Московский экономический журнал 7/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10491

МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

MODEL OF THE MECHANISM FOR OBTAINING ADDITIONAL INCOME BY THE RUSSIAN FEDERATION USING THE SECURITIES MARKET

Ломакин Андрей Леонидович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности, Институт права и национальной безопасности, РАНХиГС, Российская Федерация, г. Москва, E-mail: lomakin-al@ranepa.ru

Ильин Петр Андреевич, эксперт кафедры экономической безопасности, Институт права и национальной безопасности, РАНХиГС, Российская Федерация, г. Москва, E-mail: ilyin-petr@mail.ru

Lomakin Andrey Leonidovich, doctor of Economics, Professor of the Department of Economics Institute of law and national security, Ranepa, Russian Federation, Moscow, E-mail: lomakin-al@ranepa.ru

Ilyin Peter Andreevich, expert of the Department of economic security Institute of law and national security, Ranepa, Russian Federation, Moscow, E-mail: ilyin-petr@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается проблема дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также формирования дополнительных доходов с использованием инструментов рынка ценных бумаг. Актуальность темы обусловлена развитием негативных тенденций, присущих циклическому развитию и структурным особенностям рыночной экономики, в результате которых возникает необходимость значительного наращивания расходов бюджета.

При анализе существующих источников доходов бюджетной системы Российской Федерации имеет место недооценка возможности финансирования расходов с помощью инструментов национального рынка ценных бумаг.

Особое внимание уделено имеющемуся практическому опыту и положительным результатам инвестирования некоторыми государственными корпорациями. В статье приводится статистическая информация, полученная на основании анализа имеющейся бухгалтерской отчетности ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В результате проведенного исследования сформирована теоретическая модель, представляющая собой механизм получения доходов от инвестирования денежных средств с помощью специальных экономико-математических методов на базе государственной организации и доведения их на конкретные расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Цель (Object): теоретическое обоснование механизма формирования дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации с применением инструментов рынка ценных бумаг посредством специальной модели, учитывающей существующие риски.

Методы (Methods): индуктивный и дедуктивный методы анализа имеющейся научной литературы, нормативно-правовой базы, массивов статистической информации, материалов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности конкретных организаций; построение теоретической модели и проработка алгоритма ее реализации.

Результаты (Findings): по итогам проведенного исследования сформулирована теоретическая модель, включающая в себя несколько элементов: организационно-правовую и экономико-математическую составляющие, а также механизм доведения полученных от инвестирования доходов на конкретные расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации с целью уменьшения дефицита конкретного ее элемента и увеличения бюджетных расходов.

Выводы (Conclusions): в ходе исследования доказана возможность формирования модели механизма получения дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации с применением рынка ценных бумаг. С этой целью сформулирована специальная теоретическая модель.

Для более детальной проработки полученной модели и перевода ее в практическую плоскость необходим расчет возможных вариантов получаемых доходов в ходе инвестирования с учетом имеющихся рисков как в виде денежных средств, так и в виде приобретенных долей в компаниях;  исследование конкретных биржевых индексов и компаний для рассмотрения в рамках теоретически заданных стратегий инвестирования с применением необходимых методов анализа; подготовка и внесение изменений в нормативно-правовую базу.

Summary. The article deals with the problem of budget deficit at different levels of the budget system of the Russian Federation, as well as the formation of additional income using securities market instruments. The relevance of the topic is due to the development of negative trends inherent in the cyclical development and structural features of the market economy, as a result of which there is a need to significantly increase budget expenditures.

When analyzing the existing sources of revenue of the budget system of the Russian Federation, there is an underestimation of the possibility of financing expenditures using the tools of the national securities market.

Special attention is paid to the existing practical experience and positive investment results of some state corporations. The article provides statistical information obtained from the analysis of the available accounting statements of the Deposit insurance Agency, the Bank for development and foreign economic Affairs (Vnesheconombank), and the housing and utilities reform assistance Fund.

As a result of the research, a theoretical model has been formed, which is a mechanism for obtaining income from investing funds using special economic and mathematical methods based on a state organization and bringing them to specific expenditures of budgets of different levels of the budget system of the Russian Federation.

Objective: theoretical substantiation of the mechanism for generating additional revenues of the budget system of the Russian Federation using securities market instruments through a special model that takes into account existing risks.

