Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

Bezymyannyj-12

Латыпов Ринат Тавзихович

кандидат исторических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Резниченко Денис Владимирович

кандидат социологических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Ручкин Алексей Владимирович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры управления персоналом

Уральский института управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Барышев Кирилл Валерьевич

студент магистратуры

3 курс, направление «Государственное и муниципальное управление»

Уральский государственный экономический университет

Latypov R.T.

Reznichenko D.V.

Ruchkin A.V.

Baryshev K.V.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МВД РОССИИ

Аннотация: В статье анализируется воспитательная работа в органах внутренних дел, а также основные факторы, оказывающие на её влияние. Выявлены проблемные вопросы в организации воспитательной работы, анализируются цели и специфика данной управленческой деятельности, определены подходы к воспитанию личного состава в зависимости от  особенностей служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, воспитательная работа, законность, дисциплина, сотрудник полиции.

IMPROVEMENT OF THE EDUCATIONAL WORK IN THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE MOI OF RUSSIA

Annotation: The article analyzes educational work in internal affairs bodies, as well as the main factors that exert influence on its influence. The problematic issues in the organization of educational work are revealed, the goals and specific features of this management activity are analyzed, approaches to the education of personnel depending on the peculiarities of the official activity of the employees of the internal affairs bodies are determined.

Keywords: internal affairs bodies, educational work, lawfulness, discipline, police officer.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является важным элементом в системе организации работы с личным составом, которая включает различные мероприятия воспитательного процесса в отношении личности сотрудника полиции в целях формирования в нем качеств, необходимых для профессионального выполнения своих служебных обязанностей. По своему характеру это многоплановая  и многогранная работа, которая включает информационно-правовые, индивидуально-психологические, социально-экономические, морально-этические, культурно-досуговые, спортивно-массовые и иные мероприятия, осуществляемые субъектами воспитательной деятельности и предполагающая единство и согласованность действий всех субъектов воспитательного процесса.

Руководители подразделений органов внутренних дел в организации воспитательной работы с личным составом должны придерживаться определенных принципов работы: плановость, законность и соблюдение прав, дифференцированный подход к подчиненным, системность, доходчивость и оперативность, максимальное абстрагирование от субъективности, уважение личности сотрудника и т.д.

Вопросы совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел представляют собой целенаправленную деятельность по реализации задач и функций в сфере внутреннего управления по обеспечению качественного и эффективного взаимодействия между обществом и государством. Поэтому актуальность изучения вопросов совершенствования воспитательной работы в системе органах внутренних дел обусловлена ее значительным влиянием на внутренние процессы в самих подразделениях полиции, имеющих непосредственное отражение на внешних результатах их повседневной служебной деятельности.    

Внутренние процессы управления воспитанием личного состава органов внутренних дел прочно основываются на исторически сложившихся традициях воспитательной работы. Обратившись к историческим фактам, можно с уверенностью сказать, что воспитательная работа по-прежнему остается важным элементом в процессе формирования личности сотрудника полиции.

По мнению исследователей в годы Великой Отечественной войны фиксируется рост преступлений и нарушений дисциплины среди личного состава органов внутренних дел и определяются основные причины его роста, которые подразделяются на три блока. Первый блок связан прежде всего с  объективными обстоятельствами военного времени: низкий уровень профессиональной подготовки поступивших на службу сотрудников, отсутствие практического опыта несения службы и отсутствием воспитательной работы с личным составом в связи с реорганизацией в органах внутренних дел в 1943 г. должностей заместителей начальников районных и городских отделов по политической части. Второй блок объясняет причины роста нарушений дисциплины и совершения проступков среди сотрудников, являлись последствия войны, оказавших непосредственное влияние на морально-нравственные устои общества и нормы поведение людей. Бытовые и продовольственные трудности, отсутствие должного материально-технического и вещевого обеспечения сотрудников оказывали влияние на их внутреннюю самодисциплину. Третий блок характеризует то, что после освобождения оккупированных территорий, в процессе восстановления органов внутренних дел их комплектование часто осуществлялось не подготовленными кадрами из местного населения и бывших военнослужащих, которые в результате полученных ранений и травм не были годны для дальнейшей военной службы (кстати, данная проблема существовала и в восточных районах страны, которые не были затронуты оккупацией)[1]. Кроме того, из освобожденных районов поступали данные о совершенных в период оккупации преступлениях и правонарушениях, в том числе и сотрудниками органов внутренних дел. 

