http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10467

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

METHODOLOGICAL
ASPECTS OF STRATEGIC PLANNING AT THE REGIONAL LEVEL

Доменко Юрий Юрьевич, аспирант
кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «ВятГУ», Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский
государственный университет» – ВятГУ., РФ, г. Киров

Domenko Yuri
Yurievich,
post-graduate
student of the Department of state and municipal management  of «Vyatka state University», Federal state
budgetary educational institution of higher education «Vyatka state University»
— Vyatka state University., Russian Federation, Kirov

Аннотация. На сегодняшний день
процесс стратегического планирования в РФ строго регламентирован нормами
законодательства и, в частности, ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации». Институциональная форма
стратегического планирования позволяет говорить о ней как о структурированной
системе, с формально определенным набором методов, инструментов и механизмов.
Несмотря на формальную регламентацию стратегического планирования не только на
государственном, но и на региональном уровне в рамках прикладного аспекта
остается ряд актуальных вопросов.

Summary. To date, the process of strategic planning
in the Russian Federation is strictly regulated by legislation, and in
particular by Federal law No. 172-FZ of 28.06.2014 «on strategic planning
in the Russian Federation». The institutional form of strategic planning
allows us to speak of it as a structured system, with a formally defined set of
methods, tools and mechanisms. Despite the formal regulation of strategic
planning not only at the state level, but also at the regional level, a number
of topical issues remain within the framework of the applied aspect.

Ключевые слова: регион;
стратегия; стратегическое планирование; стратегическое управление.

Keywords: region; strategy; strategic planning;
strategic management.

Согласно статье 3 ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации [1]. Несмотря на уровень стратегического планирования (федеральный, региональный, муниципальный) его участники функционируют в таких стратегических плоскостях как: планирование по целеполаганию, прогнозирование, планирование и программирование по социально-экономическому развитию как страны в целом, так и в рамках ее территориальных единиц (Таблица 1).

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что  стратегическое планирование, по сути своей, предполагает определенное действие или совокупность действий участников (субъектов) целью которых является решение задач в рамках устойчивого социально-экономического развития как страны в целом, так и субъектов РФ, а также муниципальных образований в частности. 

Так, например, Г.
Минцберг отрицает концепцию, стратегии как плана, т.е. выстроенной
последовательности действий, которая формируется в голове ее разработчика.
Профессор полагает, что стратегия – это действия, совершаемые в определённый
отрезок времени, при этом в число этих действий также входит наблюдение за
происходящими в системе событиями [4].

При этом в
содержательном компоненте стратегии Г. Минцберг не говорит о ненужности
планирования, но обращает внимание на то, что сами действия ему представляются
более важными, чем запланированные намерения.

На сегодняшний день
действительно в стратегическом планировании на уровне региона сохраняется
тенденция к принятию новых стратегий социально-экономического развития
регионов, а также частое внесение в них изменений  [5]. Несмотря на такую тенденцию в
стратегическом планировании региона, подход Г. Минцберга для отечественной
науки остается весьма спорным.

Рассматривая стратегическое
планирование с позиции намерений совершения определенных действий в отмеренном
промежутке времени и с целью получить конкретный (измеримый) результат,
отметим, необходимость анализа методологической базы стратегического
планирования.

Говоря о методологических аспектах стратегического
планирования, отметим, что их нужно рассматривать в двух разрезах – это
теоретическом и практическом.

Теоретический аспект методологической базы предполагает
набор методов направленных на возможное применение в системе стратегического
планирования без учета особенностей системы, в отношении которой проводится
стратегическое планирование.

Практический аспект методологической базы предполагает
выработку научных методов, которые применимы для системы, в отношении которой
проводится стратегическое планирование.

В.В. Иванов в своей работе «Методологические аспекты
стратегического планирования в контексте глобальных трансформаций» определяет
то, что методология стратегического планирования, выступая научной основой
разработки программ, планов, прогнозов, проектов должна отвечать на ряд
вопросов. К числу таких вопросов можно отнести:

  1. какова цель развития объекта (системы) стратегического
    планирования;
  2. какова последовательность разработки управленческих решений в
    форме стратегических прогнозов, планов и программ;
  3. какими должны быть стратегические планы, программы, прогнозы
    (требования);
  4. какие методологические подходы следует использовать;
  5. какие показатели наиболее полно и объективно описывают
    состояние объекта и системы в целом [3].

Акцентируем внимание на систематизации методологических
подходов стратегического планирования применимых на уровне региона.

