http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2018

1МЭЖлого

УДК 332.135

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14009

Татьяна Александровна Шабалина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, экономического анализа и менеджмента им. Н.Г. Нечаева, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», город Елец

Tatyana Aleksandrovna Shabalina,

candidate of pedagogical sciences, the associate professor of economy, the economic analysis and management of N.G. Nechayev, FGBOOU WAUGH «Yelets state university him I.A. Bunina», city of Yelets

Особые экономические зоны как фактор оптимизации экономического пространства регионов

Special economic zones as a factor in optimizing the economic space of regions

Аннотация. В данной статье рассмотрены особые экономические зоны как один из механизмов оптимизации экономического пространства регионов. Целью их создания является необходимость ускорения развития высокотехнологичных отраслей, которые должны стать «точками роста» для российских регионов, той базой, на основе которой будет производиться конкурентоспособная продукция. Подобная форма организации пространства регионов существенно увеличивает возможности решения многих стратегических проблем, в том числе создание и развитие наукоемких производств, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, повышение уровня жизни граждан.

Summary. In this article special economic zones as one of mechanisms of optimization of economic space of regions are considered. The purpose of their creation is need of acceleration of development of high-tech industries which have to become «growth points» for Russian regions, that base on the basis of which competitive production will be made. The similar form of the organization of space of regions significantly increases possibilities of the solution of many strategic problems, including creation and development of the knowledge-intensive productions, providing favorable conditions for attraction of foreign investments, increase in the standard of living of citizens.

Ключевые слова. Регион. Особая экономическая зона. Оптимизация. Экономическое пространство. Комплексное развитие.

Keywords. Region. Special economic zone. Optimization. Economic space. Complex development.

   Введение. В современных рыночных условиях, в условиях жесткой конкуренции и ограниченности экономических ресурсов, особую актуальность приобретают вопросы комплексного и сбалансированного развития российских регионов. На наш взгляд, целесообразно рассматривать особые экономические зоны как действенный фактор оптимизации экономического пространства регионов. В Федеральном законе N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» дано определение категории «экономическая зона» как «территории с особым режимом функционирования, призванной обеспечить решение проблемы оптимизации экономического пространства регионов» [1].

   В соответствии с действующим российским законодательством, на территориях особых экономических зон обеспечивается особый режим функционирования хозяйствующих субъектов. Главная цель их создания связана с необходимостью стимулирования развития высокотехнологичных отраслей, которые должны в перспективе стать своеобразными «точками роста» для российских регионов, той базой, на основе которой получат развитие новые конкурентные производства, передовая транспортная и инженерная инфраструктура. Территории особых экономических зон должны способствовать успешному решению стратегических перспектив, ориентированных на оптимальную организацию экономического пространства как отдельных регионов, так и страны в целом.

   Подобная форма организации пространства регионов существенно увеличивает возможности решения многих стратегических проблем, в том числе создание и развитие наукоемких производств, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, привлечение квалифицированной рабочей силы, развитие инфраструктурных отраслей. Кроме того, такая форма организации российского экономического пространства будет содействовать развитию, накоплению и распространению отечественных интеллектуальных возможностей.

   Методология проведения исследования. В научной литературе можно встретить разнообразное толкование сущности категории «особая экономическая зона». Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» трактует особую экономическую зону как «часть территории страны, на которой действует особый режим реализации бизнес-проектов» [1].  Этот особый режим реализации различных предпринимательских проектов и обусловливает специфическое положение данной территории в народнохозяйственном комплексе региона и страны в целом. Главная стратегическая цель реализации особых режимов функционирования состоит в резком повышении эффективности социально-экономических показателей развития конкретного региона.

   Многие исследователи не считают необходимым делать принципиальные различия в трактовке понятий «особая» и «экономическая» зоны. Они считают, что свободной зоной правильнее называть территорию с преимущественной ориентацией на привлечение средств иностранных инвесторов. Например, М.М. Богуславский считает. что свободная экономическая зона — это часть пространства страны, на которой в целях реализации конкретных экономических задач формируются благоприятные условия для деятельности иностранных предпринимателей. [2]. Другой автор, Б.М. Смитиенко, доказывает, что свободная (специальная) экономическая зона обеспечивает особый, льготный режим функционирования для реализации инвестиционной деятельности [3].

