Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15109

Абубакир Хасанович Тамбиев, д.э.н., профессор, Южный федеральный университет 

Tambiev Abubakir Khasanovich

Овчинников Виктор Николаевич, д.э.н., профессор, Южный федеральный университет  

Ovchinnikov Viktor Nikolaevich

Маркетинговое исследование взаимодействия бизнеса и образовательных организаций

Marketing research of interaction between business and educational organizations

Аннотация: В статье рассмотрена роль маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг по профессиональной подготовке. Представлены результаты опроса предпринимателей по вопросам материально-финансовой поддержки бизнесом образовательного процесса в организация профессионального образования.

Abstract: The article discusses the role of marketing research in the market of educational services for vocational training. Presents the results of a survey of entrepreneurs on the material and financial support of business in the educational process in the organization of vocational education.

Ключевые слова: опрос, респонденты, методы маркетингового исследования, потребности бизнес-сообщества, взаимодействия бизнеса и образовательных организация профессиональной подготовки.

Keywords: survey, respondents, marketing research methods, needs of the business community, interaction of business and educational organization of vocational training.

   В современных условиях важное место отводится задаче тесного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений в процессе подготовки кадров для экономики страны. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях введения ограничений на импорт технологий из-за рубежа и роста конкуренции на глобальном рынке. Экономика остро нуждается в новых технологиях и высококвалифицированных кадрах, в то же время необходимы существенные финансовые вложения в развитие материально-технической базы высшего и профессионального образования, в том числе со стороны бизнес-сообщества. Все это обусловливает актуальность исследования отношения предпринимательского сообщества к проблеме финансовой поддержки образовательных учреждений и тесного взаимодействия с ними[1].  

   Одним из методов маркетингового анализа, который применим в данной ситуации, является опрос. При проведении опроса важное значение имеет выборка респондентов. В контексте анализируемого вопроса выборка респондентов должна включать в себя предпринимателей из различных отраслей экономики и регионов РФ. Наиболее удобной площадкой для проведения подобного опроса является Российский союз промышленников и предпринимателей (далее – РСПП), в институциональных рамках которого можно задать вопросы целому ряду респондентов из всех федеральных округов и основных отраслей российской экономики. Целью опроса является анализ объемов оказываемой финансовой поддержки предприятиями, входящими в состав РСПП, организациям профессионального образования.

   Ниже представлены результаты опроса о необходимости поддержки учреждений профобразования, проведенного при содействии РСПП.[2]

   На рисунке 1 графически представлены результаты ответов респондентов на вопрос «Оказывает ли компания поддержку материально-технической базы организаций профессионального образования?»

Безымянный

   Более половины респондентов ответили отрицательно на вопрос о поддержке материально-технической базы учреждений профессионального образования. Большая часть компаний, которые осуществляют помощь образовательным учреждениям именно через развитие материально-технической базы, осуществляют ежегодные расходы на данный вид поддержки свыше 5 миллионов рублей: их доля составила 34,6%.

   Чуть более четверти компаний направляют на поддержку и развитие материально-технической базы суммы, не превышающие или равные 100 тысячам рублей; 15,4% респондентов ответили, что сумма данных расходов их компаний находится в промежутке от 101 до 500 тысяч рублей; у 7,7% компаний данная статья расходов – в промежутке от 501 до миллиона рублей; в 15,4% компаниях сумма ежегодных расходов на поддержку материально-технической базы от миллиона до 5 миллионов рублей.

   Немаловажно определить стимулы, способные побудить предпринимателей тратить больший объем средств на развитие образовательных организаций своего профиля. В связи с этим был задан следующий вопрос: «Если будет реализована возможность отнесения данных расходов на себестоимость, увеличится ли сумма выделяемых компанией средств на поддержку материально-технической базы проф. образовательных учреждений?» На рисунке 2 представлены данные об ответе респондентов на данный вопрос. 

Безымянный

   Две трети респондентов готовы увеличивать объём выделяемых средств на поддержку материально-технической базы учреждений профессионального образования при условии, что будет введена налоговая льгота по данной статье и эти расходы можно будет отнести на себестоимость.

   Обратное соотношение отрицательных и положительных ответов наблюдается при ответе на вопрос о том, станут ли оказывать поддержку образовательных учреждений через развитие материально-технической базы после введения новой налоговой льготы те респонденты, чьи компании до настоящего времени её не оказывали (рис. 3): 69,8% участников опроса ответили отрицательно, а 30,2% — положительно.

Безымянный

   Компании могут оказывать помощь образовательным учреждениям не только через развитие материально-технической базы; существует множество других возможных статей расходов.

   Согласно результатам опроса, представленным на рисунке 4, наиболее часто компании направляют средства на организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профессионального образования – 61,7% респондентов указали, что за последний год их компания несла такого рода расходы.  34% компаний осуществляли оплату обучения лиц, которые могут не иметь закрепленных в договоре обязательств по последующей работе в компании и иных видов расходов на образовательные программы в компаниях.

   Третьей по популярности статьёй расходов стали расходы, связанные с производством и (или) реализацией подготовки профессиональных стандартов: четверть всех респондентов направляли средства на это.

Безымянный

   Расходы на предоставление грантов преподавателям учреждений профессионального образования, оплаты их стажировок и повышения квалификации осуществляли за последний год только 16% компаний-участников опроса.

   Некоторые компании оказывают помощь образовательным учреждениям иными способами. Так, компания отрасли «Металлургия» осуществляет собственную программу развития студентов – с дополнительным обучением английскому языку, обучением в бизнес-школе.

