Московский экономический журнал 5/2019
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-15013
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
GENESIS AND EVOLUTION OF SMALL AND MEDIUM
ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
Соболевская Светлана Евгеньевна, магистрант, Факультет истории, философии и права ОмГПУ
«Омского государственного педагогического университета»
Sobolevskaya Svetlana Evgenievna, postgraduate, Faculty of history, philosophy and law Omsk
state pedagogical University»
Аннотация:
Статья
посвящена анализу тенденций развития института российского малого и среднего
предпринимательства с момента его зарождения и до наших дней. Проведен
ретроспективный анализ этапов становления института малого и среднего
предпринимательства в России. Выделены ключевые особенности отечественного
малого и среднего бизнеса, обусловленные историческими, социально-политическими
и экономическими факторами. Обоснована роль поддержки дальнейшего развития
малого и среднего предпринимательства, как мощного инструмента обеспечения
общественного благосостояния.
Summary: the Article is devoted to the analysis of trends in the development of the Institute of Russian small and medium-sized businesses from its inception to the present day. A retrospective analysis of the stages of formation of the Institute of small and medium-sized businesses in Russia. The key features of domestic small and medium-sized businesses due to historical, socio-political and economic factors are highlighted. The role of support for the further development of small and medium-sized businesses as a powerful tool to ensure social welfare.
Ключевые
слова: малый бизнес, экономический кризис, макроэкономика,
экономическая безопасность, история экономики
Keywords: small business, economic crisis, macroeconomics,
economic security, economic history
Во времена Киевской Руси
XI-XII
веков предпринимательство выражалось в виде промыслов: звероловства, лесного
пчеловодства, торговли. Происходило зарождение домашнего ремесла, такого как:
изделия из кожи, обувь, льняная ткань. Начинает формироваться обмен товарами
между другими народами, формируя как розничную, так и оптовую торговлю
продуктами ремесла [1, С. 15-34].
К XI веку на Руси
появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность,
назывался он кодекс «Русская правда». В этом документе были зафиксированы
принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность
банкротства и принцип разрешения имущественных отношений.
В XIV веке происходят
значительные изменения в промышленной технике и её производстве. Появляются
водяные мельницы, бумага, книги, огнестрельное оружие, пушки, изготавливаются
монеты, развивается каменное строительство. Начинают формироваться первые
торговые товарищества [4, С. 138-146].
В период с XVI до XVII
активно развивалось земледелие, а также скотоводство и рыболовство. Широкое
распространение приобретало производство хлебобулочных изделий, деревянной
посуды. Происходило оживление торговли как между районами, так и с другими
странами.
Будущие центры
предпринимательства стали формироваться в XVII веке и состояли они из
металлургии и металлообработки, производства из дерева, ювелирного дела [3, С. 215-252].
XVIII век можно считать
веком развивающейся торговли. Преобладало производство пороха, зарождалось
производство химикатов, формировалось судостроение. Эффективно развивалась лёгкая
промышленность: фарфор, стекло. Развивалась мануфактура: суконных, полотняных,
шелковых изделий.
В этот период отмечался
недостаток капитала для развития предпринимательства, сезонность изменения цен,
высокий государственный контроль за торговлей [6, С. 65-74].
Мощным развитием
предпринимательства в царской России стала эпоха Петра I. Частично перенимая
предпринимательские подходы в Европе, он заложил основы торгово-промышленного
бизнеса. При Петре I увеличилось число мануфактур с 10 до 230.
Дальнейший подъём
предпринимательства был связан с отменой крепостного права и проведения земской
реформы. Начинает развиваться капиталистическое предпринимательство, увязанное
с купечеством.
В начале XX века
предпринимательство имело массовое явление. Создавался рынок рабочей силы,
предприниматели выступали как собственники. Развивалась административная форма
предпринимательства, открывались частные акционерные банки. Наибольший доход
приносили следующие направления: торговля, кредит и хлопчатобумажное
производство. Проводилась конфискация земельных участков, крупного рогатого
скота, изымалась аграрная продукция с последующим применением муниципальной
общественностью.
Темпы развития предпринимательства
существенно снизились, что было следствием монопольного положения государства,
лишавшего самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними.
Предпринимательскими функциями стало заниматься государство [2, С. 35-69].
На рубеже «Столыпинской
реформы», в сельском хозяйстве были созданы предпосылки крестьянского
предпринимательства, но, к сожалению, не достигло уровня фермерства. Помещичий
уклад, дворянство, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол
сдерживали расцвет предпринимательства. Тяжёлый удар нанесла октябрьская
революция 1917 года. Отмена частной собственности, ликвидация крестьянских
хозяйств привели к резкому падению производства [8].