Как известно методологическая база стратегического
планирования на региональном уровне сформирована на основе методов пришедших к
нам из стратегического менеджмента.

На сегодняшний день основу методологической базы  стратегического планирования составляет
системный подход. Данный подход характеризуется тем, что через его форму
происходит структуризация целей, задач их решений, а возникающие в ходе
планирования проблемы, решаются не изолированно, а во взаимосвязи друг с
другом.

Системный подход в стратегическом планировании
проявляется не только через отдельные инструментарные элементы планирования, но
и через институциональные системы, представленные в виде научных школ
стратегического управления.

Данное исследование не ставит перед собой задачу
рассмотреть сущностные характеристики научных школ стратегического управления в
целом, а определяет задачу анализа методологии каждой из них применительно к
стратегическому планированию на уровне региона.

Каждая школа
стратегического управления содержит совокупность методов стратегического
планирования позволяющих достичь поставленных целей и задач.

Отметим, что школы
стратегического управления сложились в системе стратегического менеджмента для
корпоративных структур. Использование системы методов и инструментов отдельной
школы в стратегическом планировании на региональном уровне является
методологически неверным.

Исходя из этого,
отметим, что определение методологических аспектов стратегического планирования
на региональном уровне требует анализа и выделения отдельных методов и
инструментов классических школ стратегического управления.

Так, например, школа
дизайна в стратегическом управлении характеризуется тем, что основным элементом
в построении стратегии организации является определение сильных и слабых
сторон, а также определение ряда угроз и возможностей организации.

Отметим, что
определение этих элементов в структуре методологического аппарата построения
стратегии организации применимо и допустимо к проецированию на регион. Это
становится возможным в силу  отнесения
региона, как и организации к социально-экономической системе, несмотря на его,
более сложную структуру и широкую систему связей.

Несмотря на универсальность
методологического аппарата построения стратегии, данная школа имеет
определенные недостатки. Как отмечает А.Г. Атаева, к недостаткам данной школы в
целом можно отнести  единоличную
разработку стратегии, руководителем организации, а также ограниченную
возможность привлечения экспертов и исполнителей для разработки стратегического
документа. Автор к числу недостатков относит аксиому того, что стратегия
является идеальным документом и все происходящие события должны быть
рассмотрены не с позиции возможной трансформации стратегии, а с позиции
подчинения постулатам стратегии [2]. 

Школа планирования в
основе своей, не столько предлагает широкий методологический аппарат
стратегического планирования, а сколько говорит об институциональном оформлении
стратегического планирования. Так, например, формализация стратегии, сценарный
подход, а также детализация всех структурных элементов стратегии является
сильной стороной данной школы, что и определяет ее институциональную среду и
отличительные признаки. Такой формат стратегического планирования хорошо
применим на региональном уровне. При этом разработка стратегий в таком формате,
должна быть подкреплена сильным и качественным анализом состояния региона для
проработки четких стратегических планов. Качество прогнозов определяет качество
стратегии.

Школа позиционирования
предполагает, что построение стратегии организации основывается на определении
преимущества и специализации организации. Такой подход также работает в
стратегическом планировании на региональном уровне. Так, например, на
сегодняшний день в стратегиях социально-экономического развития регионов,
присутствуют разделы посвященные положению субъектов в экономике РФ, которые и
определяют преимущество одного субъекта перед другими субъектами (например, субъектами
соседями или субъектами, входящими в один федеральный округ).

Школа
предпринимательства, в основе своей закладывает принцип построения стратегии
одним субъектом «руководителем организации». Построение стратегии стоится
исходя из субъективного опыта и интуиции лица, принимающего решения.
Ограничение возможности других акторов принимать участие в разработке
стратегии, делает подход данной школы малоприменимым для стратегического
планирования на уровне региона.

 Когнитивная школа в системе стратегического
управления выделяет ведущее место, субъекту планирования, т.е. стратегу который
должен иметь широкие аналитические способности. Стратегии зарождаются как
перспективы, а само формирование стратегии рассматривается как процесс
структурирования информации.

Как отмечает А.Г.
Атаева, такая концепция применима не только к планированию в корпоративных
структурах, но и на уровне региона, так как регион – это сложная система, в
которой невозможно полностью предусмотреть все интересы и различные варианты будущего.
Исходя из этого, региональная стратегия всегда носит компромиссный характер [2].

Школа обучения в
стратегическом управлении характеризуется тем, что принятие стратегии
осуществляется руководителями, а реализация стратегии осуществляется исполнителями,
а также четкие цели стратегии не всегда могут соответствовать изменяющейся
реальности.