   Более точное, на наш взгляд, определение сущности экономических зон дал профессор В.Е. Рыбалкин, который уверен, что «свободная экономическая зона – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» [4].

   Исследователи Орлова Н.А. и Рыбаков С.А. видят в свободных и особых экономических зонах равноценные понятия и считают их частью территории страны, на которой реализуются   особые права для бизнеса, включающие административные, гражданско-правовые, налоговые и другие льготы. [5].

   Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. предлагают классификацию особых экономических зон в зависимости от их специализации в системе общественного разделения труда, а факторами, влияющими на нее, они считают территориальное расположение подобных земель, степень развитости отраслей инфраструктуры, принятую стратегию развития, планируемые направления вложения средств   заинтересованных участников [6].

   Ход исследования. Государство, определяя ту или иную часть своей территории под особую экономическую зону, иногда стремится решить накопившиеся социально-экономические проблемы конкретного региона, дать стимул для ее развития, но чаще ориентируется на более длительную и широкую перспективу. Используя имеющиеся факторы производства (территория, полезные ископаемые, инфраструктура), оно привлекает недостающие дополнительные ресурсы из других регионов (квалифицированные трудовые ресурсы, новые технологии, финансовые ресурсы). В результате инновационной предпринимательской деятельности возрастает уровень развития производительных сил этой территории, что обеспечивает рост экономического потенциала не только этого региона, но и страны в целом. Подобные территории с особым статусом оно использует в качестве стимулирующего механизма развития, который дает мощный импульс для развития прилегающей территории, обеспечивает накопление и распространение передового научно-технического, хозяйственного и управленческого опытов. Особое место среди подобных целей занимает возможность развить импортозамещающие производства, которые особенно актуальны для нашей страны в условиях затянувшихся санкций со стороны ведущих экономик мира.

   На наш взгляд, наиболее ценным следствием успешного функционирования особых экономических зон является ее инновационность, которая проявляется в ином, более совершенном способе организации функционирования национального хозяйства на ее территории.  Более совершенными способами осуществляется не только производственная деятельность, но и организационная, и сбытовая, и финансовая, и распределительная. Эти новшества неизбежно проникают в соседние региональные пространства, оптимизируя в них производство, организацию и само функционирование.

   Механизму и последствиям проникновения инноваций на соседние территории посвятил некоторые свои работы Й. Шумпетер, который создали обосновал теорию диффузии нововведений [7]. Усовершенствованием его теории впоследствии занимался Т. Хегерстранд, в частности, в своей работе «Диффузия инноваций как пространственный процесс» [8]. Сущность теории «диффузии нововведений» – доказательство существования механизма неизбежного проникновения достижений науки и техники в экономику, их свободного размещения в хозяйственном пространстве. Т. Хегерстранд выявил и обосновал закономерности и направления движения экономического роста от внедрения инноваций: из развитых экономических районов — в районы, менее развитые, из центров высшего звена — в центры более низкого порядка, из больших городов — в соседние регионы [8].

   Свободные экономические зоны характеризуются особыми, по сравнению со остальной территорией, экономическими отношениями по поводу производства и распределения вновь созданной на данной территории добавленной стоимости. Эти отношения обусловлены работающей здесь системой особых экономических стимулов, касающихся налогового законодательства, валютного, таможенного и других, которые можно рассматривать как целенаправленно и более оптимально для бизнеса усовершенствованные по сравнению с уже существующими на остальной территории.

   Еще одно важное инновационное свойство, характерное для свободных экономических зон, — это способность к расширению своих границ на соседние хозяйственные территории.  Это обусловлено тем, что свободная экономическая зона вопреки своей обособленности, является составной частью национальной хозяйственной системы. Итоги ее развития и функционирования раньше или чуть позднее обязательно отразятся на социально=экономическом показателях соседних территорий, а, возможно, при условии ее масштабности, и всей национальной экономики.

   Расположенные на территории особых экономических зон отрасли и производства неизбежно как бы подтягиваются в техническом и технологическом плане до передового мирового уровня, а темпы и уровень развития самой зоны во многом зависят от того, какую перспективную задачу ставило государство при ее создании: выравнивание уровня социально-экономического развития отдельных регионов, или ускорение научно-технического и экономического прогресса в целом.

