Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.432

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17065

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

GOVERNMENT REGULATION OF AGRICULTURE IN FOREIGN COUNTRIES

Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента. Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Chernikova Svetlana Aleksandrovna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В работе рассмотрен опыт зарубежных стран в сфере государственного регулирования АПК в современных условиях, проведен анализ методик, направленных на улучшение функций сельскохозяйственного сектора зарубежных стран. Подобраны варианты улучшения сельскохозяйственной отрасли РФ с учетом сложившейся сегодня ситуации в стране, подняты проблемы, которые России необходимо решить для улучшения деятельности АПК путем внедрения в его сегменты инновационных технологий.

Abstract: The paper considers the experience of foreign countries in the field of state regulation of the agro-industrial sector in modern conditions, an analysis of methods aimed at improving the functions of the agricultural sector in foreign countries. Selected options for improving the agricultural sector of the Russian Federation, taking into account the current situation in the country, raised the problems that Russia needs to solve to improve the activities of the agro-industrial sector by introducing innovative technologies into its segments.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, экономика сельского хозяйства, государственное регулирование, сельскохозяйственная продукция.

Keywords: agro-industrial complex, agricultural economics, state regulation, agricultural products.

По наблюдениям экспертов проблема нехватки продовольственных товаров имеет высокую вероятность уже в XXI веке обернуться глобальным международным кризисом. Неизбежность расширения и распределения географических диспропорций, сокращение показателей единицы продовольствия на душу населения усугубляют и без того сложную ситуацию в данной сфере. Безусловно, через какое-то время человечество найдет оптимальное разрешение дефицита природных ресурсов. Однако сегодня задачей глав государств всего мира является не допустить ухудшения обеспечения продовольствием жителей своих стран. В первую очередь требуется улучшить развитие АПК путем внедрения эффективных продовольственных стратегий для укрепления продовольственной безопасности. Проблемы отечественного государственного регулирования поднимаются в работах В.П. Черданцева в области закупок [1], формирования регионального АПК [2], устойчивого развития сельских территорий [3], развития молочно-продуктового подкомплекса [4], А.И. Алтухова: развития продовольственного рынка [5], [6],закупочной деятельности [7], ценового регулирования [8]

США начали глобальную реформу перехода от свободной к регулируемой экономике сельского хозяйства еще в 1933 году. Несмотря на признание обязательного контроля за производством антиконституционным, он существенно повлиял на рыночную позицию страны. Государство стало учитывать динамику и соотношение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, в результате чего доходы фермеров значительно урегулировались.

На высоком уровне находится государственная поддержка: финансирование выделяется не только для малых, но и для крупных товаропроизводителей, финансируется аграрная наука (финансирование производителей сельского хозяйства на 100 га земли превышает российские показатели в 10 раз за последние 20 лет). [9]

Фермерские товары реализуются по средней рыночной стоимости, которая может отличаться от гарантированной цены. Однако по окончании года фермер имеет право получить разницу между стоимостью реализованной продукцией и принятой целевой ценой, если стоимость его продукции ниже гарантированной. Также у американских фермеров есть возможность в течение 9 месяцев выкупить свою продукцию по мировым ценам, если они сдают товар Товарно-кредитной корпорации по залоговой ставке. По окончании этого срока продукция переходит в собственность корпорации, а фермер получает денежную компенсацию от компании в размере залоговой ставки с вычетом затрат на хранение продукции.

В Канаде зерновой рынок регулируется со стороны государства еще в большей степени, чем в США. Около 30% валового сбора зерна приходится на экспорт, причем 70% от всего объема приходится на экспорт пшеницы. Страна занимает первое место по производству зерна на душу населения и стоит на втором месте в мировом рейтинге после Америки. Контролем за поставками, сбытом и хранением зерновых занимается Канадский Совет по пшенице, национальное агентство.

