Московский экономический журнал 5/2018

image_pdfimage_print

1MEZHlogo-e1521963337142

УДК 336.72

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15101

Леонов Михаил Витальевич, кандидат экономических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, г. Ижевск

Leonov M.V.    leonov@istu.ru

Критерии эффективности регулирования процентной политики банков на рынке вкладов населения

Criteria of interest rate regulation efficiency on retail deposit market 

ИНФОРМАЦИЯ О ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 17-3201147 «Формирование эффективной модели регулирования банковской деятельности на рынке вкладов населения»)

Аннотация

В статье рассматриваются инструменты оценки регулятивного воздействия на деятельность коммерческих банков на примере рынка вкладов населения. Автором обоснованы такие ключевые задачи банковского регулирования в данной области как повышение благосостояния вкладчиков, поддержание конкуренции на финансовом рынке, предотвращение процессов банковской дезинтермедиации, формирование устойчивой базы фондирования. В основной части статьи сформулированы количественные показатели для оценки эффективности регулирования и особенности их использования: дифференциация ставок, спрэд между ставками и доходностью долговых ценных бумаг, чистая процентная маржа и спрэд в процентных ставках по вкладам банках различных групп.

Summary

The article discusses the instruments for assessing the regulatory impact on the activities of commercial banks on the example of the retail deposit market. The author systematizes key tasks of banking regulation in this area as improving the welfare of depositors, maintaining competition in the financial market, preventing the processes of banking disintermediation, forming a stable funding base. In the main part of the article, quantitative indicators are formulated to assess the effectiveness of regulation and features of their use: differentiation of interest rates, the spread between interest rates and yield of debt securities, the net interest margin and the spread in interest rates on banks of various groups.

Ключевые слова: вклады населения, банковское регулирование, процентная политика, банковская система России

Keywords: retail deposit, banking regulation, interest rate policy, banking system of Russia

   В силу особенностей финансового посредничества, регулирование оказывает значительное влияние на принятие решений клиентов банка. В частности, регулирование процентной ставки по вкладам меняет сберегательное поведение населения [1]. С одной стороны, низкие процентные ставки по вкладам снижают стоимость фондирования банка и выдаваемых кредитов, что в конечном итоге стимулирует общую инвестиционную активность. Одновременно низкие ставки приводят к уменьшению доходов населения, стимулируют увеличение текущих расходов и, как следствие, сокращается объем инвестиционных ресурсов в экономике. Применение регулирования имеет и свои недостатки: для максимизации прибыли банки могут делать попытки обойти регулирование, применять манипулирование отчетностью, предлагать вкладчикам альтернативные инвестиционно-сберегательные инструменты.

   Несмотря на снижение издержек по доступу к фондовому рынку, развитие отрасли коллективных инвестиций и минимизации рисков проведения сделок на рынке недвижимости, банковские вклады остаются ключевым инструментом осуществления сбережений для населения [2]. Большинство граждан не имеет экономических знаний и навыков и ограничены во времени для поиска альтернатив банковскому вкладу. Государство делает вложения во вклады максимально безрисковыми благодаря введению системы обязательного страхования вкладов, осуществляя постоянный мониторинг деятельности банков. Кроме того, гарантированный возврат всех размещенных на вкладе денежных средств по первому требованию вкладчика делает банковский вклад уникальным финансовым продуктом, не имеющим аналогов.

   Политика банковского регулирования традиционно направлена на создание условий для обеспечения стабильности финансовой системы и стимулирования экономического роста [3]. Применительно к регулированию процентной ставки по вкладам населения целесообразно сформулировать следующие ключевые задачи, которые позволят оценить его эффективность:

— повышение благосостояния вкладчиков,

— поддержание конкуренции на финансовом рынке,

— предотвращение процессов банковской дезинтермедиации,

— формирование устойчивой базы фондирования для банков.

  1. Повышение благосостояния вкладчиков. В условиях монополизации рынка и высоких издержках, возникающих при переводе денежных средств на счет в другой кредитной организации, банк может использовать такую информацию для ценообразования и устанавливать ставки ниже рыночного уровня. При искусственном ограничении максимального размера ставок возможно возникновении ситуации, когда в реальных величинах сбережения обесцениваются. При неразвитости альтернативных инструментов сохранения сбережений происходит перераспределение благосостояния от населения к банкам и их заемщикам.

