http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2021

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10382

Формирование приоритетов инновационного развития аграрного сектора региональной экономики

Formation of priorities for innovative development of the agricultural sector of the regional economy

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

The article was prepared as part of the state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAAA-A20-120022790009-4

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им. А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник Института Агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseyevich, Candidate of Economic Sciences, Research Associate of the A.V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, research associate of the Institute V. Zhuravsky Agrobiotechnologies – a separate subdivision of the Federal State Budgetary Institution of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Аннотация. Характер сельского хозяйства Республики Коми, как системы, а также его роль в экономике, политической и социальной жизни региона предопределяет значительное государственное участие в развитии отрасли, в том числе в реализации в ней инвестиционных проектов. На сегодняшний день государственные структуры являются важнейшим инициатором и основным гарантом вложений в сельское хозяйство региона, особенно в периферийных районах. Часто государство является и основным инвестором, особенно в социально значимых проектах. Однако государственные инвестиции могут и должны преследовать и цель сокращения иных вложений в сельское хозяйство региона, например, дотаций, а также социальных трат. Фактически экономически обоснованная государственная политика в сельском хозяйстве республики должна иметь своей целью максимально возможное в условиях региона предоставление сельхозпроизводителям современных высокоэффективных инструментов ведения сельского хозяйства и обучению работе с ними взамен субсидирования, дотирования и иных форм господдержки, направленных на искусственное поддержание конкурентоспособности сельхозпредприятий, зачастую технологически отсталых и организационно устаревших.

 Реализация инвестиционного проекта неразделимо связана с анализом хозяйственной деятельности предприятия, причем не только на стадии планирования, когда следует тщательнейшим образом изучить все стороны деятельности предприятия – например, при реконструкции коровника, упомянутой выше, – следует учитывать и финансовую устойчивость предприятия, и текущую производительность стада, и планируемую, и сумму затрат на саму реконструкцию, и показатели окупаемости по проекту, и т.д.

Разработка методических подходов для продвижения инвестиционных возможностей имеет огромное значение для активизации инвестиционных процессов, наряду с этим следует уделять внимание и методикам выбора инвестиционных проектов, составления инвестиционного портфеля, с учетом принципа диверсификации.

Summary. The nature of the agriculture of the Komi Republic as a system, as well as its role in the economy, political and social life of the region determines a significant state participation in the development of the industry, including in the implementation of investment projects in it. Today, state structures are the most important initiator and the main guarantor of investments in agriculture in the region, especially in peripheral areas. Often, the state is also the main investor, especially in socially significant projects. However, state investments can and should also pursue the goal of reducing other investments in the region’s agriculture, for example, subsidies, as well as social spending. In fact, an economically justified state policy in the agricultural sector of the republic should aim to provide agricultural producers with modern highly effective agricultural tools and training to work with them as much as possible in the conditions of the region, instead of subsidizing, subsidizing and other forms of state support aimed at artificially maintaining the competitiveness of agricultural enterprises, often technologically backward and organizationally outdated.

The implementation of the investment project is inseparably linked with the analysis of the economic activity of the enterprise, and not only at the planning stage, when it is necessary to thoroughly study all aspects of the enterprise’s activities – for example, during the reconstruction of the cowshed mentioned above, it is necessary to take into account the financial stability of the enterprise, the current productivity of the herd, the planned, and the amount of costs for the reconstruction, and the payback indicators for the project, etc.

The development of methodological approaches for promoting investment opportunities is of great importance for activating investment processes, along with this, attention should also be paid to the methods of selecting investment projects, compiling an investment portfolio, taking into account the principle of diversification.

Ключевые слова: аграрный сектор, инвестиции, бизнес-план, сельское хозяйство, республика Коми.

Keywords: agricultural sector, investments, business plan, agriculture, Komi Republic.

