Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.145

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_280  

МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНО-ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ

THE MECHANISM FOR IMPROVING THE FORMATION OF STRATEGIC DIRECTIONS OF REGIONAL-INDUSTRY DEVELOPMENT OF CITIES

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: chuksin-99@mail.ru

Фомина Анастасия Владимировна, аспирант кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: fominaav2021@gmail.com

Смирнова Марина Александровна, декан факультета кадастр недвижимости, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0416-4008, smmarina@rambler.ru

Рулева Наталья Петровна, заместитель декана факультета кадастр недвижимости, кандидат экономических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-4141-5136, na.ruleva@mail.ru

Chuksin Ilya Vitalievich, State University of Land Management, E-mail: chuksin-99@mail.ru

Fomina Anastasia Vladimirovna, PhD student, Department of Urban Cadastre, State University for Land Management, fominaav2021@gmail.com

Smirnova Marina Alexandrina, Dean of the Faculty of Real Estate Cadastre, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University for Land Management, smmarina@rambler.ru

Ruleva Natalya Petrovna, Deputy Dean of the Faculty of Real Estate Cadastre, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University for Land Management, na.ruleva@mail.ru

Аннотация. В статье авторы рассмотрели вопросы формирования стратегических направлений регионально-отраслевого развития городов в свете государственного документа «Стратегия пространственного развития Российской Федерации». Для создания подобной системы необходимо и достаточно разработать механизм формирования и совершенствования направлений стратегии развития городов в аспекте их регионально-отраслевого консенсусу. Возникшие диспропорции в развитие социально-экономического блока территорий Российской Федерации служат причиной изменения существующих форм государственного устройства, выдвигают сущую необходимость институциональных преобразований, перестраивают на новый лад структуру рыночной экономики, заставляют применять новый научный подход и характер научного знания к определению стратегических направлений развития городов, учитывая отраслевые и региональные особенности развития. Авторы исследуют вопросы в аспекте пространственного развития и методологического стратегирования. Авторы проводят оценку уровня конкурентоспособности отдельно взятых городов по отраслям производства, функционирующим на его территории для определения стратегических направлений отраслевого развития регионов. Авторами в работе представлена и описана методика для выявления оценки конкурентоспособности города, которая основана на методике анализа его количественных и качественных потенциалов, таких как финансовое обеспечение, экономическая составляющая, социальная сфера, демографический блок, состояние инфраструктуры, обеспеченность трудовыми ресурсами и блок демографии. Результатом оценки уровня развития направления города послужила составленная матрица, идентифицированная по принципу «конкурентоспособность города – взаимодействие отраслей» для системы городской среды регионов. В качестве итога апробации материалов на практике представлена система стратегических направлений регионально-отраслевого развития системы городов субъекта Центрального федерального округа России Липецкой области на перспективу

Abstract. In the article, the authors considered the formation of strategic directions for the regional and sectoral development of cities in the light of the state document «Strategy for Spatial Development of the Russian Federation». To create such a system, it is necessary and sufficient to develop a mechanism for the formation and improvement of the directions of the urban development strategy in terms of their regional and sectoral consensus. The resulting disproportions in the development of the socio-economic block of the territories of the Russian Federation serve as a reason for changing the existing forms of government, put forward the essential need for institutional reforms, rebuild the structure of the market economy in a new way, force the use of a new scientific approach and the nature of scientific knowledge to determine the strategic directions for the development of cities, taking into account sectoral and regional features of development. The authors explore issues in the aspect of spatial development and methodological strategizing. The authors assess the level of competitiveness of individual cities by industries operating on its territory in order to determine the strategic directions of the sectoral development of the regions. The authors present and describe a methodology for identifying an assessment of the competitiveness of a city, which is based on a methodology for analyzing its quantitative and qualitative potentials, such as financial security, economic component, social sphere, demographic block, infrastructure condition, labor resources and demography block. The result of assessing the level of development of the direction of the city was the compiled matrix, identified according to the principle «competitiveness of the city — interaction of industries» for the system of the urban environment of the regions. As a result of testing the materials in practice, a system of strategic directions for the regional and sectoral development of the city system of the subject of the Central Federal District of Russia in the Lipetsk Region for the future is presented.

