http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2017

УДК 336.226

Каширина Марина Валентиновна

доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

Ташполатова Барно Батиржановна

студентка факультета «Налоги и налогообложение»

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

Kashirina Marina Valentinovna

associate Professor, The Department of tax policy and customs tariff regulation

Financial University under the Government of the Russian Federation

E-mail: askvm@yandex.ru

Tashpolatova Barno Batirzhanovna

3-year student, The Faculty of Taxes and Taxation

Financial University under the Government of the Russian Federation

E-mail: tashpolatova_barno@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В РОССИИ

PROBLEMS OF PAYING EXCISES ON ALCOHOL PRODUCTS IN RUSSIA

Аннотация. Употребление алкогольной продукции оказывает двойственное влияние на экономическую и социальную сферу. Производство алкогольной продукции — одна из успешных производственных отраслей. В то же время употребление алкоголя является главной проблемой многих стран. Нелегальный рынок алкогольной продукции приносит убытки бюджету страны. Из-за некачественной продукции происходит большое количество отравлений и смертельных случаев. Анализ современной системы налогообложения, в частности механизма исчисления акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, позволяет выявить возникающие актуальные проблемы, а также определить меры, способствующие повышению поступлений акцизов в бюджет.

Summary. Consumption of alcoholic products in any country has a dual impact on the economic and social sphere. Production of alcoholic products is one of the most successful production industries. At the same time consumption of alcohol is one of the main problems of many countries. Illegal market of alcoholic products yields losses to the budget of the country. In consequence of low-quality products, there is a large number of poisonings and fatal cases. The analysis of the current taxation system, in particular the mechanism of calculation of an excise on alcoholic and alcohol-containing products, will permit to reveal current problems, to sort those measures which allow to increase quality of calculation of excises.

Ключевые слова: акцизы на спирт и алкогольную продукцию, структура рынка алкогольной продукции, поступления в бюджет, контроль за производством и оборотом алкоголя.

Key words: excises on alcohol and alcoholic products, structure of the market of alcoholic products, fullness of the budget, control over the production and turnover of alcohol.

ВВЕДЕНИЕ

Акциз на алкогольную и спиртосодержащую продукцию является одним из источников дохода федерального бюджета. Поступления по акцизам на данный вид продукции ожидаются в 2017 году на уровне 59 млрд рублей из 582 млрд рублей, приходящихся на акцизы в целом.[1] Необходимость контроля за полнотой поступления налогов, а также социальные проблемы, связанные с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, приводят к тому, что государство постоянно совершенствует процесс контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.

По результатам исследования агентства KOLORO[2] можно выделить несколько уровней рынка алкогольной продукции: класс премиум, заводские бренды, самые дешевые продукты.

По сроку выдержки напитка: без выдержки, с выдержкой до одного месяца, с длительной выдержкой (от трех лет и более).

В зависимости от содержания этилового спирта, алкогольные напитки делятся на:

  • Крепкие (30-65% объем чистого спирта) – коньяк, водка, виски, ром;
  • Средние (9-30% объем чистого спирта) – ликеры и вина;
  • Слабые (1,5 – 8% объем чистого спирта) – пиво, коктейли винные напитки.

Современное состояние алкогольного рынка России зависит от экономической ситуации и тенденций развития во всем мире. Алкогольная продукция очень востребована и это говорит о том, что ее производство является прибыльным. На данный момент на российском рынке не предвидится новых игроков, которые могут повлиять на сложившуюся ситуацию. Действующие производители решают свои задачи и стараются расширить ассортимент, осваивать смежные отрасли.

На рисунке 1 «Структура рынка пива по производителям за 2015 год», можно рассмотреть структуру рынка пива по производителям.

Рисунок 1 «Структура рынка пива по производителям за 2015 год»[3]

Снимок экрана 2017-12-21 в 21.46.45

Ознакомившись с рисунком 1, можно сделать вывод о том, что крупнейшим производителем пива в России является ООО «Пивоваренная компания «Балтика», которая производит 38% пива от общего объема.

