking into account the liberalization of international trade, in the fields of technological and industrial support of enterprises engaged in import substitution of products.

Ключевые слова: импортозамещение, международная торговля, национальная безопасность, локализация производства, рынок, конкурентоспособность, экономические санкции, стратегия

Keywords: import substitution, international trade, national security, localization of production, market, competitiveness, economic sanctions, strategy

 Работа выполнена в рамках гранта Самарского университета пo пpoгpaммe стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» от 28.06.2022 года на тему: «Meтодика реинжиниринга процессов инвестиционной деятельности корпораций с целью создания условий эффективного трансфера технологий открытого рынка».

Импортозамещение продукции в РФ, в 2022 году достигло 30%, предполагающее, что вся продукция и услуги, которые производятся в стране, по их совокупному объему составляют лишь 30%, от востребованной продукции (услуг), а остальные приходится приобретать за счет импорта за рубежом. С учетом нестабильной рыночной обстановки, с начала марта 2022 года, многие зарубежные компании, обеспечивающие отечественный рынок продукцией и услугами, стали массово покидать российский рынок, из-за предъявляемых к ним санкций со стороны их правительств. В связи с данными событиями, отечественный предпринимательский сектор стал говорить о том, что представителям локальных компаний предоставляются новые дополнительные возможности для своего развития в границах освободившихся рыночных ниш. Но в границах свободных ниш можно обеспечить только замещение импортной продукции на отечественную, причем с учетом того, что на данный рынок может прийти какой-то другой иностранный производитель.

На основе вышесказанного, современная концепция парадигмы импортозамещения создается в двух направлениях, которые «предполагают:

  • приоритетность роста объемов отечественной продукции, вследствие повышения ее конкурентоспособности;
  • увеличения производства отечественной продукции путем ограничения импорта: создание стимулов для повышения конкурентоспособности российской экономики на базе ее научно-технического воспроизводственного потенциалов; осуществления долгосрочных преобразований структуры экономики путем привлечения дополнительных инвестиций, в том числе и иностранных; увеличения производственных мощностей и создание новых; организации трансфера технологий, знаний и инноваций; повышение качественной составляющей человеческого капитала на базе расширения компетенций» [11].

Особое значение имеет импортозамещение, осуществляемое на основе протекционистских мероприятий государства в отношении промышленных видов экономической деятельности (ВЭД), которые имеют стратегическое значение для государства, существенный потенциал роста по обеспечению потребностей отечественного рынка и возможности экспансии на зарубежные рынки. Данные протекционистские меры обеспечивают долговременную защиту российской промышленности в условиях спада инновационно-инвестиционной активности, формируют условия для структурной трансформации экономики, и стимулируют импортозамещению в качестве драйвера развития конкурентоспособности отечественной промышленности.

Анализ теоретических наработок в сфере импортозамещения и теории импортных поставок показал, что протекционистская политика государства в части импортозамещения имеет положительные эффекты, выражающиеся в повышении физической доступности импортной продукции для населения, что способствует повышению на нее спроса; перепрофилированием производства в ВЭД, производящих аналогичную продукцию; государственной поддержке отечественных производителей [1].

С точки зрения организации политики импортозамещения в условиях функционирования свободного рынка и добросовестной конкуренции ограничительные меры, препятствующие поставкам импортных товаров на отечественный рынок, вызывают создание импортозамещающих производств, что приводит к повышению себестоимости выпускаемой продукции. Зарубежные и отечественные ученые сходятся в своих исследованиях, что импортозамещение играет отрицательную роль на внутреннем рынке страны, препятствует расширению международных торговых связей и международного разделения труда. Но здесь не нужно забывать о такой экономической категории, как «порог национальной безопасности» по какому-либо виду продукции, предполагающий, что 51% любой продукции должен выпускаться в собственной стране, а остальная продукция может закупаться.

