http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10475

СТРАТЕГИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

STRATEGY FOR INVOLVING INNOVATION PERFORMANCE IN THE ECONOMIC TURNOVER OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Курочкин В.Н., доктор технических наук, старший
научный сотрудник, профессор кафедры экономики и управления
Азово-Черноморского  инженерного
института Донского ГАУ в г. Зернограде

Kurochkin Valentin N.,  Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher, Professor, Department of Economics and Management, Azov-Black Sea Engineering Institute, Don State Agrarian University, Valentin952@mail.ru

Аннотация.  Была поставлена
задача: разработка мероприятий по вовлечение результатов инновационной
деятельности в хозяйственный оборот сельскохозяйственных организаций. Основу
вовлечение результатов инновационной деятельности в хозяйственный оборот
сельскохозяйственных организаций организации составляет Стратегия
научно-технологического развития. По мнению автора статьи, совершенствование
инновационной деятельности это сократит разрыв экономических показателей
лидирующих аграрных фирм и фирм – аутсайдеров. Использованы: системный подход,
методы: сравнения, монографический и логический анализ разработки и реализации
нового продукта.  Предлагаемые
мероприятия по вовлечение результатов инновационной деятельности в
хозяйственный оборот коммерческой организаций повысят эффективность
сельскохозяйственной деятельности и снизить зависимость от зарубежных
технологий.

Summary. The task was set: the development of measures to involve
the results of innovation in the economic turnover of agricultural
organizations. The basis for the involvement of the results of innovation in
the economic turnover of agricultural organizations of the organization is the
Strategy for scientific and technological development. According to the author
of the article, improvement of innovation activity will reduce the gap in
economic indicators of leading agricultural firms and outsider firms. Used:
systematic approach, methods: comparison, monographic and logical analysis of
the development and implementation of a new product. The proposed measures for
involving the results of innovative activities in the economic turnover of
commercial organizations can significantly increase the efficiency of
agricultural activities and reduce dependence on foreign technologies

Ключевые слова: экономика, сельское хозяйство,
сельскохозяйственные организации, инновационная деятельность, результаты,
мероприятия, хозяйственный оборот.

Key words: economy, agriculture, agricultural organizations, innovative activity,
results, measures, economic turnover.

Актуальность. Правовую основу
научно-технологического развития России составляет его Стратегия, утвержденная
Указом Президента РФ [1]. Указ издан в развитие ст.18 ФЗ от 28.06.2014 №172
[2]. Органы власти современной России стремятся использовать рычаги
макроэкономической и хозяйственной политики для эффективного освоения в
производстве результатов научно-технической деятельности. Разрешено включать
затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в состав
расходов, вычитаемых из доходов при их налогообложении, реализуются ряд других
мероприятий для внедрения техники и технологий.

Государство стремится
развивать рынок инноваций, для чего обеспечивается охрана результатов
научно-технической деятельности.

Система контроля за
использованием объектов инновационной деятельности, созданных за счет средств
федерального бюджета предусматривает возможность изъятия государством прав на
использование созданных с таким финансированием результатов инновационной
деятельности, если организация – владелец переданных ей прав на них в течение
установленного срока не предпримет эффективных мер для их практического
использования и введения в хозяйственный оборот. В агропромышленном
производстве такие меры затронули только 10-20 % предприятий, относящихся к
числу наиболее передовых в отрасли.

Цель: разработка мероприятий по вовлечение результатов
инновационной деятельности в хозяйственный оборот коммерческой организаций для
сокращения разрывов экономических показателей лидирующих фирм и фирм –
аутсайдеров.

Методы проведения исследования, экспериментальная база. В процессе исследований
был использован системный подход [3, с. 23] и методы: сравнения, монографический
и абстрактно логический анализ разработки и реализации нового продукта.  Экспериментальная база: открытые данные Интернет-ресурсов.

Ход исследования. Вопрос внедрения результатов научных исследований и
конструкторских разработок издавна тревожит умы руководителей предприятий,
регионов и министерств, так как от освоения их результатов зависит
эффективность функционирования народного хозяйства, а в конечном итоге –
качество жизни граждан страны [4, с. 11]. По данному вопросу высказывались ряд
известных ученых: А.Г. Аганбегян, Д.С. Львов, Б.Н. Кузыка, Ю.М. Осипов, и др.  Интересно отметить, что академик А.Г.
Аганбегян считает, что «России требуется политика форсированных и эффективных
инвестиций», преимущественно в инновации [5, с. 11].