Methods (Methods): inductive and deductive methods of analysis of the available scientific literature, regulatory framework, statistical information arrays, materials related to the financial and economic activities of specific organizations; building a theoretical model and working out an algorithm for its implementation.

Results( Findings): based on the results of the research, a theoretical model has been formulated that includes several elements: organizational, legal, economic and mathematical components, as well as a mechanism for bringing the income received from investment to specific expenditures of budgets of different levels of the budget system of the Russian Federation in order to reduce the deficit of a specific element and increase budget expenditures.

Conclusions: in the course of the study, the possibility of forming a model of the mechanism for obtaining additional revenues of the budget system of the Russian Federation using the securities market has been proved. For this purpose, a special theoretical model is formulated.

For a more detailed study of the resulting model and its translation into practical terms, it is necessary to calculate possible options for income received during investment, taking into account the existing risks both in the form of cash and in the form of acquired shares in companies; study specific stock indexes and companies for consideration within the framework of theoretically defined investment strategies using the necessary analysis methods; prepare and make changes to the regulatory framework.

Ключевые слова: экономическая безопасность, дефицит федерального бюджета, бюджетная система Российской федерации, доходы, расходы, государственная корпорация.

Keywords: economic security, Federal budget deficit, budget system of the Russian Federation, revenues, expenses, state Corporation.

Введение

В ХХI веке продолжаются процессы встраивания Российской Федерации в мировую рыночную экономическую систему, начавшиеся после распада СССР. Одновременно в силу цикличности развития, а также наличия структурных особенностей, в экономике наблюдаются периоды спада в 2008-2009 гг. и 2012-2018 гг., нарастание негативных экономических тенденций в 2020 году. В результате кризисных явлений в экономике Российской Федерации возрастают угрозы жизненно важным интересам общества в целом, отдельной личности, и, как следствие, государства. Происходит снижение уровня жизни населения, уменьшение инвестиций в основной капитал организаций, что в долгосрочной перспективе ведет к крайне негативным последствиям.

В таких условиях ключевая роль в обеспечении жизненно важных экономических интересов общества и конкретной личности принадлежит государству. С этой целью необходима мобилизация имеющихся ресурсов, в первую очередь финансовых, для увеличения государственных расходов, поэтому одним из главных инструментов обеспечения экономической безопасности становится бюджетная система Российской Федерации в виде бюджетов разных уровней. С целью увеличения расходов по минимизации негативных последствий для государства, общества, отдельной личности, возникает необходимость увеличения доходов, не прибегая к усилению налогового бремени населения и организаций.

Вместе с тем одной из серьезных проблем является дефицит федерального и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Несмотря на наличие разных подходов к указанной проблеме, авторы настоящей статьи исходят из принципа сбалансированности бюджета и, таким образом, рассматривают наличие непрерывного дефицита бюджета на протяжении нескольких лет, как негативное явление.

Указанные задачи представляется возможным решить при наиболее активном участии государства в деятельности национального рынка ценных бумаг, который в настоящее время не является значимым источником доходов для бюджетной системы Российской Федерации.

Литературный обзор

В настоящее время по вопросам, касающимся тематики статьи, разработана обширная и систематизированная нормативно-правовая база.

Положения, касающиеся порядка построения бюджетной системы, формирования доходов, целевого направления расходов бюджетов разных уровней, закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации [1]. Структура рынка ценных бумаг, их виды, правовой статус участников, условия купли-продажи указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральном законе «о рынке ценных бумаг», специальных федеральных законах, а также подзаконных нормативно-правовых актах [2, 3]. Положения, касающиеся возможности инвестирования временно свободных денежных средств государственными организациями, представлены подзаконными нормативно-правовыми актами [4, 5, 6, 7].

Указанная нормативно-правовая база является достаточной по своей сути для детальной регламентации ключевых вопросов, касающихся исследования. Вместе с тем, существующий порядок инвестирования не учитывает финансовое положение эмитента, отрасли, либо рынка в целом, в который осуществляется вложение денежных средств, что является принципиально важным как с точки зрения инвестиционного анализа, так и снижения риска невозврата денежных средств.

Более того, в ситуации осуществления инвестиций государственными корпорациями, от которых зависит обеспечение обороноспособности и безопасности Российской Федерации, вложение денежных средств в ценные бумаги иностранных эмитентов является крайне рисковым, как с экономической, так и с политической точек зрения.

