Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 338.49

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15121

Благинин Виктор Андреевич, старший преподаватель кафедры, директор центра наукометрии и рейтинговых исследований, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Михайловский Петр Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург,

Blaginin V.A.   geschenke777@mail.ru

Mihaylovskiy P.V.    mpv1@usue.ru 

АВТОТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА 

AUTOMOBILE TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS a FACTOR FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-010-00833

Аннотация

В статье рассматривается вопрос оценки влияния автомобильной транспортной инфраструктуры на экономическое развитие и экономическую безопасность территории. Ввиду отсутствия конкретных метод выявления вклада автотранспортной инфраструктуры на экономическую безопасность территории, авторы предлагают собственную методику, основанную на рассмотрении динамических показателей формирования, функционирования и развития автотранспортной инфраструктуры, которые отобраны по принципу общедоступности у государственных органов статистики. Пример апробации методики сделан на данных Свердловской области за последние несколько лет.

Summary

The article discusses the issue of assessing the impact of automotive transport infrastructure on the economic development and economic security of the territory. Due to the lack of a specific method for identifying the contribution of road infrastructure to the economic security of a territory, the authors propose their own methodology based on the consideration of dynamic indicators of the formation, functioning and development of road transport infrastructure, which are selected according to the principle of public accessibility from government statistics bodies. An example of testing the methodology is based on data from the Sverdlovsk region over the past few years.

Ключевые слова: транспорт, экономическая безопасность, транспортная инфраструктура, автотранспортная инфраструктура, региональная экономика

Keywords: transport, economic security, transport infrastructure, automobile transport infrastructure, regional economy

   Согласно мнения множества ученых, транспорт и обеспечивающая его функционирование транспортная инфраструктура являются основопологающими факторами развития региона. От их корректного и оптимизированного формирования, развития и функционирования зависит обеспечение практически всех социально-экономических процессов на территории [4,7].

   В рамках функционирования транспортного комплекса (в котором выделают автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный и трубопроводный виды транспорта) особняком считается автомобильный транспорт и автотранспортная инфраструктура региона, особенно это актуально для такого географически масштабного государства как Российская Федерация [13].

   Поэтому, действительно, автотранспортная инфраструктура, являясь фактором развития региона, параллельно является фактором обеспечения национальной экономической безопасности и экономической безопасности, в частности. Однако, понимание данного состояния не означает простоты оценивания влияния автотранспорта на экономическую безопасность территории. В связи с этим, авторы предлагают рассмотреть пример оценки вклада и влияния автотранспортной инфраструктуры на безопасность региона в рамках разработанной модели, с вариантом апробации на статистических данных Свердловской области [1].

   Для полноценной оценки вклада и эффективности влияния автотранспортной инфраструктуры на экономическую безопасность территории, по мнению авторов, должны выполняться некоторые условия, которые являются неоспоримыми, то есть только их исполнение обеспечивает регион статусом «высокий уровень экономической безопасности».

  1. В регионе должен быть обеспечен весь состав элементов автотранспортной инфраструктуры, с учетом несвойственных России элементов;
  2. данные элементы должны соответствовать требованиям технологической платформы Industry0 и экономическим вызовам шестого технологического уклада;
  3. автотранспортная инфраструктура обязана обеспечить ускорение мобильности пассажиров и грузов по мере увеличения масштаба передвижения;
  4. вклад автомобильного транспорта в макроэкономические и мезоэкономические показатели должен быть достаточно велик.

   Как и по многим показателям экономической безопасности региона по данным условиям пороговые значения также должны быть сформированы с использование системы экспертных оценок после анализа всех субъектов РФ [5]. Проведем оценку автотранспортной инфраструктуры Свердловской области с позиций обеспечения экономической безопасности.

   Отправной точкой анализа являются основные показатели функционирования собственно автомобильного транспорта на территории. (табл. 1)

Безымянный

   Данные показатели в комплексную оценку не входят, однако констатируют ситуацию о постепенном формировании новых объектов, в данном случае автомобильных дорог, с хорошей динамикой, а также синусоидный характер по двум показателям перевозок в Свердловской области. Нестабильность показателей всегда находит отражение в оценке экономической безопасности, и данная гипотеза в конце исследования подтвердилась.       

   В качестве показателей обеспеченности региона объектами автотранспортной инфраструктуры, для удобства рассмотрения (показатели должны быть в общем доступе и предоставляться органами государственной статистики) выделим основные три: наличии и дополнительное формирование выделенных специальных полос движения, протяженность автомобильных дорог в динамике, протяженность оградительных сооружений на региональных трассах. Данные по Свердловской области представлены в таблице 2.