Вначале рассмотрели
объект исследований. Ключевым словом, как видим, служит термин «инновации»,
которое ввели Й. Шумпетер и Г. Менш (1930 г.), и под которым они понимали «… воплощение
научного открытия в новой технологии или продукте». На настоящий момент
сформировано три мнения об объекте исследований, а именно: инновации — это
результат, это –  процесс и это –
изменение, соответственно имеется в наличии и дисциплина менеджмента
«управление изменениями». В нормативных актах фигурирует понятие инновационного
проекта [6, с. 218]. Остановимся на последнем.

Результаты и обсуждение. В Стратегии [1] под
научно-технологическим развитием понимается «трансформация науки и технологий в
ключевой фактор развития» страны для адекватного ответа на «большие вызовы» –
«совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых не могут
быть решены … за счет увеличения ресурсов». Пятый технологический уклад и
страны – его носители установлены академиками С.Ю. Глазьевым, Д.С. Львовым,
Г.Г. Фетисовым еще в нулевые годы нашего столетия. 

В сфере АПК таким вызовом
в первую очередь является санкционная политика большинства стран пятого
технологического ядра в области биотехнологий. Проходящая в настоящее время
пандемия обострила проблемы инновационного развития, преимущественно технологий
удаленной работы и цифровизации. Опыт последних месяцев показал, что переход
нашей страны к пятому технологическому укладу возможен только при использовании
зарубежных инноваций. Компьютерные программы, используемые в последние время
для дистанционного управления производственных процессов, для удаленной работы
сотрудников фирм, оказались преимущественно производства Майкрософт и других
зарубежных фирм. Таким образом цифровизация в России оказалась перекачкой
экономической и технологической информации на сервера зарубежных корпораций.

Вернувшись к инновациям в
АПК, увидим аналогичную ситуацию: сельскохозяйственная техника, тракторы и
комбайны преимущественно зарубежного производства, технологии, семенной
материал, племенной скот, птица –  из
того же источника.  Таким образом Россия
попала в технологическую зависимость от других стран: если Англия запретит
поставки суточных цыплят, остановится Омская и другие птицефабрики, если будет
перекрыт экспорт семян – гибридов кукурузы, подсолнечника и других культур –
поля под пропашными культурами останутся незасеянными.

К настоящему времени
разработано достаточное количество региональных планов, программ и концепций
стратегического развития АПК, поэтому встает вопрос обобщения и их
систематизации для того, чтобы была реализовано вовлечение результатов
инновационной деятельности в хозяйственный оборот сельскохозяйственных
коммерческих организаций, которые являются основой обеспечения
продовольственной безопасности страны. Все эти обстоятельства указывают
необходимость полномасштабной реализации Закона о стратегическом планировании и
разработки Стратегии развития АПК на федеральном уровне с учетом угроз и
вызовов последних месяцев.

На такой нормативной
основе станет возможным, по нашему мнению, разработка мероприятий по вовлечение
результатов инновационной деятельности в хозяйственный оборот коммерческой
организаций для сокращения разрывов экономических показателей лидирующих фирм и
фирм – аутсайдеров разработка мероприятий по вовлечение результатов
инновационной деятельности в хозяйственный оборот сельскохозяйственных
коммерческих организаций для сокращения разрывов экономических показателей
лидирующих фирм и фирм – аутсайдеров.

Сравнение показателей
предприятий, активно осваивающих научно-технические достижения, со средними
данным в целом по сельскохозяйственным предприятиям страны, свидетельствует о
существенной разнице между ними, которая нередко достигает 2-4 кратного уровня.
При аграрной политике государства, направленной на финансовую поддержку более
успешных, т.е. инновационно продвинутых хозяйств, убыточные предприятия, если
они так и не смогут перестроить свою внутреннюю организацию, сделать её
достаточно эффективной, будут вынуждены освободить рынок для
конкурентоспособных предприятий. Именно на этой основе инновационный прорыв
отечественного сельского хозяйства будет происходить более быстрыми темпами и в
возрастающих масштабах. Необходимо предоставить финансовую поддержку
отечественным разработкам, так как наша наука не имеет достаточных средств для
продвижения своих результатов: изготовления опытных партий машин и
оборудования, их сертификации, рекламы [7]. В то же время западные конкуренты
имеют мощную рекламную и информационную поддержку. Это усугубляет зависимость
от зарубежных технологий и техники в АПК. При рыночных отношениях у органов
власти и у самих субъектов хозяйствования многократно сократились финансовые
возможности для покрытия расходов, связанных с проведением мероприятий по
пропаганде достижений науки и передового производственного опыта, их масштабы
резко сокращены, а иногда и вообще исчезли из практики. Многие такие меры стали
приобретать коммерческий характер [8]. Следовательно, необходимо создавать
условия для коммерческого освоения сельскохозяйственными организациями
отечественных интенсивных и точных интеллектуальных агро технологий и
органического земледелия, технологий повышения вероятности получения
запланированного производства зерна и требуемых объемов его переработки в
продукты питания в зонах   рискованного
земледелия Южного федерального округа как синергетический результат синтеза
инновационных подсистем. Необходимо сформировать открытую систему  базовых технологий пятого  и частично шестого технологических
укладов  производства продуктов питания
из растительного сырья в зонах  
рискованного земледелия Южного федерального округа. Система
продовольственных кластеров Южного федерального округа – это  основа 
надежной системы производства озимых, 
зернобобовых и пропашных культур 
и переработки их урожая в продукты питания в соответствии с требованиями
Доктрины продовольственной безопасности.

