Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 330.1: 519.71

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10275

Интеграционная модель регионального развития

Integration model of regional development

Дулесов Александр Николаевич, к.э.н., доцент, Хакасский технический институт — филиал СФУ

Соломонова Елена Борисовна, к.т.н., доцент, директор института экономики и управления, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Плотникова Татьяна Николаевна, к.т.н., доцент, Хакасский технический институт — филиал СФУ

Коняхина Татьяна Борисовна, к.э.н., доцент, зав.кафедрой, директор института экономики и управления, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Dulesov Aleksandr Nikolaevich

Solomonova Elena Borisovna

Plotnikova Tatiana Nikolaevna

Koniakhina Tatiana Borisovna

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы регионального развития на базе интеграционной модели. Определены условия, влияющие на процессы региональной интеграции и выявлены преимущества интеграционных взаимодействий хозяйствующих субъектов. Используя теорию кумулятивного роста сформированы теоретические основы для построения модели сбалансированного развития региональной экономики. В качестве исследуемого региона рассматривается Республика Хакасия, для которой определены стратегические цели интеграционного развития на базе циркулярной экономики. В рамках интеграционной модели определены проекты, реализация которых позволит повысить эффективность региональной экономики: производственная интеграция, преодоление бюрократических препятствий, внедрение принципов «кластерной политики», как инструмента интеграционных преобразований; сбалансированность внутрирегионального развития на базе межотраслевой интеграции; ориентация на сетевые взаимодействия.

Приведена унифицированная модель социально-экономического развития региона за счёт интеграционных связей, содержащая факторные блоки и стратегический блок. В модель заложен принцип интеграционных связей субъектов региональной экономики, реализация которого возможна за счёт формирования циркулярной экономики, что повлечёт за собой развитие инвестиционной, цифровой, институциональной составляющих региональной экономики. Особенностью интеграционной модели является непрерывный процесс саморазвития локального рынка региона за счёт специализации и партнёрского взаимодействия региональных предприятий.

Summary. The article considers the prospects of regional development based on the integration model. Conditions affecting regional integration processes are defined and advantages of integration interactions of economic entities are identified. Using the theory of cumulative growth, theoretical foundations have been formed to build a model of balanced development of the regional economy. The Republic of Hakassia, for which strategic objectives of integration development on the basis of circular economy are defined, is considered as the investigated region. Within the framework of the integration model, projects have been identified, the implementation of which will increase the efficiency of the regional economy: industrial integration, overcoming bureaucratic obstacles, introducing the principles of «cluster policy» as an instrument of integration transformation; Balancing intraregional development through cross-sectoral integration; Orientation towards networking.

A unified model of social and economic development of the region due to integration ties, containing factor blocks and strategic block, is presented. The model is based on the principle of integration ties between the subjects of the regional economy, the implementation of which is possible through the formation of a circular economy, which leads to the development of investment, digital and institutional components of the regional economy. A feature of the integration model is the continuous process of self-development of the local market of the region due to specialization and partnership interaction of regional enterprises.

Ключевые слова: локальный рынок, интеграционные связи, циркулярная экономика, кластерная политика.

Keywords: local market, integration links, circular economy, cluster policy.

Перспективы регионального развития во многом зависят от выбранного пути социально-экономических преобразований. Таким образом, перед каждым регионом стоит задача выбора наиболее эффективных моделей развития экономики с учётом современных тенденций и потенциала региональных ресурсов [1].

Современная экономика строится на интеграционных взаимодействиях. Давно известно, что межрегиональное сотрудничество является мощным стимулом к наращиванию внутрирегионального потенциала [2]. При этом большинство научных исследований касается вопросов межрегиональной интеграции, но недостаточно научных работ по интеграционным связям внутри региона. Хотя, в рамках развития локального рынка, именно процессы внутрирегиональной интеграции являются важными.

Известно, что интеграционные процессы способствуют выстраиванию сбалансированной структуры хозяйствующих субъектов: в научной литературе описывается взаимосвязь между качеством экономического пространства и характером интеграционных процессов [3-5].

