http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

УДК 338.2:004.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17044

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE DIGITAL ECONOMY

Плотников
Андрей Викторович
, к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990,
Пермь, ул. Петропавловская,
23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and
Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after
Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация:
В статье раскрыто понятие цифровой экономики, приведена ее структура и правовые
основы функционирования в России. В материале систематизированы проблемы
цифровизации российского рынка и вовлечения в него общества, выделены
первоочередные задачи оптимизации правовой базы по вопросам формирования
цифровой экосистемы. В тексте охарактеризованы преимущества цифровой экономики
по сравнению с традиционной, показаны недостатки действующего отечественного
законодательства, препятствующие активному распространению цифровых технологий.

Summary: The article reveals the concept of the digital
economy, shows its structure and the legal basis of functioning in Russia. The
material systematizes the problems of digitalization of the Russian market and
the involvement of society in it, highlights the priority tasks of optimizing
the legal framework for the formation of the digital ecosystem. The text
describes the advantages of the digital economy in comparison with the
traditional one, shows the shortcomings of the current national legislation
that impede the active spread of digital technologies.

Ключевые слова:
цифровая экономика, правовое регулирование, цифровизция, информационное
общество.

Keywords: digital economy, legal regulation, digitalization,
information society.

Цифровая
экономика представляет собой обновленный вариант экономического уклада,
ориентированный на переход от функционирования обычных рынков и системы
управления к инновационному механизму с проникновением цифровых технологий во
все сферы деятельности. Цифровизация означает изменение источника добавленной
стоимости и корректировку структуры экономики. Этот путь неизбежен для всех
развивающихся стран, если они стремятся выйти на уровень конкурентоспособности,
сопоставимой с показателями развитых государств.

Реализация
цифровой экономики осуществляется в нескольких аспектах:

  • создание
    информационной системы, работающей на основе автоматизированных операций;
  • разработка
    цифровых платформ, выполняющих технологические, транзакционные и интеграционные
    задачи. [7]

Цифровая
экономика охватывает комплекс электронных деловых операций и электронной
коммерции, в это понятие входит и соответствующая инфраструктура. Процесс
информатизации затрагивает регулирование сферы производства, финансового
обращения и электронной торговли. Где для коммуникации используется среда
глобальной информационной сети Интернет. [10]

Тенденции
и перспективы регулирования цифровой экономики. В России запущена
полномасштабная программа цифровизации экономики, трансформации относятся ко
всем отраслям. Правовое обеспечение процесса обеспечивается положениями
правительственного Распоряжения от 28.07.2017 г. № 1632-р. Программа,
утвержденная Правительством, направлена на создание комфортных условий для
становления и активного развития науки, роста уровня материального
благосостояния и информационной грамотности населения, на повышение качества
оказываемых услуг, продаваемых товаров. Это в комплексе должно обеспечить
государственную безопасность в разных отраслях.

Главным
препятствием для развития цифровой экономики является отсутствие
соответствующей нормативно-правовой базы по вопросам регулирования
ИТ-технологий. Существующие программы, распоряжения и дорожные карты по
цифровизации отраслей экономики недостаточно глубоко проработаны, они основаны
на формализованных методах информатизации, но не опираются на
научно-исследовательские работы по этой проблематике.

Первоочередными
задачами правовой трансформации являются [6]:

  • создание
    правовой базы для сбора, хранения и обработки информации, ее защиты от
    сторонних посягательств, соблюдения интересов участников взаимоотношений в
    цифровой экономике;
  • внедрение
    результатов интеллектуальных разработок;
  • совершенствование
    антимонопольного законодательства и практики внедрения инноваций;
  • адаптация
    механизма правовой защиты интересов потребителей в соответствии с новыми
    условиями ведения бизнеса;
  • формирование
    обновленной системы сбора и обработки статистической информации;
  • формирование
    инфраструктуры для интенсивного развития цифровой составляющей в экономике.