   В России на современном этапе развития особые экономические зоны создаются и функционируют на принципах государственно-частного партнерства, которое предполагает совместное вложение бюджетных средств и ресурсов частных инвесторов в развитие конкретной территории. По существующему законодательству, государство вкладывает финансовые ресурсы в развитие инфраструктурных отраслей, а бизнес –в конкретные объекты для получения прибыли, причем в обязательном порядке подобные промышленные стройки должны сопровождаться развитием социальной инфраструктуры для обеспечения благоприятных условий жизни специалистов потенциальных резидентов.

   Регулирующую роль государства в организации функционирования особых экономических зон трудно переоценить. На основе соответствующего законодательства государственные органы определяют закономерности правового и финансового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на территории особых экономических зон. Государство можно рассматривать как особую систему институтов, оказывающих организующую, координирующую и направляющую роль на все субъекты бизнеса, действия которых распространяются на территории особой экономической зоны. Законодательно регулируется соблюдение условий инвестиционных соглашений на данной территории, создаются условия для привлечения дополнительных средств потенциальных инвесторов, которых привлекают выгодные условия для ведения бизнеса, связанные с использованием специальных налоговых и таможенных льгот, различных преференций, возможностью использовать уже имеющиеся мощности инфраструктурных отраслей. Немаловажно, что специалисты резидентов особых экономических зон получают более высокую заработную плату благодаря своей востребованности на данной территории.

   Кроме того, заинтересованные хозяйствующие субъекты на несколько лет с начала их предпринимательской деятельности освобождаются от уплаты налога на имущество, собственники финансовых ресурсов, заинтересованные в его более прибыльном использовании, имеют на территории особых экономических зон значительно более быструю возможность получить прибыль от своих вложенных средств. Немаловажное значение для потенциальных инвесторов имеет  и то, что существенно  упрощается процедура  регистрации участников, механизма валютного контроля, системы страхования,  значительно  уменьшаются  ставки налогов, внедряются более упрощенные стандарты на технологическое оснащение  рабочих мест,  систему безопасности труда,  становятся более приемлемыми  по цене здания производственного назначения, земля, предоставляются  возможности арендовать склады, здания и сооружения по более низкой цене, становятся более лояльными на конкретный срок стандарты по загрязнению окружающего пространства.

   На основе официальных данных, Липецкая область как субъект Федерации, сегодня считается одним из успешно и поступательно развивающимся российским регионом. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ, на ее территории размещены и успешно ведут бизнес хозяйствующие субъекты, входящие в одну из нескольких размещенных здесь особых экономических зон федерального или регионального уровней. Можно проанализировать состояние и перспективы развития данного региона, связанные с деятельностью особых экономических зон как форм оптимизации хозяйственного пространства этой территории, которые способны наиболее эффективно комбинировать все имеющиеся факторы производства и обеспечить повышение благосостояния граждан.

   Освоение различных по своей направленности и объемам   инвестиционных проектов обеспечивает увеличение финансовых поступлений как в местный бюджет, так и в бюджеты высших уровней. Успешное функционирование подобных территорий обычно имеет так называемый мультипликационный эффект, который характеризуется тем, что вместе с реализацией различных бизнес-проектов, в соседних районах получают мощный импульс к развитию смежные отрасли, связанные кооперационными отношениями.

   В особой экономической зоне федерального уровня «Липецк» уже размещено производство новейшего оборудования для энергетической отрасли, медицины, готовятся необходимые документы для изготовления   био- и нано- материалов. Подобными проектами уже заинтересовались мировые корпорации с участием капитала таких ведущих стран, как Япония (ООО «Йокохама Р. П. З»), Бельгия (ООО «Бекарт-Липецк»), Италия (ООО «АЛУ-ПРО», ООО «ФЕНЦИ»и другие.

   В целях наращивания мощности особой экономической зоны «Липецк» и привлечения дополнительных инвесторов, правительством Липецкой области предприняты меры по расширению границ этой экономической зоны. К конце 2016 года на территории Елецкого муниципального района была открыта дополнительная промышленная площадка площадью 1274 гектаров. По проекту, к 2025 году в этой дополнительной хозяйственной зоне должно быть создано более 10 тысяч новых рабочих мест, планируемый объем отчислений в бюджеты разных уровней – более 10 млрд. рублей, в том числе в областной и местный – более 3,5 млрд. рублей. Общий объем инвестиций предполагается достичь суммы в 176 млрд. рублей. В настоящее время специалистами уточняется проект размещения хозяйствующих субъектов на данной территории. 