   В ряде академических работ показано, что проблема высоких ставок по кредитам вызывается не столько высокой стоимостью заимствований, сколько является результатом монопольного поведения банков [4]. В условиях высокого спроса на кредитные ресурсы банки устанавливают высокие ставки, в долгосрочном периоде приводящие к снижению инвестиционной активности. В связи с этим регулирование должно обеспечивать распределение дохода от вложения денежных средств между банком с учетом его операционных расходов и вкладчиками.

   Соответствие уровня процентных ставок по вкладам выполнению задачи повышения благосостояния вкладчиков может быть оценено с помощью доходности по государственным ценным бумагам. Правительство, являясь наиболее надежным заемщиком в национальной валюте, размещает свои долговые обязательства на рынке открытым способом. Соответственно, формируемая на рынке процентная ставка по государственным ценным бумагам отражает минимальную доходность, которую мог бы получить инвестор, имеющий доступ к фондовому рынку.

   Важным требованием также является учет особенностей вклада при установлении ставки процента. В частности, в случае осознанного желания принятия избыточных рисков – в случае суммы вклада, превышающей страховое покрытие, — вкладчик должен иметь право рассчитывать на повышенную процентную ставку как компенсацию за возможную потерю своих средств.

   Также регулирование не должно искусственно ограничивать разницу ставок по вкладам, имеющим различия в срочности. Разность в доходности вкладов может быть объяснена как премией за ликвидность, так и принимаемым вкладчиком процентным риском. Вложенные на долгосрочный период средства не могут быть инвестированы без потери процентов в более выгодные условия в случае роста процентных ставок. В дополнение к этому банки должны иметь возможность устанавливать дополнительную премию по вкладам вкладчики готовы принимать разные опции – например, отказ от досрочного изъятия.

  1. Поддержание конкуренции на финансовом рынке. Коммерческие банки, современная бизнес-модель которых предполагает высокий финансовый леверидж, склонны участвовать в рисковых проектах и брать избыточные риски для максимизации прибыли [5]. Одним из стабильных источников фондирования для банков остаются вклады населения. В условиях существования системы страхования вкладов и усиления надзора со стороны Банка России целесообразность дополнительного мониторинга активности коммерческих банков снижается. Вкладчики не учитывают при принятии решения о размещении вклада вероятность банкротства банка. Так как процентная ставка остается ключевым фактором при принятии решения, банки включаются в борьбу за вкладчиков и повышают ставки. Рост ставок без изменения операционной эффективности и изменения бизнес-модели может привести к потере банком финансовой устойчивости.

   Наряду с вкладами населения, банки также могут привлекать денежные средства у организаций или на открытом рынке, преимущественно за счет выпуска облигаций. Ценообразование на коммерческие облигации осуществляется рыночным путем, соответственно инвесторы, преимущественно квалифицированные, полностью оценивают кредитное качество выпускаемых долговых ценных бумаг. Соответственно, можно считать, что рыночная оценка доходности банковских облигаций адекватно отражает стоимость привлечения заемных ресурсов и может использоваться в качестве предельной (максимальной) ставки по вкладам.

   Ключевой проблемой применительно к российской финансовой системе остается незначительное присутствие российских банков на рынке корпоративных облигаций как в силу ограниченности рынка, так и недоверия инвесторов к потенциальным эмитентам из числа банковского сектора. В связи с этим используя рыночную доходность банковских облигаций может быть получена только альтернативная стоимость заимствований для крупных банков, которые также до последнего времени имели допуск к международному рынку капиталов.

