http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

УДК 330.341

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17068

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

SOCIAL
ENTREPRENEURSHIP AS AN ECONOMIC PHENOMENA IN RUSSIA AND ABROAD

Плотников Андрей Викторович,
к.э.н., доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных
технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени
академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and
Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after
Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В статье раскрывается
сущность и понятие социального предпринимательства как экономического явления в
российской и иностранной практике. Перечислены его особенности, критерии, сферы
деятельности и основные направления. Особое внимание уделяется специфике
российского социального предпринимательства, его проблемам и перспективам
развития.

Summary: The paper considers the essence and concept of
social entrepreneurship as an economic phenomenon in Russian and foreign
practice. Its features, criteria, fields of activity and main directions are
listed. Special attention is paid to the specifics of Russian social
entrepreneurship, its problems and development prospects.

Ключевые слова: предпринимательство,
социальное предпринимательство, российское предпринимательство, бизнес.

Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, Russian
entrepreneurship, business.

Социальное
предпринимательство – это концепция, подразумевающая запуск новых компаний и
других форм предпринимательской деятельности для выработки, финансового
обеспечения и реализации решений актуальных проблем общества, культуры и
экологии. [1]

Особенности
социального предпринимательства

Социальное
предпринимательство в последние годы развивается ускоренными темпами, а тема
предлагаемых решений социальных проблем находит большой резонанс в обществе.
При этом многие до сих пор не видят четких границ между обычным и социальным
предпринимательством. Между тем, это разные понятия.

Социальное
предпринимательство – относительно новый вид экономической деятельности со
следующими особенностями:

  • Социальное
    назначение и эффект организации запланированы заранее и ожидаемы. Например, это
    может быть создание рабочих мест для инвалидов или бесплатное обучение для
    льготников. Коммерческое предпринимательство в большинстве случаев прежде всего
    нацелено на личную выгоду, а не на решение каких-либо социальных проблем.
  • Запуск
    социального проекта обычно сопровождается новаторскими идеями и новыми
    комбинациями ресурсов, пусть даже не слишком выгодных с экономической точки
    зрения.
  • Самоокупаемость
    достигается не только за счет продажи товаров и услуг, но и благодаря
    финансовой поддержке различных грантов и пожертвований.

Сравнительна
таблица НКО, гибридных и коммерческих организаций более ярко иллюстрирует
различия между этими тремя формами предпринимательства. [2]

Значение
социального предпринимательства для общества

Социальное
предпринимательство можно также определить как применение процессов, образа
мыслей, инструментов и методов обычного коммерческого предпринимательства для
осуществления деятельности на благо общества, культуры и экологии. Современное
общество обеспокоено неспособностью правительств и крупных корпораций решить
проблемы, связанные с голодом, безработицей, насилием, глобальными
климатическими изменениями, неграмотностью и т.п.

Неудовлетворенность
социально-направленной деятельностью правительств и частных компаний – главная
движущая сила популярности социального предпринимательства. Политики часто
сменяют друг друга, поэтому многие социальные программы закрываются с уходом их
инициаторов, так и не достигнув поставленных целей в полной мере. Коммерческие
предприниматели, в свою очередь, нацелены на финансовую выгоду, не выбирая
решение социальных проблем в качестве приоритета своей деятельности.

На
фоне сложившейся ситуации социальное предпринимательство – это эффективная
сила, которая поможет правительству и обществу справиться с решением социальных
проблем. Подобные организации улучшают состояние рынка, не нарушая его
принципов, преодолевает непродуктивные аспекты политики и объединяет полезный
опыт бизнеса и государственного сектора для выработки практических решений
конкретных проблем общества. [3]

Критерии
социального предпринимательства

С
точки зрения экономики, социальное предпринимательство – это явление, которое
характеризуется следующими критериями:

  • Социальное
    воздействие, а именно нацеленность на смягчение проявлений или решение
    конкретных проблем;
  • Инновационность,
    которая выражается в использовании новых методик и инструментов, передовых
    способов решения современных проблем социума;
  • Финансовая
    устойчивость и самообеспечение, которые проявляются в независимости от
    сторонних источников финансирования;
  • Тиражируемость
    и масштабируемость, то есть возможность к развитию и расширению
    (территориальному, финансовому);
  • Предпринимательский
    подход, позволяющий определять слабые стороны социальной политики, находить
    новые средства и возможности, вырабатывать положительные для общества решения и
    находить для этого ресурсы.

В
роли субъектов социального предпринимательства выступают новаторы, использующие
инновационные бизнес-методы для решения назревших в обществе проблем. Их
деятельность положительно влияет на ситуацию в выбранном секторе экономики,
культуры или экологии.

Таким
образом, социальное предпринимательство – это что-то среднее между коммерческим
бизнесом и благотворительностью, так как оно сочетает принципы и инструменты
первого с социальной направленностью второго. [4]

Социальное
предпринимательство в разных странах мира

Понятие
социального предпринимательства начали повсеместно употреблять в 80-ых годах 20
века, во многом благодаря научным работам и исследованиям Б. Дрейтона и Ч.
Лидбитера. Становление СП как профессии было осуществлено Грегори Дизом,
который занимает пост директора Центра развития СП Университета Дьюка.

Большую
роль в развитии теории и практики СП сыграл Майкл Янг. Он участвовал в создании
более 60 подобных компаний и организаций по всему миру, в числе которых было
несколько английских школ социального предпринимательства.

