http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2017

Bezymyannyj-12

Калмыков Николай Николаевич,

к.с.н., директор Экспертно-аналитического центра

РАНХиГС при Президенте РФ, г. Москва

8 963 693 69 30,

Ермолаев Даниил Ильясович, 

студент 4 курса философского факультета,

Российский государственный гуманитарный университет,

г. Москва

Комарова Дарья Алексеевна,

студент 4 курса гуманитарного факультета,

Российский государственный социальный университет,

г. Москва

Kalmykov N.N.

e-mail: kalmykovnn@kalmykovnn.ru

Ermolaev D.I.

e-mail: d.ermolaew@gmail.com 

Komarova D.A.

e-mail: komarova.dary@gmail.com

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

EXPERT REVIEW OF STATE OF SCIENCE AND EDUCATION OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация

В статье проведен анализ состояния сферы науки и образования в Российской Федерации. Определены основные проблемы и перспективы развития российского образования, оценены перспективы развития государственно-частного партнерства в сфере образования. Также были проанализированы данные, полученные в результате социологического опроса среди 211 экспертов. Основным методом исследования являлся эмпирический анализ, основанный на интернет опросе экспертов в сфере образования и науки.

Summary

In this article was analyzed the state of science and education in the Russian Federation. Main problems and prospects of development of Russian education were identified and prospects of development of public-private partnership were evaluated in the field of education. Also data was analyzed and that was received on the on the results of the sociological survey among 211 experts. The main method of research consisted of empirical analysis that was based on online survey of experts in the field of education.

Ключевые слова: экспертная оценка, наука и образование, программа Российской Федерации по «Развитию образования на 2016-2020 года», опрос экспертов.

Keywords: expert review, science and education, program of «Development of education on 2016-2020 years», survey of experts.

Введение

Невозможно отрицать важность науки в современном обществе. В условиях быстроменяющихся процессов и возрастающей тенденции к глобализации, способствующей постоянному расширению информационных потоков, уровень технической грамотности становится одним из ключевых факторов, не только определяющим позиции государства на мировой арене, но и способствующем внутреннему благополучию страны. При этом не менее важным оказывается система подготовки новых кадров, обладающих принципиально новыми профессиональными компетенциями, способных адаптироваться к постоянным изменениям, обилию противоречивой информации.

В 2016 году начался второй этап реализации Государственной программы Российской Федерации по «Развитию образования на 2013-2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (далее Программа).[1]

В рамках исследования было рассмотрено текущее положение сферы науки и образования в Российской Федерации, а также определены проблемные аспекты, обозначены возможные направления развития и произведена оценка эффективности первого этапа вышеупомянутой Программы.

Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС было проведено исследование[2] относительно современной ситуации, проблем и перспектив развития системы образования в Российской Федерации.

В ходе исследования были опрошены 211 экспертов. В результате удалось получить экспертные оценки о состоянии сферы науки и образования в Российской Федерации. В качестве инструмента сбора мнений применялось онлайн-анкетирование через сеть Интернет[3] среди экспертов, к которым предъявлялись достаточно строгие требования. Контроль качества данных обеспечивался за счет ряда специальных мероприятий[4].

Экспертный опрос относится к специализированным опросам, главный источник информации которого – компетентные лица, чья «профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования[5]».

Оценка ситуации в сфере образования РФ

В рамках выше обозначенной Программы запланировано обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечить его конкурентоспособность на мировом рынке образования; развить потенциал молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

В соответствии с заявленными целями были поставлены следующие задачи:

  • Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
  • модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
  • обеспечение достижения высокого стандарта качества содержания и технологий на всех уровнях образования, достижение качественно нового уровня развития эффективной системы дополнительного образования детей, повышение доступности программ социализации учащихся и студентов для успешного вовлечения их в социальную практику;
  • создание необходимых условий для всестороннего развития и обеспечения эффективности и доступности системы изучения русского языка, совершенствование условий для продвижения русского языка, российской культуры в целях повышения популярности и престижа русского языка и образования на русском языке[6].

В 2016-2018 гг. реализуется уже второй этап данной программы и на данный момент удалось повысить удовлетворенность населения качеством оказываемых образовательных услуг; увеличилось количество российских образовательных организаций высшего образования, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов; созданы условия для получения любым гражданином Российской Федерации профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения на протяжении всей жизни; повышена эффективность реализации молодежной политики в интересах инновационного развития Российской Федерации и т.д.

