http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

УДК 338.2:004.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17059

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА
ГОСУДАРСТВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЧЕЛОВЕКА

INFLUENCE
OF THE DIGITAL ECONOMY ON THE GOVERNMENT, ENTREPRENEURSHIP AND HUMAN

Плотников
Андрей Викторович
, к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990,
Пермь, ул. Петропавловская,
23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and
Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after
Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация:
в статье поднимается вопрос о влиянии новой – цифровой эпохи на государство,
предпринимательство и человека. Рассматриваются правовые аспекты, конкурентные,
образовательные, общечеловеческие. Цифровая экономика – это не панацея, но
инструмент, без которого государство не сможет сохранить свой суверенитет.
Поэтому во многих аспектах поднимается роль государства в адаптации социума и
предпринимательства к новым возможностям XXI века.

Summary: The paper considers the question of the impact of
the new — digital era on the state, entrepreneurship and man. Considered legal
aspects, competitive, educational, universal. The digital economy is not a
panacea, but an instrument without which the state cannot maintain its
sovereignty. Therefore, in many aspects, the role of the state in the
adaptation of society and entrepreneurship to the new opportunities of the 21st
century is rising.

Ключевые
слова
: цифровая экономика, информационные технологии,
интернет-предпринимательство.

Keywords: digital economy, information technology, Internet
entrepreneurship.

Когда
интернет только появился, его рассматривали в роли информации, которой можно
обмениваться. С его развитием появились цифровые активы, т. е.
интернет-имущество. Были созданы смарт-контракты – это технология, позволяющая
проводить транзакции без участия человека. На основании трудов Лаптева В. А [1]
мы видим, что следующим этапом развития интернета станет внедрение в него
искусственного интеллекта.

Развитие
телекоммуникационных систем не проходит без адаптационных изменений рынка. В
связи с этим появились совершенно новые объекты как торгового, так и
гражданского оборота – так называемые цифровые активы. Они существуют только
из-за интернета. Определить эти активы, как полноценные объекты права – это
необходимость, без которой не может существовать современный интернет. Это
позволяет совершать сделки, минуя банки, платежные системы и других
посредников.

Новый
тип активов не может существовать без юридической основы. Цифровыми активами
управляют правообладатели, и в этой цепочке отсутствуют какие-либо посредники,
не считая интернет-провайдеров. Для совершения какого-либо действия с цифровым
активом необходимо согласие правообладателя.

Поскольку
цифровых активов становится все больше, а их ценность неуклонно растет, мы
видим, что интернет-пространство в будущем должно контролироваться
государством. Это позволит защитить интересы и права всех участников рынка XXI
века. В заключение этой темы нужно сказать, что технологии, которые сегодня
применяются в цифровой экономике, в скорейшем времени должны получить детальную
правовую оценку.

Важно
отметить, что под цифровой экономикой подразумевается деятельность, в которой
ключевым фактором являются данные, представленные в цифровом виде. Помимо
этого, в цифровую экономику входит работа над анализом больших объемов данных,
которая приведет к повышению эффективности предоставления услуг, технологий,
производства и многого другого.

С
одной стороны, развитие телекоммуникационных систем значительно увеличивает
эффективность труда. Они открывают широкие возможности для изучения нового,
переосмысления старого, проведения вычислений и многого другого. С другой
стороны, появление цифровой экономики не может пройти без негативных
последствий.

Так,
штатный состав организаций может начать сокращаться. Компания (как и
государство) либо теряет рабочее место, либо берет на себя обязательство по
повышении квалификации своих работников. Также цифровой экономике необходимые
совершенно новые специалисты – это высокая нагрузка на образовательные
учреждения. Им необходимо подготавливать таких специалистов, которые бы могли
адаптироваться к непрерывно изменяющейся цифровой экономике, используя эти
изменения в производственных процессах.

По
мнению Чалдаевой Л. А. [2], появление новых возможностей приведет к полной
невостребованности целого ряда специалистов – их подготовка либо сократится до
максимально возможного минимума, либо прекратится вовсе. Это может привести к
росту социальной напряженности.

Подытоживая
вопрос о влиянии цифровой экономики на рабочие места, нужно подчеркнуть
необходимость постановки задач на всех уровнях образования. Мы нуждаемся в
изменениях всей системы и проработке базовых компетенций в области цифровой
экономики как в школьном, так и в высшем или профессиональном образовании.