С начала 1990-х годов, в России сложилась негативная ситуация на рынке, в которой отечественные бизнесмены и политики, в целях быстрой ликвидации экономического разрыва с развитыми зарубежными странами, стали закупать продукцию, которая не выпускалась в стране, за границей. Данный факт позволил быстро сократить экономический разрыв, но страна впала в зависимость от иностранных товаропроизводителей. К 2020 году Россия насчитывала до 80% процентов импортной продукции. Причем, в основном, в сфере высоких технологий [2].

На основе проведенного анализа теорий импортозамещения, авторами уточнен теоретический подход к категории «импортозамещение» в условиях современных экономических реалий, представляющего собой процесс повышения конкурентоспособности национального промышленного производства, учитывающий все цепочки формирования стоимости при избирательном применении инструментов, ограничивающих импорт в определенных видах экономической деятельности, при либерализации международной торговли в отраслях технологической и производственной поддержки предприятий, осуществляющих импортозамещение производимой продукции.

По мнению Н.Ш. Ватолкина и Н.В. Горбунова, импортозамещение в России, в настоящее время, для нашего государства, имеет стратегическое значение, связанное с необходимостью обеспечения отечественного производства ключевыми видами продукции для национальной безопасности страны [3]. С другой стороны, согласно высказываний Р. Трауб-Мерц, импортозамещение имеет своей целью минимизацию потерь, при отказе иностранных товаропроизводителей в поставке данной продукции в нашу страну из-за потенциально возможных экономических санкций [9]. Однако импортозамещение зачастую трактуется упрощенно — как налаживание выпуска в России конечной продукции.

Задача замещения импортной продукции отечественными аналогами во многом определяется характером зависимости российской экономики от импорта. Главной целью импортозамещения является создание той среды для национальной промышленности, в которой будет наблюдаться больший ее рост. Представители этой концепции говорят о том, что устойчивое экономическое развитие государства возможно только в случае значительного увеличения уровня промышленного самообеспечения, повышения объемов выпуска продукции внутри страны. По мнению Е.В. Захаровой такой подход является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике и настороженным отношением к иностранному капиталу [6].

Осуществляя импортозамещение, нужно ориентироваться на то, что формируемая на импортозамещающих предприятиях продукция должна быть ориентирована, в большей свой части на внешний рынок, так как, только в данном случае, степень конкурентоспособности продукции будет приемлемой, а достигнутые результаты не будут утрачены при восстановлении экономического положения страны.

Стратегия импортозамещения основывается на комплексном развитии и модернизации всего производства, роста качества выпускаемой продукции, развития инноваций. Данная стратегия предполагает развитие производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, за счет модернизации и технического переоснащения предприятий. Главными критериями в процессах импортозамещения должны выступать стратегическая, экономическая и социальная целесообразности.

Основную роль в процессах импортозамещения играет промышленная политика государства, как инструмент системной государственной стратегии развития всего народнохозяйственного комплекса страны, а также регулирования рыночных механизмов в экономически обоснованных направлениях [7]. Данные направления промышленной политики выступают в качестве моделей: инновационная модель; модель развития внутреннего рынка; модель импортозамещения; экспортоориентированная модель. Модель развития импортозамещения – это модель организации хозяйственной деятельности, заключающаяся в протекционизме, отношению ряда других отраслей национальной экономики, подкрепленной государственной монополией на развитие внутреннего рынка и национальной безопасности страны. В «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» планируется масштабно форсировать переход на российскую продукцию в 19-ти промышленных секторах, среди которых, стратегически важные: тяжелое, транспортное, энергетическое, нефтегазовое, пищевое машиностроение, авиастроение, производство судов, вертолетов, фармпродукции, автомобилей, радиоэлектроники, а также химическая, электротехническая, кабельная и другие ВЭД [8].

В ряде ВЭД и отраслей промышленности планируется повысить долю отечественной продукции к 2035 году, более, чем в два раза: в производстве самолетов гражданского предназначения – с 38% до 75%, станков — с 21% до 46%, в фармацевтической промышленности — с 30,8% до 65% [8].

