http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17071

МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

INCENTIVE
DEVELOPMENT MECHANISMS OF THE REGION (IN CASE OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT)

Хасанов
Мирджума Мирзомуродович,
Финансовый университет при Правительстве Российской
Федерации, 125057, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 55, кв. 928, E-mail: hasanov_mirjuma@mail.ru

Hasanov Mirjuma Mirzomurodovich, Financial university under the Government of Russian Federation, 125057, Moscow,
Leningradskiy prospekt street, 55

Аннотация: В
статье рассматривается понятие механизма стимулирования развития региона.
Рассмотрены инвестиционная, инновационная, налоговая, экологическая
составляющие механизма стимулирования. Сделаны предложения по
усовершенствованию действующего механизма стимулирования
социально-экономического развития региона.

Summary:
The article deals
with the concept of an incentive development mechanism of the region. The
investment, innovation, tax, environmental components of the incentive
mechanism are considered. The proposals on improvement of the existing
mechanism of stimulation of social and economic development of the region are
made.

Ключевые слова:
стимулирование, механизм функционирования, механизм стимулирования
социально-экономического развития региона.

Key
words:
stimulation,
functioning mechanism, mechanism of stimulation of social and economic
development of the region.

Процесс
стимулирования социально-экономического развития региона требует применения
комплекса экономических, правовых, организационных, инвестиционных,
инновационных, налоговых и других управленческих методов, и средств. Их
совокупность представляет собой механизм стимулирования
социально-экономического развития региона.

Южный федеральный округ является
очень перспективным регионом для развития предпринимательства России во многих
отраслях, в том числе в сельском хозяйстве (плодородные почвы, благоприятный
климат), туризме (Черноморское побережье, памятники архитектуры и др.), добыче
полезных ископаемых (нефть газ, каменный уголь, цемент, мергель и др.),
обрабатывающей промышленности (пищевая, легкая промышленность, химическое
производство), в розничной и оптовой торговле как внутри страны, так и за
рубежом. Это связано с тем, что ЮФО обладает хорошим природно-ресурсным,
инвестиционным, туристическо-рекреационным потенциалами, а также имеет выгодное
географическое положение (выход к трем морям, к мировому океану, находится на
пересечении важнейших транспортных магистралей).

На начало 2019 года по добыче
полезных ископаемых и обрабатывающему производству данный округ занимает первое
и третье места соответственно[2, с.4-5]. Это связано с тем, что на территории
округа располагаются крупные месторождения ресурсов (Астраханская область,
Республика Калмыкия – нефть, природный газ; Краснодарский край – поваренная
соль, цемент, мергель; Ростовская область – каменный уголь (Восточный Донбасс);
Волгоградская область – бишофит, магний; Республика Адыгея – минеральные,
неметаллические ресурсы; Республика Крым – железная руда). Обработка всей
продукции, произведенной в ЮФО, производится в тех же местах, где она была
получена, поскольку развитая инфраструктура, технологии, квалифицированные
трудовые ресурсы и непосредственные потребители позволяют развивать
производство всех отраслей вблизи областей добычи и проживания людей.

Что касается сельскохозяйственного
производства, то Южный федеральный округ производит более 18% всей
сельскохозяйственной продукции России, самый большой вклад в этот показатель
вносят Краснодарский край (7,5%) и Ростовская область (5,4%). По данным
Федеральной службы государственной статистики по объему производства
сельскохозяйственной продукции ЮФО опережают только Центральный федеральный
округ (более 25% от РФ) и Приволжский федеральный округ (около 23%)[3, с.13].
Однако Южный федеральный округ, находясь в большей своей части в более
благоприятных по сравнению с другими регионами страны природно-климатических
условиях, играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности
Российской Федерации.

Все вышесказанное подтверждает и тот
факт, что инвестиционный потенциал округа велик. Однако за 2018 год объем
инвестиций в основной капитал, по сравнению с 2017 годом, в общем по ЮФО
сократился на 16,4% и составил 1110445,9 млн. рублей. Однако такие субъекты как
город Севастополь и Республика Крым привлекли 165,3% и 128,2% инвестиций
соответственно относительно 2015 года [3, с.43]. Это напрямую связано с тем,
что названый регион является очень перспективным для жилищного строительства,
создания новых производственных предприятий, объектов инфраструктуры, развития
туристического комплекса. В структуре источников инвестиций в экономику округа
38,5 % составляют собственные средства предприятий и 61,5% — привлеченные средства,
в том числе 26,3% бюджетных средств (из них 21,1% — средства федерального
бюджета и 2,4% — средства организаций) [3, с.43].

Южный федеральный округ также имеет
большой туристическо-рекреационный потенциал. В связи с проведением Олимпиады в
городе Сочи в 2014 году и увеличением потока туристов в округе и в
Краснодарском крае в частности были построены современные объекты
инфраструктуры, спортивно-оздоровительные комплексы, обустроены горнолыжные и
приморские курорты. Однако, по сравнению с зарубежными курортами, уровень
российских зон отдыха и сервиса очень низок. Необходимы подготовленные
высококвалифицированные кадры, а также диверсификация туристического бизнеса, а
именно: разработка новых туристических продуктов под узнаваемыми в мире
брендами; персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты
потенциального рынка Европы, Китая и др. стран; новых эксклюзивных маршрутов
[1, с.27]. Кроме того, целесообразно международное сотрудничество в области
морского туризма и продвижение туристических услуг на зарубежные рынки.

