http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2021

УДК 332.1

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10214

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

TERRITORIAL FEATURES OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)

Белковский Роман Борисович, соискатель ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»

Belkovsky Roman Borisovich, Applicant for FSAEI HE «Southern Federal University»

Аннотация. В статье исследуются территориальные особенности экономического развития региона, рассчитана динамика показателей экономического развития Ростовской области за период 2016-2019 гг, обосновываются направления интенсификации конкурентных преимуществ экономики региона. Результаты исследования могут использоваться в органах государственной власти и местного самоуправления при разработке средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития, а также хозяйствующими субъектами, осуществляющими инвестиционную деятельность.

Summary. The article examines the territorial features of the region’s economic development, calculates the dynamics of indicators of the economic development of the Rostov region for the period 2016-2019, substantiates the directions of intensifying the competitive advantages of the region’s economy. The results of the research can be used in state and local government bodies in the development of medium and long-term programs of socio-economic development, as well as by economic entities carrying out investment activities.

Ключевые слова: Ростовская область, регион, экономика, устойчивое развитие, производство, отрасль.

Key words: Rostov region, region, economy, sustainable development, production, industry.

Введение

Среди факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона, важное место занимают территориальные особенности, детерминирующие локализацию производительных сил, социальные процессы, эффективность экономической деятельности, инвестиционную привлекательность. В контексте сказанного, особую актуальность и востребованность приобретают научные исследования, направленные на идентификацию особенностей экономического развития на мезоэкономическом уровне, а также факторов, способствующих интенсификации конкурентных преимуществ экономики региона. Рассмотрим указанную проблематику на примере Ростовской области.

Методы

При подготовке статьи нами были использованы такие методы научного познания, как: анализ, синтез, моделирование, экстраполяция, а также эконометрический инструментарий, с учётом особенностей его применения в экономических исследованиях [9], что позволило обеспечить необходимую репрезентативность и достоверность выводов и результатов исследования.

Результаты и обсуждение

На современном этапе Ростовская область занимает особое место среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа. Специфика региональной экономики определяется следующими основными факторами [6, 8]:

  1. Энергонезависимостью. Наличие в Ростовской области двух крупнейших по мощности электростанций на Юге России – Волгодонской атомной и Новочеркасской тепловой, — позволяют реализовывать в регионе любые инвестиционные проекты.
  2. Наличием судоходной реки Дон, позволяющей обеспечивать перевалку грузов из портов Азовского моря в центральную часть РФ.
  3. Благоприятными почвенными ресурсами и климатическими условиями, позволяющими заниматься продуктивным сельскохозяйственным производством.
  4. Развитым промышленно-индустриальным комплексом. На территории региона функционируют хозяйствующие субъекты следующих отраслей: машиностроения (железнодорожного, авиационного, сельскохозяйственного и др.), химической промышленности, чёрной и цветной металлургии, добычи угля, строительства.

Важным элементом экономической системы региона является Ростовская-на-Дону агломерация, являющаяся крупнейшей на Юге России, и вносящая наибольший вклад в состав валового регионального продукта Ростовской области среди других муниципальных образований [3]. Динамика показателей экономического развития Ростовской области за период 2016-2019 гг. представлена в таблице 1 [4, 5].

В экономическом развитии Ростовской области за период 2016-2019 гг. наблюдаются противоречивые тенденции. В частности, на 11,5 млрд руб. сократился объём прямых инвестиций в региональную экономику. В тоже время, такие показатели, как обороты розничной торговли и общественного питания демонстрируют рост на 122,6 и 7,6 млрд руб. соответственно. Как показывают данные таблицы 1, введение международных экономических санкций не сказалось на результатах внешнеторгового оборота Ростовской области, увеличившегося с 7,7 млрд долл. США в 2015 г. до 11,1 млрд долл. США в 2019 г. (+3,4 млрд долл. США). Масштаб жилищного строительства в регионе также возрастает (+318 тыс. кв. м) за период наблюдения.

Объём промышленного производства, в целом, возрос с 693,4 млрд руб. в 2015 г. до 854,4 млрд руб. в 2019 г. (+161,0 млрд руб.), однако результат 2019 года (906,8 млрд руб.) заметно хуже, чем в 2018 г. (854,4 млрд руб.). Сельскохозяйственное производство также демонстрирует позитивную динамику за весь период наблюдения, возрастая на 50,3 млрд руб. При этом, наибольший рост аграрного производства приходится на 2019 год. Указанная тенденция подтверждает отмечаемую исследователями [2, 6] высокую инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса Ростовской области, обусловленную наличием: благоприятных для эффективной сельскохозяйственной деятельности природно-климатических условий, квалифицированных кадров, транспортно-логистической инфраструктуры.

Также нельзя не отметить рост объёма оказания платных услуг гражданам, сопоставимый во динамике с аграрным производством. Указанная тенденция свидетельствует об улучшении качества человеческого капитала [10], т. к. в структуре спроса на платные услуги в Ростовской области наибольший удельный вес занимает покупка образовательных продуктов [4], что свидетельствует о постепенном усилении в экономике региона факторов устойчивого развития [1, 7].