Ключевые слова: пространственное развитие, стратегическое планирование, регионально-отраслевое развитие, методика оценки, конкурентоспособность, матрица, модель

Key words: spatial development, strategic planning, regional and sectoral development, assessment methodology, competitiveness, matrix, model

Происходящие сегодня изменения в организационной структуре систем регионов и городов зачастую в большей мере характерны за счет влияния процесса глобализации и ускоренной во времени урабанизационной составляющей. Отдельные регионы и страны мира стали заложниками ситуации, в результате которой формируется городская иерархия соподчинения малых городов – средним и крупным агломерациям. Возникшие диспропорции в развитие социально-экономического блока территорий Российской Федерации служат причиной изменения существующих форм государственного устройства, выдвигают сущую необходимость институциональных преобразований, перестраивают на новый лад структуру рыночной экономики, заставляют применять новый научный подход и характер научного знания к определению стратегических направлений развития городов, учитывая отраслевые и региональные особенности развития.

Утвержденная в 2019 году февральская «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве ключевой цели определяет обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на ускорение темпов экономического роста и технологического развития городов, уменьшение межрегиональных диспропорций, трансформации пространственной организации экономики страны, что ставит на новый уровень разработку механизма совершенствования реализации данных процессов [1].

Отсутствие методических рекомендаций и практики в секторе фактического планирования разработки стратегии пространственного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований фактически исключают документы стратегического планирования из общей системы стратегирования на местном уровне. Извне стратегического поля деятельности оказываются вопросы размещения хозяйствующих субъектов
и объектов на территории муниципалитетов, учета пространственного зонирования, вопросы привязки пространственных характеристик к системе социально-экономического развития региона и муниципалитета, что обуславливает актуальность заявленной темы исследования.

Материалы и методы

Механизм осуществления заявленной темы исследования необходимо
и достаточно изучать и рассматривать по двум ключевым направлениям исследования: пространственное развитие городов и стратегическое проектирование городских пространств.

Цель настоящего исследования заключается в разработке механизма формирования и совершенствования стратегических направлений развития городов в аспекте их регионально-отраслевого консенсуса.

Объектом исследования выступают городские округа субъекта Центрального федерального округа России Липецкой области.

Главной и первостепенной задачей настоящего исследования считаем рассмотрение вопросов формирования стратегических направлений регионально-отраслевого развития городов с последующей разработкой методики для выявления оценки конкурентоспособности города.

В работе применяется метод экономико-математический
и статистический методы обработки количественной информации.

Пространственное развитие городов – актуальный предмет исследования современного этапа науки. Существующие ключевые подходы к управлению пространственным развитием города характеризуются разными видами моделей: пространственной экономики, объяснительными
и описательными моделями, вероятностными и частными, моделями реконструкций [2]. Представим общую характеристику моделей пространственного развития городов в виде таблице 1.

Стоит отметить, что ряд некоторых моделей предполагает схожие друг с другом детерминированные факторы, которые имеют фундаментальное значения с целью объяснения динамики отношений иерархий города.

Современное рыночное регулирование градостроительства города основывается на организации земельных участков, образующих такой город. Его территория упорядочивается с помощью системы зонирования на основе общего набора правил для каждой функциональной зоны, которые регламентируют землепользование и застройку. Концепция градоустройства исходит из представления о благоприятной среде жизнедеятельности человека и сущей ее необходимости создания в условиях пространства города. 

Базовые подходы к управлению пространственным развитием города (директивно-административный, социально-ориентированный и бизнес-ориентированный) создают некую диалектическую спираль комплексного развития городского пространства, которая формируется субъектами
и объектами его управления и жизнедеятельности [3]. Основная задача
в рассматриваемой области состоит в определении механизма развития города, исходя из его первоочередных экономических и социальных характеристик и системы взаимодействия городов.

Второе ключевое направление исследования – стратегическое проектирование городских пространств. Так, Дж. Брайсон и Р. Эйнсветлер в своих работах отмечают: «Стратегическое планирование являет собой упорядоченное усилие по принятию фундаментальных решений и действий, которые форматируют и предопределяют – что данная организация, или иная крупная целостность, делает, и почему она эта делает. Оно позволяет местным руководителям и лицам, принимающим решения действовать осознанно
в части управления пространством местных сообществ, создавая разнообразные условия для развития местной экономики» [1, 67-68]. В связи с этим «стратегическое планирование» и «пространственное развитие» приобрели характер связности между собой. Процесс стратегирования, по мнению В.Л. Квинта, начинается с выделения региональных и глобальных трендов, позволяющих выделить характерные признаки городов: экономико-географическое положение, степень развитости инфраструктуры, территориальные функции, социально-экономическое положение, институциональные функции [4].