Благоприятный климат округа
способствует круглогодичному привлечению туристов на санаторно-курортный отдых
и оздоровление. Помимо пляжного отдыха в летний период (Черноморское,
Каспийское побережье и Приазовье) и горнолыжного в зимний период (Красная
поляна (г. Сочи), плато Лаго-Наки (Майкопский район)), перспективными для
развития в любое время года является оздоровительный туризм (г. Горячий ключ,
озеро Эльтон (Волгоградская область)), а также экологический и культурный
туризм, доступный по всей территории округа.

Помимо вышеназванных курортов очень
перспективным в туристическо-рекреационном плане является полуостров Крым,
который был включен в состав Южного федерального округа в июле 2016 года. Этот
регион обладает большим потенциалом, здесь также привлекаются инвестиции для
развития пляжного, культурно-образовательного, оздоровительного и
экологического туризма, для развития инфраструктуры. Однако в настоящее время
инвестиции в данный регион недостаточны, во многом это связанно с тем, что
иностранные инвесторы не доверяют предпринимателям, ведущим деятельность в
Крыму, и недостаточно заинтересованы во вложениях, помимо этого инвестиционные
проекты, которые там реализуются, обладают высокими рисками, эти факты
обусловлены тем, что большинство стран ООН не признают Крым российским.

Таким образом, можно сделать вывод,
что в настоящий период экономика Южного федерального округа сохраняет сильные
конкурентные позиции на общероссийском рынке по достаточно широкой номенклатуре
промышленных товаров, а также имеет большой потенциал развития практически во
всех отраслях экономики.

Постоянное вложение достаточного
количества инвестиций в производство и сферу услуг округа может привести его на
лидирующие позиции по всем показателям. Южный федеральный округ является одним
из ведущих регионов России, обеспечивающих продовольственную безопасность
страны и обладающих большим количеством конкурентных преимуществ. В их
числе  благоприятные природно-климатические условия, выгодное
геоэкономическое положение, повсеместно развитая инфраструктура, широкое
использование всех видов транспорта, наличие больших собственных
минерально-сырьевых запасов (самообеспеченность округа), серьезный
туристическо-рекреационный потенциал, высокий уровень жизни населения, ведущий
к миграции как внутренней, так и внешней, а, следовательно, и к притоку рабочей
силы, в том числе высококвалифицированной.

Государственное
стимулирование инновационной деятельности с позиций мирового опыта
ориентировано на косвенные методы, что одновременно обеспечивает и развитие
инновационных процессов, и создание благоприятных экономических условий, а
также социально-политического климата для научно-технического развития [2].
Высокие риски, связанные с реализацией инновационных проектов обуславливают
«фиаско» рынка в научно-технической сфере. Как справедливо отмечают Д.С. Иванов
и др., компенсационные меры государства по поддержке инновационной деятельности
«сработают» лишь при наличии у самих компаний внутренней мотивации к инновациям
[4].

Изучение
региональных инновационных и инвестиционных программных документов Южного
Федерального округа позволило установить наиболее распространенные механизмы
регулирования, управления и стимулирования инновационной деятельности, которые
включают в себя следующие комплексные мероприятия:

1. Развитие нормативной правовой базы в сфере
стимулирования инновационной деятельности Южного Федерального округа:

  • формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной
    деятельности;
  • формирование нормативно-правовой базы, необходимой для
    развития механизмов государственно-частного партнерства;
  • разработка среднесрочной программы
    развития инновационных кластеров высокотехнологичных отраслей экономики
    региона.

2. Финансовая поддержка
инвестиционной деятельности Южного Федерального округа:

  • оптимизация порядка заключения соглашений
    о реализации инновационных проектов на территории региона в целях применения
    региональных налоговых льгот;
  • оценка эффективности налоговых льгот,
    установленных региональным законодательством.

3. Административные
механизмы инновационного развития Южного Федерального округа:

  • создание на базе государственных
    учреждений специализированных агентств (организаций) с функциями по внедрению
    стратегии по привлечению инвесторов и разработкой перечня перспективных
    инновационных проектов;
  • утверждение единых стандартов формирования
    перспективных инновационных проектов;
  • осуществление учета и контроля результатов
    предоставления инвесторам режима наибольшего благоприятствования.

4.
Организационно-экономические механизмы инновационного развития Южного
Федерального округа:

  • формирование инновационного портфеля
    региона, предполагающего актуализацию на постоянной основе реестра приоритетных
    инвестиционных проектов;

    • использование инструментов поддержки
      инновационной деятельности, предлагаемых федеральными институтами развития;
    • оценка финансового состояния
      организаций-субъектов инновационной деятельности, инновационный и финансовый
      консалтинг;
    • разработка механизмов стимулирования
      муниципальных образований за лучшие результаты в сфере привлечения инвестиций
      (пилотные территории — региональные точки роста);
    • перенос наиболее успешных практик
      привлечения инвестиций на уровень местного самоуправления;
    • разработка, утверждение и реализация
      межмуниципальных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств
      областного бюджета.

5. Развитие кадрового
потенциала Южного Федерального округа:

  • формирование перечня профессиональных стандартов для специалистов, занятых в области инноваций, организация разработки и утверждения этих стандартов;
  • разработка и реализация новых образовательных программ в ВУЗах и ССУЗах в области инноваций;
  • создание системы компетенций и мотивации сотрудников профильных органов государственной власти и специализированных организаций по привлечению инноваторов на территорию региона.

Библиографический список

  1. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5
    сентября 2011 г. N 1538-р «Стратегия социально-экономического развития Южного
    федерального округа на период до 2020 года».
  2. Социально-экономическое положение регионов РФ:
    Аналитический бюллетень – Москва, 2019 [электронный ресурс] – Режим доступа —
    URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regpol_01_2019.pdf
  3. Федеральная служба государственной статистики.
    Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [электронный
    ресурс] – Режим доступа — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sep_region.html