http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2017

 УДК 37.012.4

Bezymyannyj-12

Подвербных Ольга Ефимовна

Доктор экономических наук, профессор

Заведующая кафедрой «Экономики труда и управления персоналом»  Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева

Самохвалова Светлана Михайловна

Кандидат экономических наук, доцент

Доцент Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева,

Тихонов Алексей Иванович

Кандидат технических наук, доцент

Заведующий кафедрой «Управление персоналом» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

Podverbnykh Olga E.

Doctor of Economics, Professor

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Samohvalova Svetlana M.

Candidate of Economics, Associate Professor

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Tikhonov Alexey I.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Head of department «Human resource management» Engineering and Economics Institute Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА В НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ  АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

INVESTMENT EFFICIENCY OF CORPORATE UNIVERSITY IN NEW MODEL OF THE DEVELOPMENT OF AIRCRAFT CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация. Реализация приоритетов кадровой политики в контексте новой индустриальной модели авиационной промышленности Российской Федерации требует пересмотра подхода к структуре и содержанию образовательных программ Корпоративного университета Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).  Использование структурного подхода выделяет в качестве основных объектов инвестирования образовательные единицы в рамках четырех базовых  программ Корпоративного университета, направленных на профориентационную работу с молодежью, обучение на производственных площадках, повышение профессиональной и управленческой квалификации развитие корпоративной культуры и кадрового резерва. Образовательная единица Корпоративного университета представляет собой образовательную программу, выделенную по профилям и формам обучения  — дистанционное электронное, очное, смешанное. По продолжительности обучения выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы.

Считаем, что основным результатом капитальных вложений может стать изменение показателя обеспеченности образовательных единиц объектами учебной инфраструктуры, обучающим оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением, а также достижение опережающего профессионального роста преподавателей и сотрудников.  В качестве критерия эффективности может быть принят показатель прироста ресурсной обеспеченности образовательных программ, приходящегося на единицу дополнительных капиталовложений. Он позволяет произвести детализированную оценку эффективности инвестиций, как по всей совокупности направлений капиталовложений, так и укрупненную оценку для целей вертикального и горизонтального анализа по профилям программ, формам и территориям обучения. Таким образом, система показателей включает совокупность частных критериев оценки эффективности инвестиций по направлениям инвестирования, представляющих собой отношение прироста ресурсной обеспеченности к сумме дополнительных капиталовложений, а также интегральный критерий, позволяющий оценить эффективность инвестиций в стратегическое развитие Университета, соответствующее кадровой политике ОАК.

Abstract. Implementation of priorities of personnel policy in the context of new industrial model of the aviation industry of the Russian Federation requires revising of approach to structure and contents of educational programs of the Corporate university of the United Aircraft Corporation (UAC). Use of structural approach selects as the main subjects to investment educational units within four basic programs of the Corporate university directed to professional orientation operation with youth, training at production sites, increase in professional and administrative qualification development of corporate culture and a personnel pool. Educational unit of the Corporate university represents the educational program selected on profiles and forms of education — distant electronic, internal, the mixed. On duration of training short-term, medium-term and long-term programs are selected.We read that change of an index of security of educational units with objects of educational infrastructure, the learning equipment, the computer equipment and the software and also achievement of the advancing professional growth of teachers and employees can become the main result of capital investments. As criterion of efficiency the index maximizing value of the gain of resource security of educational programs falling on unit of additional capital investments can be accepted. It allows to make the detailed assessment of efficiency of investments as on all set of the directions of capital investments, and the integrated assessment for the purposes of the vertical and horizontal analysis on profiles of programs, forms and the territories of training. Thus, the system of indices includes set of private criteria for evaluation of efficiency of the investments in the directions of investment representing the relation of a gain of resource security to the amount of additional capital investments and also the integral criterion allowing to estimate efficiency of investments into the strategic development of the University corresponding to personnel policy of UAC.Ключевые слова: образовательные программы, Корпоративный университет, индустриальная модель, авиация, критерий эффективности инвестирования, ОАК, управление персоналом.Keywords: educational programs, Corporate University, industrial model, aviation, investment efficiency criteria, UAC,  human resource management.

Цель государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013 – 2025 годы [1] состоит в создании высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке. Достижение данной цели требует мобилизации потенциала системы управления, в том числе системы управления ключевым ресурсом – персоналом — на уровне всей отрасли. Кадровая политика Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) выделяет в качестве приоритета развитие системы непрерывного обучения в Корпоративном университете ОАК по следующим программам:

  • Программа подготовки будущих поколений молодых специалистов;
  • Программа производственного обучения и развития функциональной экспертизы;
  • Программа повышения профессиональной и управленческой квалификации;
  • Программа развития корпоративной культуры и кадрового резерва [2].

