http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2017

УДК 37.091.212

Bezymyannyj-12

Мылтасова Ольга Валерьевна,

старший преподаватель кафедры прикладной социологии,

Уральский государственный экономический университет

Тихомирова Анна Михайловна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры прикладной социологии,

Уральский государственный экономический университет

Качалова Наталья Германовна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры прикладной социологии,

Уральский государственный экономический университет

Myltasova O.V.,

Tihomirova A.M.,

Kachalova N.G.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z

Аннотация. В статье рассматривается теория поколений Хоува-Штрауса, адаптированная Е. Шамис. Исследуются особенности и основные ценностные ориентации различных поколений: Величайшее поколение, Молчаливое поколение, Поколение беби-бумеров, Поколение Х, Поколение Y, основной акцент сделан на исследование особенностей поколения Z. Выделение характерных черт данного поколения позволило обозначить основные методы обучения, наиболее эффективные для работы с современной молодежью: использование мультимедиа оборудования, видеоматериалов, геймификация, решение задач поискового характера, обсуждения в малых группах.

Ключевые слова: поколенческая теория, поколение Z, современная молодежь, ценности, образовательные технологии, методы обучения.

TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY FOR THE STUDENTS OF GENERATION Z

Abstract. The article deals with the theory of generations Howe-Strauss, adapted by E. Shamis. Examines the characteristics and basic value orientation of different generations: Greatest generation, Silent generation, generation baby boomers, Generation X, Generation Y, the main emphasis is on the study of the peculiarities of gen Z. the Selection of the characteristic features of this generation has allowed to identify the main teaching methods are most effective for working with today’s youth: using multimedia equipment, video, gamification, the tasks of exploratory nature, the small group discussions.

Keywords: generational theory, generation Z, today’s youth, values, educational technology, and teaching methods.

Проблема «отцов и детей» была, есть и будет. И проблема не в том, что «они» какие-то не такие или с «ними» что-то не так, это – проблема межпоколенных взаимоотношений, связанная с разными ценностями, отличиями в образе и условиях жизни, специфике восприятия информации и т.п.

Современная социология рассматривает данную проблему в контексте теории поколений, возникшей в 1991 году: Н.Хоув и В.Штраус, одновременно и независимо друг от друга начали исследовать понятие «поколение». Опирались ученые на феномен «конфликта поколений», не связанный с возрастными противоречиями. В результате, возникла идея о том, что каждые 20 лет в современном обществе появляется новое поколение, отличающееся своими ценностями и поведением. Для российской действительности адаптация поколенческой теории была выполнена Евгенией Шамис и ее коллегами в 2003-2004 годах.

Сегодня в России живут представители следующих поколений: Величайшее поколение (1900-1923), Молчаливое поколение (1923-1943), Поколение беби-бумеров (1943-1963), Поколение Х (1963-1984), Поколение Y (1984-2000), Поколение Z (c 2000) [4].

Для каждого поколения характерны свои особенности, сформировавшиеся в рамках тех или иных исторических событий, экономических реформ и потрясений, социальных процессов. Так, формирование ценностей россиян «Молчаливого поколения» проходило под  влиянием репрессий, второй Мировой войны, необходимостью восстанавливать страну в послевоенные годы, а также открытием в фармакологии антибиотиков. На поколение «Беби-бумеров» оказала влияние политическая ситуация в стране – советская «оттепель», представления о том, что СССР является мировой державой, «холодная война»; в медицине – гарантия оказания бесплатной квалифицированной медицинской помощи, появление первых пластических операций, синтезирование противозачаточных средств; в образовании – введение единых стандартов обучения в школах. Поколение Х («Неизвестное поколение»),  формировалось в условиях продолжающейся «холодной войны», перестройки, участием СССР в Афганской войне, появлением СПИДА и развитием наркомании. Поколение Y формировалось в условиях распада СССР, терактов, участия России в военных конфликтах в дальнем и ближнем зарубежье; появления и развития цифровых технологий – интернет и мобильная связь являются обыденностью и заменяют привычные формы общения и взаимодействия людей друг с другом.

Новое поколение, ценностям которого еще предстоит сформироваться, это Поколение Z («Цифровое поколение»). Люди, живущие в условиях высокоразвитых технологических процессов, не знающие, что такое жить без мобильной связи, интернета, без войн, терактов, выстаивать длинные очереди за продуктами питания или покупать продукты в обмен на карточки, они живут в мире вещей, которых очень много, они не знают, что такое выбирать и отказываться; им крайне важно, чтобы на них обращали внимание – лайками в социальных сетях, количеством интернет-контактов, перепостами блогов и т.п.  Кто же они, люди поколения Z? Какими надо быть нам, чтобы развивать и обучать их, грамотно строить образовательный процесс, какие образовательные технологии наиболее эффективны для обучения современной молодежи? Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим специфические особенности представителей данного поколения.

М. Сандомирский, описывая поколение Z, указывает на  то, что «…уместно говорить о переходном поколении из ХХ века в век XXI – тех, кто родился в 1990-е годы и вплоть до 2010» [3]. Внутри данного поколения, с учетом неоднородности возрастной группы, можно выделить субпоколения. Рожденные с начала 90-х до середины, характеризуются повышенной агрессивностью, склонностью к конфликтному поведению, жестокостью – что объясняется тяжелыми и стрессогенными политическими и экономическими событиями, происходящими в стране в период их рождения. Более того, М. Сандомирский указывает на то, что «…жестокость не только является нормой поведения, но и оценивается его представителями как нечто позитивное, как достоинство» [3]. Субпоколение, родившееся во второй половине 90-х и позднее, уже не сталкивалось с ранним опытом социальных стрессов, но стереотипы поведения в обществе имеют обыкновение распространяться и деструктивные тенденции социального конфликтного и агрессивного взаимодействия продолжают активно проявляться. Именно по этой причине социологи, психологи, экономисты все чаще прогнозируют трудности в работе с персоналом и управлении коллективом.

