http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-14022

Состояние российско-армянских торговых отношений и перспективы их развития в рамках Евразийского экономического союза

CONDITION OF THE RUSSIAN-ARMENIAN TRADE RELATIONS AND
THE PROSPECT OF THEIR DEVELOPMENT WITHIN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Надежда Анатольевна Чапкина, доцент, канд. экон.. наук, доцент кафедры экономики, кафедра экономики, факультет менеджмента, экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», 685000, РФ, г. Магадан, ул. Портовая, д. 13, E-mail: nadinmag1@rambler.ru

Микаель Вараздатович Микаелян, док. экон. наук, профессор кафедры экономики и международных экономических отношений Ереванского государственного университета, 0025, Армения, республика Армения, г. Ереван, ул. Алека Манукяна, 1, E-mail: mvmiqayelyan@inbox.ru

Nadezhda Anatolyevna Chapkina, associate professor, edging. экон. sciences, associate professor of economy, department of economy, faculty of management, economy and finance, FGBOOU WAUGH Northeastern State University, 685000, Russian Federation, Magadan, Portovaya St., 13

Mikael’ Varazdatovich Mikaelyan,Doctor of Economics
0025, Armeniya, respublika Armeniya, g. Erevan, ul. Aleka Manukyana, 1

Аннотация: Объектом исследования является внешнеторговый оборот между Республикой
Армения и Российской Федерацией. Предметом исследования является механизм
оптимизации внешнеторгового товарооборота между странами в рамках современных
торговых отношений. Авторами подробно проанализировано состояние
российско-армянских торговых отношений до и после соединения Армении к новым
интеграционным процессам за период 2011-2017 гг. Отдельное внимание уделено
вопросам сокращения экспорта товаров и услуг из Армении в Россию в результате
принятия Указа президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. Методология исследования
включает применение методов системного и статистического анализа. Также
авторами использованы эмпирические методы, в частности, сравнение. Основным
выводом проведенного исследования является то, что анализ современного
положения российско-армянских торговых отношений имеет ряд положительных и
отрицательных моментов. Прежде всего это касается изменений в
нормативно-правовых актах как со стороны Правительства Российской Федерации,
так и со стороны Правительства Республики Армения. В целом это позволило
сформулировать предложение о целесообразности внесения изменения в Решение №
157 Евразийской экономической комиссии в части норм ввоза на территорию Армении
физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Summary: Object
of a research is the foreign trade turnover between the Republic of Armenia and
the Russian Federation. An object of research is the mechanism of optimization
of the foreign trade commodity turnover between the countries within modern
trade relations. Authors in detail analysed a condition of the Russian-Armenian
trade relations before connection of Armenia to new integration processes
during 2011-2017. Special attention is paid to issues of reduction of export of
goods and services from Armenia to Russia as a result of adoption of the Decree
of Russian President No. 560 of 06.08.2014. The methodology of a research
includes application of methods of the system and statistical analysis. Also
authors used empirical methods, in particular, comparison. The main conclusion
of the conducted research is that the analysis of modern provision of the
Russian-Armenian trade relations has a row positive and bad points. First of
all it concerns changes in normative legal acts both from the Government of the
Russian Federation, and from the Government of the Republic of Armenia. In
general it allowed to formulate the offer on expediency of modification of
Decision No. 157 of the Eurasian economic commission regarding norms of import
to the territory of Armenia by the natural persons who are not individual
entrepreneurs.

Ключевые слова: внешнеторговый оборот, Евразийский экономический союз,
среднегодовой курс рубля, санкции, Единые требования, Евразийская экономическая
комиссия, интеграционные процессы, экспорт товаров, товарные рынки, импорт
товаров.

Keywords: foreign
trade turnover, Eurasian Economic Union, average annual ruble rate, sanctions,
Uniform requirements, The Eurasian Economic Commission, integration processes,
export of goods, commodity markets, import of goods

Введение

В настоящее время основным направлением сотрудничества
таможенных служб государств–членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
является совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного
регулирования.

Отметим, что с 01.01.2018 г. вступил в силу Таможенный
кодекс ЕАЭС. Таможенные службы 5 стран осуществляют тесное взаимодействие в
рамках заседаний Консультативного комитета по таможенному регулированию при Евразийской
экономической комиссии (далее – ЕЭК), а также в работе по согласованию проектов
решений ЕЭК [7].