Совет устанавливает предложение по стоимости зерновых, реализует около 80% всего объема, производимого страной зерна, и регулирует контроль импорта. В Канаде действует двухступенчатая система оплаты зерна. Первая оплата производится на базе исходной стоимости (75% от цены реализации), вторичный расчет производится после сбыта зерна на внутреннем (внешнем) рынке. Сбытом кормового зерна занимаются частные компании. Ценовая политика обеспечивает равные условия для производства и сбыта зерновых для фермеров. Государство обеспечивает фермерам систему квот и осуществляет государственную поддержку производителей.

В странах ЕС действует система регулирующих цен, основанная на условиях, приемлемых для всех входящих в ЕС стран. Она состоит из пороговой, интервенционной и целевой стоимости продукции. Однако сегодня система несовершенна: регулярные поправки, вносимые для сглаживания разногласий, негативно влияют на развитие сектора сельского хозяйства. В систему государственного регулирования вносятся новые квоты, проходят реформы, вводятся субсидии для компенсации снижения цен в силу консервации земель по причине перепроизводства зерновых.

В Португалии, Греции, Испании на высоком уровне развита плодоовощная продукция. С вступлением стран в ЕС аграрная политика потерпела изменения с целью защиты фермеров от принудительного изъятия излишек продукции. В первую очередь в стране введены меры для поддержания уровня рыночной стоимости товаров и исключения перепроизводства плодов и овощей. Установлена бюджетная компенсация производителям, отказавшимся от реализации свежей продукции на внутреннем рынке. Фермерам предоставляются ссуды, льготы и финансовая поддержка для дальнейшей переработки выращенных овощей и фруктов.

Продовольственная политика Китая заслуживает особого внимания. Стране, имеющей в распоряжении всего 7% пахотных земель, удается решить проблему питания мирового населения на 22%. Таких результатов Китай достиг благодаря государственному регулированию и переходу к «социализму со спецификой Китая».

Сегодня сельское хозяйство рассматривается как стратегический сегмент экономики. Он требует регулярного внимания и укрепления поддержки со стороны организационно-хозяйственного сектора и инновационной технической поддержки. Сельскохозяйственная отрасль страны претерпела аграрную реформу, в результате чего были созданы условия для быстрого подъема отрасли, налажена организация подсобных перерабатывающих производств и неаграрной деятельности.

Реформа Китая в первую очередь направлена на повышение уровня жизни населения, участие государства в проблемах сельскохозяйственных предприятий, разработку государственных программ поддержки и полное финансовое обеспечение сельскохозяйственных производств. Ведется системный научный подход к проведению аграрной политики, осуществляется позиционирование ресурсов АПК как основу стабильности общества, регулярно внедряются разработки, направленные на улучшение качества рациона населения и его максимального приближения к обоснованным научным нормам. [11]

В Германии с целью улучшения знаний в сфере ведения сельского хозяйства и улучшения сектора АПК функционирует Академия DEULA-Nienburg (открыта в 1926 году, Нинбург). Обучающие программы включают организацию и управление сельскохозяйственными предприятиями, практическую подготовку с изучением инновационных методик растениеводства и животноводства. Академия обучает и готовит кадры для профессиональной работы в секторе сельского хозяйства, проводит семинары и проецирует новый стиль мышления и уклада жизни в рамках сельского сектора.

Академия проводит собственные исследования по эффективности внедрения нетрадиционных методов энергии в сельское хозяйство, использует эффективный метод модерации в управлении, направленный на системное биокибернетическое мышление и выработку таких компетенций, как генерация идей, повышение творческого потенциала, умение разработать стратегические цели предприятия и выделение приоритетных задач.

Важным опытом немецких фермеров является знание ландшафтного дела и умением извлечь из своей деятельности экологические и экономические выгоды. В первую очередь специализация направлена на сохранение ландшафтов страны и переработку природных отходов, полученных в результате ухода за лугами, живыми изгородями, деревьями. Они используются для корма скота, подстилки для животных в стойлах. Зеленая биомасса выращивается фермерами для получения биогаза, таким образом они получают дополнительный вид энергии. [12]

Сельскохозяйственная отрасль России на сегодняшний день не отличается активным участием в сфере инновационных разработок и их внедрении в производство продукции. Однако страна активно участвует в исследованиях, закупает агротехнику и оборудование, проводит инвестирование в производственное проектирование и подготовку персонала.