В территориальном разрезе наиболее предпочтительными для извлечения прибыли являются инвестиционные проекты в сельское хозяйство Сыктывкара, Ухты, Сыктывдинского, Сысольского, Прилузского районов. На этой территории, где природные условия для производства сельхозпродукции являются одними из самых благоприятных в республике, а ее реализация возможна в крупнейшем центре расселения региона, большинство инвестиционных проектов в сельском хозяйстве может реализовываться с целью извлечения прибыли. Кроме того, данная территория является наиболее предпочтительной для реализации инвестиционных проектов с большой долей инноваций. Сопряженное государственное инвестирование в сельское хозяйство и дорожное строительство целесообразнее всего осуществить в южных и центральных районах республики: Прилузском, Сысольском, Койгородском, Корткеросском, что позволит сократить здесь скорость депопуляции села и снизить риск вывода из оборота наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий региона. Инвестирование в сельское хозяйство Удорского и Усть-Цилемского районов следует сопрягать с реализацией проекта железной дороги Белкомур. Для сельского хозяйства Печоры и Усинска важнейшим сопрягаемым инфраструктурным проектом должно стать строительство трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар [1].

Характер сельского хозяйства Республики Коми, как системы, а также его роль в экономике, политической и социальной жизни региона предопределяет значительное государственное участие в развитии отрасли, в том числе в реализации в ней инвестиционных проектов. На сегодняшний день государственные структуры являются важнейшим инициатором и основным гарантом вложений в сельское хозяйство региона, особенно в периферийных районах. Часто государство является и основным инвестором, особенно в социально значимых проектах. Однако государственные инвестиции могут и должны преследовать и цель сокращения иных вложений в сельское хозяйство региона, например дотаций, а также социальных трат. Фактически экономически обоснованная государственная политика в сельском хозяйстве республики должна иметь своей целью максимально возможное в условиях региона предоставление сельхозпроизводителям современных высокоэффективных инструментов ведения сельского хозяйства и обучению работе с ними взамен субсидирования, дотирования и иных форм господдержки, направленных на искусственное поддержание конкурентоспособности сельхозпредприятий, зачастую технологически отсталых и организационно устаревших [3].

В условиях Республики Коми, где одним из наиболее существенных препятствий для полноценного функционирования товарно-ориентированного сельского хозяйства является слабое развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, важной задачей государства является снижение транспортных расходов, как сельхозпроизводителей, так и государственных структур, дотирующих перевозки. Поэтому в качестве предпочтительных для государственной поддержки инвестиций должны рассматриваться материало-  и энергосберегающие проекты, дающие сокращение на 5 % и более потребления материалов и энергии по сравнению со средним по муниципальному образованию (в качестве варианта – при материало- и энергоемкости, соответствующей средней по муниципальному образованию с использованием альтернативных местных источников энергии), развитию производств продуктов, себестоимость местного производства и ввоза извне которых сопоставимы. Кроме того, участие государства в инвестиционных проектах в сельском хозяйстве должно быть согласовано по времени реализации с государственными социальными программами в сельской местности, а также инвестиционными проектами в транспортной и энергетической сфере. Так, более целесообразным является финансирование проектов в населенных пунктах, расположенных на предполагаемых к строительству автомобильных трассах и железных дорогах. При этом сроки реализации проектов в сельском хозяйстве должны быть близки к срокам введения в действие транспортных коммуникаций в конкретном населенном пункте. На территориях периферийных районов (особенно в отдаленных населенных пунктах), не расположенных вблизи мест реализации транспортных инвестиционных проектов важным фактором принятия решений о государственной поддержке того или иного инвестиционного проекта должна стать преимущественная ориентация потребления его продукции на месте. Инвестиционные проекты, ориентированные на вывоз сельхозпродукции из отдаленных районов, могут быть поддержаны государством только в том случае, если производимая продукция имеет достаточно высокую рыночную стоимость (оправдывающую ее вывоз) и длительный срок хранения [2].

