Московский экономический журнал 5/2017

image_pdfimage_print

УДК 349.3

 

Карпова Наталья Александровна, магистрант

Межрегиональный открытый социальный институт (Россия, г. Йошкар-Ола)

Karpova Natalya Aleksandrovna, Master’s degree programs

Interregional Open Social Institute, (Russia, Yoshkar-Ola)

 

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

FINANCIAL STABILITY OF PENSION SYSTEM IN MODERN CONDITIONS

 

В Российской Федерации существуют свои особенности развития системы пенсионного обеспечения, схожесть с системами стран бывшего Советского Союза обусловлена историческим, экономическим и политическим положением.

На территории бывшего Советского Союза развивается интернациональный рынок труда, поэтому существует необходимость стабильных гарантий в области обязательного пенсионного страхования. Учитывая возникающие перед государством выполнение новых обязательств, как принимающей стороны, актуальны вопросы связанные с финансовой устойчивостью системы пенсионного обеспечения.

 

In the Russian Federation there are features of development of system of provision of pensions, the similarity with the systems of the countries of the former Soviet Union is caused by historical, economic and political situation.

In the territory of the former Soviet Union international labor market therefore there is a need of stable guarantees in the field of mandatory pension insurance develops. Considering arising before the state implementation of new obligations as host, the topical issues connected with financial stability of system of provision of pensions.

 

Ключевые слова: пенсионная система, страховые пенсии, страховые взносы, межбюджетные трансферты.

Keywords: pension system, insurance pensions, insurance premiums, interbudgetary transfers.

 

В 2012 году принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, она определяет цели, которые гарантируют социально приемлемый уровень пенсионного страхования и обеспечение сбалансированности долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. Исходя из этого, можно подчеркнуть актуальность поставленной проблемы и необходимость ее решения на уровне правительства [1].

Анализируя финансовые потоки Фонда, следует отметить выплаты, обеспечение которых входит в функции Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), ну эти выплаты имеют экономической природы социального страхования:

— государственное пенсионное обеспечение выплата пенсии и ежемесячные доплаты;

— выплаты гражданам по отдельным категориям;

— социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ;

— компенсирование пенсионеру стоимости проезда из района Крайнего Севера;

— материнский (семейный) капитал;

— и другие выплаты.

Материальное обеспечение пенсионеров по данным видам закреплена законодательно за государством, денежные средства поступают из Федерального бюджета РФ. От общей сумма доходов бюджета Фонда доля таких выплат составляет более 43,5 %.

Перечисленные выплаты и доплаты выплачиваются ПФР, но не являются обязательствами в области обязательного пенсионного страхования. Такие функции являются дополнительными для страховщика по обязательствам государства, поэтому средства, затраченные на перечисленные цели, не возмещаются.

Финансирование деятельности по обязательному пенсионному страхованию с целью повышения качества оценки прогнозирования объема межбюджетного трансферта из Федерального бюджета в бюджет ПФР, имеет законодательно установленное требование для Правительства Российской Федерации взаимосвязь методик:

— определение размера одного  индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);

— определение необходимого межбюджетного трансферта.

Усиление роли страховых принципов было закреплено новым законодательством в связи с необходимостью закрепления методики. С 2015 года размер выплаты страховой пенсии напрямую зависит от объема ресурсов в системе ПФР: объема страховых взносов межбюджетных трансфертов. Формула определения размера одного индивидуального пенсионного коэффициента рассчитывается как соотношение поступивших взносов на финансирование страховых пенсий и трансфертов из Федерального бюджета, поступающие в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициент застрахованных лиц, получающих страховые пенсии [4].

Стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента увеличивается и определяется два раза в год на 1 февраля (на основе индекса роста потребительских цен за предыдущий год, утверждается правительством РФ) и на 1 апреля (закрепляется Федеральным Законом о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год). На основе концепции новой пенсионной формулы методика определения суммы страховых взносов на выплаты пенсии не учитывает поступления по дополнительным тарифам, установленные для отдельных категорий застрахованных лиц. Следует отметить существование расходов, которые финансируются за счет страховых взносов, например, пособие на погребение умерших лиц.

Страховые пенсии, которые выплачиваются за счет межбюджетных трансфертов, объединяет цель: обеспечение государственных обязательств за счёт страховых взносов.

Законодательно установлено четыре таких трансферта:

— валоризации величины расчетного пенсионного капитала советского стажа;

— компенсация расходов бюджета связанных с пониженными тарифами страховых взносов;

— возмещение расходов связанных с нестраховыми периодами;

— расходы на обязательное пенсионное страхование (досрочный выход на пенсию, повышенная фиксированная выплата отдельным категориям, выпадающие доходы в связи с отчислениями на накопительную пенсию, рост стоимости одного балла не ниже инфляции и другие).

Четкая детализация необходима для определения финансовой устойчивости пенсионной системы в нынешний и долгосрочный периоды. Обеспечивая прозрачность и обоснованность размера межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, методика предусматривает порядок подсчета объема необходимых средств бюджету ПФР, учитывая следующие показатели:

— среднегодовая численность застрахованных лиц, получающих страховые пенсии;

— средний размер ИПК, который отражает средний размер суммы рассчитываемого трансферта;

— среднегодовой размер одного пенсионного коэффициента;

— расходы, связанные с доставкой пенсий.

Используемая система расчетов трансфертов действует с 2015 года, но существуют сторонники балансовой модели, которая применялась ранее. Порядок определения трансфертов согласно балансовому подходу отличается отсутствием четкого закрепленного объема межбюджетных трансфертов, направленных на выполнение задач по обязательствам государства. В долгосрочном периоде такая модель повлечет необоснованный расчет стоимости одного балла и межбюджетных трансфертов, что поставит под сомнения корректность расчетов.

С 2015 года, рассчитывая параметры бюджета ПФР на очередной финансовый год и плановый период, учитываются расходы на основе подходов, приведённых выше методик.

Использование методик позволяет усилить финансовую устойчивость Пенсионного фонда Российской Федерации и повысить уровень точности прогнозирования необходимых финансовых потоков, которые определяют потребности в размере межбюджетных трансфертов.

 

Список литературы

 

  1. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 г. № 2524-р. Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/31/pension-site-dok.html (19.12.2017).
  2. О государственном пенсионном обеспечении в РФ [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (19.12.2017).
  3. Об обязательном пенсионном страховании [электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 05.12.2001 г. № 167-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (19.12.2017).
  4. О страховых пенсиях [электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (19.12.2017).
  5. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.12.2017 N 363-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284128/ (19.12.2017).

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) [электронный ресурс]: Постановление Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/info/order/pfr_status/~1263