http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

УДК 338.012

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17037

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТУРЦИИ

ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN
TURKEY

Плотников
Андрей Викторович
, к.э.н., доцент кафедры менеджмента
Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990,
Пермь, ул. Петропавловская,
23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and
Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after
Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация:
В статье рассмотрена суть экономических и социальных реформ в Турции, начатых в
1923 году, которые позволили сместить вектор развития страны на
индустриализацию, что не удалось ряду других исламских государств. В материале
раскрыты проблемы взаимодействия бизнеса и научных организаций, обозначены
препятствия для стимулирования инновационной составляющей в экономике, выявлены
противоречия во внедрении системы государственных грантов в технологические
стартапы.

Summary: The article describes the essence of economic and social reforms in Turkey, begun in 1923, which allowed the country to shift the vector of development to industrialization, which was not possible for several other Islamic states. The material reveals the problems of interaction between business and scientific organizations, identifies obstacles to stimulating the innovation component in the economy, reveals contradictions in the implementation of the state grants system in technology start-ups.

Ключевые
слова
: Турция, предпринимательство, экономика Турции,
бизнес.

Keywords: Turkey, business, economy of Turkey, business.

Турецкая
экономика вызывает интерес для экономистов тем, что череда реформ позволила
преодолеть кризисные явления и превратить страну с архаичными методами
управления в государство с конкурентоспособной экономикой на межнациональном
уровне. История стремительного развития экономики Турции берет начало в 1923
году, когда было принято решение трансформировать мануфактурное производство в
крупные фабричные образования, формирующих отрасли промышленности. Причем
акцент планировалось делать на тех сферах, для развития которых страна обладает
достаточным объемом собственных ресурсов.

Реформы
затронули все сферы экономики. Первая волна модернизации коснулась сельского
хозяйства – на государственном уровне поощрялись факты использования
крестьянами сельскохозяйственной техники, что создало базу для роста
производительности труда в АПК. Активной индустриализации экономики
предшествовал период формирования социальной базы для быстрой адаптации
населения к изменениям. В результате был достигнут эффект, когда население
страны под влиянием идеологической пропаганды к моменту запуска решающих
экономических реформ изменило свое отношение к труду и бизнесу от
неприязненного к положительному. Ставка делалась на превалирование роли
государства в развитии бизнес-сектора с постепенным переходом ключевой роли к частному
турецкому бизнесу, что шло вразрез с моделями реформирования экономик других
исламских государств. [1]

Модернизация
экономики начиналась с корректировки общественного мнения, с расстановки новых
приоритетов у населения, изменения подхода к оценке работы чиновников. Ко всем
работникам государственного аппарата предъявлялось главное требование –
приверженность реформаторскому вектору и готовность к беспрекословному
подчинению любым законодательным инициативам.

Особенностью
турецких реформ в экономике является то, что параллельно с успехами в
формировании развитого светского государства усиливается противостояние между
исламской интеллектуальной элитой и представителями крайнего религиозного
радикализма на фоне нейтрального отношения ко всему происходящему умеренных
исламских партий.

Состояние
экономики Турции в условиях глобализации

Вовлечение
Турции в глобализационные экономические процессы сказалось на структуре
промышленности, что привело к изменению в экспортно-импортном балансе. Если до
начала реформ основу экспортных операций составляли сельскохозяйственные
товары, то на нынешнем этапе наибольшая доля экспорта приходится на
промышленную продукцию. Особую роль в таких трансформациях сыграл
государственный Экспортный кредитный банк. К зоне его ответственности относится
диверсификация экспортных каналов по географическому признаку и стимулирование
развития наукоемких отраслей промышленности. Для повышения эффективности экспортоориентированной
политики экспортерам начали предоставляться фискальные преференции. В итоге
турецкая модель управления стала адаптивной к глобальным изменениям рынка
товаров, увеличение экспортных квот создало условия для открытости экономики до
уровня развитых стран. [2]

В
нынешней структуре экспорта преобладают товары перерабатывающей промышленности.
Добываемые полезные ископаемые и производимое продовольствие по объему
отправляемых на экспорт товаров достигли рекордно низких показателей, при этом
значительно возросло количество реализуемых в другие страны машин, текстиля,
оборудования, продукции металлургической промышленности. Изменения произошли в
структуре импорта за счет сокращения доли минерального топлива. Основным
препятствием в развитии турецкой экономики стала нехватка собственных запасов
энергоресурсов, которые необходимы для интенсивной индустриализации.