  1. Предотвращение процессов банковской дезинтермедиации. Низкие процентные ставки по вкладам могут спровоцировать переход вкладчиков в другие финансово-кредитные институты [6]. Процесс трансформации сбережений в инвестиции может сопровождаться с принятием значительных издержек с обеих участвующих сторон. В частности, необходимо иметь информацию о вариантах вложения, требуется правильно оформить договор займа со всеми условиями возврата, а также оценить кредитоспособность заемщика и разработать варианты защиты сбережений от неправомерных действий. Частично издержки сокращаются, если инвестор размещает свои сбережения с использованием инструментов фондового рынка, так как для соответствия законодательству и биржевым требованиям эмитент должен раскрывать информацию о своей деятельности, а условия выпуска акций или облигаций соответствуют стандартной форме, защищающей интересы инвестора. Однако вне зависимости от выбора способа размещения средств, инвестор не получает гарантий возврата. Соответственно, для предотвращения оттока банковских вкладов необходимо чтобы доходность по ним была на сопоставимом уровне по альтернативным финансовым инструментом с учетом принимаемых рисков. Из-за отсутствия стандартной отчетности и статистики по доходности иных финансово-кредитных институтов, наиболее подходящим показателем для сравнения могла бы стать доходность инвестиций, осуществляемых паевыми фондами или страховыми компаниями.
  2. Формирование устойчивой базы фондирования для банков. Так как вклады остаются ключевым источником формирования ресурсной базы коммерческих банков, то для стимулирования инвестиционной активности и занятости населения перед регулирующими органами стоят задачи увеличения сроков привлечения и снижение волатильности банковских пассивов [7]. Достижение указанных задач позволит расширить объемы выдаваемых кредитов, что может благоприятно отразиться на доходности банковских операций, а также опосредованно и на благосостоянии вкладчиков. Так как для кредитного рынка традиционно характерна более высокая, то доходность по выдаваемым кредитам может отражать динамику процентных ставок в экономике. Следовательно, устойчивость финансового состояния кредитных организаций кроме повышения доверия к финансовой системе может быть обеспечена и поддержанием синхронной динамикой процентных ставок по кредитам и вкладам. Поскольку кредиты как банковский продукт отличаются меньшей однородностью по сравнению со вкладами в части сроков, рисков, условий возвратности и обеспечения, то необходимо принимать во внимание и стоимость принимаемого банками риска (например, в части создания резервов на возможные потери по выданным кредитам).

   При оценке регулирования процентных ставок по вкладам населения можно использовать такие величины как предельная максимальная и минимальная ставка по вкладам, средняя процентная ставка по вкладам в зависимости от сроков и сумм, средняя процентная ставка по вкладам для отдельных групп банков.

   Учитывая сформулированные выше задачи банковского регулирования в части установления процентных ставок по вкладам, можно выделить следующие количественные показатели для оценки эффективности ее реализации:

— дифференциация ставок по вкладам. Высокий уровень дифференциации в зависимости от суммы вклада показывает, что состоятельные вкладчики получают больше выгоды на рынке и это способствует укреплению экономического неравенства в обществе.

   Дифференциация ставок в зависимости от срока вклада должна быть сопоставимой с кривой доходности государственных или корпоративных ценных бумаг. Отклонение в доходностях может быть вызвано тем, что регулирование не может своевременно ослабить ограничения по рынку вкладов и таким образом приводит к оттоку средств из банков и снижению объемов кредитования.

   Дифференциация ставок в зависимости от условий по возможности пополнения и досрочного изъятия средств по вкладу отражает рыночный характер ценообразования вкладов и отсутствие монопольной власти. Разница ставок по вкладам одного банка свидетельствует о том, что банк включает рисковую составляющую в части изменения объемов и стоимости привлеченных средств.

— спрэд доходности банковских вкладов и государственных ценных бумаг. В случае положительного спрэда можно говорить о том, что банки участвуют в конкурентной борьбе за привлечение вкладов. Однако, в данном случае более корректно рассматривать динамику спрэда: снижение спрэда говорит об увеличении монопольной власти банков на рынке и сокращение благосостояния вкладчиков. Важно учитывать, что на динамику процентной ставки по вкладам в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние и развитие альтернативных источников фондирования (рынок ценных бумаг, средства предприятий и организаций). В случае если предельно допустимая ставка по вкладам находится на уровне ниже доходности государственных ценных бумаг по сопоставимым срокам, то можно сделать вывод о перераспределении общественного благосостояния в пользу коммерческих банков, так как в случае отсутствия регулирования банки не могли бы привлекать денежные средства дешевле чем национальное правительство.

   Также целесообразно рассматривать спрэд между ставками по вкладам и рыночной доходностью облигаций коммерческих банков. Анализ данного спрэда позволяет принимать во внимание особенности отдельных банков.