Напомним, что 4 апреля 2018 г. в г. Бишкеке
(Кыргызская Республика) под председательством руководителя Федеральной таможенной
службы В. Булавина состоялось 26-е заседание Объединенной коллегии таможенных
служб государств–членов Таможенного союза, в работе которого приняли участие
руководители таможенных служб государств–членов ЕАЭС, член Коллегии ЕЭК
(Министр) по таможенному сотрудничеству М.А. Кадыркулов, где состоялся
обмен мнениями и приняты решения по ряду вопросов, направленных на упрощение
таможенных процедур и совершенствование практики применения таможенного
законодательства [12]. В частности, более детально обсуждался вопрос по
совершенствованию единой транзитной системы, которая позволит «обеспечить
ускорение и прозрачность совершения таможенных операций, будет способствовать
сокращению издержек участников ВЭД при транзите товаров с одновременным
сохранением надлежащего уровня контроля за перемещением товаров на пространстве
ЕАЭС» [12].

Также на заседании обсуждались подходы информационного
взаимодействия таможенных органов государств–членов ЕАЭС при контроле за
перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В целом это будет способствовать совершенствованию контроля за доставкой
иностранных товаров в таможенный орган назначения и сокращение временных
издержек бизнеса.

В целях повышения эффективности контроля таможенной
стоимости товаров и недопущения потерь бюджета ЕАЭС было принято совместное
решение по изучению правоприменительной практики определения таможенной
стоимости ввозимых носителей информации.

15 июня 2018 г. в г. Астане (Республика Казахстан) под
председательством руководителя Федеральной таможенной службы В. Булавина
состоялось 67-е заседание Совета руководителей таможенных служб государств–участников
Содружества Независимых Государств (далее – Совет), а также 27-е заседание Объединенной
коллегии таможенных служб государств–членов Таможенного союза (далее –
Объединенная коллегия). В работе Совета также приняли участие представители
Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК [6].

Отметим, что Советом было утверждено Положение о минимальных
требованиях для приграничных таможенных постов, расположенных в автомобильных
пунктах пропуска, что позволит обеспечить интенсивное прохождение через пункты
пропуска грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения таможенного
и иных видов государственного контроля. Также были одобрены следующие
документы:

  1. проект Соглашения о
    взаимодействии государств–участников СНГ в сфере защиты прав на объекты
    интеллектуальной собственности, направленный на сокращение международного
    распространения контрафактных товаров, которое наносит ущерб экономикам
    государств–участников СНГ;
  2. проект протокола о внесении
    изменений в Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля
    товаров, перемещаемых между государствами–участниками Соглашения о создании
    зоны свободной торговли от 08.10.1999 г.;
  3. проект протокола о внесении
    изменений в Соглашение о порядке транзита через территории государств–участников
    СНГ от 04.06.1999 г.

Вышеуказанные документы направлены в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения
Советом глав правительств СНГ в установленном порядке.

В рамках работы по совершенствованию единой транзитной системы был
рассмотрен вопрос по организации пилотного проекта мониторинга транзитных
перевозок, которые осуществляются через территорию государств–членов ЕАЭС
автомобильным и железнодорожным транспортом, с применением навигационных пломб.

В качестве участников пилотного проекта на начальном этапе могут выступить
таможенные службы таких стран как Россия, Казахстан и Киргизия, в то время как Республика
Беларусь присоединится на более позднем этапе после создания национального
оператора системы отслеживания и сопряжения систем отслеживания транзитных
перевозок государств–членов ЕАЭС. Республика Армения свое участие в пилотном
проекте пока не планирует.

Также было принято решение о продлении срока действия эксперимента по
совершению таможенных операций, которые связанных с применением таможенной
процедуры таможенного транзита, на принципах электронного документооборота.
Эксперимент будет продолжен до момента вступления в силу в рамках ЕАЭС общего
процесса по таможенному транзиту, позволяющего осуществлять обмен электронными
документами между таможенными органами [6].