Качественная и эффективная реализация каждой из указанных программ обусловлена рядом факторов, к которым можно отнести значительный опыт и потенциал производственно-образовательного сотрудничества, накопленный в отрасли, уникальные технологии подготовки рабочих кадров, имеющиеся на отдельных предприятиях корпорации, продолжительный и ресурсоемкий цикл профессионального образования специалистов. В числе особенно значимых факторов качества и эффективности в стратегической перспективе необходимо выделить совершенствование структуры и построение новой индустриальной модели Объединенной   авиастроительной корпорации, где  выделяется четыре дивизиона: гражданская, военная, специальная, транспортная авиация.

Новая индустриальная модель ОАК предполагает :

  • на уровне низких переделов     — создание поставщиков на базе серийных заводов, выкуп доли компании собственным менеджментом (MBO), привлечение существующих поставщиков и передача им производства отдельных ДСЕ, техпроцессов;
  • на уровне агрегатной сборки — создание центров специализации и центров компетенций, выстраивание межзаводской кооперации, компактизация собственных производственных мощностей;
  • на уровне окончательной сборки и испытаний — концентрация окончательной сборки на меньшем числе заводов, перепрофилирование отдельных цехов  окончательной сборки и летно-испытательных комплексов, аэродромов [3]. Структура модели обеспечивает прозрачность и эффективность операционной деятельности на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники, концентрацию конструкторских и интеллектуальных ресурсов [4].

Cтруктурный подход к преобразованиям в авиационной промышленности очевидно должен быть распространен на обеспечивающие бизнес-процессы и программы. Корпоративный университет ОАК обладает организационным ядром и центром ключевых компетенций в работе с кадровым управленческим резервом Корпоративного университета АО «Компания Сухой». В настоящее время это одна из наиболее развитых и перспективных программ в системе непрерывного образования авиастроительной промышленности. В то же время каждая из стратегических программ Корпоративного университета, обозначенных в кадровой политике ОАК, нуждается в столь же активном организационном и содержательном наполнении, а, следовательно, в инвестировании ресурсного обеспечения.

Производственная система корпорации нацелена на интеграцию стратегической и тактической эффективности инвестиций и операционной эффективности бизнес-процессов. Это означает, что повышение точности и информативности оценки эффективности инвестирования средств в реализацию образовательных программ корпоративного университета может быть достигнуто лишь при использовании системы показателей, каждый из которых отражает какую-либо сторону его деятельности. Проблема формирования такой системы — одна из самых актуальных и трудоемких проблем, неизбежно возникающих при попытках обеспечить эффективность решения любых экономических задач. Сопоставление перечисленных программ Корпоративного университета с индустриальной моделью ОАК позволяет выстроить  структурный макет Корпоративного университета (таблица 1).

Таблица 1. Структурный макет программ Корпоративного университета в новой индустриальной модели авиастроительной промышленности

Screenshot_1

Для того, чтобы рассчитать объем инвестиций, необходимый для обеспечения эффективности и качества программ Корпоративного университета в новой индустриальной модели Корпорации, можно использовать элемент матричного построения структуры  Университета по организационному признаку. Тогда элемент образовательной структуры может быть представлен в виде матрицы образовательной единицы, приведенной на Рис. 1.

Screenshot_2

Рис. 1  Матрица образовательной  единицы Корпоративного университета

Образовательная единица Корпоративного университета представляет собой образовательную программу, выделенную по дивизионам/профилям обучения; формам обучения  — дистанционное электронное обучение, очное обучение, смешанное обучение; территориям присутствия стратегических единиц ОАК (центров компетенций, инжиниринговых центров, высокопередельных производств). По продолжительности обучения выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Декомпозиция по трем направлениям — продолжительность обучения по профилям и дивизионам / объем ресурса по профилям и дивизионам / количество обучающихся по формам и территориям обучения позволяет рассчитать нормативные и исходные фактические затраты образовательной единицы (Нфi,,  Ннi) по i-му инвестиционному направлению по профилю и дивизиону n, форме обучения f, территории t:

Нi= p n f t ·  s r n f t ,                                                                   (1)

где индексы «r, f, t» задают объем ресурса, задействованного на обеспечение образовательного процесса по программе n-го дивизиона и профиля -r, численность учащихся по формам обучения — f, территории  -t;

s r n f t – объем (нормативный или фактический) r-го ресурса, используемого для n-профиля и дивизиона, формы f,  территории t;

p n f t – число учащихся программы n-го дивизиона и профиля, , формы обучения f, территории t.