Подготовка
специалистов, готовых к новым вызовам – это лишь малая часть адаптации
государства к цифровой экономике. Необходимо оценить, насколько предприниматели
и гражданское общество в целом готовы к этому. Современному государству
исключительно важно искоренить «цифровое неравенство», а также обеспечить
предпринимателям полную доступность новых способов ведения бизнеса.

Согласно
мнению Лаптева В. А. и Лаптевой А. В. [3], приоритетная задача государства –
раскрытие российского предпринимательства в новой среде. Они обращают внимание,
что проблематика экстерриториальна, поэтому присутствует возможность
рассмотрения проблемы на примере зарубежных стран. Важно обратить внимание на
то, что «голое» заимствование невозможно: необходимо учесть ряд особенностей
смешанной экономики России.

Опираясь
на выше сказанное, можно сделать вывод, что цифровая экономика фундаментально
изменит экономическую ситуацию как в мире, так и в России. Такое же влияние
претерпит наука, управление и другие сферы, взаимодействующие с технологиями.
Но главное изменение – это человек. По мнению Денисенко И. А. [4], человек
станет другим, а это радикально повлияет на общественные стандарты и трудовые
отношения.

Возвращение
экстенсивной модели капиталистического развития невозможно, если технологии не
смогут положительно повлиять на рост продаж производственной продукции.
Поэтому, сколько бы положительных сторон ни было у развития технологий, они не
станут панацеей как для мира, так и для России, в частности. На сегодняшний
день это необходимая мера, без которой невозможно конкурировать на равных с
другими, сохранив суверенитет страны.

Возвращаясь
к теме изменения человека, нельзя не отметить вызов, который цифровая экономика
бросает уже устоявшимся социальным институтам. На сегодняшний день термин
«субъект права» не равноценен понятию «человек». Говоря о юриспруденции,
человек является физическим лицом, т. е. физическим телом.

Когда
к этому подключается цифровой субъект, это не может пройти без обезличивания,
то есть куда большего разделения виртуальной и реальной личности. То есть
человек отделяется от субъекта права. Кроме того, 67% хакерских атак нацелены
на малый и средний бизнес – это выливается в отсутствие доверия к «цифровому»
контрагенту.

Как
замечает Шапсугова М. Д. [5], сейчас мы наблюдаем создание обособленной цифровой
среды, а все вышесказанное создает проблему доверия. Нам необходим определенный
«периметр доверия», которым может стать идентификация. В связи с этим в мире
разрабатываются как национальные, так и транснациональные системы
идентификации.

Принято
считать, что идентификация – это процесс, позволяющий отличить одно от другого.
Суть процедуры идентификации – увидеть различия между идентифицируемым объектом
и другими, придавая ему смысл. На сегодняшний день подтверждение личности уже
реализовано в электронной форме, а предприниматели могут получить некоторые
услуги от государства исключительно при помощи интернета.

Чтобы
все вышесказанное имело реальный смысл, России необходимо увеличивать темпы
роста цифровой экономики. Согласно расчетам Таланцева В. И. и Равнянского А. К.
[6], доля цифровой экономики РФ в ВВП всего 2,8%, или $75 млрд. В рейтинге
стран по глобальному индексу подключения мы занимаем 26-е место из 50 –
видится, что стране такого уровня просто недопустимо иметь такие показатели.

Эксперты
считают, что отставание России от развитых и развивающихся стран эквивалентно
примерно 5-8 годам. Немаловажен тот факт, что подавляющую часть российской
цифровой экономики ($63 млрд) составляет сфера потребления, т. е.
интернет-магазины, предоставление услуг и т. д. Именно эту сферу представляет
малый и средний бизнес.

По
мнению Таланцева В. И. и Равнянского А. К., настолько низкое место в рейтинге,
характеризующее степень развития цифровой экономики в России, можно объяснить
несколькими факторами:

  1. Технологии все еще не используются в сфере
    бизнеса. Речь идет не о полном отказе от них, а о низкой интеграции технологий
    в бизнес-процессы компаний. Кроме того, в России отсутствует необходимая
    инфраструктура, позволяющая российским технологическим продуктам выходить как
    на мировой, так и на отечественный рынок. В частности, эта проблема касается
    малого и среднего бизнеса.
  2. Непонимание возможностей цифровой
    экономики. Многие бизнесмены из России, особенно в секторе малого и среднего
    бизнеса, попросту не понимают современные технологии, поэтому не видят
    перспектив в цифровой экономике и боятся ее. Им необходимо оценить весь масштаб
    влияния цифровой экономики на продуктивность и рост бизнеса, а также на
    конкурентные возможности, которые она помогает приобрести.