Формируются взгляды нового поколения под влиянием интернета – сегодняшняя молодежь живет в другом мире – таком, о котором ни их родители, ни тем более их предки даже не подозревали – в мире компьютеров, с которыми подрастающее поколение общается чаще, чем с окружающими людьми – родителями, сверстниками. Интернет заменяет телевидение, так как он является более доступным источником информации, причем очень разной и возможной из любого места и в любое время, в интернете можно играть онлайн, общаться с другими людьми – как при помощи текстовых сообщений, так и при помощи камер. Стираются территориальные и временнӹе границы. Даже онлайн обучением сейчас никого не удивить.

Для эффективной организации образовательного процесса, считаем важной необходимость учета в учебной деятельности студентов специфику современной молодежи. Для этого необходимо выделить наиболее яркие психологические особенности поколения Z:

  1. Гиперактивность. Трудности сосредоточения на чем-то одном, непоседливость, расторможенность, нетерпеливость. Им свойственно так называемое «клиповое мышление» – переработка информации небольшими порциями – трудности в изучении больших текстов, тенденция к усвоению фрагментов текста (клипов), как следствие – искажение общего смысла текста, невозможность выделить главную мысль, акцент может сдвинуться на второстепенные факторы и т.п. В целом отмечается поверхностность к анализу информации и к принятию решений. Способны к многозадачности, но при этом рассеяны.
  2. Аутизация. Речь идет не о психическом расстройстве личности, а о способе взаимодействия с людьми, с детского возраста погруженных в себя, испытывающих трудности установления социальных контактов: взаимодействовать легче не напрямую с человеком, а посредством техники – через текстовые сообщения; быстрая утомляемость при длительных контактах с людьми и т.п.
  3. Интровертированность. Низкая контактность, погруженность в себя, в виртуальный мир и фантазии, ориентация на внутренний мир, личные переживания, как следствие – неумение понять, что чувствует другой человек, проблемы сострадания и эмпатии.
  4. Инфантилизм. Обостренный поколенческий конфликт. Пренебрежение жизненным опытом родителей, их знаниями, в то же время – инфантильная убежденность в том, что именно родители обязаны решать проблемы взрослых детей, не умение брать ответственность на себя проявляется в самооправдании: если у меня не получается, виноваты родители.

Исходя из специфических особенностей поколения Z, становится ясным, что старые модели и способы обучения студентов в вузе не будут эффективными. Следовательно, существует острая потребность в освоении новых методов. Опираясь на знания о современном поколении, а также используя практический опыт, предлагаем следующие основные методы в работе со студентами, изучающими общие гуманитарные дисциплины.

  1. Проведение лекций и семинарских занятий с обязательным использованием мультимедиа оборудования – чтобы студенты могли видеть главные мысли основного материала и грамотно их фиксировать.
  2. Использовать видеофрагменты изучаемого материала, с возможностью его обсуждения.
  3. Использование игровых методик в неигровых ситуациях (геймификация):
  • ролевые игры (когда участники разыгрывают ситуации, обсуждаемые при изучении теоретического вопроса, делятся своими чувствами/переживаниями, дают советы, ищут варианты развития событий, различные варианты действий в одной и той же ситуации и т.п.);
  • организация фестивалей на заданную тематику (более подробно – см. у Л.П. Варениной);
  • квесты для закрепления изученного материала – когда студенты решают задачи поискового характера и передвигаются от одного уровня к другому.
  1. Давать задачи поискового характера: к примеру, когда студентам необходимо во время занятия найти в интернете необходимую информацию и аргументированно ее представить.
  2. Обсуждения в малых группах (по 3-4 человека) вопросов проблемного характера с последующим групповым анализом полученных в подгруппах результатов.

Современное поколение – поколение Z – живет в условиях развития технического прогресса, основные знания о мире, о способах взаимодействия с ним оно черпает не столько в контакте с близкими людьми, сколько в сети интернет. Данное поколение обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе при подготовке будущих специалистов. Считаем, что использование современных методов обучения, отход от старых, во многом изживших себя методов, позволит сформировать иную мотивационную основу в процессе вузовского обучения.

Библиографический список:

  1. Варенина Л.П. Геймификация в образовании // ИСОМ. 2014. №6-2. Режим доступа: [http://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii, 30.09.2017]
  2. Мингалимова Т.Л. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инфоурок. Режим доступа: [https://infourok.ru/statya-o-pokolenii-z-pokolenie-epohi-fgos-1105401.html, 30.09.2017]
  3. Поколение Z: те, кто будет после // Executive. Режим доступа: [http://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/1450249-pokolenie-z-te-kto-budet-posle?scrolltop=2400, 24.09.2017]
  4. Теория поколений // Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Тимур Дергунов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  5. Теория поколений. Режим доступа: [http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/Теория_поколений, 15.09.2017]
  6. Тихомирова А.М., Тихомирова М.Н. Особенности поколения «игрек» как студентов //Материалы XVIII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». – Екатеринбург, 2017.