В контексте
представленного исследования следует уделить внимание первой советской реформе,
проведенной под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина,
которая раскрепостила товарно-денежные отношения в 1965 г.
В рамках указанной
реформы внедрен комплекс экономических методов управления, расширена хозяйственная
самостоятельность всевозможных предприятий. Кроме того, результатом реформы
1965 г. стало широкое распространение приемов материального стимулирования [8].
В период 1965-1970 гг. были
проведены ключевые мероприятия рассматриваемой реформы. Так, в 1976 г. началась
работа 5,5 тыс. предприятий по новой схеме, а весной 1969 г. на нее перешли уже
32 тыс. предприятий [10].
На начальном этапе
реализации программы сняты административные ограничения сцен, хозяйственных
связей, внешнеэкономической деятельности и торговли. К первым указам Президента
относятся:
- Указ Президента «О либерализации цен в Российской Федерации»;
- Указ Президента «О свободе торговли в Российской Федерации».
Последствием
либерализации цен стала инфляция, которая послужила причиной проведения
программы реформирования, как обеспечение макроэкономической стабильности [8].
В конце 80-х годов
политические и социально-экономические изменения позволили осуществлять
предпринимательскую деятельность на легальной основе. Появились первые кооперативы,
союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного
движения [7].
В начале 90-х годов началась
приватизация старых государственных предприятий. В период 1992-1993 гг.
зародилась теневая экономика в малом бизнесе: большие размеры налоговых сборов
привели к тому, что предприниматели задействовали в своей деятельности «серые»
схемы.
Экономический развал и
политическая неразбериха (1991-1993 год) привели на переориентацию малого
бизнеса в коммерческую деятельность. Многие предприятия были разрушены и
ликвидированы, в этот период, главным видом деятельности в сфере бизнеса
становится торговля [7].
После 1993 года
происходит активно развивается малый и средний бизнес, частный сектор
экономики. Впервые создаётся правовая основа предпринимательской деятельности, принимаются
законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях». С 1998 года
появляется новое законодательство, ужесточающее требования к предприятиям. Теперь
при регистрации необходимо подавать документы в различные фонды (Пенсионный
фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Бизнес наталкивается на бюрократические
процедуры, что усложняет процесс регистрации.
В начале двухтысячных
годов XXI века в России основными государственными признаками являлись
увеличение количества малых и средних предприятий, создание благоприятных
условий для развития бизнеса, предоставление равных прав предприятиям для
получения поддержки государства.
Согласно данным Росстата,
в период с 2008 г. по 2011 г. наблюдался рост числа малых предприятий в России
с 1,4 млн до 1,8 млн, при этом число микропредприятий возросло с 1,1 млн до 1,6
млн [5, с.
232].
По состоянию на 1 января 2012 г., в
России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий (2009 г. — 841,7; 2010 г. —
861,1; 2011 г. — 868,0) [15].
В 1.01.2015 г. на сайте Ресурсного
центра малого предпринимательства статистические данные показывали увеличение
почти на треть количества микропредприятий в 2014 году по сравнению с 2010
годом, что составляло 1868,2 тыс. предприятий. Вместе с тем, прирост микропредприятий
в 2014 году по сравнению с 2013 годом составил 40 тыс., что составляет лишь 2,2
% [16].
Из-за ослабления национальной
валюты, выросла плата за импорт, что сказалось на повышении цен. Уровень
инфляции увеличился за 2014-2015 год с 6,45% до 12,91%. У многих предприятий
начался дефицит финансовых ресурсов, приводящий к увеличению производственных
затрат и снижению спроса, и как результат — снижение покупательской способности
населения.
По данным Росстата, количество
безработных в 2014 году увеличилось на 9,6 %, соответственно упала и
производительность труда на 4%, которая длилась с 2014 по конец 2015 г. [15].
Российская экономика испытывала ряд
проблем, сложившихся в результате череды политических и экономических событий,
яркий тому пример — введение санкций против России Евросоюзом.
По справедливому замечанию Л.А.
Дубковой, в России малый бизнес играет крайне серьезную роль в развитии
экономики, поэтому исследование перспектив его развития в наши дни приобретает
все большую актуальность [9].
Анализ текущего состояния развития
малого и среднего предпринимательства показывает постепенное улучшение.
