Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 330.322

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15060

Вершинин Юрий Борисович, к.э.н., доцент Института экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет (УлГУ), г. Ульяновск

Вершинина Е.Л., доцент Института экономики и бизнеса, декан Заволжского экономико-гуманитарного факультета (ЗГВФ) Ульяновского государственного университета (УлГУ), г. Ульяновск

Vershinin Jury, assistant professor, Ulyanovsk state university, Ulyanovsk

Vershinina Elena, assistant professor, the dean of Ulyanovsk state university, Ulyanovsk

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

STRATEGIC DIAGNOSTICS IN THE PROCESS OF DEVELOPING A STRTEGY FOR THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Аннотация

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разработанная компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи, большое внимание уделяет стратегической диагностике уровня развития муниципалитета. Анализ ключевых текущих инструментов стратегического управления городом и выбор целевой модели управления развития Ульяновской агломерацией является одним из главных результатов данного этапа анализа. Следующим этапом является выявление ключевых сценариев развития города в зависимости от внешних и внутренних факторов и выбор направлений дальнейшего развития.

Summary

The strategy-2030 of socio-economic development of the municipality “Ulyanovsk city”, developed by the Strategy Partners Group (Moscow) in collaboration with the authors of this article, pays great attention to the strategic diagnosis of the municipality development level. The analysis of the key current instruments of strategic city management and the determination of development management model for the Ulyanovsk region is one of the main results of this stage of analysis. The next step is to identify key scenarios for the city development, depending on external and internal factors and the choice of areas for further development.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципального образования, первичная диагностика уровня развития муниципалитета, инвестиционная привлекательность, стратегическая диагностика.

Keyword: the strategy of the socio-economic development of the municipality, primary diagnostics of the municipality development level, the investment attractiveness, the strategic diagnosis. 

   Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, разрабатывалась компанией Strategy Partners Group (г.Москва) в сотрудничестве с авторами данной статьи в 2015-16 гг. Она легла в основу всех дальнейших разрабатываемых инвестиционных стратегий города Ульяновска.

   В данной статье мы рассмотрим проведенную стратегическую диагностику конкурентоспособности города:

  • Оценка качества жизни в городе на базе опроса населения (рис.1)
  • Оценка инвестиционной привлекательности и качества предпринимательского климата в городе Ульяновске – опрос предпринимательских кругов
  • Анализ ключевых текущих инструментов стратегического управления городом и выбор целевой модели управления развития Ульяновской агломерацией
  • Выявление ключевых сценариев развития города в зависимости от внешних и внутренних факторов.

   Ключевые результаты опроса предпринимателей (рис.2.): оценка качества условий для ведения бизнеса в городе Ульяновске [1], [2]

  1. Ведущие компании МСБ города Ульяновска оценивают текущее состояние бизнеса как хорошее, однако строят пессимистичные прогнозы относительно 2015 года
  2.  Ключевые факторы, негативно влияющие на качество бизнес среды для МСБ:

Безымянный

  • низкая доступность квалифицированных рабочих и инженеров (крупный бизнес забирает «сливки» с рынка наряду с общим дефицитом инженерно-технических кадров)
  • ограниченный доступ к финансированию (высокая стоимость кредитов, отсутствие качественных залогов).

3. Качество бизнес климата в городе также ухудшают [3]:

  • Низкая доступность земельных участков и производственных помещений
  • Сложности с подключением новых энергетических мощностей и высокие тарифы на электроэнергию
  • Высокие тарифы на железнодорожные перевозки
  • Недостаточная эффективность отраслевых ассоциаций и низкий уровень участия в них предприятий

4. Вместе с тем МСБ позитивно оценивает следующие факторы:

  • Административное регулирование
  • Доступность поставщиков комплектующих, машин и оборудования
  • Технологический уровень поставщиков
  • Качество транспортной и логистической инфраструктуры

