http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17030

Обоснование стратегии  ценообразовании в условиях неопределенности и риска на основе метода дерева решений и платежной матрицы

JUSTIFICATION OF STRATEGY OF PRICING IN THE CONDITIONS
OF UNCERTAINTY AND RISK ON THE BASIS OF THE SOLUTION TREE METHOD AND PAYMENT
MATRIX

Карташова Наталья Александровна, доцент кафедры менеджмента факультета менеджмента, экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», 685000, РФ, Магаданская область, г. Магадан, ул. Портовая, д.13, тел. раб.8(4132) 63-49-88, E-mail: nakartashova@mail.ru

Дойничко Станислав Андреевич, студент 2-го курса направления подготовки «Экономика» профиль «Финансы и кредит»  факультета менеджмента, экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», 685000, РФ, Магаданская область, г. Магадан, ул. Портовая, д.13, E-mail: doynichko1998@mail.ru

Дмитриева Евгения Анатольевна, к.э.н., заведующая кафедрой менеджмента факультета менеджмента, экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет»,
685000, РФ, Магаданская область, г. Магадан, ул. Портовая, д.13, тел. раб.8(4132) 63-49-88, E-mail: dmitrieva-2005@mail.ru

Kartashova Natalya Alexandrovna, Associate Professor of Management, Faculty of Management, Economics and Finance, FSBEI of HE » North-Eastern State University «,685000, Russian Federation, Magadan region, Magadan, 13,  Portovaya, st., tel. work 8 (4132) 63-49-88, E-mail: nakartashova@mail.ru

Doynichko Stanislav Andreevich, 2nd year student of the direction of training «Economics» profile «Finance and Credit» of the Faculty of Management, Economics and Finance, FSBEI of HE «North-Eastern State University», 685000, Russian Federation, Magadan region, Magadan, 13,  Portovaya st., E-mail: doynichko1998@mail.ru

Dmitrieva Evgenia Anatolyevna, Ph.D., Head of the Department of Management Faculty of Management, Economics and Finance, FSBEI of HE » North-Eastern State University «, 685000, Russian Federation, Magadan region, Magadan, 13,  Portovaya, st., tel. work 8 (4132) 63-49-88, E-mail: dmitrieva-2005@mail.ru

Аннотация: Авторы статьи рассматривают применение методов теории игр и платежной матрицы для обоснования стратегии ценообразования на новый вид продукции в процессе разработки экономического обоснования проекта развития на территории Магаданской области нового направления  животноводства – мясного коневодства.

Summary: The authors of the article consider the application of the game theory and payment matrix methods to substantiate the pricing strategy for a new type of product in the process of developing a business case for a development project on the territory of the Magadan region of new livestock farming — meat horse breeding.

Ключевые слова: методы
ценообразования, принятие решений в условиях неопределенности и риска, дерево
решений, платежная матрица.

Keywords:  pricing methods, decision making under uncertainty and risk, decision tree, payment matrix.

При реализации предпринимательской идеи по выводу на
рынок нового вида продукции чрезвычайно важным является выбор оптимального
метода ценообразования, который является основой для разработки финансовой
модели бизнес-проекта, для прогнозирования ожидаемых финансовых результатов
проекта и его привлекательности для инвестора. 
Кроме того, выбор оптимального метода ценообразования является
залогом  успешности нового продукта на
рынке.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации и от
того, на что ориентируется в большей степени производитель при установлении
цены, можно выделить три основных метода ценообразования [1, с.60]:

1)   на основе
издержек производства и обращения у производителя;

2) на основе нормативов затрат, приходящиеся на
технико-экономический или потребительский параметр товара;

3)  на основе конъюнктура
рынка.

Применение методов формирования цены рассмотрено на примере
принятия решения о стратегии ценообразования в процессе разработки
экономического обоснования предпринимательского проекта нового для г. Магадана
и Магаданской области вида животноводства – мясного коневодческого
хозяйства.  Целью проекта  является развитие на территории Магаданский
области  нового сельскохозяйственного
направления для обеспечения ее продовольственной  безопасности и обеспечения жителей региона
диетическим и экологически чистым продуктом.

