Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.012

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17034

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Плотников Андрей Викторович, к.э.н., доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: andreiplotnikovwork@gmail.com

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В статье рассматривается суть феномена социального предпринимательства, перечисляют идентифицирующие его признаки. В материале приведена классификация социально ориентированного бизнеса, акцентировано внимание на том, что решение социально значимых проблем может осуществляться не только государственными органами, а широким кругом участников, включая коммерческий сегмент экономики и НКО. Отдельно выделены проблемы развития в России социального предпринимательства, выявлены препятствия для вовлечения в этот процесс выпускников ВУЗов.

Summary: The article discusses the essence of the phenomenon of social entrepreneurship, list identifying its signs. The material provides a classification of socially oriented business, focusing on the fact that the solution of socially significant problems can be carried out not only by government agencies, but by a wide range of participants, including the commercial segment of the economy and NGOs. Separately, highlighted the problems of development of social entrepreneurship in Russia, identified obstacles to the involvement of university graduates in this process.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальный бизнес, предпринимательство, предприятия.

Keywords: social entrepreneurship, social business, entrepreneurship, enterprises.

В российских реалиях социальное предпринимательство не обрело признаков массовости. Это явление активно обсуждается на государственном уровне, но не предпринимаются эффективные меры по поддержке такого направления развития экономики и социальной сферы, хотя необходимость в решительных действиях уже назрела.

Российская практика показывает, что социально ориентированный бизнес у населения ассоциируется исключительно с оказанием услуг или продажей продуктов питания по сниженным ценам представителям незащищенных слоев социума. Отечественными исследователями социальное предпринимательство изучается в нескольких аспектах [1]:

  • способ оказать социальную поддержку отдельным категориям населения;
  • стимулирование развития экономики и создания новых субъектов предпринимательства;
  • образование альтернативы государственной системе решения социальных проблем;
  • формирование нового направления бизнеса – предпринимательство с социальной ориентацией.

Изучение феномена социального предпринимательства началось в середине 20 века. В этот период Майклом Янгом было создано более 60 предприятий в разных странах мира, специализировавшихся на социальной стороне бизнеса. В России первые признаки социального предпринимательства появились после образования Иоанном Кронштадтским Дома трудолюбия, в котором к оплачиваемым работам привлекались бездомные, матери-одиночки и другие нуждающиеся люди, взамен на свои усилия они могли получить место проживания, заботу, деньги. Этот опыт получил признание, подобные заведения начали открываться по всей стране.[2]

Сущность социального предпринимательства

На современном этапе феномен социального предпринимательства может быть представлен в нескольких формах [1]:

  • коммерческое предприятие, основная деятельность которого не только приносит прибыль, но и решает определенные социальные проблемы, в этом аспекте можно рассматривать результаты бизнес-процессов и факты частной благотворительности;
  • инновационная деятельность предприятия, направленная на достижение социального эффекта, но при отсутствии экономической прибыли;
  • объединение усилий над трансформацией общества для координации действий по решению масштабных социальных проблем.

Комплекс признаков, по которым можно идентифицировать социальное предпринимательство [3]:

  • Принятие в качестве одной из целей функционирования создание или поддержку социального блага;
  • Поиск и реализация новых возможностей для выполнения социальной миссии;
  • Непрерывность образовательного процесса, совмещаемого с высоким уровнем адаптивности к изменениям и склонностью к использованию инноваций;
  • Решительность действий, которая иногда идет вразрез с возможностями фирмы;
  • Высокая степень ответственности предпринимателя за результаты деятельности.

Социальные предприятия могут быть встроенными, интегрированными или экстернализированными. В первом случае речь идет о предпринимательстве, целью которого является решение конкретной социально значимой проблемы, во втором варианте социальный подтекст рассматривается только как механизм реализации узконаправленной программы самой компании, последний вид предпринимательства предусматривает, что бизнес напрямую не связан с реализацией социальных проектов, решение определенных проблем становится побочным эффектом предпринимательства.

