Московский экономический журнал 7/2019

УДК 338.439

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17057

УГРОЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В РФ

THE THREATS TO FOOD SECURITY
IN THE RUSSIAN FEDERATION

Черникова
Светлана Александровна
, к.э.н., доцент, зав. кафедрой
менеджмента. Факультет экономики и информационных технологий, Пермский
государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.
Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Chernikova Svetlana
Aleksandrovna
, CSc,
Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm
State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.
614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация:
В
работе затронуты темы продовольственной безопасности РФ, раскрыты основные
составляющие, показатели и критерии понятия. Рассмотрен вопрос
самообеспеченности округов РФ и проблем, касающихся низкой самообеспеченности
отдельных регионов. Выявлены угрозы продовольственной безопасности, а также проблемы
качества импортной и отечественной продукции. Рассмотрен подход Республики
Беларусь к проблеме продовольственной безопасности. Поднята тема
импортозамещения как одного из вариантов стабилизации и обеспечения
продовольственной безопасности РФ.

Summary: The paper considers upon the topics of food security
of the Russian Federation, reveals the main components, indicators and criteria
of the concept. The question of the self-sufficiency of the districts of the
Russian Federation and the problems relating to the low self-sufficiency of
certain regions was considered. Identified threats to food security, as well as
the quality problems of imported and domestic products. The approach of the
Republic of Belarus to the problem of food security is considered. The topic of
import substitution has been raised as one of the options for stabilizing and
ensuring food security of the Russian Federation.

Ключевые
слова
: региональная экономика, ипортозамещение,
продовольственная безопасность, экономика сельского хозяйства.

Keywords: regional economy, substitution, food security,
agricultural economics.

Продовольственная
безопасность является основным инструментом обеспечения стабильности течения
всех социально-экономических процессов страны и мощным геополитическим фактором.
Это актуальное направление межгосударственных взаимоотношений, охватывающее
экологические, национальные, демографические, социальные, экономические
факторы.

Термин
«продовольственная безопасность» понимают, как способность системы создавать,
распределять продовольственные запасы и обеспечивать ими население, проживающее
на всей территории региона в достаточном количестве (не ниже нормы минимального
потребления).

Обеспечение
продовольственной безопасности включает оптимизацию поставок продуктов
отечественного и импортного производства, регулирование и контроль снабжения
населения товарами продовольственных групп, улучшение внешнеэкономической
деятельности и создание привлекательных конкурентных условий с целью подъема агробизнеса.
[1] [2]

Критерии
продовольственной безопасности расширяются в силу улучшения развития сельского
хозяйства и продовольственных рынков в следующих направлениях:

  • развитие
    АПК (агропромышленного комплекса), лесного, рыбного хозяйств;
  • улучшение
    уровня НТП с целью улучшения генофонда в сферах растениеводства и
    животноводства;
  • повышение
    внимания к направлениям охраны природы и защиты окружающей среды, улучшение
    плодородия почв, урожайности.

Критерии
продовольственной безопасности характерны как для государственного, так и для
регионального уровня. Однако они будут изменяться в зависимости от территориальных
различий в экономическом развитии предприятий, природных и климатических
условий, уровня дохода граждан и самообеспеченности региона, степени
техногенного и антропогенного загрязнения среды, традиций региона и прочих
факторов. [3]

Совокупность
экономических, природно-климатических и других условий, характерных для
отдельных российских регионов, способствовала их разделению на две группы:
потребляющие и производящие продовольствие. Среди них есть регионы,
испытывающие острую недостаточность в самообеспеченности собственным
продовольствием по причине неблагоприятного географического расположения,
например, эта тенденция наблюдается в регионах Крайнего Севера, а также в
округах, приравненных к ним. Учитывая данную особенность, на государственном уровне
решается вопрос не только самообеспеченности региона, но и уровня его
продовольственной зависимости.

С
учетом совокупности условий различного характера, делающих самообеспеченность
региона невозможной, субъекты РФ создают единую государственную политику и
целевые программы продовольственного обеспечения района. Законы о
продовольственной безопасности действуют в Москве, Ульяновской, Рязанской
областях, Республике Башкорстан, Приморском и Ставропольском краях.

Степень
зависимости субъектов и продовольственную безопасность региона отражает
соотношение местного объема производства и продовольственного спроса. Данный
показатель характеризует самообеспеченность региона продовольствием, причем он
может иметь критически низкий уровень.