В случае вывода на рынок нового продукта наиболее
целесообразным является использование стратегии ценообразования,
ориентированной на конъюнктуру рынка. Особенность этой стратегии
ценообразования  состоит в том, что
производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный
фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. В
основу же для расчета цены положено либо отношение потребителя к товару, либо
оценка конкурентной ситуации на рынке.

В процессе разработки проекта был проведен
предварительный анализ и изучение рынка мясной продукции г. Магадана. В таблице
1 представлена сравнительная характеристика видов мясной продукции,
представленной на рынке г. Магадана. Поскольку конкуренция по продаже мяса
конины отсутствует, сравнение проводилось по следующим основным видов мяса:
свинина, говядина и оленина.

Из таблицы видно, что предлагаемый продукт по многим
характеристикам отличается от существующих на рынке.  В процессе вывода на рынок нового продукта, с
новыми для данного рынка потребительскими характеристиками,  зачастую невозможно с достаточным уровнем
достоверности спрогнозировать уровень потребительского спроса, отношение покупателей
к новому продукту, оценить конкурентную ситуацию на рынке по причине отсутствия
аналогичного товара на рынке. Таким образом, можно говорить, что  принятие решений о выборе стратегии
ценообразования в ситуации отсутствия полной и достоверной информации
происходит в условиях неопределенности и риска.

В процессе разработки проекта  был также использован метод ценообразования
на основе издержек на производство продукции и предполагаемого уровня
рентабельности.

На основе калькуляции текущих затрат на производство мяса и
планируемого объема производства была определена себестоимость продукции.  Планируемый  
уровень рентабельности принят равным 30%,  в результате чего была сформирована
минимальная цена на продукт на уровне 250 руб. за кг. (табл. 2).

Полученная в результате анализа рыночной конъюнктуры
информация о продукции, предлагаемой основными конкурентами (поставщиками мяса
говядины, свинины, оленины), влияния их на рынке г. Магадана, а также
калькуляция затрат на производство мяса конины, позволили предположить, что
возможными ценами реализации на новый продукт могут быть 250, 400 и 600 руб. за
килограмм.

Для повышения обоснованности выбора решений в условиях
неопределенности и риска можно воспользоваться методом дерева решений [2, с. 786], который
относится к специальным математическим методам принятия решений в условиях
неопределенности и риска,  и позволяет
составить представление обо всех возможных вариантах развития ситуации, оценить
вероятность их наступления, оценить возможные выигрыши или убытки при каждом из
них, и, тем самым выбрать наиболее оптимальное и обоснованное решение.

В процессе изучения мнения потенциальных покупателей,
проведенном при помощи метода анкетирования в процессе маркетинговых
исследований, были получены оценки спроса на новый продукт при каждой возможной
цене реализации. Полученные оценки основаны на трех вариантах прогнозов:
пессимистическом, наиболее вероятном и оптимистическом, каждому из которых
присвоены  значения вероятности их
наступления.

Проведенные исследования
позволили построить дерево решений по выбору оптимальной стратегии
ценообразования на новый продукт, предусматривающий несколько вариантов
формирования цены, при этом в модель были включены такие неопределенностные
факторы, как уровень спроса на продукцию, который определяет объем реализации,  и уровень текущих затрат по производству
продукции, который изменяется при изменении объема производства (рисунок 1). В качестве целевой функции yij при построении дерева
решений  была принята прибыль, сооветствующая
каждому исходу. Порядок формирования финансового реультата описан в шапке
рисунка 1. В качестве инвестиционных затрат (в годовоим исчислении)  приняты затртаы на приобретение основного
стада лошадей в количестве 40 шт. и затраты на приобретении мобиьной
мини-бойни.

Выбор оптимальной стратегии
ценообразования был обоснован с использованием теории игр на основе платежной
матрицы и системы специальных критериев, предусматривающих различную степень
риска при принятии решения.