В целях исправления сложившейся ситуации НКВД СССР и подведомственные органы сосредоточили внимание на вопросах воспитания личного состава, а также поддержания должного уровня законности и служебной дисциплины среди сотрудников.

Принимаемые нормативные документы были прежде всего направлены на правоохранительную сферу, обеспечение общественного порядка, борьбу с преступностью, укрепление дисциплины и законности во всех сферах государства. В этих условиях на первый план выходила политико-воспитательная работа среди личного состава органов внутренних дел, к которой предъявлялись повышенные требования.

Одним из нормативных документов было указание ГУМ НКВД СССР от 19 февраля 1943 г. N 29/е/163, в котором ставились задачи по улучшению внешнего вида сотрудников, соблюдению требований уставов и иных директивных документов. Что имело эффект в плане повышения авторитета сотрудников и престижа службы[2]

Сотрудникам запрещалось появляться в театрах, кино, других общественных местах в плохо чищеной форме, небритыми, в телогрейках, меховых жилетах, с другими нарушениями в ношении форменного обмундирования; носить в карманах и в руках громоздкие предметы, держать руки в карманах, появляться с багажом (кроме железнодорожных станций, вокзалов, пристаней); появляться на рынках, если это не связано с исполнением служебных обязанностей, стоять в очередях за спиртными напитками, стоять на ступеньках трамвая во время его движения, сидеть в вагонах, троллейбусах и автобусах в присутствии старших по званию, не получив разрешения последних[3].

Безусловно, наша современность сильно отличается от тех периодов отечественной истории. Современное общество принимает указанные выше требования уже нормой, а не правилом. Сегодня общество требует от полицейского не только дисциплины, но и высоких морально-психологических качеств, должного уровня знаний в той или иной сфере правового регулирования и высокого профессионализма.

Однако и сегодня имеют случаи нарушения сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины и законности, некоторые из которых вызывают общественный резонанс. После начала реформы МВД России в 2011 году, которая в том числе была вызвана рядом громких происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел, современное состояние служебной дисциплины среди личного состава имеет неоднозначные показатели.

При изучении ежегодной статистики выявленных фактов нарушения служебной дисциплины закономерно возникает вопрос: Как при конкретных направлениях и мероприятиях на улучшение дисциплины возможно её ухудшение? С 2011 по 2016 гг. рост выявленных нарушений дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел составил 34,1 %: 2010 год — 166,8 тыс. сотрудников; 2011 год – 144,2 тыс. сотрудников; 2012 год – 171,8 тыс. сотрудников; 2013 год – 181 тыс. сотрудников; 2014 год – 182,3 тыс. сотрудников;  2015 год – 193,4 тыс. сотрудников.

С одной стороны, рост выявленных нарушений дисциплины среди сотрудников объясняется прежде всего тем, что в период реформирования системы МВД России была принята принципиальная позиция не замалчивать факты нарушения служебной дисциплины. Ведь не привлечение сотрудника к ответственности за нарушение дисциплины порождает в нем понимание безнаказанности при совершении мелких нарушений, следствием чего станет совершение им грубого нарушения дисциплины в том числе вызывающего общественный резонанс порой сопряженного с привлечением к уголовной ответственности, что приведет к серьезному удару по авторитету органов внутренних дел.

С другой стороны, повышение требований к качеству оказания государственных услуг населению привело к повышению контроля за качеством работы сотрудников органов внутренних и учетно-регистрационной дисциплине, что соответственно сразу оказало влияние на статистику выявленных нарушений дисциплины.

Воспитательная работа в органах внутренних дел за последние пять лет перешагнула через формальный принцип и вышла на уровень работы по подготовке кадров. Подпунктом 83 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской федерации предусмотрено, что Министерство при реализации полномочий обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц, соблюдение ими законности при осуществлении оперативно-служебной деятельности, поддержание служебной дисциплины, организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительскую работу с личным составом органов внутренних дел, его подготовку по служебно-прикладным видам спорта, а также проведение мероприятий в области физической культуры и спорта[4].    