Качество экономического пространства, подразумевает рациональную экономическую организации территории, построенную с помощью множества связей между субъектами экономической деятельности [6]. Поэтому вопросы внутрирегиональной интеграции в первую очередь рассматривают внутрирегиональный потенциал развития региона за счёт активизации локальных процессов взаимосвязей и взаимодействий.

При этом необходимо отметить, что процессы внутрирегиональной интеграции способствуют формированию благоприятных условий для межрегиональных взаимодействий.

Все участники интеграционных процессов получают реальные выгоды: увеличение размеров и ёмкости рынка, рост производительности труда, рост занятости населения и др.

При этом появляется возможность за счёт внутрирегионального сотрудничества эффективно использовать региональные ресурсы. Можно утверждать, что внутрирегиональная интеграция является первой ступенью регионального развития, так как способствует чёткой организации регионального производства. Следовательно, интеграционная модель регионального развития является перспективной за счёт своих преимуществ:

  • реализация направлений взаимовыгодного сотрудничества крупного бизнеса с малым и средним;
  • усиление региональных производственных систем;
  • расширение сферы малого и среднего бизнеса в регионе;
  • интегрирование цепочек стоимости в промышленное развитие региона;
  • минимизация рисков локальных рынков за счёт соответствующего регионального регулирования интеграционных связей;
  • наращивание конкурентных преимуществ предприятий региона;
  • наращивание стадий технологической сложности региональных цепочек добавленной стоимости;
  • эффективные бизнес-коммуникации и региональная логистика.

Интеграционная модель развития была выбрана и изучена применительно к республике Хакасия.

Специфика регионального развития республики заключается в наличии природных ресурсов в сочетании с функционирующим крупным бизнесом. Тем не менее, при наличии материальной базы экономики эффективность регионального развития невысокая. Поиск приемлемой модели социально-экономического развития Республики Хакасия связан с глубоким анализом опыта других регионов и стран [7-11].

Построение новой интеграционной модели продиктовано современными вызовами экономики. В условиях дефицита регионального бюджета необходимо найти внутренние резервы, которые и станут источником для реализации стратегических планов и программ.

Выбор интеграционной модели развития экономики обоснован не только спецификой региона, но и объективными законами, лежащими в основе современной экономики [12-14]. Современные исследования о моделях регионального развития базируются на полученных знаниях эволюции стран и регионов с позиции выбранных стратегий (рисунок 1).

Как известно, любые мировые (региональные) практики не могут «в чистом виде» быть перенесены на конкретный регион (страну), поэтому перед регионами стоит нелёгкая задача определения модели экономических преобразований, адекватных региональному потенциалу [17].

В процессе обоснования интеграционной модели развития для Республики Хакасия использовалась теоретико-методологическая база на основе системного, нормативно-целевого и синергетического подходов, а также управленческие теории сбалансированного развития, полюсов роста и интеграционных связей.

Интеграционные связи усложняют региональное экономическое пространство, но одновременно способствуют формированию центров деловой активности, росту субъектов малого и среднего предпринимательства и, как следствие, – росту благосостояния населения.

Используя теорию кумулятивного роста [18, 19], сформированы теоретические основы для построения модели сбалансированного развития экономики Республики Хакасия за счёт взаимосвязей и взаимодействий экономических субъектов: механизм саморазвития и непрерывных модернизационных преобразований. Что предполагает систему региональных взаимодействий, рационально объединяющих всех участников интеграционных связей при эффективном региональном управлении.

В условиях реализации стратегии регионального развития в первую очередь для каждого региона формируются стратегические цели и определяются механизмы их достижения (таблица 1).

Выбор интеграционной модели регионального развития является закономерным для формирования активного локального рынка, в первую очередь, и как будущие этапы – освоение межрегиональных и внешних рынков.

Таким образом, реализация стратегии в рамках новой модели регионального развития должна опираться на следующие проекты:

1. Производственная интеграциякак приоритет стратегий социально-экономического развития Республики Хакасия обусловлена тем, что региональная производственная инфраструктура в течение длительного времени функционирует без учёта внутренних связей и взаимодействий, поэтому требует модернизационных преобразований.