И так же структура рынка водки по производителям представлена на рисунке 2 «Структура рынка водки по производителям за 2015 год»:

рис2

Рисунок 2 «Структура рынка водки по производителям за 2015 год»[4]

Как мы видим, лидирующего производителя по рынку водки в нашей стране не наблюдается. Наилучшие показатели имеют ОАО «Синергия» и ЗАО «Русский алкоголь» — по 15% от общего объема.

Крупных производителей вина в России практически нет, весь рынок распределен между средними компаниями и множеством мелких предприятий. Тем не менее, крупнейшим в России производителем вина признан холдинг «Ариант», который производит вино из собственного российского винограда. Также, в пятерку крупных производителей входят: ООО «Игристые вина», «ТД Виктория», Гатчинский спиртзавод и ООО «Фанагория».[5]

Употребление алкоголя в 2015 году так же как и в 2014 году сокращается, но не такими быстрыми темпами — на 7% по сравнению с 13% в 2014 году.  Причиной этому послужило снижение минимальной цены за бутылку водки объемом 0,5 литра до 185 рублей. Такое ограничение ввела Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка с 1 февраля 2015 года. Данное снижение цены было выгодно прежде всего регионам, так как они несут дополнительные расходы на доставку продукции. Минимальная цена на крепкий алкоголь (крепостью свыше 28%) назначается государством с 2010 года и постоянно пересматривается. В 2015 и 2016 годы ставка водочного акциза была установлена в размере 500 рублей за 1 литр чистого спирта. По состоянию на 2017 год она возросла и теперь составляет 523 рубля за 1 литр.[6] Этому поспособствовало увеличение спроса на легальную продукцию, вследствие чего, темп продаж крепкого алкоголя вырос на 10%. Коньяк отечественного производства также стали приобретать несколько чаще, хотя продажи снизились, но на 5%, а не на 8%, как это было в 2014 году. В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, понизились продажи виски – 14% и ром – спрос упал на 25%.

В 2015 году было реализовано 590 млн. литров вина. Это единственный вид алкоголя, доля потребления которого выросла на 3%. Что же касается других видов напитков, то количество их потребления показано на рисунке № 3 «Структура потребления алкоголя в зависимости от напитка, в литрах, 2015 год».

рис3

Рисунок 3 «Структура потребления алкоголя в зависимости от напитка, в литрах, 2015 год»

Самыми популярными напитками среди россиян являются водка и пиво, затем вино, шампанское, коньяк, виски, бренди, самогон.

В таблице 1 представлены данные по акцизам, поступающим в бюджет.

Таблица 1

«Поступления в бюджет по данным отчета 1-НМ Федеральной Налоговой службы за 2013-2016 г.г.»

таб1

 

Для примера в таблице 1 представлено 3 вида алкогольной продукции:

— вина и всевозможные винные напитки;

— алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%;

— пиво, производимо на территории РФ.

Как было отмечено выше, производство вина в России развивается очень медленно. Исходя из данных, полученных на основании отчетов по форме 1-НМ можно сделать вывод о том, что поступления в бюджет от реализации всех видов вина и винных напитков, почти в 19 раз меньше, чем поступления от алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9% и почти в 15 раз меньше чем, от реализации пива. Тем не менее, поступления в бюджет от данного вида продукции увеличиваются каждый год, если сравнивать суммы поступлений, указанные в таблице 1.

Поступления в бюджет от реализации алкогольной продукции, растут каждый год, кроме показателя за 2015 год – когда было зафиксировано снижение поступлений. Но уже в 2016 году поступления от реализации данного вида продукции увеличились на 62 163 464 тысячи рублей. Такой рост вызван внедрением системы ЕГАИС[1] и борьбой с нелегальным рынком алкогольной продукции.

Динамика налоговых поступлений в бюджет от реализации пива идентична динамике поступлений от реализации алкогольной продукции с долей этилового спирта свыше 9%. В 2015 году наблюдался спад, а в 2016 году рост на 15 515 819 тысяч рублей.

Величина поступлений в бюджет от реализации пива и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9% находятся на одном уровне, за исключением поступлений за 2016 год.

По словам руководителя Федеральной налоговой службы России – М. В. Мишустина, «акцизы выросли благодаря новым подходам к контрольной работе и обелению алкогольной отрасли».[2]

Принцип налогообложения алкогольной продукции с долей этилового спирта до 9% и более 9% сравним с принципом налогообложения другой алкогольной продукции, но у него есть свои особенности. Например, ставка акциза устанавливается не за количество проданной алкогольной продукции в натуральном выражении, а за то количество чистого этилового спирта, который в ней содержится.