Подводя
итоги, нужно отметить, что использование инновационных технологий – это верный
путь к росту эффективности, продуктивности и темпов роста бизнеса. Когда малое
и среднее инновационное предпринимательство будет расти и получит возможность
конкурировать на равных с западными партнерами, цифровая экономика государства
начнет крепчать. Несмотря на ряд проблем в ее современном развитии и
становлении, мы все равно способны исправить положение. Единственное решение –
государственный курс на развитие инновационных технологий и их принятие
обществом. Так Российская Федерация укрепит свои позиции в мировой экономике.

По
мнению Бабкина А. В. И Чистяковой О. В. [7], государство может участвовать в
перспективных предпринимательских проектах – это должно принести значительный эффект.
Это можно реализовать, создавая совместные предприятия, либо формируя госзаказы
в области самых востребованных направлений. Участие государства принесет
огромную пользу предпринимательству: на этапе масштабирования или введения
разработок в эксплуатацию критически необходимо дополнительное финансирование.

Предпринимателям
же необходимо вести непрерывный поиск новых решений и бизнес-моделей,
учитывающих возможности цифровых технологий. Необходимо выработать более гибкий
подход к разработке продуктов. Пассивная позиция российских предпринимательских
структур может привести к потере конкурентоспособности как на отечественном,
так и на мировом рынке. Крупным же структурам важно участвовать в формировании
«нового» рынка и искать новых партнеров среди других отраслевых компаний.

В заключении можно сформулировать следующие выводы:

  1. Цифровая экономика нуждается в детальной
    правовой оценке. Государство должно не только выполнить эту задачу, но и
    следить за тем, чтобы принятые решения оставались актуальными.
  2. Появление цифровой экономики может пагубно
    сказаться на количестве рабочих мест. Поэтому государство нуждается в доработке
    системы образования: выпускники школ, вузов и средне — профессиональных
    учреждений должны получать базовые компетенции в области технологий.
  3. Нельзя недооценивать влияние цифровой
    экономики на общую экономическую ситуацию в мире. Можно предположить, что она
    окажет фундаментальное влияние не только на рынок, но и на науку, управление и
    прочие сферы, где хоть как-то задействованы технологии.
  4. Вместе с рынком претерпевает изменения и
    человек. Цифровая среда приводит к его обезличиванию, а обезличивание, в свою
    очередь, к кризису доверия. Чтобы исправить это, необходимо прорабатывать
    системы идентификации как на национальном, так и на общемировом уровне.
  5. Если государство установит курс на
    развитие инновационных технологий и их принятие обществом, это будет верный
    путь к росту эффективности, продуктивности и темпов роста бизнеса. Важно
    обеспечить российскому бизнесу все возможности для того, чтобы он оставался
    равным конкурентом западным партнерам.
  6. Важен не только государственный курс, но и
    желание самих предпринимателей. Так, необходимо непрерывно искать новые
    решение, в противном случае российское предпринимательство ждет регресс и
    потеря конкурентоспособности.

Список литературы

  1. Лаптев В. А. Цифровые активы как объекты
    гражданских прав // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской
    академии МВД России. 2018. №2 (42). – с. 199-204.
  2. Чалдаева Л. А. Цифровая экономика: вчера,
    сегодня и завтра // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. – с.
    438-440.
  3. Лаптев В. А., Лаптева А. В. Методика
    формирования представления о предпринимательстве в условиях перехода к цифровой
    экономике в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №3 (43).
    – с. 189-196.
  4. Денисенко И. А. Функционирование и
    развитие предпринимательства в условиях цифровой экономики // Сервис в России и
    за рубежом. 2018. №4 (82). – с. 84-98.
  5. Шапсугова М.Д. Идентификация
    предпринимателя в цифровой экономике // Colloquium-journal. 2019. №3-4 (27). –
    с. 73-74.
  6. Таланцев В. И., Равнянский А. К. Цифровая
    экономика и ее роль в развитии малого и среднего инновационного
    предпринимательства в России // РППЭ. 2018. №2 (88). – с. 80-86.
  7. Бабкин А. В., Чистякова О. В. Цифровая
    экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур //
    Российское предпринимательство. 2017. №24. – с. 4087-4102.