Учитывая уровень развития отраслей производства,  следует реализовать модель регионального развития, ориентированную на самообеспечение за счёт внутрирегиональных резервов.

В регионе сложились предпосылки для производственной интеграции:

  • развитая производственная инфраструктура;
  • присутствие крупного бизнеса на территории: ОАО «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего», ОАО «РУСАЛ Саянский алюминиевый завод», ОАО «РУСАЛ САЯНАЛ», угольные предприятия (Черногорский филиал ОАО «СУЭК», ООО Угольная компания «Разрез Степной», ОАО «Хакасэнерго», филиал Абаканская ТЭЦ, ОАО «Енисейская ТГК» и др.;
  • богатые природные ресурсы;
  • достаточные человеческие ресурсы.

2. Преодоление бюрократических препятствий, институциональных дефицитов к взаимодействиям хозяйствующих субъектов в региональном пространстве.

Анализ особенностей экономического развития Республики Хакасия показывает, что существует много условий, ограничивающих интеграционные процессы:

  • в отсутствии заинтересованности в долгосрочных взаимосвязях крупных предприятий с представителями малого и среднего бизнеса республики;
  • проблемы поиска бизнес-партнёров внутри региона;
  • сформировавшиеся практики работы с поставщиками крупных предприятий.

3. Применение принципов «кластерной политики» как инструмента интеграционных преобразований в Республике Хакасия.

Предполагается эффективно использовать сложившуюся систему развития экономики по кластерному типу реализации интеграционных взаимодействий за счёт организации сетевых связей предприятий, объединённых по кластерному признаку. Вследствие чего выстроятся долговременные партнёрские отношения в бизнесе.

4. Сбалансированность внутрирегионального развития за счёт эффективного использования региональных ресурсов на базе межотраслевой интеграции.

 Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия необходимо осуществлять, увязывая с основными отраслевыми секторами специализации региона: топливно-энергетическим, индустриально-строительным, металлургическим, машиностроительным, агропромышленным, транспортным, туристическим.

Преодолеть намечающийся депрессивный характер экономики региона предполагается путем «расширения территорий активной хозяйственной деятельности за счет  формирования и развития внутрирегиональных взаимосвязей субъектов экономики» [20].

5. Ориентация регионального развития на сетевые взаимодействия на базе инновационных технологий.

Для этого необходимо сформировать в регионе комфортное экономическое пространство для развития малого, среднего и крупного бизнеса, что предполагает увязку интересов всех экономических субъектов с целями и задачами социально-экономического развития региона с учётом межрегиональных взаимодействий.

Анализ стратегических документов региона показывает, что несмотря на то, что в стратегиях закладываются мероприятия, формирующие производственную структуру региона, тем не менее, не в полной мере решаются задачи сбалансированного развития экономики за счёт интеграционных взаимодействий, направленных на поддержку и рост локального рынка [20,21].

Перспективное развитие Республики Хакасия на базе формирования интеграционных связей крупного, малого и среднего бизнеса, с помощью механизма партнёрских взаимоотношений в рамках реализации социально-экономической программы региона заключается в обеспечении институциональных и инфраструктурных условий реализации интеграционных взаимодействий.

В интеграционной модели социально-экономического развития Республики Хакасия предусматривается матричное планирование.

В модели социально-экономического развития региона за счёт интеграционных связей выделены блок факторов и блок стратегий. Представленные в модели факторы создают и поддерживают благоприятные условия для реализации интеграционных связей и взаимодействий в регионе. В основе управления социально-экономическим развитием заложен принцип формирования и реализации соответствующих стратегий. В качестве факторов модели представлены: институциональная среда развития, цифровизация экономики, интеграционные взаимодействия, инфраструктурная среда, инвестиционная и инновационная среды и циркулярная экономика, что служит основой для реализации интеграционной модели развития. Экономическое пространство составляют объекты, среда распространения и проектно-процессные действия (управленческие решения по формированию и реализации взаимосвязей и взаимодействий экономических субъектов) (рисунок 2).  Содержание стратегий социально-экономического развития может меняться в зависимости от специфики региональных факторов и условий, отраслевой специализации региона, а также в зависимости от социально-экономического потенциала территории. Тем не менее, набор стратегий данного блока стандартизирован и представляет собой стратегии отраслевого развития, стимулирования внутрирегиональных связей и регионального управления.