Подпунктом 49 пункта 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации предусмотрено, что территориальный орган при реализации полномочий обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими территориального органа, подчиненных органов и организаций оперативно-служебной деятельности, поддержание служебной дисциплины, организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительную работу с этими сотрудниками и государственными служащими.[5]

Понятие служебной дисциплины также определено статьей 47 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»: «Служебная дисциплина – соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав»[6]

В соответствии с Законом в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины к сотрудникам органов внутренних дел применяются как меры воспитательного воздействия в виде поощрения так и налагаются дисциплинарные взыскания.

Права, обязанности и ответственность руководителей по поддержанию служебной дисциплины, обязанности по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, исполнению приказов руководителя сотрудниками, порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации.

В целях совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел требуется ее всесторонний анализ, системный и комплексный подход к разработке мероприятий по повышению правовой культуры самих сотрудников органов внутренних дел. При разработке таких мероприятий следует учитывать социологические, психологические, правовые, этические, технические и другие аспекты управления воспитанием сотрудников органов внутренних дел.

Сам комплексный подход подразумевает наличие определенной структуры, функций, средств и методов воспитательного воздействия, принципов организации процесса  воспитания каждого сотрудника в отдельности и коллектива подразделения в целом.

Воспитательная работа с личным составом должна основываться на убежденности каждого сотрудника в том, что правовые нормы должны неукоснительно им соблюдаться, так как отражают интересы общества и государства в целом.  

Эффективность воспитательного воздействия на личный состав зависит также от того, насколько руководителями подразделений полиции систематично изучают нормативные правовые акты, регулирующие и обеспечивающие воспитательную работу, их способности оценивать их действенность, актуальность и соответствие предъявляемым требованиям. Нормативные правовые акты являются одним из существенных средств управленческого воздействия на личный состав, поэтому следует больше внимания уделять развитию правовой системы, так как от своевременного решения юридических вопросов зависит эффективность управленческой деятельности в подразделениях органов внутренних дел. 

Важным обстоятельством является и то, что при подготовке правовых актов должны учитываться уровень экономического и культурного развития общества, исторические условия, процессы, которые отражаются в повседневной служебной деятельности органов внутренних дел. Ведь именно органы внутренних дел первыми принимают на себя все социальные болезни общества.

Следует отметить, что на эффективность воспитательной работы с личным составом существенное влияние оказывает правовая грамотность сотрудников и прежде всего руководящего состава. Низкий уровень знаний лиц ответственных за организацию и проведение воспитательной работы отрицательно влияет на выполнение её задач и целей.

Одним из направлений воспитательной работы является трансформация определенных правовых норм в убеждения личного состава для формирования правомерного поведения при осуществлении оперативно-служебной деятельности, в общении и быту и в других коммуникациях.

Успешность воспитательной работы предполагает глубокое изучение психологической структуры личности сотрудника, темперамента, воли, характера, способностей и т.п. Знание психологических свойств и качеств личности позволяет дифференцированно проводить воспитательную работу, формировать у сотрудников ориентацию на сознательное соблюдение норм закона, поддержание дисциплины и законности в подразделении.

Поведение сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей и в быту зависит не только от его уровня знаний правовых норм, ценностей и установок, но и от психологической готовности их исполнять и соблюдать. Поэтому для каждого руководителя важно знание личностных качеств каждого подчиненного сотрудника, потому что полученные им в ходе воспитательной работы знания порождают обратную связь (отражение) через его повседневную служебную деятельность.

Кроме того при организации воспитательной работы важно учитывать особенности конкретных видов профессиональной деятельности личного состава, их образовательный и культурный уровень, практический опыт работы, возраст, семейное и материальное положение и другие. Процессы обучения личного состава необходимо разделять на базовый, основной и специализированный в целях получения всестороннего, достоверного, максимально полного и правильного представления об контингенте обучаемых.