Для предприятий, заявивших о себе на поприще социального бизнеса, характерны следующие черты:

  • положительная репутация в обществе, широкий спектр разнонаправленных партнеров;
  • ориентация на разрешение наиболее острых социальных проблем;
  • сочетание ограниченности финансовых ресурсов с большим выбором технических средств и значительным административным ресурсом, постоянное пребывание в поиске внешних инвестиций для реализации социальных проектов;
  • высокая социальная активность руководства предприятия;
  • использование в деятельности компании инновационных разработок;
  • для повышения доходности бизнеса зачастую используются налоговые спецрежимы, позволяющие снизить фискальную нагрузку и высвободить ресурсы для решения социальных задач.

В России развитие социального предпринимательства тормозится рядом концептуальных проблем. Одной из ключевых преград является непонимание социумом логики такого феномена, как бизнес, направленный на решение социальных проблем. Сложности возникают и на этапе согласования действий предпринимателя с контролирующими инстанциями – налоговой инспекцией и законодательными органами власти. Одновременно с этим существует препятствие в виде законодательной неурегулированности социального предпринимательства. Субъективным аспектом развития является проблема самоидентификации социально ориентированного бизнеса, сложности при определении баланса между коммерческими интересами организации и ее социальными обязательствами. Часто непреодолимой преградой становится дефицит финансовых ресурсов для осуществления социальной миссии. [1]

Характерной чертой социального предпринимательства является самоокупаемость бизнеса, его финансовая устойчивость. Без выполнения этого условия невозможно претворять в жизнь экономически невыгодные, но социально значимые проекты. При успешности реализуемых программ возникает эффект тиражируемости, то есть решение локальных задач создает предпосылки для распространения социальной ориентации коммерческой деятельности среди конкурентов, для увеличения масштабов деятельности. [4]

Формат социального предпринимательства открывает новые возможности для занятости населения, особенно это актуально для молодежи и лиц пенсионного, предпенсионного возраста, лиц с физическими ограничениями. Этот феномен способствует оздоровлению общества, становится базой для реабилитации инвалидов. Проявлением социальной ориентации может выступать конкурентоспособная зарплата, которая финансируется за счет прибыли компании, или участие в материальной поддержке школ, больниц, приютов.

В современной России социальное предпринимательство представлено немногочисленными НКО, которые являются единственным частным инициатором решения сложных общественных проблем. Значительную роль в развитии социального бизнеса сыграл Фонд региональных программ «Наше будущее», который оказывает всестороннюю финансовую поддержку начинающим предпринимателям в реализации социально ориентированных проектов. Дополнительно Фонд дает возможность воспользоваться услугами консультантов, организация предоставляет предпринимателям информационную поддержку, способствует продвижению реализуемых программ. [5]

Субъекты социального предпринимательства

В системе социального предпринимательства взаимодействуют три стороны:

  1. Государство, которое не способно решить назревшие социальные проблемы по разным причинам, но предоставляющее бизнесу возможности для реализации проектов, способствующих снижению общественного напряжения, направленных на совершенствование социальной инфраструктуры или решение других задач, не приносящих материальную выгоду компании, и одновременно с этим необходимых для стабильного развития экономики и общества.
  2. Бизнес, добровольно принимающий на себя обязательства по урегулированию социальных проблем.
  3. Социально незащищенные категории населения, которым при поддержке государства оказывается помощь представителями бизнеса. [6]

При взаимодействии государства и бизнеса нередки случаи отсутствия слаженности. Не всегда оказываются эффективными формы реализации совместных проектов, несмотря на разнообразие способов взаимоотношений – выделение грантов, адресной финансовой поддержки, предоставление фискальных послаблений, компенсация затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, внедрение системы квотирования рабочих мест.