Согласно докладу бывшего Министра образования и науки Дмитрия Ливанова, сделанного им в рамках встречи президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с членами правительства, наблюдается целый ряд положительных изменений, к числу которых, например, можно отнести повышение доступности общего дошкольного образования от 3 до 7 лет до 99%, по состоянию на начало 2016 года[7]. Однако, большинство экспертов (51%) оценивают ситуацию в сфере образования, как сложную, отмечая, что многие проблемы не находят своего решения. При этом 23% рассматривая динамику состояния именно дошкольного образования, обозначили свою оценку, как «ниже среднего», что означает, что несмотря на то, что задача по «развитию инфраструктуры и организационно- экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей»[8] была решена практически в полном объеме уже за первый этап реализации Программы, задача по модернизации образовательных программ в системе дошкольного образования на сегодняшний момент не может считать выполненной. Об этом свидетельствует и тот факт, что среди основных проблем состояния дошкольного образования эксперты выделяют:

  • Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов (12%);
  • Недоступность (10%);
  • Отсутствие достаточного количества мест в детских садах (9%).

Следует отметить, что, несмотря на явное противоречие вышеупомянутого повышения доступности дошкольного образования и проблемы номер 2 в оценке экспертов, показатель в 10% может считаться крайне невысоким, принимая во внимание различие географических и экономических показателей субъектов Российской Федерации. Так, согласно докладу директора Департамента государственной политики, в сфере общего образования, Анастасии Зыряновой, по состоянию на 01 марта 2016 года, в 6 регионах Российской Федерации уровень доступности дошкольного образования достигал 95%[9].

Проблема отсутствия квалифицированных специалистов наблюдается практически во всех сферах российской системы образования. Так, по оценкам экспертов, она занимает второе место в системе главных проблем системы школьного образования Российской Федерации (8%) и четвертое место в системе высшего образования Российской Федерации (6%). Данная ситуация может быть объяснена двумя факторами.

Прежде всего, имеет место старение научных кадров и серьезные трудности в системе их воспроизводства у нас в стране. Несмотря на видимые улучшения, отмечаемые экспертами: расширение публикационных возможностей (8%), увеличение государственной поддержки, оказываемой молодым специалистам (5%), — престиж научного работника продолжает падать. Во многом это обусловлено низким уровнем заработной платы, напрямую связанной с проблемами финансирования. При этом в докладе ВЦИОМ 2013 года[10] представлены данные, согласно которым в период с 2009 по 2013 год наблюдалась постоянная тенденция к понижению уровня престижа Российского научного сообщества.

Screenshot_1

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие изменения к лучшему за последний год, на Ваш взгляд, произошли в научной сфере?» (открытый вопрос, не более 3-х вариантов ответа)

Несмотря на утвержденную Программу, согласно данным, приводимым в проекте постановления Правительства Российской Федерации о внесение изменений в Федеральную целевую программу: «Исследования ‎и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы», планируется сократить расходы на 25 миллиардов, при этом на 19 миллиардов меньше окажется выделено непосредственно на научные исследования[1]. Даже учитывая, что в сообщении пресс-службы Минобрнауки от 16 января 2017 года, говорится, что 176 ВУЗов получат 2, 9 миллиардов рублей на научные проекты[2]. А в распоряжении премьер-министра Российской Федерации, Дмитрия Анатольевича Медведева от 21.02.2017, подчеркивается, что 21 ВУЗу будет выделено 10,3 миллиарда рублей в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров[3]. Все эти средства распределяются в рамках государственной программы «Развитие образования».

Как отмечает первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин, сокращение финансирования может не ощущаться в краткосрочной перспективе, однако уже через 10 лет технологическое отставание окажется очевидно[4].

На основании данных экспертного опроса, проводимого Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС, в 2015 году отмечалось, что 74% экспертов считали основной задачей по развитию системы образования в Российской Федерации, увеличение заработной платы педагогическим работникам и научным сотрудникам. Так же в рамках программы к 2018 году, планировалось повышение заработной платы до 200% к средней по экономике[5]. Однако, на сегодняшний момент 81% экспертов акцентируют внимание на данной проблеме, как на основной, требующей решения, 8% говорят о низкой заработной плате у преподавателей Высших учебных заведений, 2% у преподавателей Средних учебных заведений, 5% у преподавателей дошкольных учреждений. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что за последние 2 года ситуация с заработной платой сотрудников либо не изменилась, либо ухудшилась.

