http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2020

УДК  339.97

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10358

Состояние и
перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании
таможенных платежей и внутренних налогов

State and prospects of interaction between customs and tax authorities
in the administration of customs payments and internal taxes

Ахмедзянов Р. Р., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский
государственный университет им. К. Э. Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления,
бизнеса и технологий,  Россия,  г. Калуга

Зубарев А.Д., калужский государственный университет им.
К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Akhmedzyanov R.R., rakhmed@yandex.ru

Zubarev A.D., super.zub1997@yandex.ru

Аннотация. На сегодняшний день потребности экономики страны формируют необходимость
повышения эффективности как налогового, так и таможенного администрирования.
Это взаимодействие представляется одним из действенных институтов нейтрализации
негативных для современной национальной экономики явлений. В статье проведен
анализ взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании
таможенных платежей и внутренних налогов. Выявлены проблемы этого взаимодействия и сформулированы его перспективы.

Summary. Today, the needs of the
country’s economy form the need to improve the efficiency of both tax and
customs administration. This interaction seems to be one of the most effective
institutions for neutralizing negative phenomena for the modern national
economy. The article analyzes the interaction of customs and tax authorities in
the administration of customs payments and internal taxes. The problems of this
interaction are identified and its prospects are formulated.

Ключевые слова: Таможенное администрирование,
взаимодействие таможенных и налоговых органов, 
формы взаимодействия, таможенные платежи.

Keywords: Customs administration,
interaction of customs and tax authorities, forms of interaction, customs
payments.

Таможенная система в качестве института таможенного
администрирования способствует реализации функций государства по регулированию
и контролю внешнеэкономической деятельности. Особой частью таможенного
администрирования является администрирование таможенных платежей в качестве
доходов бюджета.

Таможенное администрирование — это системный
процесс, объединяющий деятельность по организации, планированию и контролю
таможенными органами за исчислением и своевременностью уплаты таможенных платежей
с целью повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Налоговое администрирование — это
деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на
исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного
функционирования налоговой системы и налогового ко нтроля.

Таким образом, таможенное и налоговое администрирование являются деятельностью уполномоченных органов по достижению основных задач в аспектах администрирования платежей и налогов, основными из которых являются: содействие экономическому росту, создание благоприятных условий внешнеэкономической де ятельности и обес печение до ходных посту плений в б юджетную с истему Росс ии.

Необходимость вз аимодейств ия
определ яется тем, что н алоговые
ор ганы не яв ляются пра воохраните льными
орг анами и не в праве сило выми
метод ами принуд ить налого плательщико в
действов ать в соот ветствии
с нор мами законо дательства о н алогах
и сбор ах. Правово й аспект вз аимодейств ия
налогов ых органов с т аможенными
ор ганами наше л отражение в Н К РФ.
В не м сказано: « Налоговые ор ганы,
тамо женные орг аны, орган ы
внутренн их дел и с ледственные
ор ганы в пор ядке, опре деляемом
по со глашению ме жду ними, и нформируют
дру г друга об и меющихся у н их материа лах о
нару шениях зако нодательст ва о
налог ах и сбора х и налого вых
престу плениях, о пр инятых мер ах по
их пресече нию, о про водимых
им и налоговы х проверка х, а
также осу ществляют об мен
другой необ ходимой инфор мацией
в це лях исполне ния возложе нных
на ни х задач» [1].

В  настоящее  вре мя 
взаимо действию  т аможенных  и  н алоговых  ор ганов 
уде ляется   особое в нимание.  У казом 
През идента   Росс ийской Федер ации
15 ян варя   2016   го да 
Федера льная 
тамо женная  слу жба 
перед ана 
в  по дчинение  М инистерству  ф инансов  Росс ийской   Фе дерации,  у которо го 
в  под ведомствен ности   на ходится   и   н алоговая   с лужба   (р анее  
Федер альная   т аможенная   с лужба   Росс ии  
была  по дчинена   Пр авительству   Росс ийской   Фе дерации,   а  
до   2006   го да  
Министерст ву  
эконо мического   р азвития   и  
тор говли   Росс ийской  Фе дерации) [ 2].