Школа власти в основе
своей закладывает, элемент доминирования властно-управленческих структур в
системе принятия решений, включая, в том числе разработку и реализацию
стратегии развития. Стратегия развития становится инструментом реализации
решений властных структур имеющих возможность определять вектор развития
корпоративной системы.

При разработке
стратегии властные отношения в структуре административно-управленческого
аппарата аккумулирующего, цели, задачи, направления, а также сценарии развития
не должны играть фундаментальную роль. В процессе принятия и реализации
стратегии развития, особенно на региональном уровне должен быть выдержан баланс
интересов общества и государственных институтов.

Школа культуры в
стратегическом управлении характеризуется следующими тезисами:

во-первых – проявления
традиционализма при выстраивании процесса стратегического планирования;

во-вторых – сохранение
баланса, минимизация рисков и низкий уровень толерантности к возможным
изменениям и трансформациям.

 Данная школа со своим набором инструментов и
взглядов на стратегическое  управление
мало применима на региональном уровне, так как ограничивает возможность
прогрессивных изменений, которые так необходимы в условиях турбулентности и
структурных преобразований.

Школа внешней среды
напротив позволяет выстраивать систему стратегического управления более гибко,
трансформироваться с учетом внешних изменений, что придает ей динамичность и
возможность оставаться актуальной, несмотря на все структурные преобразования.

При этом ведущий подход
данной школы приводит к нарушению такого фундаментального принципа
стратегического планирования как долгосрочное планирование [5].

Главная концепция
рассматриваемой школы также нарушает такой законодательно закрепленный принцип
стратегического планирования как принцип преемственности и непрерывности.
Проявляется это в том, что разработка и реализация документов стратегического
планирования осуществляются участниками стратегического планирования
последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов
стратегического планирования и с учетом этапов реализации документов
стратегического планирования [1]. При этом внешние факторы выступающие
катализатором изменений в стратегическом управлении реструктуризируют ранее
выбранные направления развития.

Школа конфигурации
характеризуется тем, что развитие системы независимо от ее формы (организация,
территориальное образование и т.д.) проходит по определенным фазам. Концепция
данной школы выделяет две фазы – это относительная устойчивость конфигурации и
период трансформации. Период трансформации в не зависимости от его амплитуды
переходит в новую конфигурацию. При такой концепции процесс стратегического
планирования всегда динамичен и несет за собой изменения, в том числе в
документы стратегического планирования.

Рассмотренные выше
школы сформировались в системе стратегического управления корпоративными
структурами. Каждая школа несет в себе определенную идею и концепцию
стратегического планирования,  выраженную
в наборе специфических методов, механизмов и инструментов стратегического
планирования.

При этом отметим, что система методов, механизмов и инструментов стратегического планирования на уровне организации не всегда применима на региональную систему в силу ее сложности.  Итак, рассмотрим наиболее эффективные концепции стратегического планирования на региональном уровне.

Из анализа таблицы
отметим, что наиболее приемлемыми подходами в стратегическом управлении на
уровне региона являются подходы школы планирования, позиционирования и
когнитивной школы. При этом такое положение является оправданным исключительно
в рамках современных реалий как уровня социально-экономического развития
регионов (объекта стратегического управления), так и профессионального уровня
субъектов стратегического управления.

Только комплексный
подход стратегического управления в целом и планирования в частности  включающий в себя наиболее адаптивные методы,
приемы, механизмы и инструменты позволит достичь поставленных целей
стратегического планирования на региональном уровне.

Список литературы

  1. Федеральный
    закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом
    планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – http://www.consultant.ru/
  2. Атаева
    А.Г. Проблемы разработки методологии
    стратегического планирования для региональных социально-экономических систем
    // Управление. 2019. Т. 7. № 4. С. 90-99.
  3. Иванов
    В.В. Методологические аспекты стратегического
    планирования в контексте глобальных трансформаций
    // Экономическое возрождение России. 2020. № 1 (63). С. 6-14.
  4. Классики
    менеджмента: пер. с англ. / Под. Ред. М. Уорнера: под ред. Ю.Н. Каптуревского.
    – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с. – (Серия «Бизнес-класс»).
  5. Соболева
    О.Н., Доменко Ю.Ю. Основные характеристики стратегий
    социально-экономического развития субъектов приволжского федерального округа
    // В сборнике: Общество. Наука. Инновации (НПК-2019) Сборник статей XIX Всероссийской
    научно-практической конференции: в 4-х томах. 2019. С. 468-473.