Screenshot_2

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, на Ваш взгляд наиболее актуальные приоритеты развития сферы образования в РФ?» (любое число ответов)

Еще одной причиной, из-за которой возникают сложности в процессе воспроизводства научных кадров, является также высокий уровень бюрократизации научной сферы, который отмечается большинством экспертов: 10% выделяют его в качестве основной проблемы высшего образования в Российской Федерации, 13% отмечают его в качестве одного из главных ухудшений рабочего процесса за последние 2 года и 21% экспертов акцентируют внимание на увеличение количества отчетности, препятствующей нормально работе.

Помимо этого, студенты сталкиваются с невысоким уровнем востребованности научных исследований внутри страны, что является существенно демотивирующим фактором. Все это приводит либо к отказу работать в научной сфере, либо к переезду за рубеж, что также выделяется 56% экспертов, которые обозначают данную проблему на 4 месте в числе наиболее острых в системе образования в Российской Федерации на сегодняшний момент.  В экспертном опросе, проводимом Высшей Школой Экономики в 2015 году, данный вопрос занимал 5 место с 39%, что может расцениваться как ухудшение ситуации в течение последних двух лет.[1]

Screenshot_3

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос: «Какие проблемы развития российской науки, на ваш взгляд, являются наиболее острыми?» (количество ответов не ограничено)

Наблюдаются трудности и в качестве подготовки студентов относительно профессиональной деятельности не в научной среде. Согласно Пресс-выпуску, ВЦИОМ №3292 от 24.01.2017, за последние 4 года отношение студентов к учебе улучшилось. В отличие от 2013 года, когда лишь 19% граждан Российской Федерации отмечали стремление к получению знаний у учащихся высших учебных заведений, в начале 2017 года за это высказывается 37% Россиян. Однако 32% опрошенных отмечает ухудшение профессиональной подготовки студентов, и 47% замечает, что устроиться на работу выпускникам становится все сложнее. По мнению Ивана Леконцева, аналитика ВЦИОМ, из-за экономического кризиса многим компаниям пришлось либо сократить штат сотрудников, либо отказаться от его расширения, что повлияло в первую очередь на 2 категории граждан: молодёжь и граждан предпенсионного возраста[1].

Еще одной целью Программы является «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно- профессионального участия».

Практика информационной открытости органов государственной власти последовательно внедряется в сферу ведения Министерства образования Российский Федерации. Однако, также, как и в других сферах государственного управления, зачастую методики оценки эффективности деятельности государственных органов, предприятий и организаций недостаточно проработаны. Рейтингование ВУЗов, по мнению многих экспертов, не отражает реальную ситуацию в конкретных высших учебных заведениях. Так, 50% полагает, что Российские рейтинги ВУЗов не объективны[2], в то время, как необъективность международных рейтингов полагает 38%. В то же время, 42% респондентов положительно относятся к Российским рейтингам.

Screenshot_4

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в целом насколько объективно рейтинги ВУЗов (российские рейтинги ВУЗов/ международные рейтинги ВУЗов) отражают реальную ситуацию в конкретном высшем учебном заведении?» (один ответ по строке)

Возможно, такой высокий процент недоверия обусловлен либо недостаточной осведомленностью о том, как именно работает система рейтингов, либо же подозрением в необъективности предоставляемых данных.

В экспертном опросе, проводимым Экспертно-аналитическим центром РАНХиГС в 2015 году, 72% экспертов выступало за совершенствование системы индикаторов, сегодня же за это голосует лишь 62%, что может быть расценено как положительная динамика, свидетельствующая о том, что ведется работа, направленная на улучшения данного вопроса.  В то же время за изменение образовательных стандартов выступает 34% экспертов, в то время как ранее данную инициативу поддерживал 31%. Одновременно с этим 32% предлагают оценивать эффективность работы факультетов и подразделений вузов, как автономных учреждений, ранее 28% экспертов придерживались данного мнения.