Безымянный

   Конечно, чтобы говорить о инновационных элементах автотранспортной инфраструктуры, этого крайне недостаточно [3]. Необходимо упомянуть о платных дорогах, электрозаправках, протяженности дорожного полотна, удовлетворяющего работоспособности электрокаров нового поколения и так далее, но ввиду того, что наша методика в первую очередь направлено на российские регионы, представленных показателей должно быть достаточно. Как видно из расчетов в Свердловской области по данным критериям наблюдается постоянный рост, однако в некоторые периоды отмечается ассиметрия роста (сбой динамики).

   Следующая группа показателей соответствия платформе Industry 4.0. Для удобства анализа авторами были выбраны следующие внутренние критерии: количество электрозаправочных станций, наличие интеллектуального автомаркетинга, наличие системы интеллектуальных светофоров, количество зарегистрированных электрокаров. Проблема лишь в том, что не каждый регион формирует данную статистику, в связи с чем авторами принято решения взять для анализа результирующие показатели —  число пострадавших и погибших в дорожно-транспортных происшествиях, тем более что они представляют еще и социальные эффекты (табл. 3, 4).

Безымянный

   По статистическим данным 2017 календарного года на территории Свердловской области находится 1 электрозаправочная станция, зарегистрировано 28 электроавтомобилей, интеллектуальные когнитивные системы отсутствуют.

   Такая картина достаточно характерна для всей России, так как страна только вошла в пятый технологический уклад. Это состояние неудовлетворительное и подбивает экономическую безопасность территории, тогда как Германия формирует модель Industy 5 (пятой промышленной революции) и именно в области транспорта она находит наибольшее отражение [2, 8].

   Итерационные показатели ускорения мобильности Свердловской области представлены в итоговой таблице комплексной оценки влияния автотранспортной инфраструктуры на экономическую безопасность региона.

   Вклад автомобильной транспортной инфраструктуры в макроэкономические и мезоэкономические показатели будем определять с помощью следующих показателей:

  1. доля автомобильного транспорта в ВРП (в зарубежных странах составляет около 6.5%)
  2. доля занятого трудоспособного населения на транспорте
  3. процент успешного взимания транспортного налога

   В исследуемом уральском регионе автомобильный транспорт формирует лишь 0.9 процента от валового регионального продукта, а доля занятых равно 3.7%. Процент успешного взимания немного лишь переваливает за половину.

Безымянный

   Итоговая комплексная оценка региона представлена в Таблице 5 Как видим, автотранспортная инфраструктура оказывает большое влияние на экономическую безопасность территории. В случае со Свердловской областью, в числовом эквиваленте, безопасность обеспечивается лишь на 73,68%. Для того, чтобы решить эти проблемы необходимо сформулировать практические направления развития автотранспортной инфраструктуры.

Литература

  1. Blaginin V.A., Khudyakova T.S., Vlasova N.Y. Model for assessing transport security in the region (based on the example of the Sverdlovsk region) / Proceedings of the 2017 International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», IT and QM and IS 2017. 8085762, с. 61-65
  2. Drath R., Horch A. Industrie 4.0: Hit or hype? [Industry Forum] // IEEE Industrial Electronics Magazine, 2014, 8(2),6839101, с. 56-58
  3. Благинин, В.А. К вопросу об элементах современной автомобильной транспортной инфраструктуры региона: российский и зарубежный опыт//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2016. -№ 7 (89).
  4. Гольц, Г.А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии опережающего развития России // Экономическая наука современной России. – 2000. — № 2. – С. 5-21.
  5. Дворядкина, Е.Б. Экономическая безопасность [Текст] : учеб. / Е.Б. Дворядкина, Я.П. Силин, Н.В. Новикова — Изд. Уральского гос. экон. ун-та. – Екатеринбург. — 2016.- с. 189
  6. Ижгузина Н.Р. Расчет синергетического эффекта городских агломераций региона (на примере Свердловской области) // Известия Уральского государственного экономического университета. 2017. № 2 (70). С. 75-89.
  7. Кузнецова А.И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2012’1.
  8. Рифкин, Д. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом. / Пер. с англ. — М.: Изд-во АНФ, 2014. – 189 с.
  9. Российский статистический ежегодник 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
  10. Статистический сборник Регионы России 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
  11. Статистический сборник Россия в цифрах 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
  12. Статистический сборник Транспорт и связь 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
  13. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Тенденции развития экономического пространства уральского макрорегиона // Управленец. 2017. № 2 (66). С. 2-11.