Московский экономический журнал 5/2017

image_pdfimage_print

УДК 338.012

 

Yalunina Ekaterina Nikolaevna

Ялунина Екатерина Николаевна 

E-mail: antitrust@usue.ru

Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Competition Law and Antitrust Regulation Department Ural State University of Economics 620144, Russia, Ekaterinburg, 8 March St. / Narodnoy Voli St., 62/45

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, Екатеринбург, 8 Марта / Народной Воли, 62/45

 

 

АУТСОРСИНГ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Реферат. Опираясь на мнения авторов, эволюция этапов развития логистики предопределяет: усиление экономической глобализации и интеграции от микро, мезо до мегауровня; а также действующая на рубеже тысячелетий (XX — XXI вв.) глобальная научно-техническая революция.

Подходы к изучению формирования логистических процессов констатируют содержание бизнес-процессов: складское хозяйство, обработку груза, управление товарным запасом, информационный обмен, диагностика существующих процессов, транспортировку и экспедирование. Изучив формирование механизма себестоимости продукта производственных и торговых предприятий, большая часть затрат приходится на логистические процессы. Эффективность системы управления логистикой позволяет сократить себестоимость предприятия, снизить издержки обращения, увеличить объемы продаж, рационально использовать трудовые ресурсы, что повысит уровень конкурентоспособности рыночного субъекта. Опираясь на исследование рынка труда в области логистики не хватает квалифицированных работников. На действующих предприятиях отсутствуют специалисты, поэтому тенденцией в управлении логистическими процессами является аутсорсинг. В настоящее время логистические организации готовы предоставить полный комплекс услуг (ответственное хранение товаров, транспортные услуги, управление товарным запасом, диагностика рынка) с несением полной финансовой и юридической ответственности.

Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, регион, эффективность, услуги, управление, мониторинг, затраты, издержки обращения, производительность труда.

OUTSOURCING OF LOGISTIC ACTIVITY IN CHAINS OF DELIVERIES IN SVERDLOVSK REGION

Paper. Relying on opinions of authors, logistics predetermines evolution of stages of development: strengthening of economic globalization and integration from micro, meso to megalevel; and also the global scientific and technical revolution operating at a turn of the millennia (the twentieth –twenty-first centuries).

Approaches to studying of formation of logistic processes state the content of business processes: warehouse economy, processing of freight, management of a commodity stock, information exchange, diagnostics of the existing processes, transportation and forwarding. Having studied formation of the mechanism of prime cost of a product of manufacturing and trade enterprises, the most part of expenses are the share of logistic processes. System effectiveness of management of logistics allows to reduce cost of the enterprise, to lower distribution costs, to increase sales volumes, it is rational to use a manpower that will increase the level of competitiveness of the market subject. Relying on research of labor market in the field of logistics there are no skilled workers. At the operating enterprises there are no experts, therefore a tendency in management of logistic processes is outsourcing. Now the logistic organizations are ready to provide a full complex of services (responsible storage of goods, transport services, management of a commodity stock, diagnostics of the market) with execution of full financial and legal responsibility.

Keywords: logistics, outsourcing, region, efficiency, services, management, monitoring, expenses, distribution costs, labor productivity.

 

Обзор конъюнктуры рынка логистических услуг за последние двенадцать лет в национальной экономике представлен широким спектром. Так как управление логистическими процессами не относится к основному виду деятельности предприятий, то считаем экономически целесообразным взаимодействовать со сторонними организациями, которые обеспечат качество логистических услуг в национальной экономике. Зарубежный опыт с развитой рыночной инфраструктурой показывает целесообразность взаимодействия между производителями и специализированными организациями. Спектр логистических услуг, предлагаемых потребителю видоизменяется и ориентирован на спрос. Процесс поставок продукции на рынок является фактором, оказывающим влияние на повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Удержание позиций на рынке и расширение доли рынка может быть за счет снижения производственных затрат и утраты качества продукции. Одним из способов снижения производственных затрат, считаем экономию времени до реализации готовой продукции по всей цепочке поставок. Опыт других стран подтверждает, что выдерживать нормативные требования к логистике способны только специализированные организации. Практика отечественных организаций-производителей, торговых сетей свидетельствует о их готовности отказываться от самостоятельного выполнения транспортных и складских операций, концентрируясь на основном виде деятельности и передаче их специализированным организациям. В контексте обозначенной проблемы, считаем логистические услуги значимым инструментом достижения более высоко уровня конкурентоспособности. В связи с этим в мировой практике и национальной экономике аутсорсинг приобретает первостепенное значение.