Реализация интеграционной модели развития позволит Республике Хакасия, используя свой внутренний потенциал, получить высокие результаты регионального роста экономики.

Сила и характер взаимодействия субъектов региональной экономики влияет на  формирование региональных процессов, следовательно, выполнение намеченных стратегических планов развития достижимо с большой вероятностью. Можно сделать вывод о перспективах реализации интеграционной модели развития в Республике Хакасия. Модель является универсальной, следовательно, может быть применена к другим регионам, имеющим потенциал для развития локального рынка.

Список литературы

1. Кузнецов С.В., Межевич Н.М., Лачининский С.С. Пространственные возможности и ограничения модернизации российской экономики: пример Северо-Западного макрорегиона // Экономика региона. 2015. № 3. С.25–38.

2.Гранберг А.Г.Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов // Регион: экономика и социология. 2007.№ 1. С.87–106.

3. Матвеев В.В., Овчинникова А.В. Влияние малых и крупных предприятий на изменение структуры промышленных отраслей // Проблемы современной экономики. 2015. № 3 (55). С. 193-198.

4. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. New York and Geneva: UNCTAD, 2013. 236 p.

5. Буторина О.В. Особенности евразийской модели экономической интеграции // Современная Европа. 2016. № 2. С. 28-32.

6. Гришин, В. И. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации / В. И. Гришин, Г. Ю. Гагарина. – М.: Инфра-М, 2013. – 187 с.

7. IDC. The Digital Universe Decade — Are You Ready? IDC, 2010: [Электронный ресурс]. — URL: http://www.emc.com/digital_universe.

8. Giuliani E., Pietrobelli C. and Rabellotti R. Upgrading in Global Value Chains: Lessons from Latin American Clusters // World Development. 2005. Vol. 33. № 4. Р. 549-573.

9. Куценко Е. С., Абашкин В. Л., Исланкина Е. А. Фокусировка региональной промышленной политики через отраслевую специализацию // Вопросы экономики. 2019. № 5. С. 65-89.

10. Галоян Д.Р. Оценка производственных возможностей Республики Армения в контексте вступления в ЕАЭС/ Д.Р. Галоян// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2018. № 1,  С.- 222-229

11. Бахлова О. В.Региональная интеграция: федералистские теории и концепции // Регионология. 2006. № 4. С. 4–15.

12. Моргоев Б.Т. Региональная интеграция как элемент устойчиво-сбалансированного развития территорий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 6.

13. Рой, О. М. Проблемы интеграции российских регионов в экономическое пространство других государств / О. М. Рой // Управленческие науки. – 2012. – № 1 (2). – С. 108–112.

14. Докукина И.А., Игнатова Т.В., Полянин А.В. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: региональный аспект // Russian Journal of Agricultural and Socio-economic Sciences. 2017. № 7 (67). С. 38–47.

15. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Устойчивое социально-экономическое развитие региона: ключевые аспекты // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 272–276.

16. Петросянц, В. З., Шахтаманова, Л. К. Методы и инструменты регулирования регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 6. С. 18–27.

17. Александрова Е.Н., Елисеева А.Ю. Механизм государственно-частного партнерства в инфраструктурных проектах: национальные интересы и условия реализации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9–4 (86). С. 105–107.

18. Бирюкова Л.В., Толканева О.Г. Государственно-частное партнерство как механизм реализации региональных проектов // Вестник современных исследований. 2018. № 5.4 (20). С. 45–47.

19. Добрина Л.Р. Развитие управления проектами в органах государственной власти // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2018. № 4 (142). С. 136–139.

20. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Стратегическое территориальное планирование в регионах России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 3. С. 7–21.