   Компания сектора «добыча и переработка полезных ископаемых» выделяет средства на оплату проведения олимпиад по математике и физике среди старшеклассников для поступления в горные вузы; на оплату обучения сторонних лиц в автошколах на водителей грузовых автомобилей (категория В); на оплату проведения деловых игр по горной тематике среди студентов вузов горного профиля; также осуществляет финансирование вузовских НИОКР и научных форумов, организует строительные отряды для школьников и студентов.

   Затраты трети компаний на организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профессионального образования, составили в прошлом году менее 100 тысячи рублей (рис. 5); доля компаний, которые осуществляли расходы по данной статье в размере от 101 до 500 тысяч рублей, достигла 18,5%; 22,3% компаний направляли на организацию производственной практики от 501 тысячи до 2,5 миллионов рублей. Соответственно 25,9% респондентов указали, что данная статья расходов в компании более 2,5 миллионов рублей.

Безымянный

   Что касается оплаты обучения лиц, которые могут не иметь закрепленных в договоре обязательств по последующей работе в компании и иных видов расходов на образовательные программы в компаниях (рис. 6), то примерно по трети компаний, осуществлявших данные расходы, направляли от 101 до 500 тысячи рублей и более 2,5 миллионов рублей. Четверть компаний оказывали поддержку в размере от 501 тысячи до 2,5 миллионов рублей. А 15% респондентов ответили, что данная статья расходов составила в их компаниях менее 100 тысяч рублей.

Безымянный

   На рисунке 7 представлены суммированные ответы респондентов по расходам, связанным с производством и (или) реализацией профессиональных стандартов. Как видно из графика, у большинства компаний (42,8%) на данный вид расхода выделили менее 100 тысяч рублей. Чуть менее трети компаний направили по данной статье расходов сумму в размере от 101 до 500 тысяч рублей. Близкое число респондентов (14,25% и 14,35%) несли затраты на производство и (или) реализацию профессиональных стандартов в размере от 501 тысячи до 2,5 миллиона рублей и более 2,5 миллиона рублей, соответственно.

Безымянный

   Расходы на предоставление грантов преподавателям в 70% случае не превышали 100 тысяч рублей (рис. 8). Это самый редкий вид поддержки институтов профессионального образования со стороны компаний.

Безымянный

   Согласно результатам опроса три четверти всех компаний, которые осуществляли расходы на организацию производственной практики для студентов профильных учреждений профессионального образования, готовы увеличить данные расходы при условии, что будет введена налоговая льгота – отнесение на себестоимость расходов.

   Доля респондентов, ответивших утвердительно на вопрос «Будет ли увеличена статья расходов на оплату обучения лиц, не имеющих последующих обязательств по работе в компании, при введении налоговой льготы», составляет 67,9%.  Расходы, связанные с производством и (или) реализацией профессиональных стандартов, готовы увеличить 84,9% компаний, если данные расходы можно будет отнести на себестоимость.

   Таким образом, согласно результатам опроса, проведенного РСПП, 42,1% компаний-участников опроса оказывают поддержку развитию материально-технической базы учреждений профессионального образования, не являющихся структурными подразделениями компании, а именно: осуществляют целевую покупку оборудования для учреждений профессионального обучения; передают в пользу образовательных учреждений оборудование, находящего на балансе компании, осуществляют техническое оснащение лабораторий и т.д.

   Соответственно, более половины респондентов ответили отрицательно на вопрос о поддержке материально-технической базы учреждений профессионального образования.

   Результаты данного исследования свидетельствуют о необходимости более четкой информационной политики в предпринимательской среде, поясняющей значимость материально-финансовой поддержки коммерческими предприятиями образовательных организаций профессиональной подготовки. В свою очередь образовательным организациям следует тщательно проработать каналы коммуникации с бизнес-сообществом, используя PR-технологии, обосновать предпринимателям, какие преимущества им может принести тесное взаимодействие с вузом. Также необходим мониторинг запросов бизнеса и частичная трансформация образовательного процесса в соответствии с потребностями реального сектора экономики. 

Список использованных источников

  1. Данишевская, О. Г. Маркетинговые исследования в Интернете: основные подходы и принципы проведения / О. Г. Данишевская // Интернет-маркетинг. — № 4. — 2009. — С.240–252
  2. Гулько Е. Ю., Вишнякова М. В. Особенности организации и проведения онлайн исследований // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 485-487.
  3. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Д. Г. Ротман, А. Н. Данилов, С. Н. Бурова и др.- Мн.: Бел.гос.ун-т, 2001. — 353 с.
  4. Лужнова Н. В., Дергунова М. И., Мельникова А. В. Опрос как метод маркетинговых исследований // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 588-591.
  5. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей [электронный источник] РСПП.РФ

[1] Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации / Д. Г. Ротман, А. Н. Данилов, С. Н. Бурова и др.- Мн.: Бел.гос.ун-т, 2001. — 353 с.

[2] http://xn--o1aabe.xn--p1ai/library/view/83?s=

[3] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов.

[4] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов.

[5] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов. *Вопрос был задан только тем респондентам, которые отметили, что в данный момент их компания не осуществляют поддержку материально-технической базы образовательных учреждений.

[6] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов. В опросе участвовало 856 респондентов.

[7] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов.

[8] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов.

[9] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов в опросе участвовало 856 респондентов.

[10] Опрос проведен среди членов РСПП из 8 федеральных округов. В опросе участвовало 856 респондентов.