В Стратегии предусматривается до 2025 года максимальное развитие «глубины» локализации промышленных производств, рост технологических и конструкторских компетенций по производству промышленной продукции, достижение весомых результатов в секторах интеллектуальной и наукоемкой деятельности на мировых рынках [10]. Локализация промышленного производства – это сложное явление, представляющее создание зарубежной компанией собственного производства на территории другой страны, реализующейся в различных формах и способной реализовать важную роль в экономическом развитии того государства, где она осуществляется. Формами локализации выступают: предоставление лицензии отечественным производителям на применение иностранных технологий, финальная сборка продукции из иностранных комплектующих, производство промышленной продукции малых переделов и пр. Сущность локализации выражается в освоении национальным промышленным производителем конечного числа стадий общего промышленного выпуска продукта (зачастую – один производственный цикл) [4].

В большей мере это представлено в автомобилестроительной продукции, с учетом рынка автомобилей. До настоящего времени, под термином «локализация производства промышленной продукции» подразумевалось создание на территории России или в территориальной близости от нее, предприятий по производству комплектующих, компонентов, узлов и агрегатов, в целях формирования технологической независимости российской промышленности от импортной продукции. Под глубиной локализации понимается уровень сложности производимой продукции. Как правило, иностранные производители занимали в данных производствах ниши с технологически сложной продукций, оставляя российским производство второстепенной продукции. Отсюда следует, что иностранные автопроизводители диктовали правила игры отечественному производству промышленной продукции Политика «промсборки -1» и «промсборки-2», по мнению авторов, была ошибочной, но в результате ее реализации, зарубежные промышленники получили беспрецидентные дотации и комфортные условия для входа на отечественный рынок промышленной продукции. Данное положение тормозило развитие НИОКР и инновационной деятельности и ставило отечественных производителей в невыгодное положение, по сравнению с иностранными. На практике было доказано, что иностранные промышленники пришли на российский рынок только в целях производства и продажи своей техники, не выполняя задач по локализации российского производства, с использованием инновационных российских [5]. Данный процесс привел к тому, что РФ утратила большинство конструкторских технологий и заделов в промышленном комплексе.

Но требования рынка по скорости поставки новой продукции данный процесс устраивали. В результате отечественные инновации не развивались.

В настоящее время, с уходом иностранных производителей с российского автомобилестроительного рынка, представило ситуацию, в которой при сборке автомобилей отсутствуют важные комплектующие и их не чем заменить – производство автомобилей вынуждено вернуться к моделям 1990-х годов.

В связи с данным положением, основное направление процессов импортозамещения следует сосредоточить в развитии инновационных процессов в отечественной промышленности, с целью повышения глубины локализации продукции. Авторами предлагаются направления развития инновационных процессов в сфере промышленного производства, обеспечение развития импортозамещающих процессов и инструменты инновационного развития (рисунок 1).

Для развития импортозамещения в промышленности, на современном этапе, авторами предлагается инновационная локализация, осуществляемая отечественными компаниями, представляющая собой аутсорсинг технологий и высокотехнологичной продукции. Сервисные организации, предлагающие локализацию продукции высоких переделов, имеют необходимые компетенции и опыт осуществления подобных работ. Данный процесс позволяет ускорить осуществление импортозамещения, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, а, главное –внедрить инновационные разработки в промышленное производство.

Инновационная локализация промышленного производства. Имеющая целью развитие импортозамещения подразделяется на три этапа:

  • 1-ый этап – первичная локализация, целью которой является снижение издержек промышленного производителя. Используя первичную локализацию, производитель организует на своем производстве инновационную деятельность, целью которой является замещение традиционной выпускаемой продукции на инновационную, создание недостающих компонентов инновационной продукции.
  • 2-й этап — вторичная локализация, предназначенная для обеспечения потребностей рынка в инновационной продукции, формировании «Собственного покупателя». Используя вторичную локализацию, полезный эффект достигается как аутсорсинговой организацией, так и промышленным предприятием: аутсорсинговая фирма уменьшает свои издержки за счет уменьшения логистических затрат, а предприятие наращивает собственную прибыль за счет реализации инновационной продукции.
  • 3-й этап – диффузия инновационной локализации – привлечение субподрядчиков, обслуживающих требования локализованных производителей, создание аналогичной продукции. На данном этапе отечественная промышленность может перейти к экспорту продукции.