 «Полуоткрытый» характер большинства сельхозпредприятий и сельского хозяйства Республики Коми в целом и его высокая дотационность делают необходимым также и государственное регулирование инвестирования в сельское хозяйство с целью предотвращения перепроизводства и излишнего конкурентного давления на определенные отрасли. Так, при принятии решения о государственной поддержке того или иного проекта необходимо определить, какую долю от местного потребления конкретного вида продукта будет производить данное предприятие и какова доля местного производства в местном потреблении данного продукта. Если в отдаленных населенных пунктах потребление продукта примерно соответствует объему местного производства, то государство не должно вкладывать средства в создание новых предприятий – более целесообразными будут вложения в модернизацию уже существующих с целью повышения их энергоэффективности, экономичности или вывода на местный рынок нового продукта. Однако, на территориях, сельское хозяйство которых работает на снабжение продовольствием остальных районов республики, подобные ограничения нецелесообразны и государство может активно поддерживать любые проекты, направленные на создание новых сельскохозяйственных производств [4].

Таким образом, характер регионального сельского хозяйства, представляющего собой «полуоткрытую» систему, ориентированную на получение больших объемов внешних вложений и преимущественно внутреннее потребление произведенной продукции. Степень открытости сельского хозяйства различных территорий во многом определяет предпочтительные направления и экономическую эффективность вложений [6].

В целом, вложения в сельское хозяйство Республики Коми являются рискованными и малоэффективными с экономической точки зрения, поэтому извлечение прибыли редко является основной целью вложений в данную отрасль. В большинстве случаев инвесторы преследуют и другие цели, что, по идее, должно формировать широкий спектр форм участия в инвестиционных проектах. Однако на сегодняшний день в большинстве инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе республики в качестве единственной формы внешнего инвестирования рассматривается только предоставление долгосрочного кредита, что резко сужает круг потенциальных инвесторов. Поэтому предложение широкого спектра способов внешнего инвестиционного участия в конкретных проектах является важной задачей для привлечения внешних инвестиций в сельское хозяйство региона [5].

Инвестирование в сельское хозяйство Республики Коми представляет собой не только и не столько экономическую, сколько социальную задачу, поэтому основным инвестором в отрасль на сегодняшний день являются государственные структуры. Исходя из социальной направленности государственных инвестиций в региональное сельское хозяйство, их необходимо сопрягать по территории и времени реализации с инвестиционными вложениями государства в социальные и инфраструктурные проекты в сельской местности. При этом, важным аспектом инвестирования в сельское хозяйство региона со стороны государства, помимо улучшения социального положения сельских жителей региона, должно быть и сокращение других видов государственных вложений в сельскохозяйственное производство, как результат предоставления хозяйствующим субъектам более эффективных механизмов ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, государство должно таким образом распределять свою поддержку инвестиционных проектов в сельском хозяйстве региона, чтобы избежать возможного перепроизводства отдельных видов сельхозпродукции на конкретных территориях.

Особенности сельского хозяйства Республики Коми, как системы, сложный пространственный характер условий инвестирования в сельское хозяйство региона и высокая рискованность вложений требует привлечения к процессу управления инвестированием в региональное сельское хозяйство современных информационных технологий, в частности разработки информационно-аналитических и геоинформационных систем. Внедрение данного инструментария в практику принятия решений об инвестировании в сельское хозяйство республики, кроме того, необходимо и для соответствия системы управления региональным сельским хозяйством современному уровню [7].

Основными предприятиями по производству птицы и яиц являются: ООО «Птицефабрика Зеленецкая», АО «Птицефабрика «Интинская».

Производство мяса КРС и молока: ООО Племхоз «Ухта-97», ООО Племхоз «Изваильский-97», ООО «Южное», ООО «Пригородный», СПК «Палевицы».

Лидер по производству овощей закрытого грунта – ООО «Пригородный».

Крупнейшие производители хлеба — ООО «Сыктывкархлеб», МУП «Воркутинский хлебокомбинат» и МУП «Ухтинский хлебокомбинат».

Макаронное производство — ООО «Печорский хлебомакаронный комбинат».

Основные перерабатывающие мясо предприятия — ООО «Птицефабрика Зеленецкая», ООО «Сыктывкарский мясокомбинат» и ООО «Ухтинский мясоперерабатывающий комбинат».

Молочная промышленность представлена  ОАОО «Молочный завод «Сыктывкарский» и ОАО «Воркутинский молочный завод».

Ликеро-водочная продукция представлена ПАО «Сыктывкарский ликеро-водочный завод».

Производство пива — ООО «Сыктывкарпиво» и ООО «Хлебокомбинат».