Эффект от развития социального предпринимательства

В России частный бизнес работает в условиях полной отрешенности от государства, соприкасаясь с органами власти только в части соблюдения законодательства. Такая автономность в действиях приводит к низкому уровню восприимчивости предпринимателей к социальным проблемам. Противоречия в деятельности государства и бизнеса проявляются в отсутствии законодательных инициатив по стимулированию процессов, направленных на развитие внутренней системы обучения кадров на предприятиях, создание локальных программ социальной защиты персонала. [7]

В развитых странах существует устоявшееся мнение о необходимости кооперации частного бизнеса и государства для решения социальных проблем, так как участники взаимодействия осознают сложность и масштабность таких задач, они понимают, что в одиночку достичь желаемых целей невозможно. Причем в зарубежной практике социальные предприниматели делают ставку на инновационные методы работы. Если раньше феномен социально ориентированного бизнеса ассоциировался только с благотворительностью, сегодня эти процессы выступают в качестве специфической формы трудоустройства наиболее нуждающихся в поддержке граждан, сочетание предпринимательской деятельности с научно-воспитательными функциями. Для создания эффективной правовой модели социального предпринимательства в России не хватает соответствующих научно-теоретических разработок. [8]

На развитие системы социального предпринимательства существенное влияние оказывает политическая составляющая. От приоритетов государственной политики и стабильности государственного уклада зависит спектр возможностей частного бизнеса в реализации социальных функций. При появлении взаимопонимания между политическими элитами и бизнесом возникает эффект сплоченности действий, все субъекты взаимодействия извлекают собственные выгоды:

  • политическая сила получает возможность расширить сферу влияния, увеличить число лояльных к партии граждан, заработать себе положительную репутацию;
  • государство перекладывает часть своих общественных обязательств на наиболее активных представителей социума, создавая взамен благоприятные условия для ведения бизнеса;
  • бизнес стремиться этим решить социальные проблемы, которые косвенно могут оказывать негативное влияние на результаты предпринимательства;
  • для населения выгода заключается в удовлетворении наиболее острых потребностей;
  • общее для всех сторон преимущество – появление взаимного доверия между участниками взаимодействия, проявляющееся в доверии системе государственного регулирования, популяризации статуса предпринимателя и выстраивании эффективно действующих коммуникативных каналов. [9]

При этом для государства приоритетной задачей является решение проблемы мотивации молодых предпринимателей к реализации социальных проектов. Отсутствие у выпускников ВУЗов стремления создавать новые предприятия, решать социально значимые вопросы стало свидетельством несовершенства образовательных программ – студенты ощущают острую нехватку в актуальной информации о реальных перспективах предпринимательской деятельности, о возможностях создания и развития социальной направленности бизнеса. Решить эту проблему можно, например, через регулярные студенческие форумы, посвященные бизнесу и социальному предпринимательству, в частности. [[1]]

Феномен социального предпринимательства возник еще в 19 веке, но его изучению долгое время не уделялось должного внимания. Этот способ решения социальных проблем проявляется в скоординированном взаимодействии государства и частного бизнеса, субъектами такой формы сотрудничества могут выступать отдельные политические силы. В российских реалиях проблема развития социального предпринимательства обусловлена недостаточной информированностью наиболее активных и перспективных слоев населения, нежеланием представителей органов власти на местах создавать комфортные условия для бизнеса и сотрудничать с третьими лицами при формировании социальной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. №344. – с.62-64.
  2. Жохова Валентина Владимировна Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Вестник ТГЭУ. 2015. №1 (73). – с. 85-98.
  3. Лопатина Р. Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник КазГУКИ. 2012. №2. С.95-98.
  4. Манахова И.В. Социальное предпринимательство как экономическое явление // Вестник ПАГС. 2011. №4. — .166-174.
  5. Мухин А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. 2011. №2. – с.103-106.
  6. Макарова А.С. Взаимодействие субъектов социального предпринимательства // Известия БГУ. 2012. №6. – с.58-60.
  7. Игнатова И.В. Социальные аспекты российского предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2010. №2. – с.171-178.
  8. Гришина Я. С. Социальное предпринимательство как инновационно-правовая основа обеспечения имущественных потребностей // Вестник ННГУ. 2013. №3-2. – с.50-52.
  9. Зверева Н.И. Политические эффекты социального предпринимательства // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. №1. – с.111-115.

[1] Лопатина Р. Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса // Вестник КазГУКИ. 2012. №2. – с.95-98.