Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 339

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_330

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

E-COMMERCE MARKET DEVELOPMENT AND DIGITAL TRANSFORMATION

Фомин Александр Анатольевич, профессор, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: agrodar@mail.ru

Сямина Екатерина Игоревна, старший лаборант, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», E-mail: ekaterina.95.95@mail.ru

Fomin Alexander Anatolyevich, Professor, Candidate of Economics, FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: agrodar@mail.ru

Siamina Ekaterina Igorevna, senior laboratory assistant, FSBEI HE «The State University for Land Use Planning», E-mail: ekaterina.95.95@mail.ru

Аннотация. Испытания, связанные с изоляцией российской экономики, настигли российский рынок межкорпоративной электронной коммерции, когда он находился на подъеме. К концу 2021 года рынок не только отыграл падение «ковидного» 2020 года, но и вышел на траекторию стабильного роста. Развитая инфраструктура электронной коммерции, созданная за последние 10 лет, и глубокая цифровизация корпоративных закупок в России окажут существенную поддержку отечественной экономике в целом в ближайшем будущем.

Abstract. The trials associated with the isolation of the Russian economy overtook the Russian intercorporate e-commerce market when it was on the rise. By the end of 2021, the market not only played back the fall of the «covid» 2020, but also entered the trajectory of stable growth. The developed e-commerce infrastructure created over the past 10 years and the deep digitalization of corporate procurement in Russia will provide significant support to the domestic economy as a whole in the near future.

Ключевые слова: электронный рынок, электронная торговля, цифровизация, закупки, В2В, 44-ФЗ, ЭТП (электронная торговая площадка)

Keywords: electronic market, electronic commerce, digitalization, procurement, B2B, 44-FZ, ETP (electronic trading platform)

Электронный рынок B2B безболезненно пережил спад, связанный с пандемией. По итогам 2020 года средние объемы в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков снизились всего на 5,6% по сравнению с предыдущим годом. Это падение было отыграно уже в первом полугодии 2021 г., а к концу года рынок вышел на траекторию стабильного роста: по оценкам операторов электронных торговых площадок (ЭТП), по итогам 12 месяцев динамика объемов рынка составила 20-25%.

Ключевым фактором органического роста рынка является увеличение проникновения услуг ЭТП в незанятые сегменты межкорпоративной торговли, а также увеличение интенсивности использования заказчиками электронных закупок. Рост проникновения услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний в основном был обеспечен заказчиками из негосударственного сектора, так как в регулируемом сегменте рынок давно достиг насыщения. Доля негосударственных компаний, использующих электронные закупки, в 2021 году увеличилась на 8 п.п., до 88%. При этом доля респондентов, тратящих более 80% своих покупок на ЭТП, превысила 78%.

Оборот электронного рынка в сегменте нерегулируемых закупок малого объема компаний, регулируемых 223-ФЗ, растет опережающими темпами.

По итогам первого полугодия 2021 года средний объем таких закупок увеличился на 15,6%. Доля мелких покупок в общем объеме покупок опрошенных покупателей увеличилась за год вдвое, но по-прежнему не превышает 1%. Тем не менее, этот сегмент рынка остается одним из самых перспективных для операторов ЭТП как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения развития принципиально новых услуг.

2021 год закрепил достижения «ковидного» 2020 года в части развития конкурентной среды на российском межкорпоративном электронном рынке. Среднее количество участников электронных закупок среди опрошенных компаний в 2021 году несколько увеличилось по сравнению с предыдущим годом — с 4,7 до 4,8. Также незначительную положительную динамику продемонстрировали средние оценки респондентами отдельных аспектов качества услуг ЭТП, непосредственно характеризующих уровень конкуренции в закупочных процедурах и эффективность электронных закупок.

Мониторинг контрагентов и текущих закупок, автоматизация и цифровизация закупочных процедур и прямых закупок, аналитическое сопровождение закупок и подготовка отчетов, маркетинг закупок. Именно в этих направлениях, по мнению операторов, ЭТП может наиболее эффективно способствовать цифровой трансформации закупочной деятельности своих крупнейших корпоративных клиентов.

Цифровизация торговли имуществом компаний находится на начальном этапе, и в этом сегменте есть значительный потенциал для роста и развития новых сервисов ЭТП. По состоянию на конец 2021 года электронные аукционы имущества компаний составляли не более 8% от общего оборота аукционов, проводимых на крупнейших ЭТП, а выручка от оказания услуг по проведению таких аукционов в среднем не превышала 4% от их общего дохода. При этом в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года средние объемы сделок с недвижимостью, проводимых опрошенными компаниями, увеличились на 36%.