Аутсорсинг нами рассматривается как передача обособленной функции контроля над распределением, продвижением готовой продукции от производителей к специализированным организациям.

Суждения авторов по проблеме исследования сводятся к тому, что без системного подхода к организации логистических процессов в деятельности рыночных субъектов невозможно. Часть хозяйствующих субъектов расширяют штат работников, отвечающих за координацию транспортных и складских процессов, а другая часть склонна к аутсорсингу в логистических процессах как эффективному инструменту управления рыночным субъектом. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности показывает, что затраты производства и издержки обращения ниже у тех предприятий, которые заключили договор со специализированной организацией.

На парадигму управления предприятием относительно логистического аутсорсинга и предпосылками передачи логистических функций третьей стороне оказывают влияние ряд факторов: глобализация мировой экономики, поглощение малых организаций крупными, расширение диапазона поставок относительно географического расположения, а также приоритетное направление к консолидации усилий на профильном ведении коммерческой деятельности. В сложившихся условиях рыночные субъекты заинтересованы в передаче логистических функций на аутсорсинг, что предопределяет определяется ряд преимуществ обозначенного подхода:

уменьшение доли капитальных инвестиций за счет перехода капитальных инвестиций в логистику на внешнюю организацию, при этом доля их уменьшится за счет увеличения продаж своих услуг;

концентрация на ключевых компетенциях за счет перекладывания на стороннюю организацию выполнение не главных функций компания может сосредоточиться на выполнении своих главных задач, что позволит усовершенствовать ключевые процессы и получить дополнительное конкурентное преимущество;

снижение стоимости реализации процесса производства и обращения за счет передачи функций внешней организации снижаются операционные издержки;

повышение инвестиционной привлекательности рыночного субъекта за счет высвобождение внутренних ресурсов хозяйствующего субъекта направляя их на процессы, которые в первую очередь увеличивают рыночную стоимость экономического агента;

снижение рисков за счет использования конкуренции на рынке исполнителя, сокращения влияния неуправляемых факторов (нехватка комплектующих), а также передача рисков, связанные с реализацией логистической функции внешней компании, при этом внешняя компания имеет возможности диверсифицировать риски благодаря большим объемам продаж своих услуг множеству различных клиентов;

повышение конкурентоспособности за счет рационального распределения ресурсов предприятия, использования новейших технологий и инновационных продуктов, позволяющие сократить сроки разработки продукции и улучшить качество ее производства;

повышение гибкости (обеспечение требуемой скорости адаптации к изменениям рынка) за счет внешней организации, которая быстрее реагирует на изменения потребительского спроса благодаря компетентности, что позволяет снизить длительность цикла поставок, быть более гибкими и отвечать на запросы потребителей на высоком уровне.

Таким образом, введение аутсорсинга позволяет хозяйствующим субъектам сосредоточится на основной деятельности, а также значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и издержки в обращении, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и улучшения сервиса.

За последние десять лет практика передачи работ специализированным организациям (аутсорсерам) в мире считается традиционным элементом организации коммерческой деятельности. Рыночные субъекты США и Европы активно сотрудничают со специализированными организациями и их деятельность является показательной для подобных предприятий.

Рассмотрим основные виды услуг, которые рекомендуем передавать на логистический аутсорсинг:

Ответственное хранение. Ведение коммерческой деятельности в существующих условиях, в большинстве случаев, предполагает временное или постоянное использование складских площадей. Таким образом, у рыночного субъекта есть два подхода: либо арендовать свой склад, а это значит и нанимать персонал, приобретать складскую технику, взаимодействовать с контролирующими органами, либо отдать складское хозяйство на аутсорсинг (ответственное хранение) профессиональному логистическому оператору. Склад ответственного хранения–это технически и технологически оснащенный склад с квалифицированным персоналом и возможностью регулировать объем хранения.