Исследуя возможность теоретического построения модели механизма формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации, следует отметить, что анализ указанной области осуществлялся Радченко Е.Б., Гордиенко М.С. [8, 9]. Это касалось вопросов возможности эмиссии государственных облигаций. Исследования по вопросу инвестирования временно свободных денежных средств проводились Рыбалкиным Д.А. [10], однако они не касались проблем осуществления инвестиций государственными организациями.

При этом научные работы, касающиеся построения модели на базе государственной организации, имеющей целью аккумулирование доходов для бюджетной системы Российской Федерации с последующим направлением их на конкретные расходы, авторам не известны.

В исследованиях, посвященных дефициту бюджета, имеют место несколько точек зрения. Выделяют концепцию «сбалансированного бюджета», «циклически сбалансированного бюджета» и «функциональных финансов». И если в первых двух направлениях дефицит бюджета является негативным явлением и возникает в результате разницы между доходами и расходами, в третьей концепции дефицит не имеет значения, поскольку главной задачей государственных финансов является макроэкономическое равновесие [11].

Вместе с тем любой случай дефицита бюджета подразумевает необходимость дополнительных бюджетных доходов, в результате невозможности обеспечить сбалансированность при увеличении бюджетных инвестиций, и делает невозможным их увеличение на протяжении нескольких лет, что крайне важно в условиях кризиса.

Содержание исследования

В силу того, что категория «бюджет» является комплексной, необходимо рассмотреть ее с экономической и правовой точек зрения. В экономике под бюджетом понимается особый фонд денежных средств, направляемых на обеспечение потребностей государства и общества; с точки зрения права – государственный документ, утверждающий доходы и расходы государства.

На рисунке 1 отражена структура бюджетной системы Российской Федерации [12].

С точки зрения экономической безопасности ключевой критерий, соблюдение которого необходимо оценить при формировании бюджета – это наличие и объем дефицита бюджета, под которым понимается отрицательная разница между доходами и расходами.

Рассмотрим объем доходов и расходов федерального бюджета за период с 2008 по 2018 годы, изображенный на рисунке 2 [13].

На рисунке 2 видно, что в 2009, 2010 годах, а также с 2012 по 2017 годы имеет место значительный дефицит федерального бюджета, что создает потенциальную угрозу экономической безопасности государства.

В условиях кризиса государством осуществляется перераспределение ассигнований в сторону увеличения расходов на направления, которые в силу минимальности или отсутствия экономического эффекта в виде прибавочной стоимости, становятся не востребованными со стороны инвесторов. В 2008-2018 годах доля «социальных» расходов в составе общего финансирования федерального бюджета на фоне значительного дефицита является незначительной, в том числе в период кризисных лет [14, 15]. Поэтому возможности государства по стабилизации экономического спада значительно снижаются.

При этом в настоящее время национальный рынок ценных бумаг
не рассматривается в качестве значимого источника доходов бюджетной системы Российской Федерации, о чем свидетельствует объем доходов, полученных федеральным бюджетом от выплаты дивидендов и приватизации имущества (в пределах 3,2-3,7 % от всего дохода федерального бюджета Российской Федерации в 2017-2018 годах). В то же время в последние годы наметилась тенденция к увеличению объема национального фондового рынка [16].

Фондовый рынок представляет собой экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, позволяющую обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов и осуществлять финансирование необходимых проектов.

В настоящее время финансовые инструменты применяются
на государственном уровне. Так, например, Российская Федерация через российские организации владеет контрольными или блокирующими пакетами акций предприятий ключевых отраслей экономики. При этом за счет дивидендов образуются доходы, аккумулируемые федеральным бюджетом. Рассмотрим статистику доходов, полученных от инвестирования денежных средств на примере некоторых государственных корпораций. Сведения приведены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что объем доходов от инвестирования всех трех государственных корпораций, соизмеримый с их чистой прибылью, в большей степени формируется за счет процентных (купонных) доходов, и, в значительно меньшей степени, от получения дивидендов и операций с ценными бумагами, что свидетельствует о наличии значительного числа банковских депозитов и облигаций в составе инвестиционных портфелей, при минимальном количестве акций иных предприятий.

Другой пример связан с эмиссией облигаций федерального займа. Указанный механизм успешно применяется и пользуется популярностью не только у российских инвесторов, но и у иностранных. Результаты размещения ОФЗ в период с 2016 по 2019 годы приведены на рисунке 3, из которой видно, что объем заимствований имеет тенденцию к увеличению [20].

