Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10237

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО УЧАСТИЯ В ОСВОЕНИИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ АРКТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

ANALYSIS OF FOREIGN PARTICIPATION IN ARCTIC HYDROCARBON DEVELOPMENT AND WAYS TO OVERCOME SANCTIONAL RESTRICTIONS

Баранов Дмитрий Никитич, старший преподаватель кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания

Бушуева Наталья Владимировна, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания

Московского университета имени С.Ю. Витте, г. Москва

Baranov D.N., Gex561@yandex.ru

Bushueva N.V., busha007@bk.ru

Аннотация. В статье проведено исследование зарубежного опыта участия иностранных компаний в процессе освоения арктического региона Российской Федерации. Показано, что по большинству энергетических проектов, доля зарубежных компаний в проектах достаточно велика. Это обусловлено необходимостью привлечения технологий в процесс разработки месторождений углеводородного сырья. Однако, в связи с обострением геополитического положения и начала санкционной войны между Российской Федерацией и странами «коллективного Запада» большинство компаний из промышленно развитых стран вышли из энергетических проектов в арктическом регионе России. Это привело к консервации проектов по разработке месторождений углеводородного сырья. Вместе с тем, в этих условиях назрела необходимость разработки комплекса мероприятий по выходу из сложившейся ситуации. В настоящей статье представлен авторский алгоритм мероприятий по развитию энергетического комплекса арктического региона Российской Федерации, который направлен на преодоление санкционных ограничений и привлечение инвестиций и технологий в отрасль.

Summary. The article studies the foreign experience of foreign companies’ participation in the development of the Arctic region of the Russian Federation. It is shown that for most energy projects, the share of foreign companies in the projects is quite high. This is due to the need to attract technology in the development of hydrocarbon deposits. However, due to the aggravation of the geopolitical situation and the beginning of the sanctions war between the Russian Federation and the countries of the “collective West”, most companies from industrialised countries withdrew from energy projects in the Arctic region of Russia. This has led to the mothballing of hydrocarbon development projects. At the same time, under these conditions, there is a need to develop a set of measures to overcome this situation. This article presents the author’s algorithm of measures to develop the energy complex of the Arctic region of the Russian Federation, which is aimed at overcoming sanctions and attracting investment and technology to the industry.

Ключевые слова: Арктика, санкции, импортозамещение, международное сотрудничество.

Keywords: Arctic, sanctions, import substitution, international cooperation.

Арктический регион является краеугольным камнем обеспечения экономического развития Российской Федерации, поскольку в нем залегают колоссальные энергетические ресурсы. Однако, ввиду глубины залегания углеводородных ресурсов и сложности их добычи, Российская Федерация нуждается в привлечении в инвестиционные проекты связанные с разработкой углеводородных месторождений иностранных компаний. Иностранные компании имеют технологический потенциал и оборудование по разработке шельфовых месторождений в труднодоступных местах.

В процессе освоения Арктики, исходя из международного опыта, можно выделить два ключевых подхода к процессу организации международного сотрудничества по организации процесса освоения углеводородных ресурсов в регионе (таблица 1).

Данные таблицы 3, показывают, что успешная реализация этих крупнейших проектов по разработке, добыче и сжижению природного газа в Арктике обусловлена тем, что в них основными инвестиционными партнерами являются крупные компании из развивающихся стран – Китая и Японии. При этом, Total является французской компанией, которая не смотря на риски, порождаемые возможным введением санкций со стороны ряда промышленно развитых стран, стали участвовать в проектах в связи с его выгодностью.

Исходя из вышеизложенного можно отметить, что в современных условиях можно выделить два ключевых подхода к организации международного сотрудничества в Арктике: политика открытых дверей, которая предполагает включение иностранных компаний на всех стадиях реализации проекта и политика протекционизма, которая предполагает введение ограничений и других регуляторных мер в процессе привлечения инвестиций в реализацию проектов по разработке арктических месторождений нефти и газа. В современных условиях разработки на арктическом шельфе приостановлены в связи с введением санкций со стороны промышленно развитых стран и выхода их компаний из инвестиционных проектов. Однако, реализация проектов по сжижению газа, где участвуют компании из развивающихся стран и в первую очередь из Китая показали свою эффективность. Не смотря на это, в условиях санкционных ограничений, российским компаниям целесообразно привлекать к организации международного сотрудничества компании развивающихся стран не подпадающие под санкционную политику своих стран, а также проводить последовательную политику импортозамещения.

С целью преодоления санкционных ограничений в энергетическом комплексе важным является разработка комплекса мероприятий по ее преодолению. Институциональный алгоритм мероприятий по развитию энергетического комплекса арктического региона Российской Федерации представлен на рисунке 1.