5. МСБ также отметил наличие давления со стороны проверяющих органов и низкую предпринимательскую активность населения

6. Ульяновск показал относительно высокие результаты по рейтингу Индекса Опоры в сравнении с городами-миллионниками (9 место из 13)

   Ключевые вызовы существующей системы управления:

  • Отсутствие стратегического планирования и, как следствие, приоритет срочных задач и поручений над плановой работой, недостаточная проработка отчётных документов

Безымянный

  • Фокус бюджета направлен на исполнение текущих обязательств, а не на контроль достижения результатов
  • Отсутствует система оценки эффективности работы подразделений. Подразделения сами формируют показатели оценки своей работы через установку значений целевых показателей в муниципальных программах. Работа части подразделений оценивается лишь субъективно (без отслеживания показателей)
  • Низкий уровень оплаты труда муниципальных служащих, не позволяющий удерживать лучших сотрудников; вознаграждение слабо связано с достигнутыми результатами

   Ключевые выводы: В городе Ульяновске необходимо создать систему стратегического управления развитием

   Цели создания системы стратегического управления городом:

  • Повышение эффективности муниципального управления в городской администрации, повышение качества политики и программ
  • Повышение результативности бюджетных расходов за счёт стратегической ориентации бюджета
  • Достижение более высоких результатов социально-экономического развития, в т.ч. повышение качества и доступности муниципальных услуг

Сильные и слабые стороны Ульяновска (интегральный баланс)

Сильные стороны

Наличие «анонсированного будущего» по ключевым направлениям развития города;

  • Город в целом привлекателен для привлечения целевых инвесторов и имеет хорошие возможности для продвижения в этом направлении;
  • Процесс привлечения инвесторов в области на уровне лучшей российской практики;

Безымянный

  • Наличие сильных кластеров российского уровня и предприятий с сильными международными и российскими брендами;
  • Система управления городом уникальна для РФ и способствует внедрению методов стратегического управления и общественного контроля;
  • Достаточно эффективное управление бюджетом города в условиях крайней ограниченности ресурсов;
  • Достаточно качественная система образования, позволяющая готовить кадры приемлемого уровня;
  • Достаточно высокий уровень безопасности в городе;
  • Туристические активы города обладают определенной уникальностью и хорошими перспективами

Слабые стороны

  • Нехватка высокопроизводительных рабочих мест в «торгующих» секторах экономики, и, как следствие, низкий уровень собственных доходов города и высокая зависимость от финансирования из федерального бюджета;
  • Проблемы в качестве медицинского обслуживания для жителей города;
  • Отток наиболее высококвалифицированного и активного населения из-за проблем с работой и слабыми возможностями для самореализации;
  • Проблемы с содержанием многоквартирных домов, в т.ч. из-за неупорядоченной деятельности управляющих компаний;
  • Сравнительно низкое качество автомобильных дорог;
  • Недостаточное развитие авиационного сообщения;
  • Низкая предпринимательская активность населения;
  • В городе мало привлекательных архитектурных объектов и комплексов, общественных пространств, совершенно не развита набережная Волги;
  • Имеются проблемы с транспортной связностью районов.

Основные выводы по системе стратегического управления городом

   Области повышенного внимания в рамках стратегического управления городом:

  • Отсутствие стратегического планирования и, как следствие, приоритет срочных задач и поручений над плановой работой, недостаточная проработка отчётных документов
  • Фокус бюджета направлен на исполнение текущих обязательств, а не на контроль достижения результатов
  • Отсутствует система оценки эффективности работы подразделений. Подразделения сами формируют показатели оценки своей работы через установку значений целевых показателей в муниципальных программах. Работа части подразделений оценивается лишь субъективно (без отслеживания показателей)
  • Низкий уровень оплаты труда муниципальных служащих, не позволяющий удерживать лучших сотрудников; вознаграждение слабо связано с достигнутыми результатами
  • Большинство стратегических документов верхнего уровня в Ульяновске находятся в разработке или требуют актуализации
  • Отсутствует единый центр координации стратегической политики и программ