На заседании были рассмотрены вопросы, связанные с информационным обменом,
утверждено Положение о применении технических условий информационного обмена,
которое будет применяться до принятия ЕЭК технологических документов,
необходимых для организации на регулярной основе обмена информацией между таможенными
органами государств–членов ЕАЭС.

В целях повышения достоверности и качества результатов проводимых
лабораторных испытаний утвержден Порядок [6], определяющий организацию и
проведение межлабораторных сравнительных испытаний лабораториями таможенных
служб государств–членов ЕАЭС.

Для выработки общих подходов и оптимизации таможенных операций было принято
решение изучить правоприменительную практику таможенных органов государств–членов
ЕАЭС по применению таможенной процедуры таможенного транзита в отношении
товаров ЕАЭС, пересылаемых в почтовых отправлениях с одной части таможенной
территории ЕАЭС на другую часть, через территории третьих государств, а также
по применению отдельных статей Таможенного кодекса ЕАЭС.

Стимулирование экспорта является один из приоритетов развития экономики Республики Армения. Оно особенно стало важно при интеграционном процессе на пространстве СНГ. Создание на территории Белоруссии, Казахстана и России таможенного союза[1], подписание Договора «О зоне свободной торговли СНГ» (октябрь 2011 г.) и создание ЕАЭС (29 мая 2014 г.)[2] привели новые экономические ситуации, которые от этих стран требуют изучение, анализ и переосмысление новых интеграционных процессов и противостоять вызовам интеграции.

Как показывают данные таблицы 1, с 2011 по 2014 гг. общий экспорт товаров из Армении неуклонно возрастал (в 2014 г. по отношению 2011 г. он вырос на 11,4 %), однако по отдельным странам и группам стран в 2014 г. наблюдалось снижение объемов экспорта товаров и услуг по сравнению с 2013 г., несмотря на то, что в целом на тот же период экспорт товаров из Армении увеличился на 2,7 %. Так, например, экспорт из Армении в страны СНГ снизился на 8,7 %, в страны ЕС – 11,5 %, РФ – на 7,7 %. Экспорт в другие страны увеличился на 22,5 %. В результате по сравнению с 2011 г. по отдельным странам и группам стран резко изменилась структура экспорта товаров из Армении. На 16,7 % снизилась доля экспорта в страны ЕС, на 4 % увеличился экспорт в страны СНГ, на 12,8 % – в другие страны, на 3,6 % – в Российскую Федерацию.  В 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдалось резкое снижение экспорта из Армении в страны СНГ (в т. ч. – в РФ) и ЕС. Основная причина спада экспорта 2014 г. по сравнению с 2013 г. в страны СНГ и в т. ч. РФ, является экономические санкции западных стран против России (львиная доля экспорта СНГ приходилось на РФ)[3]. Из-за санкций ухудшилась экономическая ситуация в России, что привело к ослаблению российской денежной единицы. Одновременно, ослабление российского рубля, при прочих равных условиях, позволило российским товаропроизводителям продолжить экспорт и несколько смягчить воздействие отрицательных последствий санкций.

Указом президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 [13] поручено
правительству, помимо определения перечня продукции, подподающей под импортные
ограничения, «принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и
недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию»,
ограничивать контроль за состоянием товарных рынков, и разработать и реализовать
«комплекс мероприятий, направленных на увеличение предложения российских
товаров». Во исполнение этого указа было принято Постановление
Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 6 августа 2014 г. № 560» «О применении отдельных специальных экономических мер в
целях обеспечения безопасности Российской Федерации». По существу, этим Постановлением
введены импортные ограничения.

Ухудшение экономической ситуации России, резкое ослабление российского рубля и вышеназванное Постановление Правительства РФ, в 2014 г. привели к существенному сокращению экспорта товаров и услуг из Армении в Россию (7,7 %).                

Антироссийские экономические санкции отразились и на импорте товаров и услуг в Армению, что представлено в таблице 2 [2], [3].