Министерством  ф инансов  Росс ийской  Фе дерации  пере д 
Федерал ьной 
тамо женной  слу жбой 
Росс ии 
и  Федер альной  на логовой  с лужбой  Росс ии 
постав лены 
первоочере дные 
задач и 
по  объе динению  ус илий, 
напр авленных  н а 
противо действие  нез аконным  с хемам 
укло нения 
от  у платы  плате жей 
и  отто ку  капита ла  
из  Росс ийской   Фе дерации,   з а  
счет   че го   возмо жно повыше ние  собир аемости   б юджета   и  обес печение   по лноты   уп латы  
тамо женных   п латежей.

Под 
взаимо действием  н алоговых   и  т аможенных   ор ганов   по нимается   ос нованное   н а  
законе и   об щности   з адач  
нало гового,   т аможенного и   в алютного  ко нтроля,   н аиболее   эффе ктивное   сочет ание  
пол номочий,  мето дов 
работ ы  
и   сре дств,   пр исущих   к аждому   из  
эт их  
органо в,  
в   це лях  обеспече ния  
полнот ы  
поступ ления   на логов   в   б юджет,   и х  
взыска ния  
и   н аложения  штр афных 
сан кций. 
Дан ные органы  осу ществляют   вз аимодейств ие   и  
коор динацию   по  
ос новным   н аправления м.

В качестве ос новных фор м такого вз аимодейств ия можно в ыделить:

1. Издание со вместных пр иказов, со глашений, и нструкций и и ных докуме нтов, в соот ветствии с по лномочиями с лужб.

2. Плановы й и операт ивный обме н информац ией и сведе ниями, в то м числе пр и проведен ии провероч ных меропр иятий.

3. Организ ация совмест ных рабочи х групп и про ведение засе даний этих р абочих гру пп.

4. Подгото вка совмест ных аналит ических матер иалов.

5. Подгото вка согласо ванных пре дложений по со вершенство ванию зако нодательны х и нормат ивно-право вых актов, к ак по подве домственност и, так и пр и организа ции совмест ных меропр иятий.

6. Согласо вание и ут верждение п ланов совмест ной работы, с координиро ванных контро льных меро приятий.

7. Проведе ние совмест ных меропр иятий по по вышению кв алификации до лжностных л иц.

8.Проведение со вместных се минаров на все х организа ционных уро внях.

Необходимо   с казать,   что 
особое   место   сре ди  
этих   фор м   взаимо действия   з анимает   и нформацион ный   обме н  
между   Фе деральной   т аможенной   с лужбы 
и  Фе деральной   н алоговой   с лужбы   Росс ии,  
котор ый  
осущест вляется   ис ключительно   н а  
безвоз мездной   ос нове.

В 2019 году ко личество про верочных
меро приятий, про веденных т аможенными
ор ганами во вз аимодейств ии с
налого выми орган ами, снизи лось
на 14,6% ( 2019 г. – 680, 2018 г. – 7 96).
При это м сумма до полнительно
н ачисленных таможе нных плате жей,
пеней и штр афов возрос ла
более че м на 40% ( 2019
г. – 10 м лрд. 533 м лн.
руб., 2018 г. – 4 м лрд. 734 м лн.
руб.), су мма взыска нных
таможе нных плате жей, пеней и штр афов
возрос ла на 66% ( 2019 г. – 6 м лрд.
233 м лн. руб., 2018 г. – 2 м лрд. 11 мл н.
руб.). Возбу ждено 1807 де л об
админ истративны х правонару шениях
(да лее – дела об А П) и 90 уго ловных
дел ( 2018 г. – 11 31 дел об А П и 67
уго ловных дел).

В том числе н а 10% сниз илось
количест во проведе нных
скоор динированн ых контрол ьных
меропр иятий (201 9 г. – 187, 2018 г. – 208). Пр и этом
сум ма дополните льно начис ленных
тамо женных плате жей, пеней и штр афов
возрос ла более че м на 62% ( 2019
г. – 4 м лрд. 362 м лн.
руб., 2018 г. – 1 м лрд. 617 м лн.
руб.), су мма взыска нных
таможе нных плате жей, пеней и штр афов
возрос ла более че м на 61% ( 2019
г. – 4 м лрд. 179 м лн.
руб., 2018 г. – 1 м лрд. 617 м лн.
руб.). Возбу ждено 496 де л об
АП и 20 у головных де л (2018
г. – 200 де л об АП и  20 у головных де л)
[3].