Заключение

Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы:

  1. На современном этапе Ростовская область является индустриально-аграрным регионом. В структуре производства добавленной стоимости ведущее место занимают традиционные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Вместе с тем, за период 2010-2019 гг. отмечается рост вклада инновационных отраслей экономики, а также видов экономической деятельности, связанных с производством услуг. В частности, развивается туристско-рекреационная сфера, цифровые сервисы, экспорт образовательных услуг.
  2. Среди территориальных особенностей экономического развития Ростовской области необходимо выделить следующие:

— пространственная дифференциация объектов промышленно-хозяйственной инфраструктуры, в частности, их локализация в таких индустриальных агломерациях, как Азовская, Батайская, Белокалитвенская, Волгодонская, Гуковская, Новочеркасская, Новошахтинская, Ростовская-на-Дону, Таганрогская, Шахтинская. На территории перечисленных муниципалитетов расположено большинство объектов транспортно-логистической, энергетической, промышленно-хозяйственной инфраструктуры региона.

— неравномерное развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Указанная особенность выражается в диспропорциях локализации путей сообщения, в частности, сравнительно хорошем развитии железнодорожных и автодорожных магистралей по вектору Север – Юг и слабом развитии путей сообщения по вектору Запад – Восток. По нашему мнению, основным фактором, оказавшим влияние на формирование дорожной сети региона, является его исторически сложившееся транзитное географическое расположение, обеспечивающее сообщение товаро- и пассажиропотоков между Центральной, Северо-Западной частями РФ и регионами Северного Кавказа и государствами Закавказья. Кроме того, существенное влияние на развитие транспортной инфраструктуры Ростовской области оказывает внешнеэкономическая деятельность, связанная с поставкой на мировой рынок продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемой, главным образом, через морские порты Чёрного моря.

— наличие на территории региона крупнейшей на Юге России агломерации – города Ростова-на-Дону. Указанный муниципалитет является не только самым крупным по численности проживающих граждан городом Южного и Северо-Кавказского федерального округов, но и научным, финансовым, культурным, транспортным центром. В упомянутых аспектах, ростовская агломерация является уникальной в южно-российском макрорегионе.

  1. Как показывает практика, конкурентные преимущества экономико-географического положения Ростовской области, а также территориальные особенности экономического развития используются не в полной мере. В частности, объёмы грузо- и пассажиропотоков могут быть значительно увеличены за счёт модернизации Северо-Кавказской железной дороги (организация высокоскоростного движения пассажирских поездов по линии Москва – Ростов-на-Дону, — Краснодар – Адлер). Реализация подобного проекта могла бы переориентировать граждан, отправляющихся в отпуск к Черноморскому побережью на автомобилях, на использования железнодорожного сообщения, что, в свою очередь, позволило бы разгрузить федеральную автотрассу М4 «Дон» в летний период и увеличить среднюю скорость движения. Также перспективным направлением является развитие путей сообщения по вектору Ростов-на-Дону – Волгоград, что позволило бы связать два крупных региональных центра и обеспечить свободное обращение товаров между Каспийским и Азовским морями.

Список использованных источников

  1. Горбанёва О. И. Приложение динамической модели согласования общих и частных интересов устойчивого развития на региональном уровне / Горбанева О. И., Мурзин А. Д., Анопченко Т. Ю. // Кибернетика и программирование. 2020. №1. С. 18-28.
  2. Губачев В. А. Инвестиционная привлекательность и её влияние на конкурентоспособность сельского хозяйства региона / Губачев В. А. // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. 2017. С. 52-55.
  3. Организационно-финансовые приоритеты муниципально-частного партнерства в стратегии формирования инвестиционного климата города / Рогова Т. М., Беспамятнова Л. П., Мурзин А. Д., Суворова Л. В., Виноградова В. В. Ростов-на-Дону, 2020.
  4. Официальный сайт Правительства Ростовской области http://www.donland.ru (дата обращения 7 декабря 2020 г.)
  5. Официальный сайт территориального органа Росстата по Ростовской области URL: http://rostov.gks.ru/ (дата обращения 7 декабря 2020 г.)
  6. Плохотникова Г. В. Приоритетные направления развития конкурентных преимуществ региона (на примере Ростовской области) / Плохотникова Г.В., Дальченко Е.А. // Экономика и предпринимательство. 2018. №1 (90). С. 335-337.
  7. Ревунов Р. В. Повышение эффективности экономического комплекса Юга России / Ревунов Р. В., Дальченко Е. А. // Императивы, векторы, организационно-экономические решения / Саарбрюкен, 2016.
  8. Ревунов Р. В. Юг России в контексте глобальных социальных и эколого-экономических проблем / Ревунов Р.В., Сухинин С.А. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2012. №2. С. 219-227.
  9. Таранова И.В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях/Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №12 (36). С. 59.
  10. Pryadko I. A. Promotion of educational services in social networks / Pryadko I. A., Paytaeva K. T., Revunov R. V., Zelenova G. V., Evetskaya S.V. // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т. 726. С. 931-942.