Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.122

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_277

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ

FEATURES OF THE FORMATION OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA

Максимова Маргарита Михайловна, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Милек Дмитрий Денисович, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Селеменева Елена Александровна, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Maksimova M.M.  maxmarmi@mail.ru

Milek D.D. dmitriymilek@mail.ru

Selemeneva E.A. lena.selemeneva57@icloud.com

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования СЭЗ (специальных экономических зон) Китаем как на территории своей страны, так и за её пределами. Дана периодизация и характеристика основных этапов формирования специальных экономических зон в Китае. Определены причины и предпосылки создания СЭЗ в Китае. Представлена оценка влияния СЭЗ на текущее состояние экономики Китайской Народной Республики. Формирование СЭЗ за рубежом рассматривается в качестве основного подхода Китайской Народной Республики в формировании внешней конкурентоспособности и усилению внешних экономических и политических преимуществ.

Abstract. The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of SEZ (special economic zones) by China both on the territory of its own country and abroad. The periodization and characteristics of the main stages of the formation of special economic zones in China are given. The reasons and prerequisites for the creation of SEZ in China are determined. An assessment of the impact of the SEZ on the current state of the economy of the People’s Republic of China is presented. The formation of SEZ abroad is considered as the main approach of the People’s Republic of China in the formation of external competitiveness and strengthening of external economic and political advantages.

Ключевые слова: специальные экономические зоны, региональная политика, транспортно-логистические коридоры, транспортная интеграция «Один пояс – один путь»

Keywords: special economic zones, regional policy, transport and logistics corridors, transport integration «One belt– one Road»

В настоящее время исключительное значение и вес Китая в мировой экономике очевиден. Китай – крупнейший в мире экспортер, крупнейший импортер сырья, крупнейший в мире производитель товаров, принципиально изменивший характер глобального производства и торговли. На данный момент Китай занимает 1 место в рейтинге стран по ВВП (ППС), являясь крупнейшей экономикой в мире (табл. 1). 

Одной из причин стремительного экономического развития Китая является политика Дэн Сяопина по созданию специальных экономических зон (СЭЗ).

Конечно, сама концепция СЭЗ не была изобретена в Китае. Историю СЭЗ можно проследить от острова Делос в группе островов Киклады. Около 167 г. до н.э. Рим предоставил ему «статус свободной гавани» с правом беспошлинной торговли для иностранных купцов. Первым городом свободной торговли стал итальянский город Ливорно в 1547 г., затем подобный статус получила Генуя, Венеция и Марсель. На 2019 год в мире насчитывалось более 5 тысяч СЭЗ, причем большая их часть расположена в Азии (преимущественно в Китае – 2543 зоны на 2019 год). Распределение СЭЗ по регионам представлено в таблице 2.

Говоря о процессе формировании специальных экономических зон в Китае, стоит выделить 3 этапа, характеризующих подход страны к организации СЭЗ (табл. 3).

Таким образом, первый этап начинается в конце 70-ых годов XX века, в стране начинаются масштабные экономические реформы, радикально меняется политика Китая в сфере внешнеэкономических связей. Необходимость смены вектора в экономическом развитии Китая, инициированная в 1978 году Дэн Сяопином, имела под собой ряд предпосылок:

1) Стагнация экономики, вызванная неудачными экономическими реформами Мао Цзэдуна. Китай в технологическом плане на десятилетия отставал от западных стран, в то время как соседние страны Юго-Восточной Азии своим высокими темпами развития демонстрировали преимущество рыночной экономики.

2)  Китай в то время имел «преимущество отсталости». В первую очередь, оно было связанно с огромным излишком рабочей силы, т.к. более 70 % населения проживало в сельской местности, имея низкий доход и отсутствие дополнительных возможностей заработка.

3) В связи с тем, что планирование в китайской экономике играло относительно меньшую роль чем в советской, а скрытая коммерческая деятельность не прекращалась даже во время жесткой экономической централизации, сопротивление экономическим реформам в КНР было слабее, чем в странах на постсоветском пространстве. В итоге, когда частный бизнес был официально легализован партией, частный сектор стал развиваться быстрыми темпами.

4) Ещё одной предпосылкой стало то, что партия имела устойчивую административную систему, сформированную Мао для реализации своих экономических реформ. Весь Китай был разделен на административные ячейки под управлением партийных кадров и полностью контролируемые центральным правительством.

5) Также с успехом экономических реформ Дэна Сяопина можно связать деятельность китайской диаспоры, проживающей за рубежом – хуацяо. Хуацяо осуществляли инвестиции в регионы, выходцами из которых являются. Дэн Сяопин не раз отмечал, что «Китай имел немного возможностей для бурного развития, но отличался от других стран мира наличием десятков миллионов патриотических соотечественников». [3]

В результате первые СЭЗ были организованы в начале 80-х годов в прибрежных провинциях Гуандун и Фуцзянь – в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь. Позже преференциальный режим распространился на восточное побережье страны, были организованы полюса роста на Шаньдунском и Ляонинском полуостровах, в дельте рек Янцзы и Жемчужная. В 1988 г. была организована СЭЗ Хайнань, а остров выделили в отдельную провинцию.