Весомый
вклад внес и Эндрю Моссон, автор книги «Социальный предприниматель» и успешный
бизнесмен. Его компания со дня своего основания занимается распространением
опыта и практик социального предпринимательства.

В
России понятие социального предпринимательства появилось на рубеже 19-20 веков.
Первым примером СП был Дом трудолюбия, который основал Иоанн Кронштадский.
Здесь все нуждающиеся могли найти кров и работу по силам. Данная идея в
последующие годы распространилась по всей России, вылившись в несколько сотен
подобных организаций в разных городах.

Сегодня
СП присутствует и развивается во всех развитых и в большинстве развивающихся
стран мира. Лидерами по количеству социальных предприятий являются
Великобритания, Германия и Нидерланды. От них ненамного отстают Америка,
Испания, Польша, Россия, Индия и Египет.

В
государствах, возглавляющих рейтинг по распространенности социального
предпринимательства, инновационные методы этого сектора экономика направлены на
продажу услуг и товаров социального значения. Данные организации тесно
сотрудничают с центральным и региональным правительствами, ведут открытый
диалог с местными администрациями по вопросам развития городской системы. [5]

Сферы
деятельности и ключевые направления СП

Согласно
опыту социальных предпринимателей. Решение общественных, культурных и
экологических проблем с позиции бизнеса получается эффективнее, чем через
институты государственной власти и НКО. Для анализа мировой практики взяли
данные фонда поддержки социальных предпринимателей Ashoka, в которых были примеры успешного
решения конкретных проблем. По результатам исследования этой информации удалось
выделить несколько направлений СП:

  1. Производство новых товаров путем
    переработки отходов и параллельное улучшение экологических показателей
    (например, индийское предприятие по переработке пластиковых отходов Concerve).
  2. Борьба с криминализацией общества
    (французская спортивная молодежная организация Emergence).
  3. Реабилитация граждан, оказавшихся в
    трудной ситуации (французские сельхозпредрпиятия для реабилитации людей,
    длительно находившихся без работы Jardins de Cocagne).
  4. Услуги малоимущим (американская
    организация America’s Family).
  5. Микрокредитование малого бизнеса
    (глобальная онлайн-платформа Kiva.org). [2]

Социальное
предпринимательство в России

Специфика
российского СП заключается в том, что упор делается на получение дохода от
реализации товаров и услуг, так как гранты не могут обеспечить достаточные
ресурсы для стабильной работы предприятия.

Приоритетными
направлениями деятельности социальных предпринимателей считаются:

  • Профилактика
    сиротства;
  • Поддержка
    детей и матерей;
  • Социальная
    адаптация людей с ограниченными физическими возможностями;
  • Повышения
    уровня жизни пожилых людей;
  • Развитие
    научно-технического и художественного творчества, дополнительного образования,
    детской культурной деятельности, массового спорта;
  • Построение
    и развитие международного сотрудничества в сфере СП.

Государство
предоставляет социальным предпринимателям следующие формы поддержки:

  • Субсидии
    до 600 тысяч рублей;
  • Образовательные
    услуги;
  • Предоставление
    объектов инфраструктуры в пользование.

В
России реализуется две модели социальных компаний:

  • Производство
    полезной для общества или экологии продукции;
  • Предоставление
    рабочих мест определенным категориям граждан;
  • Предоставление
    услуг нуждающимся категориям.

Для
развития социального предпринимательства в России необходимо:

  • Разработка
    законодательной базы для регулировки деятельности предприятий социальной
    направленности;
  • Увеличение
    финансирования от государства, особенно если речь идет о начинающих социальных
    предпринимателях;
  • Информирование
    граждан и властей о деятельности социальных компаний и их успехах;
  • Поддержка
    центров социальных инноваций и увеличение их числа. [6]

Рассмотрев
основные аспекты понятия социального предпринимательства, а также его специфику
в России и других странах мира, можно сделать два вывода.

Во-первых,
в мире существует множество определений и трактовок этого явления, а единого
подхода к содержанию этого понятия нет. Научные знания не структурированы, а
обстоятельная законодательная база отсутствует. Соответственно, социальное предпринимательство
важно изучать более подробно, чтобы определить его место в системе знаний и
законов. В России следует использовать зарубежный опыт исследования для
разработки собственной системы.

Во-вторых,
стоит отметить, что социальное предпринимательство проникло во все страны мира,
поэтому игнорировать его нельзя ни одному участнику экономической системы. При
этом процесс развития СП в разных государствах проходил по-разному, и на это
потребовался не один год. Социальное предпринимательство в разных странах имеет
свою региональную специфику. Ограниченность контекстуальными рамками требует
рассмотрения СП с учетом региональных особенностей.

Список литературы

  1. Социальное предпринимательство
    [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_предпринимательство
  2. Макаревич А. Н., Сазонова Т. Ю.
    Сущность и специфика социального предпринимательства в России // Российское
    предпринимательство. 2012. №24. – с. 52-56.
  3. Джилл Кикал, Томас Лайонс. Социальное
    предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше. — М.: Альпина Паблишер. — 378
    с.
  4. Манахова И. В. Социальное
    предпринимательство как экономическое явление // Вестник ПАГС. 2011. №4. – с.
    166-174.
  5. Жохова В. В. Социальное
    предпринимательство: сущность и понятие // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 (73). – с.
    85-98.
  6. Ветрова Е.А. Социальное
    предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества //
    Вестник ТГУ. 2015. №1 (141). – с. 20-24.