Так, с 2011 по 2014 гг. импорт товаров и услуг в Армению
изменялся незначительно.  Общий объем
импорта увеличился на 6,2 %. Изменения динамики импорта товаров и услуг в
Армению по странам и группам стран в разные годы произошли неравномерно. Так, с
2011 по 2013 гг. импорт из стран СНГ (в т. ч. из РФ) и ЕС увеличился
существенно (соответственно на 22,1 (29,5) и 34,5 %), а из других стран
сократился на 14,1 %. Такая динамика импорта отразилась на структуре импорта по
странам и группам стран.  Так, с 2011 по 2013
гг. доля импорта из стран СНГ увеличилась на 3,4 % (из РФ – на 3,7 %), из стран
ЕС на 6,5 %, а из других стран снизилась на 10 %.  В течение 2014 г. по сравнению с 2013 г.
импорт из стран СНГ сократился на 11,8 %, что привело к уменьшению их доли в
общем объеме импорта из всех стран на 3,1 %. В том же году импорт из России и
стран ЕС сократился соответственно на 13,2 и 15,7 %, что привело к падению их
долей в общем объеме импорта из всех стран соответственно на 2,8 и 4,9 %.
Одновременно, импорт товаров и услуг из других стран в 2014 г. по сравнению с 2013
г. увеличился на 19,1 %, что привело к увеличению их доли в общем объеме
импорта из всех стран на 8,1 %.

По данным Центрального банка республики Армения в 2014 г.
по сравнению с 2013 г. существенно сократились трансфертные частные поступления
в Армению. В частности, общие трансферты за это время сократились на 7,8 % (в
2014 г. – 2 123 млн. долл. США против 2 302 млн. долл. США 2013 г.). Львиная
доля трансфертов приходится на РФ (в 2013 г. 1 727 млн. долл. США, а в 2014 г.
– 1 554 млн. долл. США). За счет трансфертов в основном покрываются
отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. Следовательно, из-за сокращения
трансфертных поступлений существенно сократился совокупный спрос.

С января 2015 г. Армения официально вошла в состав
Евразийского экономического союза (ЕАЭС)[4]. Первые
оценки на этой интеграции были пессимистичные. Так, по мнению директора Центра
исследований международной торговли РАН Х и ГС к.э.н. А. Клобелья, данная
интеграция в основном имеет политическое значение [1, с. 87]. Во всяком случае,
в 2015 г. по сравнению с 2014 г., если общий экспорт из Армении сократился на
2,1 %, то в страны СНГ – на 27 %, РФ – на 26,8 %, и наоборот, в страны ЕС
увеличился на 0,8 %, а в другие страны – на 8,8 % [4], [5].

Начиная с 2016 г. наблюдалось резкое увеличение объема
экспорта из Армении. Так, например, общий объем экспорта в 2016 г. по сравнению
с 2015 г. увеличился на 20,5 %, а в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличился на 25,2 %. Экспорт в Страны СНГ за тот же период времены увеличился
соответсвенно на 54,7 и 40,3 %, в РФ – на 65,7 и 44,6 %, в страны ЕС – на 8,6 и 32,2 %, а в другие страны – на 15,5 и 114,4 %.

В результате таких изменений изменилась и структура
экспорта по отдельным стран и группам стран. Так, доля экспорта в страны СНГс
18 % (2015 г.) достиг 25,8 % (2017 г.),  РФ – соответственно с 15,2 до 24,1 %, в страны ЕС – с
29,8 сократилась до 29,2 %,  в другие страны
– с 52,4 до 46 %.

В таблице 4 представлены данные по импорту за 2015-2017 гг. [4], [5].

По данным таблицы 4 отметим, что за период с 2015 по 2017
гг. общий объем импорта увеличился на 28,5 %. Изменения динамики импорта
товаров и услуг в Армению по странам и группам стран в разные годы произошли
неравномерно. С 2015 по 2017 гг. импорт из стран СНГ (в т. ч. из РФ) и ЕС
увеличился существенно (соответственно на 29,0 (34,2) и 20,4 %), а из других
стран на 32,4 %, что отразилось на структуре импорта по странам и группам
стран.  Так, с 2015 по 2017 гг. доля
импорта из стран СНГ увеличилась на 0,1 % (из РФ – на 0,8 %), из стран ЕС снизилась
на 1,6 %, а из других стран увеличилась на 1,5 %. 

В 2014 г. среднегодовой курс одного рубля в драмах по
сравнению с 2013 г. снизился на 14,8 %, а экспорт товаром и услуг из Армении –
на 7,7 % (см. рис. 1).