Исходя из этапов осуществления инновационной локализации промышленного производства, выделим инструментарий поддержки этапов локализации:

  • 1-ый этап: адресные меры стимулирования аутсорсинговых организаций;
  • 2-ой этап: адресные мероприятия поддержки отечественных производителей, осуществляющих инновационное импортозамещение;
  • 3-ий этап: национальные программы развития экономики на основе инноваций и ускоренного экспортно-ориентированного развития промышленных ВЭД.

Схема организации инновационной локализации промышленного производства представлена на рисунке 2.

Для обеспечения технологической независимости и реализации инновационных проектов по локализации производства, еще в 2019 году, на крупных предприятиях выделяют «промышленные активы», иногда формируя промышленные кластеры, которые позволяют логистически и технологически организовывать производственную деятельность, своевременно обеспечивая выпуск продукции, востребованной на рынке, сервисное обслуживание и ремонт.

Управление развитием инновационных процессов в сфере повышения уровня локализации отечественных разработок, в первую очередь, подразумевает организацию деятельности по формированию и внедрению НИОКР в перспективных ВЭД промышленного производства как на локальных, так и на на глобальных промышленных платформах [12].  Промышленные платформы представляю собой площадки коммуникаций, объединяющие участников, конструкторско — технологические решения, новую продукцию и новые инновационные модели. Создание собственных промышленных платформ позволит промышленным производителям и дальше развивать инжиниринговые компетенции в инновационной сфере.

Основные выводы и результаты исследования.

  1. Уточнен теоретический подход к категории «импортозамещение» в условиях современных экономических реалий, представляющего собой процесс повышения конкурентоспособности национального промышленного производства, учитывающий все цепочки формирования стоимости при избирательном применении инструментов, ограничивающих импорт в определенных видах экономической деятельности, при либерализации международной торговли в отраслях технологической и производственной поддержки предприятий, осуществляющих импортозамещение производимой продукции.
  2. Выявлены основные причины, определяющие зависимость отечественного промышленного сектора от импортных технологий и продукции.
  3. Предложены направления развития инновационных процессов в сфере промышленного производства.
  4. Предложена инновационная локализация, осуществляемая отечественными промышленными компаниями, представляющая собой аутсорсинг технологий и высокотехнологичной продукции.
  5. Предложена схема организации инновационной локализации промышленного производства.

