http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2018

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 33.05 

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15081

Бородина Ольга Борисовна, доцент, к.э.н., ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству, 105064, Москва, ул. Казакова, 15, olga2700@mail.ru

Borodina Olga Borisovna, Associate Professor, candidate of economic sciences, FSAEI HE of Russian State University on land subsequently, 105064, Moscow, Kazakov st.15

РОЛЬ И МЕСТО СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

THE ROLE AND PLACE OF FREE ECONOMIC ZONES AND SPECIAL ECONOMIC ZONES IN DEVELOPMENT RUSSIAN ECONOMY

Аннотация. Автор исследует понятия «свободной экономической зоны» и «особой экономической зоны» с точки зрения их роли и места в экономических отношениях Российской Федерации. Рассматривается соотношение этих понятий на основе анализа нормативной правовой базы, а также различных научных исследований в данной сфере. Обосновываются различия и сходности в данных понятиях.

Summary. The author examines the concept of» free economic zone «and» special economic zone » in terms of their role and place in the economic relations of the Russian Federation. The correlation of these concepts based on the analysis of the regulatory framework, as well as various scientific studies in this area. The differences and similarities in these concepts are substantiated.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, особая экономическая зона, свободная таможенная зона, предпринимательская деятельность, льготы, экономическое развитие.

Keywods: free economic zone, special economic zone, free customs zone, entrepreneurial activity, facilities, economic development.

Данная работа подготовлена при информационной поддержке Компании «КонсультантПлюс».

   В настоящее время, реализуя поручение Президента Российской Федерации, выраженное в «майском Указе», перед национальной экономикой стоит задача создания условий для интенсификации всех отраслей в их комплексном развитии [1].

   Нельзя сказать, что такие условия не создавались ранее. Однако, по различным причинам процесс экономического развития государства протекал недостаточно активно.

   В Российской Федерации задействован опыт зарубежных стран по созданию определенных территорий с установлением в их границах для участников предпринимательской деятельности определенных условий. В первую очередь это направлено на развития национальной экономики, развития проблемных регионов, создания жизнеобеспечивающих условий для населения, проживающего в различных частях страны.

   Такой подход к формирования экономико-пространственного механизма выразился в создании свободных экономических зон и особых экономических зон. Такие экономические системы являются сложноорганизованными, комплексными механизмами, призванными решать одну из основных задач, стоящих сегодня перед государством – обеспечения внешнего и внутреннего суверенитета посредством интенсификации национальной экономики.

   В современной научной литературе существует множество толкований понятия «свободной экономической зоны» и «особой экономической зоны, при этом часто встречается смешение этих терминов [2]. Некоторые авторы определяют особые экономические зоны как разновидность свободных экономических зон [3].

   Еще один повод для научных дискуссий в этой части появился в связи в введением в пространственную организацию экономики страны такого понятия как территории опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [4, 5].

   Все это дает повод для детального изучения в первую очередь нормативной правовой базы, являющейся основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере функционирования таких территорий.

   Согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, заключенной в совершено в Киото 18 мая 1973 г. и ратифицированной Российской Федерацией, «свободная зона» означает часть территории Договаривающейся Стороны, в пределах которой любые прибывшие на нее товары обычно рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как товары, находящиеся за пределами таможенной территории [6].

   Согласно ст.4 Модельного закона «О свободных экономических зонах» принятого в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-5 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории государства, в пределах которого для товаров и транспортных средств устанавливается таможенный режим свободной таможенной зоны, а субъектам предпринимательской деятельности предоставляются налоговые льготы в соответствии с данным законом, таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах государства. Действительными членами данного Содружества являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан [7].

   Создание свободных (специальных особых) экономических зон предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе. В данном документе установлено, что такие зоны создаются и функционируют в целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, а также в иных целях на территориях государств-членов: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России [8].

   Этими же государствами, являющимися членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества было заключено Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны [9]. Согласно данному нормативному правовому акту свободная (специальная, особая) экономическая зона — часть территории государства — члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

   Таможенный кодекс Евразийского экономического союза под территорией свободной экономической зоны понимает территорию или ее часть, на которой в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого она создана, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой [10].

   Итак, исходя из анализа международных документов, ключевым элементом в понятии свободной экономической зоны является установление особых условий для таможенных процедур, как то льготы, иные преференции или отмена налогов и пошлин.

   Под особой экономической зоной согласно Федеральному закону от 22.07.2005 N 116-ФЗ понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [11]. В данном понятии особой экономической зоны ключевым элементом является создание благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности в целях экономического развития определенных регионов. Для интеграции национального экономического пространства в международную систему предусматривается возможность применения таможенных процедур свободной экономической зоны. Однако, такая возможность определена только для промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых особых экономических зон. Российская Федерация пользуясь статусом участника различных межгосударственных организаций использует такое членство для создания выгодных условий для развития отраслей национальной экономики.

   Исходя из вышесказанного трудно определить особую экономическую зону как один из видов свободной экономической зоны и не могут определяться как равнозначные понятия. Они имеют самостоятельные цели, задачи, направления.

   Следует согласиться с мнением, что свободные экономические зоны больше применяются к внешнеторговой деятельности, а особые экономические зоны к предпринимательской [12]. В рамках создания и функционирования свободных экономических зон решаются межгосударственные задачи, ставится акцент на привлечение иностранного капитала. В таком же процессе особых экономических зон в первую очередь решаются внутригосударственные задачи в рамках развития среднего и малого бизнеса, привлечения частных инвестиций, создания объектов инфраструктуры с использованием потенциала соответствующей территории.

   При этом они решают общую задачу – интенсификация экономики государства. Вследствие этого правовой режим реализации экономической деятельности на территории таких зон имеет существенное сходство по основным правовым, организационным, административным механизмам и средствам. Их создание направлено в первую очередь на снижение затрат производства, обеспечение конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках, привлечение иностранного и отечественного капитала в национальную экономику, применение инновационных технологий  в различных отраслях экономики.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. — — N 20. — ст. 2817
  2. Оболонкова Е.В. Свободные (особые) экономические зоны: цели и причины создания // Законодательство и экономика. — 2016. — N 5. — С. 7 – 12
  3. А.Ю. Архипов, П.В. Павлов, А.В. Татарова Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 294 с.
  4. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / А.А. Мохов, А.Е. Балашов, О.А. Шевченко и др.; отв. ред. А.А. Мохов. М.: КОНТРАКТ, 2018. 100 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. -2015. — N 1 (часть I). — ст. 26.
  6. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. —  — N 32. -ст. 4810
  7. Модельный закон «О свободных экономических зонах» (Принят в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-5 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. — 2001. — N 26. — С. 223 – 235
  8. Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) [Электронный ресурс] // http://www.pravo.gov.ru, 01.2015
  9. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017) // Бюллетень международных договоров. – 2012. — N 7
  10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // http://www.eaeunion.org /, 04.2017
  11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2005. — N 30 (ч. II). — ст. 3127
  12. Егоров В.Е.Туристско-рекреационные особые экономические зоны Российской Федерации: понятия, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов // Туризм: право и экономика. — 2009. — №1