Область применения результатов. На базе проведенного абстрактно
логического анализа практики разработки и реализации отечественного нового
продукта [7, 8], изучения маркетингового подхода к разработке и реализации
нового продукта [9], анализа теории и практики инновационной деятельности для
достижения поставленной цели сокращения разрывов предлагаются следующие
мероприятия.

1. Научно-техническая
пропаганда и реклама инновационных достижений. При помощи средств
научно-технической пропаганды органы регулирования экономики, в первую очередь
сельского хозяйства, стремятся активно распространять и способствовать широкому
внедрению положительно проявивших себя научно-технических достижений.

Органы государственной
власти уделяют немалое внимание созданию и функционированию финансируемой из
госбюджета масштабной системы научно-технической пропаганды достижений НТП. В
довоенной время функционировали сельскохозяйственные выставки. В условиях
административно-командной системы научно-техническая пропаганда носила
показной, формальный характер. Результативность была невысокой. Наблюдалась
слабая восприимчивость хозяйств в условиях централизованного управления к
научно-техническому прогрессу. С переходом к рыночным отношениям ситуация не
изменилась к лучшему.

Хорошим знаком стал тот
факт, что информационно-научные журналы стали отдавать часть своих объемов
рекламным материалам, в которых создатели той или иной научно-технической
продукции знакомят потенциальных ее потребителей с предполагаемыми
преимуществами рекламируемых новшеств, убеждают их в целесообразности их
приобретения. Возродила свою деятельность ВДНХ, где периодически устраивают
ярмарки и другие встречи производителей научно-технической продукции и ее
потребителей. Стали увеличиваться масштабы рекламы научно-технического
содержания на телевидении и в других средствах массовой информации. Также
распространение получил так называемый метод личной продажи.

Такие издания, а также
сельскохозяйственные выставки инновационных достижений должны получить государственную
поддержку в соответствии со стратегическим планом развития АПК.

2. Организационные формы
укрепления деловых связей науки и производства. Эффективное внедрение новых
технологий чаще всего может быть осуществлено при длительном, повседневном и широком
участии ученых разработчиков или их дилеров в работе по обучению персонала,
устранению отказов новой техники, по соблюдению качества соответствующих
приемов и операций, норм и нормативов.

Организационной формой
длительных деловых связей является совместное выполнение работ по внедрению
законченных одобренных в установленном порядке исследований и разработок на так
называемой хоздоговорной основе.

Для заключения договора
сельхозпредприятие должно подать соответствующей научной организации заявку,
подписанную руководителем и главным бухгалтером, в которой указывалась бы тема
работы, намеченная к внедрению.

Исполнители научной
работы готовят проект хозяйственного договора. В плане определяются этапы.
Наименования работ и их трудоемкость, сроки выполнения, затраты на заработную
плату и общая стоимость работ по каждому этапу. Отдельно формулируются
обязательства исполнителей и заказчиков и особые условия договора.

При реализации указанной
организации работ коллективы научных учреждений оказываются материально
заинтересованными в получении и даже увеличении обусловленного договором
экономического эффекта от внедрения конкретной инновационной работы.

Таким образом,
хозяйственные договоры между научными организациями и предприятиями
ориентируются не просто на внедрение той или иной работы, а на конечную цель –
определенный уровень эффекта, выражаемого конкретной денежной суммой.

Недостатки: научные
учреждения не имеют возможности полномасштабной проверки и сертификации,
маркетингового продвижения разработанных инноваций, поэтому
сельскохозяйственные организации с осторожностью внедряют результаты научных
исследований из-за высоких рисков получения экономического эффекта при их
реализации.

Необходима программа по
внедрению пилотных проектов и реализации отдельных проектов с согласия
сельскохозяйственных организаций на их производствах за государственный счет,
как, например, в США: за деньги налогоплательщиков.