Таблица – Сравнительная характеристика

ПРЯМАЯ АРЕНДА ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ
Организация работы склада в каждом городе присутствия Вашего предприятия Работа с одним логистическим оператором на территории всей РФ
Оплата всей площади арендуемого складского комплекса Оплата только используемых площадей/ячеек
Ограничение объема складского помещения Возможность регулировать объем поставок, а значит, площади склада
Необходимость в найме сотрудников, дополнительные затраты на заработную плату и налоги Квалифицированный персонал логистического оператора
Трудности планирования реальной потребности в складских площадях Возможность просто и эффективно управлять товарным запасом
Издержки при недостаче, порче, браке, недопоставках товара Материальную ответственность за груз несет логистический оператор
Постоянный контроль за процессом логистики, необходимость в развитии подразделения Задача и компетенции логистического оператора
Необходимость взаимодействия с контролирующими службами (МЧС и пр.), организации охраны склада, пожарной безопасности Ответственность логистического оператора

Производственная логистика – эффективность системы управления информационными и материальными ресурсами в процессе производства и обращения. Перевод вспомогательных складских операций по снабжению и обслуживанию производственной площадки на аутсорсинг с целью повышения уровня конкурентоспособности рыночного субъекта.

В рамках направления «производственная логистика» предоставляются следующие услуги:

Организация входного контроля продукции на соответствие техническим параметрам и качеству;

Ведение претензионной работы с поставщиками. Оформление необходимых первичных документов;

Складское хранение и обработка продукции незавершенного производства, готовой продукции, а также запасов материально-технических ресурсов (МТР) производства;

Организация доставки, хранения, учета и своевременной выдачи МТР со склада на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка.

К преимуществам применения аутсорсинга в логистических процессах относим:

Сокращение производственного цикла за счет оптимизации движения материальных потоков на всех стадиях производства; сокращения времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций; устранение нерациональных перевозок внутри производства.

Повышение качества и надежности переданных организации-аутсорсеру функций за счет внедрения современных технологий и имеющегося опыта работы.

Освобождение от ряда трудоемких и непрофильных операций. Высвобождение временного ресурса для совершенствования коммерческой деятельности (производство, реализация товаров, маркетинг).

Оптимизация затрат на обеспечение производства. Снижение себестоимости производственного процесса.

Повышение оборачиваемости товарных запасов и снижение инвестиций на закуп товарно-материальных ценностей.

Повышение эффективности, управляемости и мобильности рыночного субъекта.

Логистический консалтинг — управленческое консультирование, сконцентрированное на достижение строго определенной функциональной области логистики, в частности закупочной, складской, производственной, транспортной, сбытовой и управление товарным запасом.

Данная услуга будет полезна рыночным субъектам, которые хотят провести оценку состояния логистических процессов в организации, диагностировать текущую ситуацию, получить профессиональную консультацию для внесения корректировок в стратегию развития хозяйствующего субъекта.

Более того, услугами логистического консультирования могут пользоваться рыночные субъекты, которые на данный момент не готовы передать логистику на аутсорсинг, предпочитая использовать собственный потенциал. Автор считает, что аутсорсинг в логистических процессах направлен на решение обозначенных задач: логистический аудит, проектирование складской инфраструктуры, внедрение автоматизированной системы адресного хранения (WMS), внедрение системы 5S в логистике (Система 5S разработана в Японии. Сущность ее в организации и рационализации работы рабочего пространства, в данном случае — склада.)

Разработка системы учета показателей логистических процессов (KPI). (KPI — автоматизированная система, которая позволяет получать информацию в режиме on-line.). Данная система включает в себя следующие этапы: транспортно-экспедиционное обслуживание, доставка груза с производства, либо от поставщика товара на склад ответственного хранения; доставка со склада ответственного хранения до дверей конечного потребителя; доставка со склада ответственного хранения по точкам розничных торговых сетей; транспортные услуги включают экспедирование, маршрутизацию, координацию всей цепочки поставок. К дополнительным услугам относим транспортно-экспедиционное обслуживание, которое включает в себя: доставку груза к указанному клиентом времени, доставку непринятого груза в точку отправки, оформление и возврат документов с отметкой клиента о получении груза, страхование груза.

В настоящее время одной из распространенных схем в цепочке поставок является кросс-докинг. Кросс-докинг- это операция в логистическом процессе, которая осуществляет поставку продукции получателю в максимально короткие сроки.