   На начало 2017 года в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк» уже зарегистрировались в качестве резидентов 49 предприятий из 15 стран, в том числе – АВВ (Щвейцария), Schlumberger и PPG (США), Viessmann и OBO Вettermann (Германия), Yokohama (Япония), Вekaert (Бельгия) и другие. В обозримой перспективе общий размер финансовых вложений инвесторов должен составить более 147 млрд. рублей, из них на сегодня уже освоено почти 40 млрд. рублей.

   В 2018 году число резидентов расширилось. Предполагается, что это будут новые производства по освоению современного холодильного оборудования, оборудования для энергетики, узлов и комплектующих для горнодобывающих предприятий, электротехнической продукции с общим объемом вложений более 27 млрд. руб. Дополнительно планируется создать более 1300 новых рабочих мест. В частности, фирма PPG Industries Group  (США) заявила о намерениях начать строительство лакокрасочного завода, который будет расположен на  площади более 12 га, причем дополнительно будет создано более  140 новых рабочих мест. Немецкая фирма ООО «Виссманн Липецк» планирует начать освоение производства холодильного и отопительного оборудования, она заявила об объеме финансовых вложений в размере более 1,1 млрд. рублей и создании 140 рабочих мест. [9].

   Говоря о проблеме оптимизации экономического пространства российских регионов, следует отметить, что на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» будут функционировать не только промышленные предприятия. Природно-климатические и почвенные условия данного региона благоприятствуют для развития отраслей агропромышленного сектора, и на это рассчитывают многие потенциальные инвесторы.  В частности, фирма «Лэм Уэстон Белая Дача» предполагает освоить комплексную переработку местных овощей и инвестировать в этот проект более 11 млрд. рублей. При полном освоении инвестиционного проекта его производственная мощность будет способна производить более 90 тыс. тонн готовой продукции в год, и здесь получат работу около 130 человек.

   Результаты и обсуждение. Механизм создания особых экономических зон рассматривается как один из инструментов, реализующих возможности диверсификации экономики регионов, уменьшения разрыва между социально-экономическим развитием отдаленных районов и крупными городами, реализации курса Правительства на повышение жизненного уровня населения. 

   Администрация Липецкой области, реализуя меры, направленные на развитие особых экономических зон, привлечение потенциальных инвесторов, выступила с инициативой финансировать строительство недостающих объектов инфраструктуры на подобных территориях. Практика показала эффективность подобных мер, потому что каждый рубль из областного бюджета, направленный на создание инфраструктурных объектов, сумел привлечь более 190 рублей резидентов. Многие ранее депрессивные и дотационные муниципальные районы области перешли в число тех, кто по итогам своей производственно-хозяйственной деятельности формирует доходную часть бюджета   области.

   Администрация области, стимулируя успешную работу фирм, делающих ставку на инновационную и экспортную стратегию, заявила о желании продлить им период налоговых льгот до десяти лет. На сегодняшний момент, важнейшая задача – успешно стимулировать дальнейшее развитие территорий с помощью механизмов и инструментов, используемых при особенностях функционирования бизнеса в особых экономических зонах. С резидентами, осуществляющими свою производственно-финансовую деятельность на территориях особых экономических зон, административные органы работают в режиме «одного окна», быстро и эффективно решая проблемы, появляющиеся при организации их деятельности.

   Если говорить о стратегических планах, то, например, в особой экономической зоне «Чаплыгинская» на территории одноименного муниципального района Липецкой области предполагается создать фирму, специализирующуюся на послепродажном обслуживании современных комбайнов для уборки свеклы немецкой фирмы «РОПА». Объем финансовых вложений составит более 3,2 млрд. рублей.  Здесь же планируется разместить завод по переработке сырой нефти с объемом инвестиций около 70 млн. евро.  В особой экономической зоне «Данков» будет создан логистический центр с объемом инвестиций более 3,4 млрд. рублей.