Поступления в бюджет от уплаты акцизов играют немаловажную роль. В таблице 2 по данным отчета по форме 1-НМ, можно увидеть поступления от алкогольной продукции с долей этилового спирта до 9% и более 9%.[3]

При наличии банковской гарантии налогоплательщик освобожден от уплаты авансового платежа акциза в бюджет. Банковская гарантия служит инструментом обеспечения уплаты акциза в бюджет в случае несоблюдения ее получателем условий, необходимых для получения права на освобождение от уплаты акциза. Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Банковская гарантия представляется в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.

Кроме того, налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган:

  • несколько банковских гарантий по объемам этилового спирта, закупаемым в одном налоговом периоде у нескольких поставщиков;
  • несколько банковских гарантий, соответственно количеству партий этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика;
  • банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза части этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика, при одновременной уплате авансового платежа акциза в бюджет по другой части этилового спирта, закупаемого у этого же поставщика.

Если бы продукция была экспортирована в другую страну, налогоплательщик бы так же освобождался от уплаты авансового платежа.

Освобождение от уплаты акциза производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону. (п.1 ст. 184 НК РФ)

Условие для освобождения от уплаты акциза: представление в налоговый орган банковской гарантии.

Таблица 2 «Поступление денежных средств по акцизам от алкогольной продукции с нормативной долей этилового спирта до 9% и свыше 9%» (в тыс. рублях)

Начислено за 2013 Начислено за 2014 Начислено за 2015 Начислено за 2016
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 964 150 416 1 009 481 857 1 019 402 596 1 328 588 444
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов 144 232 989 147 544 173 136 510 677 198 674 141
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно 6 939 459 5 204 913 2 662 593 1 631 103

 

Из таблицы 2 следует, что общее количество денежных средств от всех подакцизных товаров с каждым годом растет.

В процентном соотношении алкогольная продукция с долей этилового спирта до 9% и свыше 9% от общих поступлений от подакцизной продукции составляет 15.68% в 2013 году, 15.13% в 2014 году, 13.65% в 2015 году и 15.08% в 2016 году.

На графике 1 это можно представить следующим образом:

 

граф1

График 1

«Процентное соотношение алкогольной продукции с долей этилового спирта до 9% и свыше 9% к общей сумме поступлений от подакцизных товаров в бюджет» 2016

Анализируя график 1, можно сделать вывод: в 2016 году процент налоговых поступлений от алкогольной продукции с нормативным содержанием этилового спирта до 9% и свыше 9% почти вышел на уровень 2013 года.

В результате уменьшения поступлений от акцизов на алкогольную продукцию в 2015 году в бюджет, правительство РФ принимает решение временно «заморозить» ставки на алкогольную продукцию. Таким образом в таблице 3 можно увидеть динамику изменений ставок на алкогольную продукцию.

Таблица 3

«Ставки акцизов на алкогольную продукцию с нормативным содержанием этилового спирта до 9% и свыше 9%»  (в рублях за литр чистого этилового спирта)[1]

2013 2014 2015 С 1.01.16 по 31.03.16 С 1.04.16 по 31.12.16 С 1.01.17
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 %

 

400 500 600 500 500 523
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 %

 

320 400 500 400 400 418

 

Алкогольная продукция, не содержащая этилового спирта, является безалкогольной. Примером могут служить безалкогольные вина и пивные напитки. Ставка акциза на безалкогольное вино достаточно низкая. Но, все же, с 2013 года по 2017 она выросла на 3 рубля, с 7 до 10 рублей за 1 литр напитка. В таблице 4 отражены ставки на вина, вина фруктовые, без добавления этилового спирта в период с 2013 по 2017 год.