В данной работе много было сказано о системности АПК и о том, что это его специфическая особенность. Действительно, ни в одной другой сфере хозяйствования нет таких глубоких внутренних связей, каждая отрасль связана с огромным количеством других отраслей, причем эта связь не односторонняя, а взаимная. То же животноводство связано и с растениеводством, и с производством кормов, и с обеспеченностью персоналом (т.е. с кадровыми ресурсами и, соответственно, качеством их подготовки и количеством), с производством удобрений, с переработкой мяса, с технической оснащенностью предприятия, и т.д.

Такая сложная структура однозначно, на наш взгляд, требует избрания в качестве основного – системного подхода. Основой системного подхода является методическое и систематическое проведение мероприятий, направленных на осуществление заданной цели и решения поставленных задач [8].

В данном случае, цель разрабатываемого методического подхода можно определить, как продвижение инвестиционных возможностей, применительно к вышеперечисленным основным предприятиям, действующим на территории Республики Коми.

Задачи, которые должен решать разрабатываемый подход, можно определить следующие:

  • выявление целостности АПК и инвестиционной сферы;
  • выявление связей между АПК и инвестиционной сферой;
  • представление участвующих в процессе взаимодействия АПК и инвестиционной сферы в виде единой системы.

Потребности жителей региона Республики Коми постоянно растут, как и потребности остальных жителей Земного шара. Мир не стоит на месте, в развитых странах происходит постоянное внедрение инноваций, которые позволяют им производить больше, качественнее, полезнее, вкуснее (если мы говорим о еде), удобнее (разного рода полуфабрикаты), делать продукты более простыми в отношении условий хранения, при меньших затратах, что соответственно делает их дешевле и повышает их конкурентоспособность. Развитие международных отношений после развала СССР привело к росту импортных товаров на прилавках в магазинах [9]. Товаров – много, товары – новые, разные и интересные, в то же время стоимость импортных товаров зачастую ниже стоимости отечественных. Однако импорт в АПК включает не только продукты питания, в эту же категорию входят и машины и оборудование, категория, чья доля за последний год в импорте существенно выросла и за январь – март 2018 года составила 46,3% общего объема импорта. Сюда же можно отнести импорт семян, удобрений, медикаментов, завоз животных элитных пород и т.д. Импортная сельскохозяйственная техника превосходит отечественную по многим параметрам – например, по эргономичности, производительности, ресурсосбережению, сниженному потреблению ТЭР, дополнительным функциям, универсальности и т.д., в зависимости от конкретного агрегата. В условиях политики импортозамещения, к реализации которой обратилась Российская Федерация, следует обратить пристальное внимание на отрасль машиностроения, в короткие сроки разработать и внедрить отечественные прототипы, которые по своим свойствам и характеристикам не будут уступать зарубежным аналогам. Такая ситуация сложилась не только с тракторами и машинами. Линии по переработке некоторых видов продукции и технологии ее переработки также разработаны за рубежом [10]. С другой стороны, вступление в ВТО открыло широкие возможности для экспорта произведенной продукции, однако для этого нужно преодолеть технологическое отставание в ее производстве, она должна соответствовать международным нормам и стандартам, быть конкурентоспособной. Такая политическая ситуация и необходимость произведения перемен в кратчайшие сроки – требуют не только вовлечения всего инновационного потенциала в процесс преодоления технологической и технической отсталости, но и привлечения огромных капиталов, без которых невозможны ни разработка, ни тестирование, ни внедрение инновационных технологий.

Инвестиции в АПК могут исходить от государства или от частных инвесторов. Государственные инвестиции принимают формы льготных инвестиционных кредитов, налоговых послаблений и льгот, прямых капиталовложений из бюджета, средств от государственных компаний и учреждений (министерства, внебюджетные фонды). Последнее время очень актуально, и нам кажется это верное направление, создание совместных предприятий, учредителями которых выступают физические или юридические лица, с одной стороны, и государство, с другой стороны. Однако на данный момент в сфере сельского хозяйства такая практика не применяется, что, на наш взгляд, является существенным упущением. Частными инвесторами, как правило, выступают компании или физические лица, в качестве инвестиций могут выступать, как личные средства инвестора, так и заемные. Существует и четвертая форма партнерства, смешанная – инвестиции осуществляются и государством, и частным секторам.