Процесс
правовой оптимизации затрагивает не только экономический аспект
взаимоотношений, но и систему гражданского права. Совершенствование
гражданского законодательства должно сопровождаться закреплением отдельного
статуса для электронных сделок. Дополнительно необходимо обозначить способы
идентификации субъектов правоотношений:

  • биометрическая
    подпись;
  • мобильная
    электронная подпись;
  • подтверждение
    личности по номеру телефона;
  • проведение
    идентификации по адресу электронной почты.

Для
реализации сделок в цифровом формате требуется обособление понятий цифровой
оферты и цифрового акцепта, расширение перечня объектов гражданского права
путем включения в них терминов «информация» и «цифровые финансовые активы».

Преимуществами
цифровой экономики в сравнении с традиционной являются [6]:

  • внедряется
    электронный документооборот, который ускоряет все процессы взаимодействия;
  • работа
    переводится в дистанционный режим, что экономит время всем участниками сделок;
  • упрощаются
    финансовые операции за счет системы электронных платежей;
  • возрастает
    роль электронных денег;
  • рынок
    становится более восприимчивым и гибким, новым продавцам легче выходить на
    целевой сегмент покупателей, потребителям проще искать поставщиков нужного
    товара;
  • себестоимость
    продукции снижается и повышается производительность;
  • автоматизация
    большей части процессов приводит к снижению возможностей для возникновения
    коррупционных схем, операции совершаются быстрее и качественнее. [8]

Наиболее
глобальным направлением государственной политики по вопросам цифровизации
является нормативное регулирование. Необходимость реализации этого аспекта
обусловлена важностью юридического оформления электронных операций, возникающих
в процессе взаимодействия между участниками рынка. Регулирование в
общефедеральном аспекте реализуется через национальную программу, рассчитанную
до 2024 года, следующей составляющей является план мероприятий по выполнению
программы.

Недостатком
действующего законодательства РФ по вопросам цифровизации можно считать
неурегулированность оборота криптовалют. Оптимизация в этой сфере возможна
через принятие законов, регламентирующих использование на территории России
биткоинов, их обмен. Перспективы применения этого вида цифровой валюты неясны,
законодатели могут формировать правовую базу по криптовалютам по пути
построения разрешительной схемы их обращения на рынке или запретительного
механизма. Последним вариантом действий воспользовался Китай. У Банка России
есть выбор – запретить операции с биткоинами или выступить в роли разработчика
национальной системы криптовалют и стать ее регулятором. [2]

Основные
проблемы правового регулирования цифровой экономики представлены в таблице 1.

Особенности
правового регулирования цифровой экономики. Правовое регулирование цифровой
экономики во всех странах сталкивается с невозможностью структурировать
цифровую экосистему. Влиять на этот механизм посредством стандартного набора
законодательных реформ невозможно. Особенностью российской экономики является
то, что темпы цифровизации в разных отраслях значительно отличаются, за счет
этого изменение законодательной базы должно реализовываться постепенно.
Государство выступает не только в качестве главного регулятора, но и субъекта,
ответственного за защиту интересов участников рынка и решение проблемы
социального дисбаланса.

На
начальной стадии правового регулирования процесса цифровизации производится
анализ и оценка действующих законодательных норм на предмет их актуальности
используемым регуляторным моделям. Развитые страны при выборе методики правовой
регламентации цифровой экономики отдают предпочтение не созданию единого
комплексного нормативно-правового документа, а внесению изменений в действующие
законы. Такой подход характерен для Великобритании, Франции.

Функционирование
цифровой экосистемы связано с проблемами сохранения добросовестной конкуренции.
В этом аспекте рекомендуется предпринять следующие меры [1]:

  • запрет
    для субъектов хозяйствования на заключение антиконкурентных договоров;
  • введение
    ограничений для крупного бизнеса, чтобы не было фактов злоупотребления
    доминирующим положением на рынках сбыта;
  • пристальный
    контроль над процессами слияний участников рынка.

Характерной
особенностью правового регулирования цифровизации является невозможность обозначить
возникающие отношения и некоторых субъектов привычными терминами. Так, сложно
отнести роботов-агентов к какой-нибудь из существующих категорий права. Они не
являются самостоятельными дееспособными лицами, но обладают достаточным
функционалом для самостоятельного выполнения ряда производственных задач.
Гаджиев Г.А. [3] отмечает, что действия роботов оптимально относить к операциям
юридических лиц, так как именно от их имени или по их поручению такие агенты
выполняют определенные действия.