Платежная матрица представляет с
собой таблицу по строкам которой отражены варианты формирования цены, а по
вертикальным столбцам состояние рыночной среды определяемая объемом спроса на
продукцию и уровнем текущих затрат, а в ячейках матрицы ожидаемое значение
прибыли для каждого варианта развитии ситуации.

По критерию Вальда, который
также называют критерием максимина, предполагается что рыночная ситуация будет
развиваться неблагорпиятным образом, поэтому рассматриваются наихудшие исходы
для каждого варианта цены и выбираются лучшие из них (1.1) [3, с.204]:

где: а – оптимальная альтернатива;

yij – значение параметра эффекта (прибыли).

По  критерию Вальда  оптимальный вариант установления цены 400
руб. за кг. (табл. 2).

По критерию крайнего оптимизма предполагается, что состояние среды будет наиболее благо­получным,
поэтому необходимо выбрать решение, обеспечивающее мак­симальный выигрыш среди
максимально возможных (1.2) [3, с.204], которым является вариант
в 400 руб. за кг. (табл. 3).

где: а – оптимальная альтернатива;

yij – значение параметра эффекта (прибыли).

Для выбора предпочтительного
варианта по критерию Сэвиджа, платежная матрица была преобразована в матрицу
сожалений (или рисков) и выбрана альтернатива, минимизируется максимальный
уровень рисков для каждого варианта цены (1.3) [3,
с.204], исходя из этого оптимальный вариант 400 руб. за кг.
(табл. 4).

где: а – оптимальная альтернатива;

rij – значение сожалений (или рисков), соответствующее исходам.

Критерий пессимизма-оптимизма
Гурвица представляет собой компромиссное решение и формируется в виде линейной
свертки наихудшего и наилучшего исхода для каждой альтернативы и позволяет
урегулировать отношение к риску путем задания значения коэффициента оптимизма-пессимизма
гамма (1.4) [3, с.205].

где: а – оптимальная альтернатива;

yij – значение параметра эффекта (прибыли).

h – показатель
оптимизма-пессимизма, выбираемый экспертно из интервала между 0 и 1.

По этому критерию мы видим
предпочтительным вариантом является также вариант установления цены 400 рублей
за кг., потому как максимизирует значение этого критерия (табл. 5).

Выбор решения на основе критерия масимального
математического ожидания позволяет учесть распределение вероятностей возможных
вариантов развития рыночной ситуации и определяет математическое ожидание
возможного размера прибыли для каждого варианта цены как сумму произведений
возможных исходов для каждой цены на его вероятность (1.5) [3, с.205].

где: а – оптимальная альтернатива;

yij – значение параметра эффекта (прибыли).

Pij —  вариант реализации i-го исхода.

По этому критерию оптимальным решением выбора цены
является 400 руб. за кг. (табл. 6).

Таким
образом,  большинство
рассмотренных критериев ориентируют нас на выбор второй альтернативы, поэтому
принято решение при формировании финансовой модели проекта развития в
Магаданской области нового направления мясного животноводства и вывода на рынок
нового продукта (мяса конины) установить 
цену в 400 рублей за кг.

В
целом, применение рассмотренного метода может рассматриваться как эффективный
методический инструмент для анализа ситуации и принятия решений о стратегии
ценообразования в условиях неопределенности и риска. Он может помочь
предпринимателю более комплексно взглянуть на ситуацию выбора и
руководствоваться в принятии решений в столь сложной ситуации не только прошлым
опытом, интуицией, но и подкрепить выбор вполне реальными расчетами, снизить
субъективизм при приятии решений.

Список литературы

  1. Васюхин О.В. Основы
    ценообразования  / учебное пособие. –
    СПб: СПбГУ ИТМО, — 2010. – 110 с.
  2. Друри К. Управленческий и производственный учет:
    Учебн. комплекс  для студентов  вузов / Пер. с англ. под ред. В.Н. Егорова.–
    6-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 1423 с.
  3. Вертакова Ю.В.
    Управленческие решения: разработка и выбор: учебное пособие / Ю.В. Вертакова,
    И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев; под общ ред. Проф. Э.Н. Кузьбожева. – М.: КНОРУС,
    2005. – 352 с.