На данный момент в РФ
наблюдается высокая дифференциация регионов по уровню самообеспеченности,
вызванная таким факторами, как:

  • рост импорта продуктов питания;
  • повышение розничных цен;
  • рост доли крупных торговых сетей,
    предъявляющих высокие требования к продукции, значительные торговые наценки;
  • отсутствие регулирования взаимодействия
    поставщиков и субъектов продажи продукции в розницу;
  • низкий уровень рациональной системы
    оптовой торговли;
  • недостаточный контроль за качеством
    продуктов питания, начиная от сферы производства, транспортировки, хранения и
    вплоть до реализации продукции;
  • отсутствие слаженной политики
    государственного стимулирования национального бизнеса. [4]

Особое внимание со
стороны государства в вопросе продовольственной безопасности должно уделяться
аспекту качества продуктов с целью сохранения окружающей среды и здоровья
населения. С целью изменения культуры питания целесообразно применение политики
импортозамещения, направленную на приостановление генетической войны против РФ.

В
связи с введением санкций со стороны США и ЕС развитие аграрной сферы РФ
сегодня обретает стратегическую значимость. Одной из первостепенных задач
является увеличение собственного производства сельскохозяйственной продукции,
повышение ее качества и уровня доступности со стороны населения. Однако
несовершенство внедряемых технологий внесения ядохимикатов и удобрений, малая
информативность населения по поводу потребления продукции, загрязненной
химикатами, а также недоработки в сфере измерений остаточного уровня веществ в
продуктах приводят к усугублению угрозы продовольственной безопасности в РФ.

Известный
передовой эколог нашей планеты Б. Коммонер разработал научные постулаты,
отражающие законы природы и возможные последствия их игнорирования со стороны
человечества:

  1. «Все связано со всем». Изменение природных
    процессов получения продуктов питания повлекут изменения в процессах живых
    организмов и экосистем.
  2. «Все должно куда-то деваться». Ошибки
    производственных процессов обернутся непредсказуемыми затратами на устранение
    их последствий в будущем.
  3. «Природа знает лучше». Улучшение
    естественных процессов, выведение органических веществ искусственным путем
    наносят непоправимый вред.
  4. «Ничто не дается даром». За потребление
    генно-модифицированных продуктов в дальнейшем человеку придется дорого
    заплатить.

Качественная
сторона продовольственной безопасности должна охватывать комплексный подход
государства к здоровью своих граждан и чистоте окружающей среды. В первую
очередь должна обеспечиваться безопасность пищевых продуктов. В данном процессе
задействован ряд объектов: производители, а также перерабатывающие, торговые и
упаковочные предприятия. Ключевая роль отведена официальным службам контроля
качества продуктов и потребителей, которые оказывают прямое влияние на
организацию работы вышеперечисленных групп. [5]

Сегодня
в России уровень потребления импортных продуктов населением составляет 40%. Это
обусловлено несовершенством аграрной политики, климатическими условиями, низкой
конкурентоспособностью сферы сельского хозяйства и недостаточным техническим
оснащением производства (по сравнению с западными странами). Для подъема АПК
необходимы средства и привлечение иностранных инвесторов. Однако иностранные
партнеры больше заинтересованы в поставке собственной продукции в страну, чем в
инвестировании для развития российского АПК. [6]

Наблюдается
парадокс: Россия, обладающая богатыми земельными, энергетическими, сырьевыми,
водными и трудовыми ресурсами, сегодня не может в полной мере обеспечить
население продовольствием собственного производства. Страна восполняет дефицит
масштабным импортом товаров, причем даже теми продуктами, которые она сама
может производить для внутреннего обеспечения и экспортных поставок на мировой
рынок.

Проблема
продовольственной безопасности страны сегодня может быть решена путем
макроэкономического развития страны, внедрения социально-ориентированной
политики, повышение уровня жизни населения. Основой укрепления позиции России
как крупного мирового производителя и импортера является повышение
эффективности АПК.

В
вопросах регламентирования норм продовольственной безопасности необходима
разработка эффективной законодательной базы, принятие системы нормативных
актов, отражающих все стороны проблемы. Их можно условно разделить на 4 группы.
[7]

На
примере Республики Беларусь можно сделать вывод, что страна показала хорошие
результаты в достижении целей, поставленных государством для обеспечения
продовольственной безопасности.