Вместе с тем приобретение облигаций коммерческих компаний с целью получения купонного дохода по ним настоящее время не применяется для получения доходов бюджетной системы Российской федерации.

 Приведенные выше примеры свидетельствуют о недостаточном использовании возможностей рынка ценных бумаг для формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации. Для возможного инвестирования на государственном уровне необходим учет факторов, влияющих на цену и доходность конкретных инструментов.

В этой связи необходимо изучение и внедрение методик формирования цены конкретного финансового инструмента, группы инструментов; закономерностей, влияющих на процессы формирования цен, в том числе с учетом исторического опыта; изучение взаимосвязей между финансовыми инструментами и их группами, финансовыми рынками в целом; формирование прогнозов о ценах на них. Такой подход в настоящее время носит название технического анализа [21].

Также определенного внимания заслуживают и методы фундаментального анализа. При этом, исследуется конкретная фирма, посредством изучения бухгалтерской отчетности, результатов деятельности; отрасль, а также национальная и мировая экономики в целом. При использовании фундаментального анализа главной задачей является определить «истинную», внутреннюю стоимость ценных бумаг и сравнить ее с учетной стоимостью на фондовой бирже [22].

Помимо этого, следует провести анализ возможных рисков, которые будут идентифицированы, в первую очередь риск невозврата денежных средств, при проведении анализа конкретного предприятия, отрасли и экономики в целом.

В настоящее время на фондовой бирже присутствует укрупненная информация, представленная индексами, позволяющая провести анализ ценных бумаг по отраслевому признаку, капитализации, принадлежности государству или частным лицам. С точки зрения анализа биржевых индексов ключевыми показателями являются цена и объем торгов, указывающий на движение спроса и предложения на конкретные акции и облигации [23]. Для целей расчета необходимо воспользоваться индексами акций и облигаций национального рынка ценных бумаг. Выделяются индексы акций: широкого рынка, московской биржи, российской торговой системы, отраслевые индексы. Существуют индексы облигаций: государственных, муниципальных и корпоративных.

С точки зрения анализа биржевых индексов ключевыми показателями являются цена и объем торгов, указывающий на движение спроса и предложения на конкретные акции и облигации. Эта информация отражена на рисунках 4 и 5 [24, 25, 26, 27,28]. При этом, как видно из приведенных рисунков, с течением времени цена растет при достаточно стабильном показателе объема торгов.

Одновременно изменение тренда с повышающего на понижающий при общем росте цен индексов Московской биржи и широкого рынка, как видно, связано с нарастанием кризисных явлений в экономике, например, в конце 2014 года и середине 2017 года. Кроме того, из графиков цен видна взаимосвязь индексов широкого рынка и Московской биржи.

В ценах индексов облигаций на протяжении всего исследуемого периода отмечается монотонный рост. Вместе с тем имеет место спад в 2014 году. При анализе объемов торгов отмечается идентичное движение графиков широкого рынка и Московской биржи. При этом резкое увеличение характерно для периодов значительной нестабильности национального рынка. Объемы торгов в индексах облигаций характеризуются уменьшением оборота по коммерческим и муниципальным облигациям. При этом объем торгов по облигациям федерального займа начиная с 2015 года резко увеличивается.

Механизм построения и расчета индекса включает в себя определенный процент конкретной акции или облигации, капитализацию компании и коэффициент свободного обращения (для акций), поэтому учитывает необходимые инвестиционные возможности рынка в целом.

На уровне «государство» инвестирование осуществляется в лице специально уполномоченных государственных органов или организаций.
В 1999 году в федеральный закон «о некоммерческих учреждениях» были внесены изменения, касающиеся появления новой организационно-правовой формы – государственной корпорации. Мировая практика свидетельствует, что государственные корпорации, а также предприятия со значительным государственным финансированием появляются в условиях нарастания негативных тенденций в экономике [29].

В настоящее время основные аспекты длительности конкретных государственных корпораций регулируются специальными федеральными законами. Важным аспектом деятельности государственной корпорации является инвестирование временно свободных денежных средств.
В настоящее время Правительством Российской Федерации определен порядок инвестирования и контроля [6].