Статистика по казывает д инамику
сн ижения кол ичества по веденных
про верочных меро приятий пр и
одновреме нном повыше нии их
эффе ктивности, пр и этом про изошло
сни жение адми нистративно й
нагрузки н а бизнес, ко личество
т аможенных про верок сокр атилось.

Главной проб лемой функ ционирован ия системы т аможенного
а дминистрирования в РФ остается информацио нная разоб щенность
т аможенной и налоговой слу жб. Информ ация,
предст авляемая т аможенным и н алоговым
ор ганам в фиск альных цел ях, определила информацио нные пробе лы для
фис кального контро ля, которые разрешали
нерадивым лицам пре доставлять
различ ные сведен ия о товарах и с делках с н ими
для исч исления
та моженных плате жей и внутре нних налого в. Окончание таможенно го контрол я до
того, к ак продукция принималась к учету и мпортером, ис пользовалась
нарушите лями
для недосто верного
де кларирован ия, в том ч исле с
помощью фирм-о днодневок.
Посре дством фикт ивных схем эт а продукци я в последующем ле гализовалась во 
в нутреннем
обороте с у клонением
от у платы тамо женных платежей и на логов. Еди ный
механиз м администр ирования н алоговых
и т аможенных платеже й может гар антировать
прос леживаемост ь товаров н а
протяжен ии
всего ц икла –
от в воза на та моженную терр иторию
до ре ализации в роз ничном зве не.

В 2019 ста ла выстраи ваться
систе ма взаимоде йствия 
ФТС РФ и ФНС
РФ, отрабаты ваться
про цедуры обме на данными о в нешнеторго вых операц иях
налогоплательщиков, и х отчетност и, сведени ями о
мини мизации рис ков нарушения таможе нного, нало гового
зако нодательст ва и резул ьтатами
пр авоохранительной работы. В
итоге увеличилась результат ивность контрольн ых мероприятий про водимы ФНС РФ и
ФТС РФ. Актуальный оборот инфор мации содействовал выявлению и пре кращению р аботы
фирм о днодневок.

Важным факторо м, который бу дет
влиять на взаимо действие
т аможенных и н алоговых ор ганов
являетс я
цифровиз ация
эконо мики. Цифро визация та моженного
ад министриро вания осущест вляется
за счет фор мирования
с истемы эле ктронных т аможен
и пере дачи полно мочий по т аможенному
офор млению центра м электрон ного
деклар ирования. В этих условиях возрастает
необходимость в актуальном обмене информации. Для этого существуют механизмы
«единого окна» и «одного окна». «Единое окно» представляет собой механизм
сотрудничества между государственными структурами и участниками
внешнеэкономической деятельности, который создает условия однократно подавать
документы в стандартном виде через единый канал. По сути, «единое окно» должно
стать универсальным механизмом по гармонизации, структурированию и обмену
предоставляемой предпринимателями информацией между государственными
учреждениями – регуляторами. В перспективе эта система будет способствовать
повышению эффективности взаимодействия таможенных и налоговых органов.

Таким образом, решение указанных выше проблем позволит повысить
эффективность взаимодействия таможенных и налоговых органов, и как следствие
приведет к увеличению объема поступлений в бюджетную систему Российской
Федерации.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
    от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 15.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
    15.03.2016) » [Электронный ресурс]/Режим доступа: Справочно-правовая система
    «КонсультантПлюс» //http://www/consultant.ru/(Дата обращения 02.12.2019
    г.)  
  2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 №
    12 (ред. от 15.05.2018) «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс]/Режим доступа: Справочно-правовая
    система «КонсультантПлюс» //http://www/consultant.ru/(Дата обращения 02.11.2019
    г.)
  3. Федеральная таможенная служба РФ:
    официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://customs.ru
    (дата обращения: 05.05.2020).
  4. Алексеева Е.В., Кузнецова С.В. Особенности взаимодействия таможенных
    органов и участников внешнеэкономической деятельности // Вестник
    образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и
    управление. — 2018. — № 12. С.97-98
  5. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы
    цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками
    внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. 2019. Т.2. № 6. С. 18- 21.
  6. Гомон
    И.В., Ахмедзянов Р.Р., Непарко М.В., Постнова А.В. Современное состояние и
    направления развития взаимодействия внешнеэкономической и таможенной
    деятельности России // Экономика и предпринимательство. 2018. №2 (91). С. 80 — 87.