Reference

1. Kuznecov S.V., Mezhevich N.M., Lachininskij S.S. Prostranstvennye vozmozhnosti i ogranichenija modernizacii rossijskoj jekonomiki: primer Severo-Zapadnogo makroregiona // Jekonomika regiona. 2015. № 3. S.25–38.

2. Granberg A.G. Modelirovanie prostranstvennogo razvitija nacional’noj i mirovoj jekonomiki: jevoljucija podhodov // Region: jekonomika i sociologija. 2007.№ 1. S.87–106.

3. Matveev V.V., Ovchinnikova A.V. Vlijanie malyh i krupnyh predprijatij na izmenenie struktury promyshlennyh otraslej // Problemy sovremennoj jekonomiki. 2015. № 3 (55). S. 193-198.

4. World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development. New York and Geneva: UNCTAD, 2013. 236 p.

5. Butorina O.V. Osobennosti evrazijskoj modeli jekonomicheskoj integracii // Sovremennaja Evropa. 2016. № 2. S. 28-32.

6. Grishin, V. I. Rossijskoe jekonomicheskoe prostranstvo: problemy i perspektivy restrukturizacii / V. I. Grishin, G. Ju. Gagarina. – M.: Infra-M, 2013. – 187 s.

7. IDC. The Digital Universe Decade — Are You Ready? IDC, 2010: [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.emc.com/digital_universe.

8. Giuliani E., Pietrobelli C. and Rabellotti R. Upgrading in Global Value Chains: Lessons from Latin American Clusters // World Development. 2005. Vol. 33. № 4. R. 549-573.

9. Kucenko E. S., Abashkin V. L., Islankina E. A. Fokusirovka regional’noj promyshlennoj politiki cherez otraslevuju specializaciju // Voprosy jekonomiki. 2019. № 5. S. 65-89.

10. Galojan D.R. Ocenka proizvodstvennyh vozmozhnostej Respubliki Armenija v kontekste vstuplenija v EAJeS/ D.R. Galojan// Vestnik PNIPU. Social’no-jekonomicheskie nauki. 2018. № 1,  S.- 222-229

11. Bahlova O. V. Regional’naja integracija: federalistskie teorii i koncepcii // Regionologija. 2006. № 4. S. 4–15.

12. Morgoev B.T. Regional’naja integracija kak jelement ustojchivo-sbalansirovannogo razvitija territorij // Biznes v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal. 2014. № 6.

13. Roj, O. M. Problemy integracii rossijskih regionov v jekonomicheskoe prostranstvo drugih gosudarstv / O. M. Roj // Upravlencheskie nauki. – 2012. – № 1 (2). – S. 108–112.

14. Dokukina I.A., Ignatova T.V., Poljanin A.V. Osobennosti sovremennoj sistemy gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva: regional’nyj aspekt // Russian Journal of Agricultural and Socio-economic Sciences. 2017. № 7 (67). S. 38–47.

15. Kijanova L.D., Litvinenko I.L. Ustojchivoe social’no-jekonomicheskoe razvitie regiona: kljuchevye aspekty // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2015. № 3(56). S. 272–276.

16. Petrosjanc, V. Z., Shahtamanova, L. K. Metody i instrumenty regulirovanija regional’nogo razvitija // Regional’nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2017. № 6. S. 18–27.

17. Aleksandrova E.N., Eliseeva A.Ju. Mehanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v infrastrukturnyh proektah: nacional’nye interesy i uslovija realizacii // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2017. № 9–4 (86). S. 105–107.

18. Birjukova L.V., Tolkaneva O.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mehanizm realizacii regional’nyh proektov // Vestnik sovremennyh issledovanij. 2018. № 5.4 (20). S. 45–47.

19. Dobrina L.R. Razvitie upravlenija proektami v organah gosudarstvennoj vlasti // Jekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal. 2018. № 4 (142). S. 136–139. 20. Ivanov O.B., Buhval’d E.M. Strategicheskoe territorial’noe planirovanie v regionah Rossii // JeTAP: Jekonomicheskaja Teorija, Analiz, Praktika. 2018. № 3. S. 7–21.