Направления
развития внешней торговли представлены следующими векторами:

  • одним
    из главных партнеров являются страны Евросоюза;
  • в
    меньшем объеме представлен товарооборот с арабскими странами, но по этому
    направлению обозначился постоянный рост;
  • отдельные
    отрасли турецкой экономики адаптированы под тесное сотрудничество с Россией
    (Турция импортирует значительные объемы российских энергоресурсов, отправляя на
    экспорт в Россию товары текстильной промышленности, продовольствие и бытовую
    технику с оборудованием);
  • примерно
    одинаковые объемы экспорта и импорта зафиксированы в товарообороте Турции с
    США.

Становление
наукоемкой экономики

Вектор,
направленный на индустриализацию в условиях повсеместного внедрения
инновационных цифровых технологий для сохранения конкурентоспособных позиций
стран на внешнем уровне взаимодействия, позволяет направлять значительные
инвестиции в развитие высокотехнологичных товаров. Это вызывает необходимость в
ускоренной трансформации науки.

Для
дальнейшей модернизации всех отраслей экономики Турции необходимо
усовершенствовать систему образования, включая высшую школу. Университеты
должны стать оплотом развития науки и инноваций. Объем проводимых турецкими
учеными исследований, их качество и направленность тем свидетельствуют о
наличии большого потенциала для достижения социально-экономических целей,
устанавливаемых государственной политикой. Инновационный сегмент экономики
сдерживается кризисными явлениями на международной арене, зависимостью от
импортных энергоресурсов и природными катаклизмами.

Газизова
А.И. в своих исследованиях выделяет ряд факторов, препятствующих
скоординированному совместному развитию науки, образования и производственной
сферы:

  • профессорско-преподавательский
    состав высших учебных заведений недостаточно мотивирован для проведения
    прикладных исследований по вопросам, наиболее значимым для бизнеса в текущий
    момент;
  • несоответствие
    ожиданий по временным затратам – бизнесу требуется, чтобы исследования
    производились в максимально сжатые сроки, представители научных кругов
    стремятся удлинить временные рамки исследований для более детальной проработки
    проблемных вопросов;
  • разные
    цели исследований – производственному сектору нужны разработки, имеющие
    практическую ценность, наука имеет целью получение новых знаний, которые не
    всегда могут быть применены в производстве;
  • предприятия,
    заказывающие научные исследования, зачастую желают сохранить полученные
    результаты в тайне, чтобы получить конкурентное преимущество, а для ученых
    важно опубликовать свои труды, чтобы получить признание;
  • университетская
    база недостаточна для проведения масштабных исследований, остро ощущается
    дефицит специализированного оборудования. [3]

Дополнительным
препятствием для развития сотрудничества между бизнесом и наукой становится
отсутствие отработанной схемы партнерства, которое будет выгодно всем
участникам взаимодействия. В настоящий момент крупные предприятия пытаются
решить проблему нехватки нужных научных разработок путем открытия коммерческих
университетов, но это не дает возможности пользоваться результатами
исследований таких ВУЗов среднему и мелкому бизнесу. Для стимулирования
партнерства между бизнесом и образовательными организациями на государственном
уровне введена система льгот в налогообложении – отсрочка налогов в связи с
вложениями в научно-исследовательскую деятельность, выделение средств на гранты
и налоговые скидки инвесторам при вложении средств в объекты научной
инфраструктуры. Ключевые достижения в становлении наукоемкой экономики на
основе партнерства между бизнесом и наукой:

  • Создан
    Институт метрологии;
  • Деятельность
    Исследовательского центра Совета по научным и техническим исследованиям
    переориентирована на удовлетворение потребностей производственного сектора
    экономики;
  • Образован
    Фонд развития технологий для поддержки инновационных разработок;
  • Произведена
    модернизация Бюро патентов;
  • Выработаны
    национальные инновационные приоритеты развития.

Одним
из способов стимулирования НИОКР в Турции стало формирование технопарков. Это
позволяет в сжатые сроки создавать и апробировать инновационные наработки,
оперативно внедряя их в производство при успешности проведенных испытаний. Этот
метод становления наукоемкой экономики в Турцию пришел со значительным
опозданием в сравнении с развитыми странами – с задержкой в 30-40 лет.
Основными целями повсеместного распространения практики образования технопарков
являются следующие факторы [4]:

  • внедрение
    инновационных разработок на действующих предприятиях для повышения
    производственного и конкурентного потенциала реального сектора экономики;
  • привлечение
    инвестиционных ресурсов;
  • формирование
    благоприятных условий для тесного взаимодействия науки и бизнеса;
  • создание
    эффекта коммерциализации результатов научных изысканий;
  • совершенствование
    технологической инфраструктуры.