Можно определить 3 причины выбора территорий для создания первых СЭЗ:

1) Находясь вдали от крупнейших центров КНР – Пекина и Шанхая, они подвергались меньшему давлению со стороны центральных властей.

2) Прибрежные районы провинций Гуандун и Фуцзянь исторически были наиболее интегрированными в международную торговлю территориями Китая.

3) Данные локации расположены в непосредственной близости от экономически развитых Гонконга, Тайваня и Макао, нацелены на развитие кооперации с ними и привлечение инвестиций уже упомянутых хуацяо.

Результатом первого этапа формирования СЭЗ является переориентация Китайской экономики – она приобретает экспортоориентированный характер. Особенное развитие получила СЭЗ Шэньчжэнь, в связи с тесной кооперацией с Гонконгом. На рисунке 1 продемонстрированы темпы роста объёмов экспорта СЭЗ Шэньчжэнь в первые годы после создания.

На 2021 г. Китай занимает первое место в мировом экспорте с долей в 15,26% (2590,6 млрд долл. США). [5]

После 2000 года правительство Китая стало организовывать СЭЗ во внутренней части Китая с целью выравнивания социально-экономического развития регионов. Характер зон также изменился: вместо зон экспортной обработки, начинают формироваться многоотраслевые и мультифункциональные СЭЗ с высоким уровнем связи с местной экономикой.  Уделяя особое внимание как экономической конкурентоспособности, так и экологической устойчивости с использованием более комплексного подхода, Китая формирует СЭЗ нового поколения, располагающиеся по всей территории страны (за исключением западного Китая) (рис. 2). Так, финансовые стимулы и административные привилегии были перемещены из экспортоориентированной перерабатывающей промышленности и торговли, и стали в большей мере предоставляться предприятиям-резидентам СЭЗ и ЗСТ, задействованным в различных базовых и высокотехнологичных отраслях, а также в сфере услуг, в том числе финансовых, юридических, транспортно-логистических и др.

С развитием специальных экономических зон принципиально менялся и характер Китайской экономики. Анализ статистических данных показателей промышленного производства КНР показывает (табл. 4), что при нынешнем состоянии потребительского рынка достигнуто его полное насыщение по всем параметрам (за исключением топливно-энергетических ресурсов). Поэтому в данный момент Китай одновременно с новыми ресурсными базами ищет новые пути сбыта своей продукции.

Таким образом, на данный момент главным направлением экономической политики КНР является формирование транспортно-логистических коридоров. Это способствует не только доставке товаров до потребителей, но и развитию внутренних регионов Китая, выравнивая социально-экономический уровень развития отдельных регионов Китая. Здесь особенно важное значение приобретает Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) за счёт своего удачного географического положения. Это позволило Китаю сформировать транспортно-логистические коридоры, альтернативные морским путям, что сделало СУАР региональным транспортным узлом в рамках инициативы «Один пояс – один путь».

Китай придает особое значение наземному сообщению между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и пакистанским морским портом Гвадар – важным центром в пространстве «Один пояс – один путь». Гвадар имеет важное экономико-географическое положение. В развитие порта запланированы инвестиции свыше 600 млн долларов с китайской стороны. [7] Благодаря Гвадару Китай получает возможность организовать транспортное сообщение с Персидским заливом (через Ормузский пролив), с Европой (через Красное море) и с портами Восточной Африки. Для этого сформирован Китайско-Пакистанский экономический коридор (КПЭК).

В дальнейшем Китай планирует активизировать ещё несколько транспортных коридоров, которые позволят ему снизить нагрузку на и так перегруженные порты восточного побережья страны. На данный момент 6 из 10 наиболее загруженных морских контейнерных портов в мире расположены в Китае (табл. 5).

Так, помимо КПЭК, через СУАР проходят все сухопутные маршруты из Китая в страны Средней Азии и Россию. Это также позволит разгрузить восточные порты страны, будет способствовать выравниванию социально-экономического развития регионов КНР, и, что самое главное, способствовать смягчению политической напряженности в этом регионе.

В рамках программы «Один пояс – один путь» Китай активно использует успешно примененный механизм «специальных экономических зон», но уже за пределами границ своей территории. Наиболее привлекательными для китайского бизнеса в данном контексте являются регионы Средней и Юго-Восточной Азии.

Однако подход к формированию СЭЗ в разных странах не одинаков. Так, в более экономически стабильных странах Китай создает выгодные проекты для обоих сторон, перенося в совместно созданные СЭЗ собственные технологии и формируя новые рабочие места (СЭЗ «Хоргос», Казахстан; СЭЗ «Джизак», Узбекистан).