Screenshot_5

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, какие меры позволят повысить объективность информации о состоянии системы высшего образования в Российской Федерации?» (любое число ответов)

Выводы

Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что на сегодняшний момент из 6-и заявленных в Программе задач, практически в полном объеме была реализована лишь одна, тогда как другие находятся в процессе выполнения. К числу возможных точек роста эксперты отнесли следующие аспекты:

  • Повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников (81%)
  • Повышение кадрового потенциала, преодоление разрыва поколений в Российской науке (62%)
  • Необходимость обеспечения соответствия качества подготовки профессиональных образовательных программ потребностям общества и экономики (42%)
  • Развитие системы дополнительного образования: выявление и развитие молодых талантов (38%)
  • Расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья (24%)
  • Повышение уровня информационной открытости (20%)
  • Развитие мероприятий по поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отдельно следует отметить направления развития, обозначенные представителями бизнес сообщества. По их мнению, на развитие российской науки может оказать позитивное влияние:

  • участие отечественных ученых в международной кооперации (14%)
  • кооперация научных организаций, вузов с бизнесом (9,5%)
  • значительная финансовая поддержка со стороны государства (7%)
  • наличие широкого спектра инструментов поддержки науки (6%)

Локомотивом развития российской науки должны стать крупные государственные мультидисциплинарные научные институты, выполняющие исследования полного цикла (32%) и государственные научные организации (22%).

В то же время эксперты отмечают, что у крупных интеграторов, вовлекающих большое количество научных организаций в исследовательские проекты, ВУЗов и исследовательские подразделения компаний меньше возможностей для обеспечения прорыва в науке.

Так, согласно данным газеты «Известия», приводимых информационным агентством REGNUM от 10.03.2017[1], с нового года по ряду предметов планируется введение электронной формы обучения. Целью данной инициативы является оценка эффективности данного метода в отношении традиционной формы взаимодействия между преподавателем и учениками. Подобный опыт уже активно применяется в ряде европейских стран, в частности Германии, однако там данная форма обучения применяется наравне с классическим методом ведения занятий.

Необходимо отметить, что использование информационных технологий в образовательном процессе является одной из приоритетных задач в рамках Федеральной Целевой программы «Развития образования на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года. №497

Задачами Программы являются:

  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
  • развитие современных механизмов и технологий общего образования;
  • реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях;
  • развитие эффективной системы дополнительного образования детей;[2]

Несмотря на преобладающие критичные оценки состояния российской науки на текущий момент и наличие большого количества актуальных проблем, более половины экспертов (52%) считают, что в среднесрочной перспективе ситуация улучшится (28%, что ухудшится). Делая прогноз развития российской науки на долгосрочную перспективу, две трети экспертов (67%) считают, что произойдут улучшения (24%, что произойдут ухудшения).

Используя комплексный подход в решении возникающих проблем, не только сферу науки и образования, но и ее интеграцию с другими сферами жизни общества, при условии продолжения работы по реализации выше обозначенных программ, можно говорить о возможности достижения поставленных результатов к 2020 году.

Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Развитие образования на 2013-2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/dop_info/G_prpdf
  2. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – С. 49. – ISBN 978-5-91180-557-9
  3. Ливанов Д.В. «Доступность дошкольного образования в России приближается к 100%». 13.01.2016. [Электронный источник]. URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2016/01/13/n_8114897.shtml
  4. Зырянова А.В. «Доступность дошкольного образования в России на 1 марта 2016 года составляет 99,93%». // Федеральный портал «Российское образование». 25.03.2016г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/news/education/dostupnost-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rossii-na-1-/
  5. Исследование ВЦИОМ: Престиж науки в России в 2013 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 18.02.2013. 11:18. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/02/18/5414
  6. Минобрнауки России. «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL:http://regulation.gov.ru/projects#npa=61415
  7. Минобрнауки России. «В 2017 году вузы получат около 3 млрд рублей на развитие исследовательских коллективов». 16.01.2017г. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/9412
  8. Минобрнауки России. Распоряжение от 17 февраля 2017 года №281-р. «О распределении субсидий ведущим университетам России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/26508/
  9. Алехина М. «Правительство сократит расходы на научные исследования на 19 млрд руб.». 27.01.2017г. – Информационное агентство «РБК». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/society/27/01/2017/5889d8879a7947a91c8c62df
  10. Голанд М., Китов Г. КузнецоваТ.. «Российская наука: взгляд изнутри». – 04. 02.2016г. – Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/173730621.html
  11. ВЦИОМ. «Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства». 24.01.2017г. Москва. Пресс-выпуск № 3292. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041
  12. Рейтинг вузов России 2017 // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2017/ 
  13. Информационное агентство REGNUM. «Минобрнауки поставит эксперимент с онлайн-обучением в вузах РФ». 10.03.2017г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/society/2247497.html
  14. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://soiro.ru/sites/default/files/fcpro_2016-2020_gody.pdf