Рынок межкорпоративной электронной коммерции пережил «ковидный» 2020 год с минимальными потерями. По сопоставимым данным опрошенных компаний, средний объем электронных закупок по его итогам снизился всего на 5,9% по сравнению с уровнем прошлого года. По итогам первого полугодия 2021 года средний прирост объема электронных покупок составил 5,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года). А во второй половине 2021 г., по оценкам опрошенных операторов ЭТП, восстановление рынка продолжилось ускоренными темпами – по консенсус-оценке к концу года прирост общих объемов рынка находился в пределах 20-25% (График 1)

Актуальна импортозамещающая поддержка малого и среднего бизнеса — где взять российских поставщиков и как обеспечить установленный уровень участия МСП в торгах. Можно отметить, что участники стали чаще переходить с «самодельных» площадок на выбранные Правительством РФ. Тенденция к интеграции также усиливается: ЭТП стали частью цифровой инфраструктуры, как крупные и рядовые заказчики активно работают в этом направлении. Активизировалась работа в части централизации 223-ФЗ в регионах, возросла популярность функционала для мелкооптовых закупок за счет понятных и удобных технологий. Доля электронных аукционов имущества на выбранных Правительством РФ площадках растет, а «молотковые» и бумажные торги уходят в прошлое. Клиентов 223-ФЗ заинтересовала универсальная форма банковской гарантии и внедрение цифровых процедур при их покупках».

По данным опроса, в 2020 году вновь проявилась тенденция, наблюдавшаяся в предыдущие «сложные» для электронного рынка времена: опережающее увеличение количества проводимых закупочных процедур относительно динамики их общего объема (График 2).

На фоне снижения средних объемов закупок среднее количество проведенных закупочных процедур увеличилось на 25,6% в 2020 году, что привело к существенному снижению средней стоимости одного договора, заключенного по результатам закупок. К концу 2020 года этот показатель снизился до уровня 2015 года.

Это косвенно свидетельствует о том, что сокращение общего объема закупок на фоне пандемии произошло за счет уменьшения их объема и удешевления, а не изменения структуры их номенклатуры. Аналогичное поведение покупатели демонстрировали в 2014 г. Уместно предположить, что первая реакция российских потребителей на кризис, вызванный изоляцией российской экономики в феврале-марте 2022 г., будет аналогичной.

Помимо адаптации компаний к ограничениям, вызванным пандемией, и нормализации их закупочной деятельности, реализации спроса, отложенного из-за ограничений covid, как и в предыдущие два года, в 2020-2021 годах продолжается процесс дальнейшей цифровизации закупок стали ключевым фактором роста рынка в сегменте закупок рассматриваемых крупнейших российских компаний. Этот процесс выражался как в росте проникновения услуг ЭТП в немногочисленные незанятые ниши рынка B2B, так и в увеличении интенсивности использования компаниями электронных закупок. В целом для наблюдателя 2021 год выдался бедным на драматические события — никаких принципиально новых тенденций в этот период себя не проявило.

Клиентская база активных клиентов ЭТП динамично росла в 2021 году: по оценкам опрошенных операторов, в среднем за 2021 год у участников рынка рост составил 36%. Тем не менее, в основном речь идет об относительно небольших компаниях, которые остаются вне фокуса данного исследования и которые могли бы иметь ограниченное влияние на динамику общего объема межкорпоративного электронного рынка в целом.

В целом средняя доля покупок, совершенных респондентами в электронной форме, в 2020 году увеличилась до 83% по сравнению с 77% и 81% в 2018 и 2019 годах соответственно. При этом данный показатель практически не изменился в первом полугодии 2021 года. Тем не менее, поскольку речь идет о среднем значении, медленный рост данного показателя обусловлен не достижением какого-либо естественного «потолка» цифровизации покупкам крупных клиентов, а к притоку на электронный рынок крупных компаний-новичков, находящихся в самом начале этого пути.

С точки зрения развития конкурентной среды на российском межкорпоративном электронном рынке прошедший 2021 год закрепил достижения «ковидного» 2020 года. С одной стороны, стимулирующий эффект ограничений, связанных с пандемией, которые привели к значительный и отчасти вынужденный приток новых участников (как поставщиков, так и заказчиков) на электронный рынок к 2021 году в значительной степени себя исчерпал. С другой стороны, участники, пришедшие на электронный рынок в связи с карантином, остались на нем.