На данный момент в Республике Коми в сфере АПК на инвестиционной стадии находятся три проекта:

  • Реконструкция коровника на 200 голов под содержание телят на 350 голов в д. Гарья;
  • Строительство Тепличного комплекса «Сосногорский»;
  • Строительство комплекса по переработке продукции северного оленеводства.

Любое масштабное строительство в сельском хозяйстве требует вложения больших денежных средств, неважно, будут это средства самого предприятия или заемные средства, которые она будет погашать из прибыли, или дотируемый государством проект, или реализуемый за счет частных инвестиций. Причем, как правило, наибольшая эффективность сельского хозяйства достигается при крупных масштабах производства.

Процесс привлечения инвестиций требует основательной подготовки составления бизнес-плана, расчет показателей прибыльности, окупаемости и рискованности проекта. Предприятие может сотрудничать с инвесторами «напрямую» — тогда решение всех задач, необходимых для выполнения проекта, начиная от анализа и оценки активов и заканчивая непосредственно реализацией проекта, ложится на плечи предприятия и инвестора (в зависимости от того, кто является инициатором проекта). Другой вариант – когда предприятие сотрудничает с инвестором опосредовано через соответствующие компании – инвестиционные фонды и т.п.

Реализация инвестиционного проекта неразделимо связана с анализом хозяйственной деятельности предприятия, причем не только на стадии планирования, когда следует тщательнейшим образом изучить все стороны деятельности предприятия – например, при реконструкции коровника, упомянутой выше, – следует учитывать и финансовую устойчивость предприятия, и текущую производительность стада, и планируемую, и сумму затрат на саму реконструкцию, и показатели окупаемости по проекту, и т.д.

Разработка методических подходов для продвижения инвестиционных возможностей имеет огромное значение для активизации инвестиционных процессов, наряду с этим следует уделять внимание и методикам выбора инвестиционных проектов, составления инвестиционного портфеля, с учетом принципа диверсификации.

Список используемой литературы

  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон №172- ФЗ от 28.06.14 (03.07.2017) // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, №26 (ч. 1), ст. 3378.
  2. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 01.02.2010. –№ 5. – ст. 502.
  3. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (ред. от 02.08.2017) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года «Изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2013. – № 30 (часть II). – ст. 4110.
  4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. – 6.08.2012. – № 32. – ст. 4549.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» // Собрание законодательства РФ. – 05.05.2014.– № 18 (часть II). – ст. 2160.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 30.04.2012. – № 18. – ст. 2246.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р (ред. от 28.08.2014) «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 — 2020 годы» // Собрание законодательства РФ. – 19.03.2012. – № 12. – ст. 1425.
  8. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 09.02.2015. – № 6. – ст. 1014.
  9. ВП-П8-2322. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Правительством РФ 24.04.2012 № 1853п-П8) // [Электронный ресурс] СПС Консультант Полюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=130043&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8936608434495084#0
  10. Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Коми на период до 2030 года. Распоряжение правительства Республики Коми от 13 октября 2015 года № 388-р // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432804335.
  11. Алтухов А.И., Эйдис А.Л., Кузнецов И.М. Инновационно-информационное обеспечение развития сельхозпроизводства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2012. № 2. С. 1, 3. 2.
  12. Баутин В.М. Понятие «инновация» как экономическая категория / В.М. Баутин // Развитие инновационной деятельности в АПК: материалы междунар. науч.-практ. конф. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2013. – С. 251-253.
  13. Бездудный Ф.А. Сущность понятия инновации и его классификация / Ф. А. Бездудный, Г. В. Смирнова, О. И. Нечаева // Инновации. – 1998. – № 2-3. – С. 98.
  14. Березин В.В. Стратегия обеспечения экономической безопасности бизнеса // Вестник Российского Нового Университета. 2013. № 2. С. 120–124.
  15. Беспахотный Г.В. Средства и механизмы финансирования программ импортозамещения в сельском хозяйстве / Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. – 447с.