Список источников

  1. Алексеев И.В. Информационное обеспечение системы управления франчайзинговыми предприятиями/И.В. Алексеев, Е.В. Рибокене//Экономические и гуманитарные науки. -2015. -№1 (276). -С. 105-110.
  2. Ватолкина Н. Ш., Горбунова Н. В. Импортозамещение: зарубежный опыт, инструменты и эффекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2015. — № 6. — С. 29-39.
  3. Вертакова Ю.В., Крыжановская О.А. Особенности развития организаций в условиях цифровой трансформации. Вестник университета. 2020;(10):33-39. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-10-33-39 дата обращения (22.10.2021).
  4. Гоман, К.И. Инновационное развитие региональных промышленных комплексов как фактор повышения их конкурентоспособности / К.И. Гоман // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья: сб. материалов Международной научно-практической конференции (27 февраля 2017 г.) / Самарский университет. – Самара: АНО «СНЦ» – Самара, 2017. – С. 143–149.
  5. Гоман, К.И. Совершенствование методов государственной поддержки инновационного развития предприятий малого и среднего бизнеса в ПФО / К.И. Гоман, И.В. Гоман // Инновационные процессы в формировании интегрированных структур региональных промышленных комплексов Поволжья: сб. материалов Международной научно-практической конференции (27 февраля 2017 г.) / Самарский университет. – Самара: Изд-во АНО «СНЦ» – Самара, 2017. – С. 45–50.
  6. Захарова Е. В. Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2014. — № 12. — С. 92-94.
  7. О промышленной политике в Российской Федерации: фед. закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ. – Доступ из СПС «Гарант». – Текст: электронный.
  8. Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 г.: распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р. – Доступ из СПС «Гарант».
  9. Трауб-Мерц Р. Что может и чего не может обеспечить импортозамещение? // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Пленарные доклады и материалы Круглого стола Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 14-15 апреля 2015 г / Под ред. член-корр. РАН Г. Б. Клейнера. — М.: ЦЭМИ РАН, 2016. — 97 с.
  10. Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением правительства РФ от 28.04.2018г., № 831-р.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – СПС «Гарант».
  12. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. пособие / В.В. Герасимов, Л.С. Минина, А.В. Васильев; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Новосибирск: НГАСУ, 2003.

References

  1. Alekseev I.V. Information support of the management system of franchising enterprises/I.V. Alekseev, E.V. Ribokene//Economic and humanitarian sciences. -2015. -№1 (276). — Pp. 105-110.
  2. Vatolkina N. Sh., Gorbunova N. V. Import substitution: foreign experience, tools and effects // Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. — 2015. — No. 6. — pp. 29-39.
  3. Vertakova Yu.V., Kryzhanovskaya O.A. Features of the development of organizations in the conditions of digital transformation. Bulletin of the University. 2020;(10):33-39. [Electronic resource] – Access mode: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-10-33-39 date of application (10/22/2021).
  4. Homan, K.I. Innovative development of regional industrial complexes as a factor of increasing their competitiveness / K.I. Homan // Innovative processes in the formation of integrated structures of regional industrial complexes of the Volga region: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (February 27, 2017) / Samara University. – Samara: ANO «SNC» – Samara, 2017. – pp. 143-149.
  5. Homan, K.I. Improving methods of state support for innovative development of small and medium-sized businesses in the Volga Federal District / K.I. Homan, I.V. Homan // Innovative processes in the formation of integrated structures of regional industrial complexes of the Volga region: collection of materials of the International Scientific and Practical Conference (February 27, 2017) / Samara University. – Samara: Publishing house of ANO «SNC» – Samara, 2017. – pp. 45-50.
  6. Zakharova E. V. The importance of innovative import substitution in the context of international sanctions against the Russian economy // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. — 2014. — No. 12. — pp. 92-94.
  7. On industrial policy in the Russian Federation: fed. Law No. 488-FZ of 31.12.2014. – Access from the SPS «Garant». – Text: electronic.
  8. On the approval of the Consolidated Strategy for the Development of the Manufacturing Industry of the Russian Federation until 2024 and for the period up to 2035: Decree of the Government of the Russian Federation dated June 6, 2020 No. 1512-R. – Access from the SPS «Garant».
  9. Traub-Merz R. What can and what cannot import substitution provide? // Strategic planning and development of enterprises: Plenary reports and materials of the Round Table of the Sixteenth All-Russian Symposium. Moscow, April 14-15, 2015 / Edited by corresponding member. RAS G. B. Kleiner. — M.: TSEMI RAS, 2016. — 97 p.
  10. Strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated 28.04.2018, No. 831-R.
  11. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 dated July 21, 2020 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030». – SPS «Garant».
  12. Management of the innovative potential of production systems: Textbook / V.V. Gerasimov, L.S. Minina, A.V. Vasiliev; Novosibirsk State Architectural-builds. un-T. -Novosibirsk: NGASU, 2003.

Для цитирования: Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. Инновационная локализация промышленного производства, как фактор организации импортозамещения выпускаемой продукции // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-39/

© Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.