Согласно Единому реестру, количество предприятий малого и среднего бизнеса
растёт. По состоянию на 10.04.2017 г., на территории Российской Федерации
насчитывалось всего 6 019 798 субъектов малого и среднего предпринимательства
численностью работников 15 774 446 человек, что составило 21% от общего числа
экономически активного населения. Подавляющие большинство составили
микропредприятия, порядком 5 761 052 единиц, что в
долевом отношении – 95,7% от всех субъектов малого и среднего
предпринимательства.
В 2016 году была утверждена
стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года.
Были внесены изменения в Закон о контрактной системе в сфере государственных
закупок, которые обязывают государственные и муниципальные унитарные
предприятия производить закупки у малого и среднего бизнеса. Благодаря этому в
2018 г. объем таких закупок увеличился в два раза. Стратегией предусмотрено
поэтапное увеличение объема прямых закупок государственных компаний у малых и
средних предприятий до 25%, начиная с 2018 года [14].
21 декабря 2017 года Президент РФ
принял Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию
конкуренции». На 2018-2020 гг. утверждён Национальный план развития конкуренции
в России. В Указе поставлена задача разработать проекты законов, ограничивающие
создание на конкурентных рынках государственных и муниципальных унитарных предприятий,
участие государства в хозяйственных обществах, исключающие возможность относить
к естественным монополиям хозяйствующие субъекты на конкурентных рынках,
предусматривающие поэтапное ограничение государственного регулирования тарифов
в конкурентных областях [14].
На сегодняшний день, большое
внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. В каждом регионе
имеется своя стратегия с учётом особенностей и объёмом финансирования.
Проанализировав статистические данные по этому вопросу, следует сказать о том,
что несмотря на кризисную экономическую обстановку в стране, поддержка малых и
средних предпринимателей продолжается.
Изучение истории малого и среднего
предпринимательства в России позволило сформировать основные периоды развития. Изначально
динамично развивающаяся, но попавшая под запрет, данная сфера экономики имеет
свои отличительные черты.
Список литературы
- Барышников М.Н. История делового мира. М., 2008.
С.15-34. - Беляева Л.А.
Средний класс проблемы формирования и развития в России / Мир России. — М.
Д996, 2005. C.35 — 69. - Волков М.Я.
Ремесленное и мелкотоварное производство в Росси во второй половине XVI —
первой половине XVII в. // ИЗ.М., №92. С.215-252. - Павленко Н.И., Андреев И.Л., Фёдоров В.А.
История России с древнейших времен. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014. C.138 —
146. - Старова О.В.
Особенности развития российского предпринимательства / О.В. Старова //
Экономика и управление в XX веке: тенденции развития. – 2013. – № 12. – С.
229-234 - Сметанин С.И.
История предпринимательства в России. 2002, С.65 — 74 - Абакумова М. Трудности на местах // Forbes. — 2013. — N 6. —
С.68-81. - Долгопятова
Т.Г. Российский бизнес 20 лет спустя: путь от социалистического предприятия к
рыночной фирме / Е.Г. Долгопятова, И.Ивасаки, А.А. Яковлев // Мир России. —
2009. — N 4. — С.89-114. - Дубкова Л.А. Перспективы развития малого бизнеса
(отраслевой, региональный и социальный аспекты) // Вестник современных
исследований. 2019. № 1.10 (28). С. 125-126. - Карцев Д.,
Мостовщиков Е., Соколов-Митрич Д., Уколова А., Гутова Ю., Филимонова Т.,
Емельяненко В., Шпак В. /25 лет российского бизнеса 1988-2013: кто и как
создавал нашу экономику // Русский репортер. 2013. — N 22. — С.26-36. - Полякова
Татьяна Викторовна Перспективы развития добычи сланцевых углеводородов в
Северной Америке // Вестник МГИМО. 2014. – №1 (34). – С.97-105. - Фадейкина Н.В.,
Демчук И.Н. Внешние экономические санкции по отношению к России и
дедолларизация: их влияние на состояние национальных экономик // Экономика и
социальная политика. 2016. – №4. – С.3-24. - Хлопов Олег
Анатольевич Причины и последствия снижения цены на нефть: интересы США и
Саудовской Аравии // Власть. 2015. – №3. – С.156-161. - Логвинов С.А., проф. каф. «Макроэкономическое
регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ; Е.Г.Павлова, доц.
каф. «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при
Правительстве РФ, Доходы и уровень жизни в России в 2018 году. / / (Электронный
ресурс). URL:
http://center-yf.ru/data/economy/dohody-i-uroven-zhizni-v-rossii-v-2018-godu.php. - Сайт Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации (Росстат) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru - Статистика МСП 2010-2014: основные
показатели деятельности малых и средних предприятий // [электронный ресурс];
URL: http://rcsme.ru/ru/statistics