 

Таблица 4

«Ставки акциза на вина, вина фруктовые без добавления этилового спирта в период с 2013 по 2017 г.г.»[2]

2013 2014 2015 С 1.01.16 по 31.03.16 С 1.04.16 по 31.12.16 С 1.01.17
Вина, вина фруктовые (кроме игристых вин (шампанских)), винные напитки, изготавливаемые без добавления этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и  винного дистиллята, и  фруктового дистиллята (руб. за 1 литр) 7 8 9 9 8 10

 

Что же касается безалкогольного пива, то это достаточно молодой напиток. Он появился в 70-х годах 20-го столетия. Толчком к производству нового напитка послужил принятый в нескольких странах «сухой закон» и постоянно возрастающее число автомобильных аварий. Чтобы было понятно, безалкогольное пиво ничем кроме содержания спирта не отличается от обычных пивных напитков. Содержание алкоголя как правило составляет 0.5%, а в некоторых сортах даже 0.2%.

Ставка акциза на пиво с нормативной долей этилового спирта до 0.5% составляет 0 рублей за литр и в ближайшее время не планируется их изменять. И последние годы она оставалась такой же.

Натуральные вина можно классифицировать по многим признакам, например, по виду сырья из которого они изготовлены; в зависимости от места производства; как именно было произведено вино; по цвету; по количеству спирта и т.д.

Содержание спирта в натуральных винах, как правило составляет от 9 до 16 %.

Уменьшение импорта натуральных вин в нашу страну в 2015 году, стало одной из причин развития отечественного виноделия. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, виноделие не приходит в упадок, а даже наоборот, показывает рост. За 2016 год в виноделие было вложено достаточно большое количество денежных средств, которые позволили развить эту отрасль. Покупались новые земли под виноградники, приобреталось новое и современное оборудование. Конечно, лидирующую позицию по производству винных напитков занял Краснодарский край. Там находятся главные компании, такие как: «Шато Тамань», «Фанагория», «Абрау-Дюрсо» и др.

В 2016 году на этикетках российских вин начали появляться аббревиатуры «ВЗГУ» — вина защищенного географического указания и «ВНЗП» — вина защищенного наименования по месту происхождения. Такая система маркировки должна уменьшить количество подделок на рынке.

Ставки на винную продукцию устанавливаются в рублях за 1 литр напитка. Ставки на винные напитки значительно ниже, чем на другую алкогольную продукцию.

Таблица 5

«Ставки акциза на винную продукцию»[3]

Вид продукции Налоговая ставка
С 1.01.2016 С 1.04.2016 С 1.01.2017
Вина, за исключением вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), фруктовые вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята 9 рублей за 1 литр 8 рублей за 1 литр 10 рублей за 1 литр
Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)

 

5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр 5 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские), за исключением игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

 

26 рублей за 1 литр 26 рублей за 1 литр 27 рублей за 1 литр
Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

 

13 рублей за 1 литр 13 рублей за 1 литр 14 рублей за 1 литр

Не подлежит налогообложению передача в структуре одной организации произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового для выдержки и купажирования в целях дальнейшего производства этой же организацией алкогольной продукции. Но эта процедура не подлежит налогообложению, только в случае того, если налогоплательщик ведет отдельный учет операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.

АНАЛИЗ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗА НА СПИРТ И АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Если в современном мире возникает вопрос относительно любой сферы в законодательстве, то, в первую очередь, изучению подлежат нормативно-правовые акты, которые регулируют данную сферу. В налоговой сфере — это Налоговый кодекс. Если он не дает ответа, то изучению подлежат письма Министерства Финансов Российской Федерации. В таких письмах даются разъяснения по спорным вопросам, которые по той или иной причине не были включены в налоговый кодекс. Если же вопрос не решен даже после рассмотрения писем Министерства Финансов, то ответ нужно искать в судебной практике. Все судебные дела хранятся в специальной базе данных.[4]

В судебной практике есть немало примеров, когда решение суда было вынесено в пользу налогоплательщика, с возвратом излишне взысканных налоговых платежей или отменой неправомерно наложенных на него штрафов и санкций. Для примера, нами было рассмотрено 2 судебных дела. Они из разных субъектов нашей страны. И, как будет видно в дальнейшем, решения суда были схожи. Это свидетельствует о том, что несмотря на то, что на всей территории России действует одинаковое законодательство, решения суда могут быть разными.