Важный шаг в развитии АПК России – реализация направлений государственной программы в регулировании сельскохозяйственных рынков сырья и развитие отрасли. РФ наладила сотрудничество с государствами ЕАЭС (Киргизия, Россия, Армения, Казахстан, Беларусь), в рамках которого поднимаются вопросы о разработке и внедрении новых технологий в отрасль.

Сегодня Россия достигла определенных успехов в развитии АПК, однако, рассматривая сельскохозяйственную отрасль с позиции опыта зарубежных стран, для достижения поставленных целей ей необходимо решить ряд вопросов:

  • отрегулировать цены и механизмы государственной торговли;
  • осуществить финансовую поддержку товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции;
  • вывести на высокий уровень маркетинг продукции;
  • внедрить региональную и общеэкономическую виды поддержки;
  • увеличить рост производства продукции посредством научно-исследовательской и финансовой поддержки инновационных разработок;
  • усилить поддержку приобретения сырья для сельского хозяйства (удобрений, корма, водных ресурсов, средств защиты растений от вредителей). [10]

Опыт мировой практики показывает, что государственное регулирование АПК создает благоприятную почву для развития сельскохозяйственного сектора, укрепляет каналы сбыта и производства, стимулирует развитие социальной сферы и сокращает дисбаланс цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Основной упор развитые страны направляют на регулирование продовольственной безопасности и достаточное обеспечение жителей стран продовольствием. С этой целью многие страны внедряют эффективные продовольственные стратегии, вносят в нормативную базу сельского хозяйства качественные поправки и регламенты для стабилизации хозяйственного производства.

Для ускоренного развития сельскохозяйственного сектора РФ требуется усиленное развитие НТП и его внедрения в процессы, активное финансирование со стороны государства, проецирование опыта зарубежных стран в отечественное производство. [13] Оптимальным решением будет выделение займов на расширение сельскохозяйственного сектора, открытие специальных кредитных линий и государственных льгот для достаточного финансового обеспечения фермерских хозяйств.

Список литературы

  1. Черданцев В.П. Организационно-экономический механизм закупок продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования. – Саарбрюккен: LAP LAMBERT, 2012. – 315 с.
  2. Черданцев В.П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК // В. П. Черданцев; НОУ ВПО «Западно-Уральский ин-т экономики и права», ФГОУ ВПО «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова». Пермь, 2009. – 86 с.
  3. Черданцев В.П., Шаклеина С.А. Методика экспресс-анализа устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2016. № 3 (145). С. 113-118.
  4. Черданцев В.П. Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса Пермского края // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 1. С. 59-61.
  5. Алтухов А.И. Развитие продовольственного рынка России. — М. Arpo Пресс, 2000. — С. 89.
  6. Алтухов А.И. О национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2008 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 10. С. 8-15.
  7. Алтухов А.И. Своевременное проведение закупочных и товарных интервенций и залоговых операций как необходимое условие эффективного государственного регулирования зернового рынка // Научное обозрение. 2012. № 1. С. 146-164.
  8. Алтухов А.И., Пролыгина Н.А., Счастливцева Л.В. Роль государства в регулировании цен на хлеб // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 7. С. 7-9.
  9. Щетинина Ирина Васильевна Продовольственная безопасность и международное сотрудничество // Вестник НГИЭИ. 2018. №10 (89). – с. 135-152.
  10. Халяпин А.А. Анализ международного опыта государственного регулирования АПК // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2012. №75. – с. 716-731.
  11. Колесняк А. А., Полозова Т. В. Продовольственная стратегия развитых стран мира // Вестник КрасГАУ. 2009. №2. – с. 3-7.
  12. Мордовченков Н.В., Николенко П.Г. Опыт и перспективы развития АПК сервиса (на примере Германии) // Вестник НГИЭИ. 2013. №7 (26). – с. 89-101.
  13. Платонова Т. Е. Проблемы использования международного опыта в инновационном развитии АПК России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. – с. 339-342.