Results and Discussion

Сбалансированность отраслевого и регионального развития городских пространств устанавливается на основе использования матрицы взаимодействия таких развитий, оценивающей как регионально-отраслевой потенциал, так и уровень конкурентоспособности города (совокупность экономических, трудовых, социальных, финансовых, демографических ресурсов) [5].

Для определения стратегических направлений регионально-отраслевого развития городов считаем необходимым осуществить реализацию нескольких последовательных этапов, а именно: провести оценку уровня конкурентоспособности города для формирования системы показателей
и расчетного аппарата; оценить уровень развития вида экономической деятельности в городе и обосновать его; осуществить оценку сбалансированности регионально-отраслевого взаимодействия на основании
1 и 2 пункта; построить матрицу «конкурентоспособности города-отраслевого развития»; определить направления сопряжения регионально-отраслевого развития; выявить стратегические приоритеты городских систем региона.

Сформируем систему потенциалов и их показателей для оценки конкурентоспособности города, дающих основу для дальнейшего исследования (таблица 2).

Нами выделены следующие виды потенциалов, включающие в себя совокупность количественных статистических показателей по различным сферам жизнедеятельности: экономический, финансовый, трудовой, инфраструктурный, социальный, демографический [6].

Все показатели были взяты как удельные, то есть производными от соответствующих объемных показателей.

Система формул, необходимых для расчета радикального показателя конкурентоспособности города, сведена в таблицу необходимых формул для настоящего исследования в целях наглядного представления информации (таблица 3).

Отобранные нами параметры по своей природе несоизмеримы, следовательно, необходима их стандартизации, для чего была использована числовая формула (1). Стоит сказать, что в перечне показателей конкурентоспособности города (таблица 2) есть показатели, учет которых (именно, рост таких коэффициентов) отрицательно будет влиять на общую конкурентоспособность города (уровень безработицы, естественная убыль, чел.). Данные показатели рассчитаем по стандартизированной форме по формуле (2).

Таким образом, присвоим каждому потенциалу системы показателей свой собственный индекс привлекательности и конкурентоспособности города, представляющий собой числовое значение на основе индивидуальных индексов: (1) – экономический индекс (Iecon); (2) – индекс финансовый сферы (If); (3) – индекс сферы трудовых ресурсов (Itr); (4) – инфраструктурный индекс (Iinf); (5) – показатель социальной сферы (Is); (6) – индекс демографии (Id) [7].

Следующим шагом следует расчет радикального показателя конкурентоспособности города, формируемый на основе частных индексов выделенных потенциалов, по формуле (3). Все территории выстраиваются по рангу показателей, итоговый рейтинг представляет собой среднее арифметическое всех рангов показателей в отдельности.

Объектом исследования в целях апробации инструментария определения направлений стратегии регионально-отраслевого развития городов выступит городская система Липецкой области (таблица 4, рисунок 1).

По проведенным нами расчетам, на основании таблицы 4 и рисунка 1, самый высокий уровень конкурентоспособности был присвоен городу Липецк, второе место занимает – город Елец, наиболее низкий уровень конкурентоспособности занял город Усмань (почти в 2 раза меньше максимального).

На рисунке 1 нами были приведены рейтинги составляющих потенциалов конкурентоспособности города для выбранных в качестве исследования городов. Исходя из рисунка 1, наиболее высокий экономический потенциал имеет город Грязи, поскольку здесь сосредоточены основные комплексы заводов, крупнейшим из которого служит машиностроительный завод «Элеватормельмаш».

Кроме этого, на территории Грязи функционируют более 30 заводов особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк», что в разы больше заводов на всей однородной территории ОЭЗ «Липецк». Значения потенциала «Финансы» высоки для Задонска и Ельца, что в первую очередь обусловлено успешной реализацией на территории городов стратегии социально-экономического развития региона, окончание которой было запланировано на 2022 год. В соответствии с этим, уровень жизни граждан улучшился в результате диверсификации региональной экономики на основе перспективных точек роста. По составляющей индекса конкурентоспособности «Инфраструктура» наблюдается дифференциация среди городов. Максимальные значения показателя достигли в Липецке. При этом максимальные значения (1,0) отличаются от минимальных (0,01) в 100 раз. Строгих закономерностей между разными видами потенциалов конкурентоспособности городов не выявлено.