В наиболее общем виде требования к показателям эффективности инвестиций в программы Корпоративного университета можно сформулировать в следующем виде:- набор показателей, обеспечивающих обоснованный выбор приоритетных направлений инвестирования, должен отвечать основным квалиметрическим принципам — необходимости и достаточности, то есть следует отбирать для оценки те и только те показатели, которые с требуемой полнотой характеризуют все разнообразие сторон деятельности Университета по разработке и реализации образовательной программы. Поскольку каждый показатель имеет положительные и отрицательные стороны, решение проблемы оценки уровня обеспеченности возможно только через совершенствование системы этих показателей.-  сформировать подобную систему показателей, на наш взгляд, необходимо в тесной связи с предполагаемой на ее основе сравнительной оценкой эффективности инвестиций. Следовательно, обоснованный выбор приоритетов инвестирования должен производиться с использованием критериальной оценки эффективности и ранжирования расчетных значений по возрастанию показателя эффективности. Ясно, что располагая данными об уровне достаточности тех или иных ресурсов, например, единиц компьютерной техники, числа посадочных мест в аудиториях, руководство Университета должно принимать решение о вложении средств в тот или иной объект в расчете на максимально возможный результат, а именно развитие определенного профиля Программы, формы обучения в рамках отдельного территориального образования. Подобная ориентация является приоритетным условием адаптации Корпоративного Университета под требования новой индустриальной модели ОАК (таблица 2).

Таблица 2. Требования к показателю эффективности инвестирования программ Корпоративного университета в новой индустриальной модели ОАК

Screenshot_3

Выбор направлений инвестирования можно выполнить исходя из предположения, что основным результатом капитальных вложений может стать изменение показателя обеспеченности образовательных единиц объектами инновационной инфраструктуры, обучающим оборудованием, компьютерной и оргтехникой, профессионального роста преподавателей и сотрудников.

Оценка отклонений ресурсной обеспеченности проводится по приведенной  формуле:

Screenshot_4

Оценка потребности в капитальных вложениях по каждому инвестиционному направлению проводится по формуле:

Screenshot_5

Для определения перечня направлений инвестирования производится  расчет критерия оценки эффективности инвестирования Корпоративного университета, определяемого как отношение относительного прироста ресурсной обеспеченности к сумме дополнительных капиталовложений:

Screenshot_6

При этом прирост ресурсной обеспеченности выражается в относительных единицах измерения вследствие неоднородности состава направлений инвестирования:

Screenshot_7

Таким образом, в качестве критерия выбора направлений инвестирования программ Корпоративного университета может быть принят показатель, максимизирующий величину прироста ресурсной обеспеченности образовательных единиц, приходящегося на единицу дополнительных капиталовложений.

Screenshot_8

Соответственно, в качестве критерия выбора приоритетных направлений инвестирования образовательных программ Корпоративного университета в условиях внедрения новой промышленной модели ОАК может быть принят показатель, максимизирующий величину прироста ресурсной обеспеченности того или иного инвестиционного направления, приходящегося на единицу дополнительных капиталовложений.

Предложенный показатель позволяет произвести детализированную оценку эффективности инвестиций как по всей совокупности направлений капиталовложений, обеспечивающих реализацию образовательных программ, так и укрупненную оценку для целей вертикального и горизонтального анализа по профилям программ, формам и территориям обучения. Таким образом, система показателей эффективности инвестирования Корпоративного университета включает совокупность частных критериев оценки эффективности инвестиций по направлениям инвестирования, представляющих собой отношение прироста ресурсной обеспеченности к сумме дополнительных капиталовложений, а также интегральный критерий, позволяющий оценить эффективность инвестиций в развитие программы Университета, определенной кадровой политикой ОАК.

Библиографический список

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы»: Утв. постановлением Правительства № 303 от 15.04.2014. URL: http: // gov.ru / common/upload / files / docs / Reg_gp1_rap_dop.pdf  (дата обращения 10.03.2017)
  2. Кадровая политика ОАК. URL: http: // www.uacrussia.ru / ru / corporation / personnel-policy  /sustained-education /   (дата обращения 03.02.2017)
  3. Стратегические цели ОАК до 2035 года и направления преобразований для их достижения. URL: http: // www.uacrussia.ru / upload / ОАК_Стратцели_2035.pdf (дата обращения 08.02.2017)
  4. Вопросы трансформации корпоративной структуры обсудили в ОАК. URL: https: // www.aviaport.ru / news / 2016 / 12 / 12 / 404345.html  (дата обращения 10.02.2017)
  1. Подвербных О.Е., Самохвалова С.М., Аудит системы управления человеческими ресурсами предприятия // Человек и труд. 2011. № 10. С. 55-57.
  2. Окунева Т.Г., Подвербных О.Е., Мониторинг качества подготовки кадров в инженерном вузе: опыт СИБГАУ // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 59-62.
  3. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Факторы конкурентоспособности и перспективы развития российского гражданского авиастроения // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 61.
  4. Семина А.П., Федотова М.А., Тихонов А.И. Обучение персонала в современных компаниях: проблемы и новые направления // Московский экономический журнал. 2016.№ 3. С. 33.
  5. Желтенков А.В., Тихонов А.И., Гришин Д.В. Построение эффективной системы управления персоналом авиастроительных предприятий с использованием системы мотивации обучения и трудоустройства выпускников учебных заведений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2016. № 4. С. 70-7