 Для цифровизации экономики на государственном
уровне необходимо снять ряд ограничительных административных барьеров. При этом
надо проводить постоянный мониторинг на предмет сохранения баланса интересов
социума, бизнеса и конечных потребителей цифровых услуг. Препятствия могут
выражаться в барьерах при входе на рынок новых участников или выводе нового
товара, при внедрении новейших разработок. [9]

Краундафтинг.
Краундафтинг зародился как некоммерческий проект по сбору добровольных
пожертвований для оказания безвозмездной помощи нуждающимся. Теперь этот
процесс может быть полноценным инструментом инвестиционной политики – создается
новый уникальный проект бизнеса, под него ищется команда инвесторов, их ресурсы
объединяются, создается бизнес.

Для
российской экономики краундафтинговые технологии чаще всего применяются в сфере
культуры и благотворительности, в перспективе возможен выход на отрасль
инновационных разработок и коммерческого бизнеса. Краундафтинг является
доступным средством получения финансирования, но характеризуется высокими
рисками по сравнению с традиционными способами привлечения инвестиций.
Преимущество в отсутствии значительного влияния на бизнес-процессы финансовых
посредников и банковского сектора. По принципу краундафтинга может быть создана
цифровая инвестиционная платформа, оператором ее могут выступать хозяйственные
общества. [4]

Таким
образом, цифровизация в российской экономике реализуется неравномерно в разных
отраслях, этот фактор необходимо учитывать при совершенствовании
законодательной базы по вопросам оптимизации бизнес-процессов. При выборе
методов регулирования цифровизации необходимо обеспечить соблюдение интересов
всех участников взаимоотношений, разграничить их ответственность и
гармонизировать отечественное законодательство с международными нормами.
Российская экономика не использует потенциал цифровой экосистемы в полном
объеме, об этом свидетельствует, например, концентрация краундафтинговых
технологий на сфере культуры и благотворительности, хотя имеется возможность
выражения этой методики при создании электронной инвестиционной площадки.

Библиографический список

  1. Беликова К.М. Особенности правового регулирования
    цифровой интеллектуальной экономики // Закон и право. 2018. №8. – с. 26-30.
  2. Биккинин И.А., Шайхутдинов Т.В. Перспективы
    регулирования цифровой экономики // European journal of economics and management sciences. 2017. №4.
    – с. 194-197.
  3. Гаджиев Г.А. Является ли робот-агент лицом? (поиск
    правовых форм для регулирования цифровой экономики) // Журнал российского
    права. 2018. №1 (253). – с. 15-30.
  4. Ермакова Е.А., Нестеренко Е.А. Особенности
    регулирования краудфандинга в цифровой экономике России // Вестник Саратовского
    государственного социально-экономического университета. 2018. №3 (72). – с.
    121-124.
  5. Макарейко Н.В. Риски правового регулирования цифровой
    экономики // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД
    России. 2019. №1 (45). – с. 148-154.
  6. Мышко Ф.Г., Васильева К.В., Попов В.В., Стрельникова
    И.А. Тенденции правового регулирования гражданских и конкурентных отношений в
    сфере цифровой экономики // Вестник экономической безопасности. 2019. №1. – с.
    155-159
  7. Татаринова С.С. Цифровая экономика и право: новые
    вызовы — новые перспективы // Юридический вестник Самарского университета.
    2017. №3. – с. 62-66.
  8. Трибушный И.Ю., Трибушная М.И., Трибушная В.Х.
    Ключевые аспекты российской цифровой экономики и её нормативного регулирования
    // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №8
    (34). – с. 335-341.
  9. Терещенко Л.К., Стародубова О.Е. Государственное
    регулирование цифровой экономики: новые вызовы эпохи // Журнал зарубежного
    законодательства и сравнительного правоведения. 2018. №6 (73). – с. 160-163.
  10. Черданцев В.П., Кобелев П.Е. Формирование единого
    информационного пространства // Аграрный вестник Урала. 2010. № 11-1 (77). С.
    102-103.