Турецкие
технопарки возводятся как вблизи крупных промышленных центров, так и в
депрессивных районах для вывода их из кризиса. Для технопарков действует
льготный режим налогообложения. Аналогичная роль в развитии экономики отводится
организованным индустриальным зонам (ОИЗ) и специальным индустриальным
образованиям, кластерным объединениям. Все это в комплексе создает основу для
увеличения объемов промышленного производства, роста и модернизации действующих
предприятий. Особенностью турецкой экономики является то, что расходы на НИОКР
почти в полном объеме взяло на себя государство, частный бизнес неохотно
принимает участие в инновационных разработках на стадии их запуска.

Проблемы
эффективного развития НИОКР:

  • низкий
    уровень инновационного мышления населения страны;
  • социальная
    и экономическая инфраструктура не адаптирована для обслуживания быстро
    возрастающих объемов производства, для внедрения научных разработок на практике;
  • собственных
    наработок и технических возможностей недостаточно для проведения масштабных
    исследований, что обусловливает зависимость страны от зарубежных технологий и
    оборудования;
  • сохраняются
    административные барьеры в привлечении частного капитала в НИОКР.

Значительную
роль в развитии наукоемкой экономики играют стартапы. Эти инвестиционные
продукты характеризуются повышенными рисками и ожиданиями высоких прибылей в
случае успеха. Стартапы часто основываются на создании новейших технологий,
поэтому сложно предугадать, будет ли готовый продукт пользоваться спросом. В
Турции под развитие технологических стартапов можно получить государственное
финансирование в виде гранта. Но практика показывает, что эта система не
оказывает должного эффекта, причины низкой эффективности вытекают из выводов,
сформулированных по итогам исследований взаимоотношений стейкхолдеров при
развитии стартапов [5]:

  • развитие
    бизнеса на основе инновационной составляющей в значительной степени подвержено
    негативному влиянию внешних факторов – мнение близких людей, позиция
    государственных чиновников;
  • внедрение
    стартапа в ряде случае требует гибкого подхода, не всегда избранный путь
    исследования приводит к нужным результатам, иногда требуется замена отдельных
    шагов или элементов, но стейкхолдер со стороны государства зачастую
    воспринимает заявленный изначально алгоритм действий как единственно верную
    методику, а при внесении каких-либо корректировок инициирует сворачивание
    финансирования;
  • муниципалитеты
    могут оказаться неготовыми к сотрудничеству с бизнесом, заточенным под запросы
    конкретного региона, если предприниматель не сможет вовремя переориентироваться
    на других клиентов, бизнес потерпит крах.

Таким
образом, экономика Турции в нынешнем виде формировалась под влиянием
глобализационных процессов. Череда государственных реформ, затрагивающих не
только производственный сектор, но и социальную составляющую, позволила
совершить переход от архаичных имперских методов управления страной к
современным способам ведения бизнеса, свойственным развитым государства.
Постепенные реформы, сопровождаемые противоречиями внутри страны на почве
политических и религиозных прений, привели к оптимизации внешнего платежного
баланса и экспортно-импортных потоков, но сохраняется значительная зависимость
экономики от импортного высокотехнологичного оборудования и энергоресурсов.
Сложности возникают и на этапе освоения государственного финансирования при
реализации инновационных стартапов из-за отсутствия у чиновников на местах
достаточной гибкости мышления и самостоятельности действий.

Список литературы

  1. Паин Э. А. Социокультурный капитал в
    стратегиях управляемой модернизации: сравнительный анализ иранской и турецкой
    моделей // Пространство экономики. 2014. №3. – с.118-130.
  2. Масумова Н.Р. Внешняя торговля как драйвер
    развития экономики Турции // Вестник МГИМО. 2016. №2 (47). – с.111-117.
  3. Газизова А.И. Развитие системы «Наука –
    образование – производство» в Турции как ключ к созданию национальной
    инновационной системы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013.
    №2. – с.74-78.
  4. Масумова Н.Р. Роль НИОКР в модернизации
    экономики Турции // Вестник МГИМО. 2012. №1. – с. 187-189.
  5. Калайчи Элиф. Взаимоотношения
    стейкхолдеров и технологических предпринимателей в наукоемких стартапах: опыт
    Турции // Форсайт. 2017. №3. – с.61-70.