По результатам проделанной работы по расчетам определим стратегические направления регионально-отраслевого развития городской системы Липецкой области (таблица 5).

Заключение

Система стратегических направлений регионально-отраслевого развития городской системы и механизмы, и инструменты ее формирования тесно взаимосвязана с такой характеристикой региона и города как конкурентоспособность отдельно взятой единицы административно-территориального деления. Рассмотренная авторами матрица, построенная по принципу «конкурентоспособность города – регионально-отраслевое взаимодействие» дает нам возможность провести анализ наличия баланса или дисбаланса регионально-отраслевого взаимодействия в системе городов выбранного региона. Инструментарий оценки такого состояния города способствует развитию системного подхода к процедуре оценки и дальнейшего прогноза конкурентоспособности города. Также на основе выводов, полученных в результате анализа данных выделенных и рассчитанных потенциалов, есть возможность разрабатывать и обосновывать приоритетные направления стратегического и пространственного развития систем городов региона. В нашем случае, направления регионально-отраслевого развития городской системы Липецкой области, выделенные в результате проделанной работы, наиболее полно и существенно отражают тенденции развития городов области, сложившиеся на сегодняшний день.

Однако, корректировка, вносимая в стратегические направления развития городов области, является важной частью развития страны в целом, и должна иметь место быть, поскольку корректировка должна нести в себе временной характер и изменяться в процессе формирования системы целевых индикаторов потенциалов региона на каждый расчетный год, предусмотренных стратегией по целевому и комплексному сценарию развития городской системы Липецкой области.

Таким образом, предложенный нами методический инструментарий позволит реализовать системный подход к прогнозированию и оценки конкурентоспособности города. Стратегические направления регионально-отраслевого развития городских округов Липецкой области в полной мере отражают тенденции развития таких административно-территориальных единиц, на этапе современности.

Список источников

  1. Об утверждение Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 08 ноя. 2021 г. №633. [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (дата обращения 22.03.2021).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25312 (дата обращения 22.03.2021).
  3. Д. Брайсон, Р. Эйнсветлер «Стратегическое планирование» Страсбург, 2002.
  4. Гвоздева, О. В. Актуальная специфика проблем и особенности законодательных аспектов в сфере использования и правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1. – С. 5. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
  5. Бородина, О. Б. Актуальные вопросы совершенствования системы землеустройства / О. Б. Бородина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 2. – С. 12. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Валиев, Д. С. Использование кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимостипри определении стоимости права аренды и размера арендной платы / Д. С. Валиев, Е. Э. Желонкина, А. В. Гулина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 8(151). – С. 60-63.
  7. Гвоздева, О. В. Мониторинг земельных ресурсов / О. В. Гвоздева, И. В. Чуксин, Е. Ю. Колбнева // Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства: Материалы III международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ, Воронеж, 30 апреля 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. – С. 192-200.
  8. Квинт В.Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
  9. Лапыгин, Ю.Н., Тулинова, Д.В. Методы разработки стратегий муниципальных образований // Управленческое консультирование. 2018. № 1. С. 92–104.
  10. Необходимость внедрения цифровых технологий в лесное хозяйство России как главного механизма устойчивого лесоуправления / С. А. Гальченко, О. Б. Бородина, А. А. Рассказова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
  11. Развитие концепции повышения качества системы государственного управления федеральным имуществом на базе цифровой трансформации отраслей экономики / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, Е. С. Середина // Московский экономический журнал. – 2020. – № 8. – С. 23. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., — 2020. – 1243 с.
  13. Сбалансированное развитие управленческого сектора государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, М. В. Шакирова // Московский экономический журнал. – 2020. – № 12. – С. 48. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
  14. Статистические и аналитические данные официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lipstat.gks.ru/ (дата обращения 10.03.2021).
  15. Цыпкин, Ю. А. К вопросу о необходимости повсеместной разработки стратегии пространственного развития муниципальных образований Российской Федерации / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 12. – DOI 10.24412/2413-046X-2021-10718.
  16. Цыпкин, Ю. А. Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления земельным фондом при геостратегическом развитии Арктического региона / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2022. – № 2. – С. 92-96. – DOI 10.33920/sel-04-2202-02.
  17. Information support for the management of forest lands, considering the development of a methodology for assessing the rational use of forest areas / O. V. Gvozdeva, E. Yu. Kolbneva, M. A. Smirnova [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: 2021 International Symposium «Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects, ESHCIP 2021», Moscow, 10 марта 2021 года. – IOP Publishing Ltd: IOP Publishing Ltd, 2021. – P. 012143. – DOI 10.1088/1755-1315/867/1/012143.