   Для запуска системы стратегического управления городу необходимо осуществить стратегический выбор по трём ключевым вопросам:

  • Масштаб изменений в рамках стратегии
  • Функционал Центра Правительства
  • Организация Центра Правительства

С учётом анализа сильных и слабых сторон города:

  • Масштаб изменений в рамках стратегии рекомендуется ограничить отдельными проектами
  • Рекомендуется создать Центр стратегического управления, ответственный за реализацию стратегии, созданный в формате отдельного самостоятельного подразделения при Главе города

Для реализации стратегических инициатив необходимо:

  • Создать Дирекцию городского развития, акцентированной на привлечении инвестиций. Фокус Дирекции необходимо сконцентрировать на трех приоритетных сферах городского развития: городское хозяйство, локальные рыночные сектора, торгующие рыночные сектора
  • Создать Агентство городских инициатив — «акселератор», обеспечивающий реализацию знаковых общественных инициатив активных горожан, стремящихся улучшить жизнь в Ульяновске

   В целях создания эффективной системы повышения квалификации муниципальных кадров необходимо разработать модель компетенций муниципальных служащих, развивать партнерство с другими городами и создать удобные инструменты обучения [4], [5], [6].

   МО «город Ульяновск» в настоящее время способен оказать не столько значительную, сколько устойчивую поддержку бизнесу за счет грамотной бюджетной политики (рис.5.) и работе по диверсификации налоговых поступлений (рис.4) [7], [8].

Возможности и угрозы для развития Ульяновска

Возможности

Участие в импортозамещении за счет низкой стоимости рабочей силы и определенных технологических компетенций;

  • «Против течения»: активизация сотрудничества с ЕС в поиске ПИИ, при развитии «китайского вектора»;
  • Развитие инженерного и естественнонаучного, практико- ориентированного университетского образования;
  • Формирование центра компетенций в области «бережливого городского хозяйства»;
  • Развитие города как «хаба» для Приволжского федерального округа;
  • Развитие исторического центра города, усиление индивидуальности районов и микрорайонов города;
  • Формирование центра компетенций в области современного муниципального управления;
  • Поддержка и лоббирование ульяновских авиа- и автопроизводителей;
  • Развитие МСБ и формирование «газелей» в стройматериалах, мебели, пищевой промышленности, легкой промышленности

Безымянный

Угрозы

Активизация крупных соседних городов в борьбе за ПИИ (Самара, Казань, Нижний Новгород, Саратов);

  • Неэффективность федеральной политики по поддержке производств, включая авиапром, автопром, импортозамещение;
  • Захват ключевых рынков для ульяновской продукции производителями из КНР и ЮВА;
  • Отток критической массы лучших специалистов и как следствие нехватка резервов для дальнейшего развития;
  • Дальнейшее усиление разрозненности города, обособление Заволжья, стагнация Правобережья;

Безымянный

  • Потеря специальностей магистратуры и аспирантуры вузами Ульяновска с учетом политики Минобрнауки;
  • Долгосрочная стагнация потребительского спроса в России;
  • Усиление пессимистических и деструктивных настроений в городе, попадание в «замкнутый круг неудачника»
  • Уход ключевых иностранных инвесторов из-за усиления кризисных и политических факторов.