Совершенно по-другому развивается ситуация в Кыргызстане, Таджикистане, Лаосе и Мьянме. В этих странах зоны в большей степени служат или для сбыта китайской продукции, или для добычи ресурсов этих стран Китаем на выгодных условиях.

Кроме того, в зонах такого типа наблюдается тенденция к ослаблению роли государства в формировании и управлении зоной (полное планирование и регулирующие полномочия предоставляются китайской стороне), открывая возможности для развития малого и среднего бизнеса. В то же время это не всегда совпадает с интересами местных жителей, так как китайские компании, как правило, не нанимают местное население [9].

Таким образом, выделены следующие типы СЭЗ, которые Китай организовывает за пределами своей территории:

1) Специальные экономические зоны для сбыта дешёвой продукции;

2) Специальные экономические зоны, создаваемые с целью контроля за ресурсной базой;

3) Специальные экономические зоны, организуемые для повышения политического влияния в регионе с возможностью размещения военных баз.

Однако нельзя сказать, что такое «внедрение» в регион выгодно только для Китая. Реализуя свои интересы, Китай уделяет больше внимание созданию и реконструкции инфраструктурных объектов региона. Подобные проекты, безусловно, способствуют укреплению стабильности экономик государств-бенефициаров китайских инвестиций.  

В результате можно сказать, что СЭЗ – это экономический механизм, доказавший свою способность эффективно работать в условиях многозадачности, продолжает использоваться Китаем, но в трансформированном виде для достижения новых целей, в иных условиях и вне территории страны. На примере механизма СЭЗ Китай показывает, насколько гибкими могут быть экономические инструменты и как можно наращивать «мягкую силу» без нанесения ущерба собственным интересам.

Список источников

  1. Рейтинг стран по ВВП (ППС) // NONEWS (The World Bank) [Электронный ресурс]. – URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/gdp-ppp (дата обращения 28.04.2022).
  2. Special economic zones // UNCTAD [Электронный ресурс]. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/WIR2019_CH4.pdf (дата обращения 28.04.2022).
  3. Стровский, Л.Е. Роль хуацяо в развитии китайской экономики / Л. Е. Стровский, Цзян Цзин // Вестник УГТУ-УГПИ 2008, №2, с. 70.
  4. National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс]. – URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения04.2022).
  5. Базы данных торговли по странам (экспорт и импорт) // TrendEconomy [Электронный ресурс]. – URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_(дата обращения 30.04.2022).
  6. Китай становится экономической сверхдержавой / А.В. Островский. М.: Институт Дальнего Востока РАН: ООО «Издательство МБА», 2020. 496 с.
  7. Инвестиции КНР в Пакистан: результаты и перспективы // РСМД [Электронный ресурс]. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/investitsii-knr-v-pakistan-rezultaty-i-perspektivy/ (дата обращения 29.04.2022).
  8. The Top 50 Container Ports // World Shipping Council [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worldshipping.org/top-50-ports (дата обращения04.2022).
  9. South-East Asia is sprouting Chinese enclaves // The economist [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economist.com/asia/2020/01/30/south-east-asia-is-sprouting-chinese-enclaves (дата обращения04.2022).

References

  1. Rating of countries by GDP (PPP) // NONEWS (The World Bank) [Electronic resource]. – URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/gdp-ppp (access 28.04.2022).
  2. Special economic zones // UNCTAD [Electronic resource]. – URL: https://unctad.org/system/files/official-document/WIR2019_CH4.pdf (access 28.04.2022).
  3. Strovsky, L.E. The role of huaqiao in the development of the Chinese economy / L. E. Strovsky, Jiang Jing // Vestnik USTU-UGPI 2008, №2, p. 70.
  4. National Bureau of Statistics of China [Electronic resource]. – URL: http://www.stats.gov.cn/english/Statisticaldata/AnnualData/ (дата обращения04.2022).
  5. Trade databases by countries (export and import) // TrendEconomy [Electronic resource]. – URL: https://trendeconomy.ru/data/commodity_(access 30.04.2022).
  6. China becomes an economic superpower / A.V. Ostrovsky. M.: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences: LLC Izdatelstvo MBA, 2020. 496 p.
  7. China’s investment in Pakistan: results and prospects // RIAC [Electronic resource]. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/investitsii-knr-v-pakistan-rezultaty-i-perspektivy/ (access 29.04.2022).
  8. The Top 50 Container Ports // World Shipping Council [Electronic resource]. – URL: https://www.worldshipping.org/top-50-ports (access 29.04.2022).
  9. South-East Asia is sprouting Chinese enclaves // The economist [Electronic resource]. – URL: https://www.economist.com/asia/2020/01/30/south-east-asia-is-sprouting-chinese-enclaves (access 29.04.2022).

Для цитирования: Максимова М.М., Милек Д.Д., Селеменева Е.А. Особенности формирования специальных экономических зон в Китае // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-13/

© Максимова М.М., Милек Д.Д., Селеменева Е.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.