References

  1. On the approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 08 Nov. 2021 No. 633. [Electronic source]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (Accessed 03/22/2021).
  2. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r “On Approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025”. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25312 (Accessed 03/22/2021).
  3. D. Bryson, R. Einswetler «Strategic planning» Strasbourg, 2002.
  4. Gvozdeva, O.V., Smirnova, M.A., Chuksin, I.V. Actual specifics of problems and peculiarities of legislative aspects in the sphere of use and legal protection of agricultural lands. Moscow Economic Journal. — 2020. — No. 1. — P. 5. — DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
  5. Borodina, O. B. Topical issues of improving the land management system / O. B. Borodina, I. V. Chuksin // Moscow Economic Journal. — 2020. — No. 2. — P. 12. — DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Valiev, D. S., Zhelonkina, E. E., Gulina, A. V. Use of the cadastral and market value of real estate objects in determining the cost of the right to lease and the amount of rent / Land management, cadastre and land monitoring. — 2017. — No. 8(151). — S. 60-63.
  7. Gvozdeva, O. V. Monitoring of land resources / O. V. Gvozdeva, I. V. Chuksin, E. Yu. Kolbneva // Actual problems of land management, cadastre and environmental management: Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference of the Faculty of Land Management and Cadastres VSAU, Voronezh, April 30, 2021. — Voronezh: Voronezh State Agrarian University. Emperor Peter I, 2021. — S. 192-200.
  8. Kvint V.L. Strategy concept. T. 1. St. Petersburg: SZIU RANEPA, 2019. 132 p.
  9. Lapygin, Yu.N., Tulinova, D.V. Methods for developing strategies for municipalities // Management consulting. 2018. No. 1. P. 92–104.
  10. Galchenko S.A., Borodina O.B., Rasskazova A.A., Chuksin I.V. The need to introduce digital technologies into the Russian forestry as the main mechanism for sustainable forest management // Moscow Economic Journal. — 2021. — No. 2. — DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
  11. Gvozdeva O. V., Smirnova M. A., Chuksin I. V., Seredina E. S. Development of the concept of improving the quality of the state management system of federal property based on the digital transformation of economic sectors // Moscow Economic Journal. — 2020. — No. 8. — P. 23. — DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  12. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2020: R32 Stat. Sat. / Rosstat. — M., — 2020. — 1243 p.
  13. Gvozdeva O. V., Smirnova M. A., Chuksin I. V., Shakirova M. V. Balanced development of the management sector of public and municipal services based on multifunctional centers // Moscow Economic Journal. — 2020. — No. 12. — P. 48. — DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
  14. Statistical and analytical data of the official website of the Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Lipetsk region [Electronic resource]. Access mode: https://lipstat.gks.ru/ (accessed 10.03.2021).
  15. Tsypkin, Yu. A., Fomina, A. V., Chuksin, I. V. To the question of the need for a widespread development of a strategy for the spatial development of municipalities in the Russian Federation, Moscow Economic Journal. — 2021. — No. 12. — DOI 10.24412/2413-046X-2021-10718.
  16. Tsypkin, Yu. A. Improving the system of information and analytical support for land management in the geostrategic development of the Arctic region / Yu. A. Tsypkin, A. V. Fomina // Land management, cadastre and land monitoring. — 2022. — No. 2. — P. 92-96. – DOI 10.33920/sel-04-2202-02.
  17. Information support for the management of forest lands, considering the development of a methodology for assessing the rational use of forest areas / O. V. Gvozdeva, E. Yu. Kolbneva, M. A. Smirnova [et al.] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: 2021 International Symposium «Earth Sciences: History, Contemporary Issues and Prospects, ESHCIP 2021», Moscow, March 10, 2021. – IOP Publishing Ltd: IOP Publishing Ltd, 2021. – P. 012143. – DOI 10.1088/1755-1315/867/1/012143.

Для цитирования: Чуксин И.В., Фомина А.В., Смирнова М.А., Рулева Н.П. Механизм совершенствования формирования стратегических направлений регионально-отраслевого развития городов// Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-16/

© Чуксин И.В., Фомина А.В., Смирнова М.А., Рулева Н.П., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.