   Выбор основных «движущих сил», влияющих на стратегическое развитие Ульяновска:

  • Рассматриваемые варианты «движущих сил»
  • Стоимость ресурсов/энергоносителей на мировом рынке

Безымянный

  • Качество институциональной среды в России
  • Долгосрочные тенденции валютного рынка
  • Активное развитие импортозамещения в России
  • Качество государственного управления в России.
  • Уровень международной изоляции России
  • Активизация «азиатского вектора» в международном сотрудничестве России
  • Уровень развития инфраструктуры в России
  • Рост привлекательности соседних регионов
  • Уровень развития инфраструктуры в РФ

Рассмотрение варианта — Стратегическое партнерство России: с ЕС или Китаем

Основные причины выбора:

  • Оказывает стратегическое значение на внешнюю, транспортную, инфраструктурную, промышленную и технологическую политики РФ,
  • Крайне важно для Ульяновска как промышленного города,
  • Является ключевым «внешним» фактором

Условия реализации:

  • Нацеленность России на партнерство с Китаем и способность договориться с Китаем
  • Способность Китая сохранить экономический рост и стать самостоятельным центром науки и технологий

Качество государственного управления в России: улучшение или стагнация

Основная причина выбора:

  • Ряд прочих движущих сил (активное развитие собственной промышленности, качество институциональной среды, уровень развития инфраструктуры и т.п.) – зависят от воздействия данной ДС
  • Влияет на справедливость и сбалансированность межрегиональной конкуренции
  • Является ключевым «внутренним» факторов

Условия реализации:

  • Осознание на всех уровнях власти важности фактора для развития страны

   Ульяновску необходимо найти свою нишу в конкуренции с более сильными регионами, правильно использовать человеческий потенциал и базовые экономические преимущества.

Для компаний

Недорогая квалифицированная рабочая сила и современная производственная инфраструктура

  • Усиление конкурентных позиций существующих кластеров и секторов (аэрокосмический, автопромышленный и т.п.) (рис.6)
  • Компетенции в подготовке кадров для производственных компаний
  • Доступ к рынку регионов ПФО;
  • Доступ к инновациям в узких сегментах
  • Эффективная и ориентированная на нужды бизнеса региональная / городская власть

Для населения

Благоприятные природно-климатические условия средней полосы, красивый ландшафт

  • Возможность для старта своего бизнеса
  • Широкий спектр выбора различных «моделей жизни в городе» – от проживания в исторической части и работы в традиционных отраслях до жизни в «городе будущего» и работе на «предприятии будущего»
  • Возможность вернуться, испытав себя в другом городе / стране
  • Близкий доступ к разным городам Поволжья, удобное место для туристически активных людей;
  • Спокойная, безопасная жизнь
  • Историческое наследие

Для РФ

Национальный центр компетенций в области авиастроения

  • Национальный центр компетенций в области авионики
  • Центры компетенций в отдельных сегментах автопрома и автокомпонентов
  • Центр высококачественного производства деревянных стройматериалов
  • «Хаб» Приволжского федерального округа, площадка для сотрудничества
  • «Пилотный регион» по отработке новых методов партнерства с ЕС и ЮВА
  • Сохранение и исследование дореволюционного, революционного и советского наследия.

   Таким образом, бережно стимулируя факторы, способствующие развитию промышленности и наиболее динамичных отраслей сферы услуг, грамотно пользуясь всеми возможностями стратегической матрицы, МО «город Ульяновск» способно добиться успеха в соперничестве с весьма сильными соседями по ПФО.

Литература

  1. База данных показателей муниципальных образований / ФСГС. 2017. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm (дата обращения: июнь 2017).
  2. Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации / Министерство юстиции Российской Федерации. 2017. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/monitoring-razvitiya-sistemy-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: ноябрь 2018).
  3. Юркова С.Н. Модель местного самоуправления для России: дискуссионные тезисы // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3. С. 29-36.
  4. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформа и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД, 2012. 1024 с.
  5. Бухвальд Е.М. Муниципальная реформа в России: мифы и реальность // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 1. С. 60-69.
  6. Гуренкова О.В. Современное состояние реформы местного самоуправления: основные итоги переходного периода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 41. С. 72-77.
  7. Муниципальная реформа как зеркало современных тенденций в развитии страны / История новой России. 2017. URL: www.ru-90.ru (дата обращения: июль 2017).
  8. Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 223-230.