Итак, первое дело — № А36 – 7555/2016, разбирательством которого занимался Арбитражный суд Липецкой области. ООО «Водолей» обратилось в суд с требованием обжаловать приказ Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области № 215-пр от 27.07.2016 о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Суд, оценив все представленные доказательства, пришел к выводу о том, что заявление ООО «Водолей» не подлежит удовлетворению и приказ о приостановлении деятельности ООО «Водолей» принят в компетенции Управления. При проведении информационно-аналитического наблюдения, проводимого Управлением, был установлен факт оборота алкогольной продукции, маркированной в нарушении статьи 12 ФЗ от 12.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» поддельными федеральными специальными марками. Данный факт подтверждается заключением ФГУП «Гознак» от 19.07.2016 к письму №09.2-7/134.

Именно наличие и торговля алкогольной продукцией с некорректными акцизными марками послужило основанием для приостановления действия лицензии ООО «Водолей».  Таким образом, несмотря на обжалование приказа о приостановлении действия лицензии со с стороны ООО «Водолей», данный приказ вступает в силу.

Касательно приказа об аннулировании лицензии, из материала дела следует, что вся продукция, купленная ООО «Водолей» сопровождена сертификатами соответствия и сертификатами качества. Также, судом установлено, что при приобретении и реализации алкогольной продукции, ООО «Водолей» не знало и не должно было знать о том, что акцизные марки были частично поддельными. Суд не выявил очевидных признаков вины и считает, что аннулирование лицензии является неправомерным действием в отношении налогоплательщика.

В результате того, что ООО «Водолей» обратилось в суд и отстаивало свои права, ему удалось избежать аннулирования лицензии, что позволит ему в дальнейшем продолжать свою деятельность, после устранения всех правонарушений.

Второе дело — № А32-25823/2015. Данное дело было рассмотрено в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа. Суть дела: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обратилась в суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной ООО «Бахус». В свою очередь, ООО «Бахус» подало встречное заявление о признании недействительным решения службы об аннулировании лицензии. В ходе проверки общества установлено, что оно допустило производство и выпуск в обращение алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам.

Решением суда было отказано требованию службы в аннулировании лицензии ООО «Бахус». В результате этого, деятельность общества возобновилась и встречное заявление автоматически утратило целесообразность. Решением Арбитражного суда Краснодарского края, общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с изъятием из оборота арестованной алкогольной продукции. Оценив все последствия от нарушения, все материалы дела и доказательства, судебные инстанции сделали вывод, что нарушение подобного характера не позволяет применять к обществу такую меру наказания, как аннулирование лицензии. Данная мера не отвечает требованиям справедливости, и не является адекватной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.

Из анализа двух разобранных дел, можно сделать следующие выводы:

  1. для снижения алкогольной продукции с поддельными марками, которые в свою очередь приводят к тому, что нарушается механизм исчисления акциза, целесообразно будет проводить дополнительную проверку подлинности акцизных марок при переходе права собственности на алкогольную продукцию;
  2. исследование второго дела показало, что необходима так же дополнительная процедура по проверке соответствия качества алкогольной продукции.

ВЫВОДЫ

 

В заключении, хотелось бы подвести некоторые итоги.  Акциз является косвенным налогом и, как правило, им облагаются товары, которые так или иначе пагубно влияют на окружающую среду или человека.  На сегодняшний день больше всего приносят вред алкоголь, табак и выхлопные газы от автомобилей.

Как отметил зампред Правительства РФ Александр Хлопонин: «… в легальной рознице у нас больше стало реализовываться качественной продукции. Если раньше мы основной контроль направляли на наши крупные предприятия, то сегодня в основном вся борьба идет с подпольными предприятиями и цехами, которые становились источниками несчастных случаев».[5] Увеличение поступлений акцизов в бюджет связано не только с  изменением налогового законодательства. К этому привел комплекс принятых мер по борьбе с теневым рынком и повышением контроля над уплатой акциза. Немаловажную роль в увеличении поступлений акцизов на алкоголь сыграло введение системы ЕГАИС. Данная система позволяет контролировать весь объем производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По нашему мнению, следующие предложения помогут улучшить процедуру уплаты акцизов на алкоголь.