Данные рисунка 3.1. показывают, что ключевыми мероприятиями по развитию энергетического комплекса арктического региона Российской Федерации является диверсификация привлечения потенциальных участников, с целью преодоления санкционных ограничений в пользу компаний из развивающихся стран, а также введение регуляторных преференций для проектов по разработке шельфовых месторождений нефти и газа. Привлечение компаний из развивающихся стран должно обеспечить приток в шельфовые проекты Арктики инвестиций и технологий, что должно привести, помимо развития шельфовых месторождений, к диффузии технологий в отрасли и организации отечественных производств, в рамках политики импортозамещения. Другой важной мерой является комплекс мероприятий по установлению преференций для участников проектов по разработке шельфовых месторождений в соответствии с выданными лицензиями на разработку, что повысит их инвестиционную привлекательность.

Исходя из вышеизложенного видно, что для развития энергетического комплекса арктического региона Российской Федерации, в условиях санкционной войны необходим комплекс мероприятий, который существенно снизит, либо нивелирует эти ограничения и приведет к устойчивому развитию отрасли. В данной статье был предложен авторский алгоритм мероприятий по развитию энергетического комплекса арктического региона Российской Федерации, который заключается в переориентации привлечения компаний к разработке месторождений углеводородов в пользу компаний из развивающихся стран. Данная мера должна снизить риск присоединения компаний к санкционному режиму и способствовать привлечению технологий в отрасль. Для увеличения инвестиционной привлекательности энергетического сектора арктической зоны, важным является введением преференциального режима осуществления хозяйственной деятельности для компаний энергетического комплекса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.Н. Модернизация социально-экономической системы северных регионов России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2013. – № 4 (6). – С. 11-16.
  2. Диденко Н.И., Киккас К.Н., Ковков Д.В., Шатраков Н.А. Оценка уровня освоения Арктики арктическими странами мира // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 2 (17). – С. 113-122.
  3. Диденко Н.И., Ковков Д.В., Красулина О.Ю. Инвестиционный климат арктической зоны РФ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2016. – № 1 (16). – С. 36-47.
  4. Гребеник В.В., Никулкина И.В. Налоговое стимулирование развития арктической зоны Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2013. – № 4 (6). – С. 4-10.
  5. Жильцов С.С., Зонн И.С. Эволюция политики России в Арктике // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 3 (14). – С. 84-93.
  6. Жириновский В.В. Другая экономическая политика // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 2 (8). – С. 126-131.
  7. Кохановская И.И., Назаренко Я.В. Особенности бюджетной системы регионов российской Арктики на примере Ямало-Ненецкого автономного округа // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 2 (25). – С. 24-32.
  8. Кузнецова А.И., Зубец А.Ж. Последствия глубинной нефтедобычи в морях и океанах // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 5 (11). – С. 39-44.
  9. Разовский Ю.В., Рубан М.С. Система выбора типичной стратегии воспроизводства минерально-сырьевого капитала // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 1 (24). – С. 63-70.
  10. Романченко О.В., Покидышева Ю.В. Перспективы внешнеэкономического развития северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 5 (11). – С. 33-38.
  11. Семенов А.В., Руденко Ю.С., Разовский Ю.В. Рентное мировоззрение Арктического развития России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 5 (11). – С. 11-20.
  12. Семенов А.В., Руденко Ю.С., Разовский Ю.В. Стратегические приоритеты Арктической геополитики России // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 5 (11). – С. 3-10.
  13. Суптело Н.П., Русов В.В. Особенности экономического развития ямало- ненецкого автономного округа и их влияние на социальную сферу региона // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2018. – № 3 (26). – С. 47-53.
  14. Шугаева М.А., Кузнецова А.И. Экономические механизмы импортозамещения в Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 2 (13). – С. 32-35.
  15. Чумаков Д.С. Основные векторы международного сотрудничества в Арктике // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 2. С. 41–61.
  16. Фадеев А.М. Совершенствование экономических подходов к управлению освоением морских углеводородных месторождений Арктики. Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2012. – 269 с.
  17. Кутузова М., Матвеева О. Арктический вопрос // коммерсант от 20.12.2019, [Электронный ресурс], режим электронного доступа, URL: https://www.kommersant.ru/doc/4196997
  18. Фадеев А.М. Международное сотрудничество в освоении Арктики, [Электронный ресурс], режим электронного доступа, URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-osvoenii-arktiki/
  19. Oilprice.com, “Exxon Has Lost Over $1 Billion From Russian Sanctions”, 16.10.2016. (доступно по ссылке https://oilprice.com/Energy/EnergyGeneral/Exxon-Has-Lost-Over-1-Billion-From-Russian-Sanctions.html)