При этом, в ряде случаев деятельность государственных корпораций подразумевает приобретение долей в иных компаниях, содействие в консолидации промышленных отраслей. Так, например, в настоящее время в структуру государственной корпорации «Ростех» входит холдинг «Вертолеты России», в 2011 году объединивший в себе активы всех вертолетостроительных заводов Российской Федерации. В настоящее время компания является одним из мировых лидеров в сегментах среднетяжелых, сверхтяжелых, а также ударных вертолетов [30].

Таким образом, анализ инвестиционной деятельности государственных корпораций показывает, что с одной стороны, эта деятельность позволила осуществить объединение предприятий ключевых отраслей промышленности, в том числе влияющих на обороноспособность и безопасность Российской Федерации, и восстановление их платежеспособности, тем самым внося вклад в обеспечение экономической безопасности государства, с другой стороны размер доходов, полученных при инвестировании денежных средств государственных корпораций в ряде случаев сопоставим с их чистой прибылью.

Результаты

На основании вышеизложенного сформулирована теоретическая модель, включающая в себя несколько элементов: экономико-математическую и организационно-правовую составляющие, а также механизм доведения полученных от инвестирования доходов на конкретные расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При рассмотрении экономико-математической составляющей необходимо обратить внимание на методы инвестиционного анализа – фундаментальные и технические, позволяющие значительно снизить риск невозврата инвестированных денежных средств.

Необходимо учитывать, что в качестве объектов портфельного инвестирования следует рассматривать только ценные бумаги, реально обеспеченные имуществом компаний, публично-правовых образований. К ним относятся акции и облигации.

В рамках первого вида анализа необходимо исследовать макроэкономические показатели рынка в целом, конкретной отрасли, а также финансовые показатели конкретной компании с целью определения реальной стоимости акций.  Для целей учета как показателей компаний, так и объективных экономических условий возможно использование «индексного метода», а также ретроспективного анализа.

При применении технического анализа следует исследовать ценовые тенденции на протяжении различных промежутков времени: в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Одновременно следует рассмотреть несколько стратегий при инвестировании: на растущем, нейтральном и падающем рынках.

В результате получим модель инвестиционного проекта. В этом она будет находиться в идеальных условиях, без воздействия внешних экономических факторов. Вместе с тем, при наличии конкретной модели «доходность-риск» в математически сформулированных объективных условиях следует произвести не только расчет значения рисков, но и ответить на вопрос при каком значении риск становится реальным, а при каком находится в пределах потенциально возможного. Иными словами, при каких значениях модель «доходность-риск» с учетом объективных факторов будет являться оптимальной.

Полученные доходы возможно направить на финансирование конкретных направлений расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. С целью формирования оптимального алгоритма необходима детальная проработка и внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу.

Обсуждение

Следует отметить, что формирование теоретической модели опирается на имеющийся положительный опыт по указанным вопросам. В настоящей статье приведена статистическая информация, касающаяся осуществления инвестиций государственными корпорациями, приведена систематизированная нормативно-правовая база, что является очень важным для формирования организационно-правовой составляющей; учтены возможности построения биржевых индексов, технического и фундаментального анализов, которые будут применены при реализации экономико-математической составляющей. Заложенная в нее возможность действия в условиях падающего рынка позволяет принять указанную модель в качестве универсальной. Таким образом, сформированная теоретическая модель имеет реальные шансы на практическое оформление в качестве источника доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем, при дальнейшей разработке и практическом внедрении модели существуют объективные риски, связанные с эволюцией мировой экономики, а также рынка ценных бумаг. Кроме того, затрудняет проработку алгоритмов действия модели отсутствие научных исследований по данному вопросу.