Во – первых, это создание электронного сервиса по уведомлению налогоплательщиков об изменении налогового законодательства. На основе данных из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, можно выбрать налогоплательщиков, которые занимаются производством и продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. А затем, при принятии новых законопроектов, уведомлять налогоплательщиков об этом. Введение такого сервиса целесообразно не только в отношении акцизов на алкоголь и спиртосодержащую продукцию, но и в отношении всех других налогов и сборов. Таким образом, специальный электронный сервис будет автоматически отправлять информацию об изменениях в налоговом законодательстве заинтересованным в этом лицам удобным способом. Например, с помощью e-mail или смс-рассылки по номеру телефона.

Во – вторых, это усиление борьбы с теневым рынком и контрафактной продукцией. На данный момент наблюдаются успехи в этой области, но цель государства – максимально сузить теневой рынок и исключить поступления контрафактной продукции. Так как это является не только причиной потери доходов бюджета, но и повышения смертности в результате отравлений некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

В — третьих, – это принятие мер по повышению качества налогового контроля в области производства и реализации алкогольной продукции, а также по усилению справедливости налогообложения и сохранению низкой налоговой нагрузки на данный бизнес. Касательно переноса налогового нагрузки с бизнеса на население, путем увеличения косвенного налогообложения, следует заметить, что этот вопрос требует тщательной проработки, так как это может привести к ущемлению экономических интересов среднего класса.

В – четвертых, это производство альтернативной или «не вредной» алкогольной продукции. Сейчас многие вредные продукты имеют аналоги в виде заменителей, цель которых уменьшить или вовсе исключить вредное влияние на организм человека. Например, электронные сигареты. Минимальное содержание никотина в приборе, отсутствие смол и продуктов горения позволяет наносить организму меньший вред и помогает в будущем постепенно отказать от курения. Что же делать с алкогольной продукцией? Да, существуют безалкогольные напитки, при употреблении которых человек не наносит такой вред организму. Но нужного эффекта достичь не удается.

В – пятых, это – упрощение механизма исчисления и уплаты акциза по алкогольной продукции. Непостоянство современной налоговой системы, систематические нововведения в главу 22 «Акцизы» НК РФ, вызывают трудности при исчислении сумм налога, а именно: при определении налоговой базы, также при расчете авансового платежа или использовании банковской гарантии, при применении налоговых вычетов и т.д. В целом, необходимо усиление контроля и ответственности налоговых органов за всеми операциями, совершаемыми каждой организацией во всей цепочке уплаты акциза по алкогольной продукции в бюджет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
  2. 22 глава. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  4. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (последняя редакция)
  5. Отчет по форме № 1-НМ по состоянию на 01.01.2014-01.01.2017
  6. Статистический сборник. Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2011-2015 года.
  7. Л.И. Гончаренко, Н.Г. Вишневская, В.И. Голишевский //Налоговая политика и практика – 2016. – No 4 (160).- С. 52-61
  8. Грундел Л.П. Оценка многофакторного влияния на выбор системы акцизного налогообложения//Налоги и налогообложение 2016, С.542-550.
  9. Каширина М.В., Козлов П.А. Актуальные проблемы налогового администрирования в России, Вестник Финансового Университета, 2016 No
  10. Салькова Мария «Сборы выйдут из тени» https://www.gazeta.ru/
  11. Аргументы и Факты – крупнейшая российская общественно-политическая газета — http://www.aif.ru/
  12. Краткий Справочник Бухгалтера http://kcbux.ru/
  13. KOLORO – брендинговое агентство по разработке уникального позиционирования, направленного на неудовлетворенные потребности целевой аудитории http://www.koloro.ua/
  14. Пузырев Денис «На российском винном рынке сменился лидер» https://www.rbc.ru/
  15. Информационное агентство России http://www.tass.ru/
  16. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) – крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и нормативных документов http://sudact.ru

[1] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) статья 193

[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) статья 193

[3] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) статья 193

[4] http://sudact.ru — Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) – крупнейшая в сети база судебных актов, судебных решений и нормативных документов.

[5] www.tass.ru/ — Информационное агентство России

[1] Единая государственная автоматизированная информационная система

[2] https://www.nalog.ru/ — официальный сайт Федеральной Налоговой Службы

[3] https://www.nalog.ru/ — официальный сайт Федеральной Налоговой Службы