В 2015 г. среднегодовой курс
российского рубля в драмах снизился на 28,1 %, а экспорт – на 26,8 %. В 2016 г.
среднегодовой курс российского рубля в драмах снизился на 8,9 %, а экспорт
увеличился на 65,7 %, в 2017 г. среднегодовой курс российского рубля в драмах
увеличился на 15,2 %, а экспорт – на 44,6 %. Начиная с 2016 г. наблюдается
положительные результаты этой интеграции на экономику Республику Армения.  Кроме резкого увеличения экспорта в страны
СНГ, и в первую очередь в РФ, одновременно, увеличился ВВП республики Армения.
В 2017 г. он увеличился на 7,5 % против 0,2 % 2016 г.

Антироссийские экономические
санкции отразились и на импорте товаров и услуг в Армению из России. Так,
например, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. импорт из России сократился на 19,3 %,
а в 2017 г. по сравнению с 2014 г. увеличился лишь на 8,2 %. Но, в целом, за
этот промежуток времени общий импорт в Армению сократился на 5,5 %.

Как показал анализ,
интеграционная политика от СНГ к ЕАЭС положительно отразилась на российско-армянских
торговых отношениях. На наш взгляд, объемы экспорта в Россию и общий
внешторговый оборот могли быть гораздо больше, если бы Центральный банк Армении
в отношении обменного курса российского рубля, особенно, с 2015 г., вел
стимулирующую политику.

Однако для граждан Республики
Армения вступление в ЕАЭС наряду с огромными положительными эффектами, привело
и к отрицательным последствиям. Дело в том, что с момента вступления в силу Договора от 10.10.2014
г. «О присоединении к Договору об Евразийском экономическом
союзе, подписанном 29 мая 2014 года», т. е. с 02.01.2015
г., в международных аэропортах Республики Армения, а также в других
государствах-членах ЕАЭС, ведется таможенный контроль за воздушным пассажирским и грузовым
движением, который осуществляется непосредственно между Респубикой Армения и
государствами-членами ЕАЭС. 

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 59 Договора о ЕАЭС от
29.05.2014 г. и п. 55 приложения № 1 к Регламенту работы ЕЭК,
утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 г.
№ 98, Совет ЕЭК решил [9]:

  1. утвердить
    прилагаемые Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к
    подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на
    таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Единые
    требования);
  2. Решение
    вступает в силу с даты вступления в силу решения Совета ЕЭК «О внесении
    изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности
    Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического
    союза», но не ранее 01.07.2017 г., за исключением п. 20 Единых
    требований, который вступил в силу с 01.01.2018 г.

Отметим, что с 01.07.2017 г. вступили в силу следующие нормативно-правовые документов в области карантина
растений ЕАЭС [8]:

  1. «Об
    утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к
    подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на
    таможенной территории евразийского экономического союза
    » утверждено
    решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября
    2016 г. № 157;
  2. «Об
    утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического
    союза
    » утверждено решением
    Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г
    № 158;
  3. «Об
    утверждении Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной
    территории Евразийского экономического союза
     » утверждено решением Совета Евразийской
    экономической комиссии от 30 ноября 2016 г № 159

В соответствии с требованиями Решения Правительства Республики Армения № 865-Н от 30.07.2015 г., ввоз на территорию Республики Армения «съедобных
фруктов и орехов, цитрусовых и дынь» физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, объемом до 50 кг каждого из
этих видов, не является «коммерческим количеством товара».

Постановлением
Правительства Республики Армения от 30.07.2015 № 865-Н [10]:

1) определены нормы
ввоза на территорию Армении с территорий государств–членов ЕАЭС физическими
лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, товаров, не
подлежащих обложению косвенными налогами (акцизами и НДС). При этом указанные
нормы безналогового ввоза охватывают всю номенклатуру товаров по ТН ВЭД ЕАЭС;

2) установлено, что
ввозимые в Армению с территорий других государств ЕАЭС физическими лицами, не
являющимися индивидуальными предпринимателями, товары сверх установленных норм
безналогового ввоза признаются «очевидно коммерческим количеством товара»,
подлежащим обложению косвенными налогами в части превышения норм безналогового
ввоза.