Нарастающие процессы цифровой трансформации закупочной деятельности компаний, которые в России во многом были инициированы операторами ЭТП, предполагают качественные изменения в характере взаимодействия заказчиков и площадок. В новых условиях ЭТП выступают не только как поставщики услуг электронных торгов и сопутствующих услуг, но и как полноправные партнеры компаний в цифровой трансформации их бизнес-процессов, связанных с закупками и закупками.

Результаты рейтинга качества услуг электронных торговых площадок по оценкам их крупнейших клиентов в 2022 г., подготовленного по данным опроса компаний, показывают существенные изменения по сравнению с рейтингом 2021 г. (табл. 1). Первые две строчки заняли ЭТП, которые изначально развивались как корпоративные (кэптивные) площадки двух крупнейших государственных холдингов, но впоследствии превратились в сильных самостоятельных операторов, которые на сегодняшний день занимают видное место в высококонкурентной нерегулируемой (коммерческой) сегмент межкорпоративного электронного рынка. Во многом высокие результаты ЭТП ТЭК-Торг и ЭТП ГПБ связаны с активным участием в проведенном RAEX опросе крупнейших дочерних и зависимых обществ Группы Газпром и ПАО «НК «Роснефть». Тем не менее, даже без учета оценок этих компаний, эти ЭТП могли бы претендовать на место как минимум в топ-5 рейтинга.

Выводы:

  1. Можно выделить две основные тенденции 2021 года: прошедший год, во-первых, показал, что рынок межкорпоративной электронной коммерции, включая сектор госзаказчиков и субъектов 223-ФЗ, успешно прошел все этапы адаптации к изменениям в условиях «ковидного» периода и сегодня абсолютно готов к новым вызовам в ситуации с развитием пандемии. Во-вторых, сохраняющиеся ограничения и резкий рост цен на большинство позиций закупок коснулись не только заказчиков, работающих в соответствии с федеральным законодательством, но и частного бизнеса.
  2. Краткосрочные последствия уже наступили и наиболее остро ощущаются сейчас. Наиболее очевидными из них являются нарушение существующих цепочек поставок и отсутствие достаточных товарных запасов у поставщиков, невозможность осуществления закупок по ранее установленным начальным максимальным ценам из-за высокой волатильности национальной валюты.
  3. Что касается нивелирования последствий нарушения работы финансовой системы и высокой волатильности обменного курса, то задача разработки необходимых инструментов явно является прерогативой Правительства РФ.
  4. Безусловно, возникшие обстоятельства требуют большей вовлеченности ЭТП в оценку рисков заказчиков при проведении закупок, в первую очередь с точки зрения взаимодействия с участниками. Проверка и развитие поставщиков через стандарты ESG уже не является достаточным трендом, более актуальными являются вопросы надежности, финансовой устойчивости, достаточных производственных мощностей участника, его склада и логистические возможности выходят на первый план.

Список источников

  1. Formation of an effective strategy of nature protection activities in a region in the conditions of the digital economys development
    Fomin A.A., Tsypkin Y.A., Kamaev R.A., Kozlova N.V.
    В сборнике: Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing, 2021. С. 721-728.
  2. Development of rural ecotourism on the yurshinsky island of rybinsk reservoir
    Zamana S., Sorokina O., Shapovalov D., Fomin A., Petrova L., Fomkin I., Potanina Y.
    В сборнике: E3S Web of Conferences. Сер. «International Scientific and Practical Conference «Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering», ERSME 2020″ 2020. С. 05002
  3. Development of cartographic materials for optimal placement of objects and lands using the information logical system of automated land management design. Volkov S.N., Shapovalov D.A., Fomin A.A. В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. «International Symposium «Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects»» 2020. С. 012155
  4. Formation and implementation of regional targeted agro-industrial complex development programs towards integrated rural development
    Voronkova O.Y., Kurbanov P.A., Fomin A.A., Babkin P.S., Matveeva E.A., Kharina A.A. Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2020. Т. 8. № 1. С. 1238-1247.
  5. Land resource management in the agro-industrial sector of russia
    Zamana S., Sorokina O., Shapovalov D., Fomin A., Petrova L., Potanina Y., Fomkin I. Talent Development and Excellence. 2020. Т. 12. № 3. С. 422.

Для цитирования: Фомин А.А., Сямина Е.И. Развитие рынка электронной торговли и цифровая трансформация // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-66/

© Фомин А.А., Сямина Е.И., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.