— чистая процентная маржа коммерческих банков. Данный показатель представляет собой разность в доходности работающих активов и стоимости привлеченных средств. Наряду с чистыми процентными доходами процентная маржа обеспечивает покрытие операционных расходов по функционированию банка, а также является источником получения прибыли. В случае отсутствия регулирования высокое значение чистой процентной маржи означает, что на финансовом рынке наблюдается спрос на услуги банковского посредничества или же превышение объема размещаемых ресурсов к запрашиваемым кредитным объемам. Но, с другой стороны, такие значения показателя чистой процентной маржи могут свидетельствовать о высокой рыночной власти коммерческих банков и недостаточной конкуренции в отрасли. Соответственно, ключевыми рекомендациями к совершенствованию регулирования могло бы стать стимулирование конкуренции, снятие ограничений по входу на банковский рынок, а также ослабление ограничений на максимальную предельную ставку по вкладам. Снижение чистой процентной маржи должно стимулировать банки повышать свою операционную эффективность для сохранения рентабельности капитала в целом, что может оказать положительное влияние на финансовый рынок в целом. В тоже время, рассматривая данный показатель в динамике необходимо учитывать, что доходность работающих активов и стоимость привлеченных средств при изменениях рыночной конъюнктуры изменяются разными темпами. В частности, при росте процентных ставок на рынке в большей степени вероятен пересмотр условий по привлеченных средствам в сторону повышения процентной ставки, чем аналогичный пересмотр процентных ставок по выданным кредитам.

— спрэд в процентных ставках по вкладам банках различных групп. Если рассматривать поведение вкладчиков как абсолютно рациональных однородных агентов, то с учетом функционирования системы страхования вкладов на рынке не должно наблюдаться значимой разницы в ставках между банками. Регулирование процентных ставок не должно предоставлять нерыночных конкурентных преимуществ каким-либо отдельным банкам или группам банков. Например, в силу различий в реализуемой бизнес-модели банки, ориентированные на консервативное кредитование, для поддержания сопоставимого уровня рентабельности будут предлагать при прочих равных меньшую процентную ставку по вкладам чем банки, ориентирующие на высокомаржинальные сегменты потребительского кредитования или же занимающиеся экстенсивным расширением клиентской базы. Однако, если в качестве расчетной базы будет использоваться средняя рыночная ставка по вкладам, то устанавливаемые ограничения будут давать рыночные преимущества консервативным банкам. Также необходимо рассматривать различия в ставках для банков в зависимости от масштабов деятельности. Если ставки по вкладам мелких и средних банков с учетом особенностей бизнес-модели и доступности инфраструктуры клиентского обслуживания превышают ставки крупных банков, то регулирование процентных ставок должно быть направлено на выравнивание условий деятельности всех кредитных организаций.

Литература

  1. Arnold E. A., Grossl I., Koziol P. Market discipline across bank governance models: Empirical evidence from German depositors //The Quarterly Review of Economics and Finance. 2016. Т. 61. С. 126-138.
  2. Леонов М. В. Совершенствование методики определения максимальной ставки по вкладам населения //Банковское дело. 2015. №. 3. С. 70-74.
  3. Neuberger D., Rissi R. Macroprudential banking regulation: Does one size fit all? //Journal of Banking and Financial Economics. 2014. №. 1 (1). С. 5-28.
  4. Ben-David I., Palvia A., Spatt C. Banks’ internal capital markets and deposit rates //Journal of Financial and Quantitative Analysis. 2017. Т. 52. №. С. 1797-1826.
  5. Kinateder M., Kiss H. J. Sequential decisions in the Diamond–Dybvig banking model //Journal of Financial Stability. 2014. Т. 15. С. 149-160.
  6. Lima F., Soares de Pinho P. Financial disintermediation and the measurement of efficiency in banking: the case of Portuguese banks //International Journal of Banking, Accounting and Finance. 2008. Т. 1. №. С. 133-148.
  7. Ахметова Г. З., Рудаков Д. В. Государственное регулирование российского рынка депозитов: проблемы и пути их решения //European Social Science Journal. 2017. №. 9. С. 128-136.