Заключение

В настоящее время в условиях нарастающих негативных тенденций в экономике Российской федерации существует объективная необходимость увеличения бюджетных расходов и, как следствие, доходов. В результате проведенного исследования предложена модель механизма формирования дополнительных доходов, учитывающая возможности национального рынка ценных бумаг, который в настоящее время не является значимым источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Опираясь на имеющиеся методы анализа ценных бумаг, а также реальный положительный опыт инвестирования указанная модель при переводе ее в практическую плоскость имеет реальные шансы стать значительным источником доходов, а также позволит осуществить финансирование необходимых направлений расходов для минимизации последствий экономического спада.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3823. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) — М.: Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
  3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» — М.: Собрание законодательства РФ, 22.04.1996, № 17,
    ст. 1918 Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» — М: «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145;
  5. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений
    в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — М.: «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4169.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 № 1080 «Об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании» — М.: «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 125. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»
  7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1432
    «Об инвестировании временно свободных средств публично-правовой компании» — М: «Собрание законодательства РФ», 02.01.2017, № 1 (Часть I),
    ст. 168. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  8. Радченко, Е.Б. Государственные ценные бумаги России и США (сравнительно-правовое исследование): автореф. дисс. на соис. уч. cт. канд. юрид. наук / Москва, 2003.
  9. Гордиенко, М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации / Электронный научный журнал «Экономика и экологический менеджмент». 2012. №2.
  10. Рыбалкин Д.А. Возможности инвестирования временно свободных денежных средств / «Вестник Орловского государственного аграрного университета». 2012. № 5.
  11. Гайнетдинова, Э.И., Назырова, Л.И. Государственный бюджетный дефицит: сущность и методы балансирования / «Экономика и бизнес». 2020. №1.
  12. Маслова, И. А. Российская и международная практика формирования бюджета в России как источника финансирования / «Управленческий учет». 2011. №7.
  13. Бюджет [электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» 2013-2020 URL:  http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82?_adf.ctrl-state=ysiyoyyyr_111&regionId=45
  14. Расходы федерального бюджета [электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» 2013-2020 URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/%D0%91%D1%8E%D0%B4% D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BC?_adf.ctrl-state=ysiyoyyyr_132&regionId=45
  15.  Ломакин А. Л., Ильин П. А. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи как часть системы экономической безопасности Российской Федерации / Современные аспекты экономики. 2020. № 2 (270).
  16. Ломакин, А.Л., Ильин, П.А. Проблема субъектного портфельного инвестирования в системе устойчивого развития национальной финансовой системы / Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. 2020. № 2.
  17. Годовые отчеты за 2009-2019 годы [электронный ресурс] официальный сайт государственной корпорации — Агентство по страхованию вкладов URL: https://www.asv.org.ru/agency/annual/
  18. Годовые (МСФО) отчеты за 2009-2019 годы [электронный ресурс] официальный сайт государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» URL: https://ВЭБ.рф/investoram/otchetnost/godovyye-otchety/
  19. Годовые отчеты за 2009-2019 годы [электронный ресурс] официальный сайт государственной корпорации — фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства URL: https://fondgkh.ru/work-result/rezultaty-raboty/godovye-otchety-fonda/
  20. Ломакин, А.Л., Ильин, П.А. Применение финансовых инструментов национального рынка ценных бумаг Российской Федерации в целях обеспечения экономической безопасности государства / Colloquium-journal. 2020. № 5-5 (57).
  21. Прокопенко А.С. Технический анализ рынка ценных бумаг: проблемы, перспективы, российский опыт / «Мир науки». 2015.
  22. Криничанский, К.В. Типология фундаментальных факторов как основа фундаментального анализа рынка ценных бумаг [электронный ресурс] / База финансовых знаний URL: http://www.mirkin.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=950&Itemid=114.
  23. Методики расчета индексов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/fsn/ru-indices-methodology.
  24. IMOEX — архив значений цены и объема торгов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/ru/index/IMOEX/ archive/#/from=2012-01-01&till=2020-01-01&sort=TRADEDATE&order=desc.
  25.  MOEXBMI — архив значений цены и объема торгов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/ru/index/MOEXBMI/archive/#/from=2012-01-01&till=2020-01-01&sort=TRADEDATE&order=desc
  26. RGBITR — архив значений цены и объема торгов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/ru/index/RGBITR/archive/#/from=2012-03-05&till=2020-01-01&sort=TRADEDATE&order=desc.
  27. RUCBITR — архив значений цены и объема торгов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/ru/index/RUCBITR/archive/#/from=2012-01-01&till=2020-01-01&sort=TRADEDATE&order=desc.
  28. RUMBITR — архив значений цены и объема торгов [электронный ресурс] / Официальный сайт Московской биржи URL: https://www.moex.com/ru/index/RUMBITR/archive/#/from=2012-01-01&till=2020-01-01&sort=TRADEDATE&order=desc.
  29. Колесник, И.Ю. Создание и деятельность государственных корпораций / «Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право». 2009. № 2
  30. Ключевые компании: АО «Вертолеты России» [электронный ресурс] официальный сайт государственной корпорации «Ростех» URL: https://rostec.ru/about/companies/339/