3. Перспективные
направления эффективного взаимодействия науки и производства. Последовательно осуществляемые
хозрасчетные отношения в системе «наука-производство» способны, во-первых,
обеспечить ученым существенное увеличение необходимых для их исследовательской
деятельности финансовых ресурсов, во-вторых, не менее существенно повысить
материальную заинтересованность научных работников в реальном внедрении
положительных результатов их исследований в производство и, в – третьих,
крупномасштабно увеличить объемы внедрения.

В ряде экономически
развитых странах мира появились новые организационные формы взаимодействия
науки и производства. В разных источниках их именуют научными парками,
инновационными парками, технологическими парками, технополисами, инновационными
центрами, венчурными фондами.

Технологический парк –
относительно новая форма территориальной интеграции науки, образования и
производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских
бюро, учебных заведений, производственных предприятий.

Технополис – одна из форм
свободных экономических зон, создаваемых при поддержке государства для
активизации и ускорения инновационных процессов. Программа деятельности
технополиса обычно включает проведение фундаментальных и прикладных научных
исследований с последующим продвижением их результатов в производство.

В соответствии с ФЗ «О статусе
наукограда Российской Федерации» наукоград Российской Федерации – это
муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.
В числе первых наукоградов стал г. Мичуринск. Было предложено вводить в
контракты на выполнение научно-инновационных работ по заказу Минсельхоза России
запись о том, что право владения, пользования и распоряжения созданных за счет
бюджетных источников объектов интеллектуальной собственности передается
специально учреждаемому федеральному государственному унитарному предприятию,
целью которого устанавливается ускоренная реализация инновации в производстве.
При этом оплата завершенных работ должна производится государственным
заказчиком только после передачи результатов научно-технической деятельности
уполномоченному юридическому лицу. Специфическую форму реализации
научно-технических достижений в АПК региона нашли и стали применять в
Краснодарском крае, где для этой цели создали Кубанскую государственную
аграрную научно-образовательную ассоциацию. Весьма эффективны меры, основанные
на улучшении работы информационно-консультационных служб, развитии венчурных
фондов аграрного профиля. Указанные организации и производственные системы
должны получить государственную поддержку в соответствии со стратегическим планом
развития АПК.

 Выводы. Сельскохозяйственные
организации являются основой продовольственной безопасности РФ, однако
существует угроза их зависимости от зарубежных технологий. Следовательно,
необходимо создавать условия для освоения сельскохозяйственными организациями
отечественных интенсивных и точных интеллектуальных агротехнологий и
органического земледелия, технологий повышения вероятности получения
запланированного производства зерна и требуемых объемов его переработки в
продукты питания в зонах   рискованного
земледелия Южного федерального округа. Необходимо использовать синергетический
результат синтеза инновационных подсистем в сельскохозяйственных
организациях.  Предлагаемые мероприятия
по вовлечение результатов инновационной деятельности в хозяйственный оборот
коммерческой организаций способны существенно 
сократить разрывы экономических показателей  между лидирующими фирмами и фирмами –
аутсайдерами и снизить зависимость от зарубежных технологий.

Литература

  1. Указ Президента Российской Федерации от 1.12.2016 №642 «О
    стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О
    стратегическом планировании в Российской Федерации». – «Собрание законодательства
    РФ», 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378.
  3. Курочкин В.Н. Системный подход к исследованию отраслевой экономики
    // Вестник аграрной науки Дона. – 2013. – № 3. – С. 23.
  4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 6-е изд. – СПб.: Питер,
    2008. – 448 с. – С. 11.
  5. Аганбегян А.Г. России требуются форсированные и эффективные
    инвестиции. – ЭКО, 2014. – № 7. – С. 6-14.
  6. Профатилов Д.А. Инновационный проект: дискуссия в области
    понятийного аппарата.  – Вектор науки
    ТГУ. 2014. № 3 (29). – С. 218-222.
  7. Курочкин В.Н. Проблемы разработки и реализации нового продукта в
    отраслях АПК // Актуальные проблемы экономики и учета в отраслях АПК: Межвуз.
    сб. научных трудов. Вып. 13. – Зерноград: ФГБОУ ВПО АЧГАА, 2013. – 275 с.
  8. Курочкин В.Н. Управление разработкой и реализацией нового
    продукта. – Зерноград: Азово-Черноморский инж. ин-т Донского ГАУ, 2018. – 139
    с. 5.
  9. Курочкин В.Н.
    Маркетинговый подход к разработке и реализации нового продукта // Современные
    научные исследования: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы IV
    Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г., г.
    Зерноград) / Под общ. ред. М.Н. Крыловой. – Москва: Перо, 2019. – С. 88-93.