   В Липецкой области благодаря развитому птицеводству, на территориях с особыми условиями хозяйствования высокими темпами развиваются производства по переработке мяса птицы. Например, на территории Елецкого муниципального района, в особой экономической зоне «Елецпром», в ближайшее время начнут функционировать предприятия по переработке мяса бройлеров с объемом инвестиций более 12,2 млрд. рублей, в особой экономической зоне «Астапово» – свиноводческий комплексс объемом инвестиций более 6 млрд. рублей. Особая экономическая зона «Тербуны» будет местом для возведения современного производства по переработке сахарной свеклы с объемом финансирования более 7,2 млрд. рублей, завода по производству керамического кирпича (более 1,3 млрд. рублей), завода по производству современных антибиотиков и лекарственных средств для страдающих онкологическими заболеваниями с объемом инвестирования более 4,2 млрд. рублей.

   Масштабные проекты и комплексное развитие современных производств потребуют привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Например, особой экономической зоне «Тербуны» потребуется более 10 тысяч специалистов, хотя во всем Тербунском муниципальном районе численность населения чуть превышает 20 тысяч человек. Для решения этой проблемы был создан орган, регулирующий кадровые вопросы, работающий в тесном контакте с миграционными службами. Уже есть договоры с организациями, занимающимися подбором, обучением и переподготовкой персонала для вновь создающихся фирм.

   Таким образом, точечное стимулирование развития в регионах промышленности и аграрной сферы приведет к комплексному и сбалансированному развитию территорий, которые в свою очередь, способны стать отправной точкой для развития прилегающих территорий.

   Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы заинтересованными лицами, специализирующимися на проблемах и перспективах развития особых экономических зон и территорий.

   Выводы. Свободная экономическая зона — это часть территории страны, экономический потенциал которой ориентируется на решение проблемы оптимального и эффективного размещения производительных сил на ее территории, успешной интеграции ее в мировое экономическое сообщество. Как показывает практика, функционирование особых экономических зон обеспечивает синергетический и мультипликационный эффекты на территории своего размещения. В Липецкой области реализуется Стратегия социально-экономического развития, ориентированная до 2020 года. Главная перспектива региона связана с тем, что он должен стать крупным отечественным и европейским производителем высокотехнологичной промышленной продукции, соответствующей современным требованиям мировых стандартов. Миллиарды рублей средств инвесторов уже работают на рост валового регионального продукта, созданы тысячи новых рабочих мест, а налоговые поступления в бюджеты разных уровней насчитывают сотни миллионов рублей.  Стратегический курс на дальнейшее развитие особых экономических зон полностью отвечает задачам государства, направленным на стабильный рост общественной производительности труда, валового внутреннего продукта, развитие импортозамещающего производства в условиях экономических санкций, увеличение реальных доходов граждан.

   Таким образом, особые экономические зоны, как одна из наиболее эффективных форм организации экономического пространства региона, обладая повышенным синергетическим эффектом и свойством эмерджентности, способны обеспечить поступательное развитие региона и рост благосостояния граждан.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005г. № 116-ФЗ (последняя версия) [Электронный ресурс] // http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-22072005-n-116-fz-ob/
  2. Богуславский, М.М. Международное частное право. 5-е изд. [Текст] / М.М. Богуславский. — М.: Юрист, 2004. — 247 с.
  3. Смитиенко, Б.М. Международные экономические отношения: учебник [Текст]/ Под ред. Б.М. Смитиенко. — М.: ИНФРА, 2005. — с. 262
  4. Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения: учебник для вузов [Текст] /Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — с. 35. 5.
  5. Рыбаков, С.А., Орлова, Н.А. Особые экономические зоны в России: налоговые льготы и преимущества [Текст] / С.А. Рыбаков. Н.А. Орлова. — М.: Вершина, 2006. — с.12-13.         
  6. Архипов, А.Ю., Павлов, П.В., Татарова, А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности: монография [Текст] А.Ю. Архипов, П.В. Павлов, А.В. Татарова. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. — 294 с.
  7. Шумпетер Й.А.Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.
  8. Hagerstrand T.Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, 1967.
  9. https://sezlipetsk.ru.
  10. Фомин А.А. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018.
  11. Фомин А.А. Законодательное обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года. Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018. С. 223-232.