Но в соответствии с Решением № 157 Евразийской экономической
комиссии, вступившим в силу с 01.07.2017 г., ввоз в Республику Армения (ЕИФ) подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска
общим весом не более 5 кг, за исключением случаев, предусмотренных п. 10
Требований [11], а также цветов в количестве не более 3-х букетов, перемещаемых
через таможенную границу Евразийского
экономического союза в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже
пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств,
членов экипажей судов, самолетов, поездных бригад и водителей автотранспортных
средств, разрешается без сопровождения фитосанитарным сертификатом.

На практике же это приводит к аннулированию
Решения Правительства Республики
Армения № 865 от 30.07.2015 г., что приводит к недовольствию у
граждан. Данную проблему можно решить, если в Решении № 157 Евразийской экономической комиссии предусмотреть исключение для соседних стран, например,
для Армении, ввоз физическими лицами из Грузии и Ирана вместо 5 кг предположим
до 30 кг.

Список литературы

  1. Кнобель
    А. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия
    // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 87-108.
  2. Внешний
    сектор. Экспорт и импорт товаров. Внешняя торговля Республики Армения за
    2011-2012 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.armstat.am/file/article/sv_12_12r_411.pdf
  3. Внешний сектор. Экспорт и импорт
    товаров. Внешняя торговля Республики Армения за 2013-2014 гг. [Электронный
    ресурс]. – URL: http://www.armstat.am/file/article/sv_12_14r_411.pdf
  4. Внешний сектор. Экспорт и импорт
    товаров. Внешняя торговля Республики Армения за 2014-2015 гг. [Электронный
    ресурс]. – URL: http://www.armstat.am/file/article/sv_12_15r_411.pdf
  5. Внешний
    сектор. Экспорт и импорт товаров. Внешняя торговля Республики Армения за
    2016-2017 гг. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.armstat.am/file/article/sv_12_17r_411.pdf
  6. Международное
    таможенное сотрудничество [Электронный ресурс]. – URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26646:15-2018-67-27-&catid=62:2011-01-24-16-54-55&Itemid=2094&Itemid=1926
  7. Международное таможенное
    сотрудничество. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]. – URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22287&Itemid=2637
  8. О
    вступлении в силу с 1 июля 2017 года единых документов в области карантина
    растений ЕАЭС [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rshn-khv-eao.ru/novosti/2-bez-kategorii/1082-o-vstuplenii-v-silu-s-1-iyulya-2017-goda-edinyh-dokumentov-v-oblasti-karantina-rasteniy-eaes
  9. Об
    утверждении Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к
    подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на
    таможенной территории Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. –
    URL: http://www.tks.ru/news/law/2017/03/07/0003
  10. Постановление
    Правительства Республики Армения от 30.07.2015 № 865-Н «Об определении формы
    уведомления для исполнения обязанности по уплате косвенных налоговых платежей и
    предъявлению налоговых деклараций при импорте очевидно коммерческого количества
    товаров физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями,
    согласно порядку, установленному Законом Республики Армения, и о признании
    утратившим силу постановления Правительства Республики Армения от 20 марта 2003
    г.» [Электронный ресурс]. – URL: www.arlis.am.
  11. Решение
    Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 № 157 «Единые
    карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции на таможенной
    границе и таможенной территории ЕАЭС» [Электронный ресурс]. – https://www.alta.ru/tamdoc/16sr0157/
  12. Таможенные
    службы ЕАЭС обсудили вопросы упрощения таможенных процедур [Электронный
    ресурс]. – URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26443:2018-04-09-14-35-38&catid=62:2011-01-24-16-54-55&Itemid=2094&Itemid=1926
  13. Указ
    президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных
    экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
    [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70711352/

[1] 6 октября
2007 г. в Душанбе между Россией, Казахстаном и Белоруссией был подписан
договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного
союза, а 28 ноября 2009 г. те же государства в Минске подписали документ о
возникновении на территории своих стран с 1 января 2010 г. единого таможенного
пространства.

[2] Армения
официально присоединилась к Евразийскому экономическому союзу с 02.01.2015 г.

[3] К ухудшению
экономической ситуации России способствовало также резкое падение цен на мировом
рынке нефти.

[4] Членами этой
интеграции являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия (официально
присоединилась с 25 мая 2015 г.) и Россия.