На склад логистического оператора приходит партия товара, которую нужно доставить одному или нескольким получателям в кратчайшие сроки. Данный процесс организован таким образом, чтобы выгруженный товар избежал зоны долговременного хранения и, как можно быстрее, был загружен в следующие транспортные средства, которые доставят груз получателю.

Срок данной операции может составлять от 0 до 24 часов.

В рамках услуги кросс-докинга осуществляются следующие операции: прием товара паллетно, коробочно, штучно; обработку и формирование заказов паллетно, коробочно, штучно; маркировку, стикерование, штрихкодирование товара; отгрузку товара паллетно, коробочно, штучно.

Рынок логистических услуг в Свердловской области, до недавнего времени считавшийся «тихой гаванью» не смотря на сложившуюся ситуацию в экономике. На сегодняшний день и данный рынок начинает «штормить», несмотря на существующие перспективы Екатеринбурга в качестве международного транспортного хаба. [4]

«Стратегию развития логистики в Екатеринбурге представители власти, ритейла, логистических и транспортных компаний Уральского региона обсудили в ходе круглого стола «Развитие города Екатеринбурга как логистического хаба, влияние современных экономических условий на инвестиционную привлекательность». Мероприятие было организованно администрацией Екатеринбурга совместно с Уральской логистической ассоциацией.» [5].

В контексте поставленной проблемы роль Екатеринбурга в качестве логистического хаба будет лишь увеличиваться. Это обусловлено как географическим положением города на перекрестке путей из Европы в Азию, так и его экономическим потенциалом, притягивающим крупных операторов и грузополучателей. По мнению экспертов данного рынка, в подавляющем большинстве случаев данный способ работы значительно дешевле, нежели использование в качестве отправной точки Москвы.

На сегодняшний день Екатеринбург обрабатывает входящие и исходящие трафики, в число которых входят пути в Большой Екатеринбург, в города всего Урала, регионы страны, а также страны ЕАЭС, СНГ, Европы и Азии. В ближайшее время следует ожидать перераспределения товаропотоков из Европы в сторону направлений Дальний Восток — Урал, Беларусь — Урал и Казахстан –Урал.

Но развитие Екатеринбурга как хаба не дает гарантий процветания хозяйствующим субъектам предоставляющих логистические услуги, особенно это касается работающих по принципу аутсорсинга. Тенденции в отрасли это отказ от передачи на аутсорсинг логистических процессов. Далее рассмотрим представителей отрасли и их мнение на эффективность передачи логистики на аутсорсинг.

Цитируя президента некоммерческой организации «Уральская логистическая ассоциация» Сергей Шавзис: -«сегодня у многих компаний сложилось четкое мнение о том, что в России нет достойных подрядчиков в области транспортной и складской логистики».

Это служит основной причиной того, что ритейлеры принимают решение отказаться от услуг сторонних организаций. Такого же мнения придерживаются в компании «Пепси-Кола».

Представитель компании «Пепси-Кола» комментирует данную ситуацию следующим образом -«С нашей точки зрения, в России немного операторов, способных оказывать услуги аутсорсинга комплексно и качественно. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, их доля на рынке логистики составляет всего около 1-5%».

Аналогичную ситуацию можно проследить и  в транспортной логистике. По словам руководителя отдела международной логистики компании «Сима Ленд» Александра Титова -: «На сегодняшний день 99% всех грузов мы обслуживаем своими силами. Сейчас мы активно наращиваем собственный автопарк. По причине того, что наша компания научилась управлять собственным транспортом, мы решили осуществлять перевозки самостоятельно. Это целесообразней и выгоднее».

Кроме всего вышеперечисленного, существует еще одна проблема, с которой сталкиваются ритейлеры в процессе работы — это отсутствие качественных складских помещений. Сегодня в Екатеринбурге расположено 800 тыс. кв. м. площадок класса «А» и «В», из которых только около 40 тыс. кв. м. находится в собственности у ритейлеров, основная же часть берется в аренду либо логистическими компаниями, либо непосредственно самим заказчиком. Данная система работы практикуется уже достаточно долгое время, но сейчас все чаще звучит мнение экспертов о том, что намного выгоднее иметь собственный склад, нежели его арендовать.