Развитие
отраслей сельского хозяйства защищает страну от непредвиденных рисков и создает
основу достаточности продукции. В наличие имеется достаточно земельных и
трудовых ресурсов, позволяющих вырабатывать достаточный объем собственной
продукции для внутреннего и внешнего рынков. По производству картофеля Беларусь
занимает лидирующие места, а по производству овощей, растительного масла,
сахара страна превысила оптимальные уровни. Критические отметки пройдены по
производству молока и зерна. Оптимального уровня страна не достигла по
производству ягод и фруктов в силу климатических особенностей и географического
расположения.

Проблематичен
вопрос экономической доступности продуктов для населения, также отмечается
низкая покупательская способность жителей Беларуси. Для успешного решения
данных вопросов целесообразно будет снижение себестоимости на производимую продукцию
для внутреннего потребителя. [8]

В
итоге можно сказать, что ситуация с продовольственной безопасностью РФ сегодня
остается острой. В силу проведения США, Канадой и европейскими государствами
санкционной политики, страна понесла колоссальные финансовые убытки и утратила
позицию крупного экспортера на европейском рынке. Решением ряда проблем может
стать импортозамещение, внедрение которого было озвучено В.В. Путиным на экономическом
форуме в Санкт-Петербурге. [9]

Необходима
новая система государственного менеджмента в сфере АПК, масштабные изменения в
развитии отечественного машиностроения и его взаимодействие с отраслями
народного хозяйства. Требуется направить ресурсы на развитие
сельскохозяйственного социально-экономического потенциала, улучшить обеспечение
необходимым оборудованием, расширить площади земли под новые мощности и развить
трудовые ресурсы. [10] Параллельно необходимо развивать предпринимательскую
деятельность, особенно малый и средний бизнес, отличающиеся большей гибкостью в
силу узкой товаронаправленности и улучшать инвестиционный климат в стране.[11]

Проблема
импортозависимости может быть решена, но она требует времени и глубоких
структурных изменений во всех экономических и социальных сферах страны.
Изменения благоприятно повлияют на социально-экономическое развитие и надежно укрепят
позиции продовольственной безопасности РФ.

Список литературы

  1. Черданцев В.П. Регулирование и
    саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального
    АПК / В. П. Черданцев; НОУ ВПО «Западно-Уральский ин-т экономики и
    права», ФГОУ ВПО «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. Н. Прянишникова».
    Пермь, 2009. – 86 с.
  2. Галеев М.М., Черданцев В.П., Черданцева
    М.В. Механизм конкурсного формирования продовольственных фондов на примере
    Пермской области. – монография. Пермь: Издательство: Пермская государственная
    сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова. — 2003. — 216
    с.
  3. Михайлов А.Э. Продовольственная
    безопасность в системе национальной конкурентоспособности: критерии оценки и
    риски // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2013. №92. – с.
    1199-1209.
  4. Глотов О. А. Продовольственная
    безопасность страны. Региональный аспект // Известия ТулГУ. Экономические и
    юридические науки. 2009. №2-2. – с. 66-72.
  5. Ашмарина Т.И. Качественный аспект
    продовольственной безопасности // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2015. №3 (67). – с. 51-55.
  6. Иванов В.А., Терентьев В.В. Региональные
    аспекты продовольственной безопасности // Экономические и социальные перемены:
    факты, тенденции, прогноз. 2009. №7. – с. 45-54.
  7. Алтухов А. И. Продовольственная
    безопасность страны: проблемы и возможные пути их решения // Экономика региона.
    2008. №S2. – с. 33-49.
  8. Круглякова Г. В., Титоренко А. М.
    Продовольственная безопасность Республики Беларусь: состояние и проблемы
    обеспечения // Вестник ГГТУ им. П.О. Сухого. 2013. №4 (55). – с. 100-107.
  9. Сайт Президента России
    http://kremlin.ru/events/president/news/21080
  10. Малькова А.В. Влияние продовольственного
    импортозамещения на экономическую безопасность России // Juvenis scientia.
    2016. №1. – с. 43-46.
  11. Черданцев В.П., Плотников А.В.
    Инновационное предпринимательство — основа экономического развития региона //
    Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №
    11 (58). С. 821-823.