Данную причину комментирует генеральный директор компании «ЛогИнУрал» Эмзар Гимаев — «Основная причина отказа от услуг организаций, осуществляющих складскую логистику — это отсутствие качественных, подготовленных площадей. Подготовленных с точки зрения инженерии и разрешительной документации».

Основываясь на выводы экспертов, большая часть сдающихся в аренду помещений в уральской столице– это универсальные спекулятивные склады, созданные под абстрактного заказчика и лишенные индивидуальных особенностей. В то же время рынку требуются именно специализированные складские помещения, максимально приспособленные под нужды конкретного пользователя, что наиболее актуально для продуктовых ритейлов. Именно это становится еще одной причиной отказа от услуг логистических компаний предприятиями.

Данный факт подтвердил начальник управления логистики сети магазинов «Верный» Щетинин Сергей – «Для сетевого продуктового ритейлера логистика — это основная компетенция. Имея собственную логистику в виде личного склада и транспорта, компания может обеспечить низкие затраты на прохождение товара от производителя до покупателя. Сейчас мы полностью забираем на себя всю цепочку движения товара от поставщика до полки магазина. В данный момент мы ожидаем завершения строительства нашего собственного склада в индустриальном комплексе «Про Бизнес Парк»».

Обзор мнения экспертов свидетельствует о востребованности услуги в Свердловской области и в части города Екатеринбург, помимо этого подтверждена эффективность передачи логистики на аутсорсинг, но качество предлагаемых услуг не соответствует запросам заказчика. Именно не удовлетворительное качество со стороны организаций, предлагающих данные услуги, вынуждает организации-потребители данных услуг отказываться от данной услуги, ценой увеличения себестоимости и издержек. Выходом может стать привлечение зарубежного опыта в данном направлении.

Таким образом, на основе проведенного исследования и выделенных тенденций экономической глобализации и интеграции от локального до мегауровня процессов современная логистика развивается и признана хозяйствующими субъектами в мировом и национальном рынках. Логистический аутсорсинг стал неотъемлемой частью жизнедеятельности многих организаций, что несомненно свидетельствует о внесении данного инструмента в систему управления эффективности рыночными субъектами.

 

Список литературы

  1. Закирова Э.Р. Структура расходов (затрат) на производство и реализацию продукции на предприятии и ее влияние на основные финансовые результаты/ Гизатулина Ю.С., Закирова Э.Р.// В сборнике:МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ — 2016 материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. Научно-образовательный центр «Знание». 2016. С. 70-74.
  2. Карх Д.А. Социально-экономический эффект логистики как детерминанты интернет-ритейла/ Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О., Соловьев И.В.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 11.№3. С. 161-167.
  3. Курдюмов А.В. Информационно-консультационная система в сфере продовольственной безопасности// Сборник научных статей. Екатеринбург, 2016. С. 45-56.
  4. Соловьёв, С. А. Основные тенденции российской логистики [Электронный ресурс] / С. А. Соловьёв. — Режим доступа: http://www.sklada.ru (дата обращения 17.09.2017 г.), свободный
  5. Логистический рынок Екатеринбурга:в ожидании бури [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cargolink.ru/ls/blog/1903.html, свободный

 

 

Bibliography:

  1. Zakirova E.R. Structure of expenses (costs) of production and product sales at the enterprise and its influence on the main financial results / Gizatulina Yu.S., Zakirova E.R.//Issue: YOUNG LEADERS – 2016 materials of the 1st  international competition of final qualification and term papers. Scientific and educational center «Znaniye». 2016. Page 70-74.
  2. Karkh D. A. Social — economical effect of logistics as determinants Internet retail /Karkh D. A., Gayanova V. M., Fadeyeva Z.O., Solovyov I.V.//Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Economy and management. 2017. Volume 11. №3 Page 161-167.
  3. Kurdyumov A.V. Information and consulting system in the sphere of food security//the Collection of scientific articles. Yekaterinburg, 2016. Page 45-56.
  4. Solovyyov, S. A. Main tendencies of the Russian logistics [An electronic resource] / S. A. Solovyyov. — Access mode: http://www.sklada.ru (date of the address of 17.09.2017), free
  5. Logistic market of Yekaterinburg: waiting for the storm [An electronic resource]. — Access mode: <https://cargolink.ru/ls/blog/1903.html>, free