Ориентированность воспитательной работы на конкретные виды правоохранительной деятельности сотрудников позволяет определить адресное направление методов воспитания на личный состав после освоения базовых и основных тем обучения.

Так, например, деятельность участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД, инспекторов по делам несовершеннолетних и иных сотрудников, задействованных в оказании государственных услуг имеет тесную связь с гражданами, поэтому воспитательная работа с данной категорией сотрудников должна быть прежде всего направлена на формирование безукоризненного поведения и культуры общения с гражданами. Непосредственное общение граждан с представителями органов внутренних дел формирует мнение общества о компетентности и качестве работы всей полиции.

 Работа сотрудников оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требует от них принятия правильных обоснованных решений в том числе связанных с ограничением прав граждан на свободу передвижения, применением физической силы и оружия. Оперативная работа помимо глубоких знаний законодательства требует также хорошей физической подготовки. Воспитательная работа с такими сотрудниками должна больше основывается на разъяснении ответственности за соблюдение законность и обоснованность принимаемых решений, профилактике эмоционального выгорания и профессиональной деформации, формировании принципов соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и повышении уровня эмоциональной выдержки.    

Сотрудники оперативных подразделений, занимающихся борьбой с правонарушениями в сфере экономики и коррупции и подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере информационных технологий, в связи со спецификой контингента, с которым приходится работать, должны обладать определенным кругом знаний и умений, связанных с предпринимательской деятельностью, различного рода хозяйственной деятельностью, компьютерной информацией и телекоммуникационными технологиями.

Сотрудники следственных органов и дознания в своей работе руководствуются уголовно-процессуальными нормами, применение которых требует высоких знаний юриспруденции. Воспитательная работа с такими сотрудниками должна основываться на выявлении причин ошибок, которые могут привести к нарушению законности и необоснованному привлечению гражданина к уголовной ответственности. В целях того, чтобы установить: является ли это следствием недостаточной юридической подготовки или халатного отношения к служебным обязанностям самого сотрудника.   

Дифференцированный подход к воспитательной работе, исходя из особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, позволяет соответственно, во-первых, постепенно повышать уровень правовой культуры личного состава, а, во-вторых, укреплять дисциплину и законность их правоохранительной деятельности.

Успех в организации и осуществлении воспитательной работы во многом зависит от руководителей подразделений по работе с личным составом. Руководитель органа внутренних дел несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины, морально-психологический климат в коллективе, профессиональную подготовленность подчиненных, законность их деятельности. Личный пример руководителя является важным фактором воспитания подчиненных сотрудников. Руководитель подразделения, показывая подчиненным дисциплину исполнения приказов и других нормативных актов, соблюдения законности, распорядка дня и ответственное отношение к выполнению служебных обязанностей формирует у своих сотрудников убеждения в необходимости такого же поведения на службе.

Руководитель, имеющий к самому себе высокие требования к дисциплине, несомненно будет требовать от подчиненных аналогичного поведения. Недисциплинированный руководитель обычно не замечает нарушений дисциплины среди личного состава, так как проецируя их поведение на себя, считает их проступки незначительными и вполне допустимыми.

В целях совершенствования воспитательной работы руководителю следует регулярно и качественно проводить занятия с личным составом, при проведении которых выбирать наиболее подходящие способы доведения учебного материала, позволяющего обращаться к сознанию и чувствам как группы слушателей, так и отдельно взятого сотрудника, особенно недавно принятых на службу сотрудников.

На занятия в системе служебной подготовки руководителю целесообразно привлекать юристов, сотрудников прокуратуры, суда, психологов, специалистов по ведению деловых переговоров и разрешению конфликтов.

Сами руководители органов внутренних дел помимо изучения вновь принятых нормативных актов должны постоянно проходить обучение навыкам преподавания, ведения деловых переговоров, разрешения конфликтов и изучения свойств и качеств личности.

Следует отметить важность вопроса назначения сотрудника на должность руководителя подразделения. В ходе отбора претендентов прежде всего следует уделить внимание кандидатам, обладающим высоким уровнем служебной дисциплины, положительными деловыми качествами и  собственными конкретными достижениями в служебной деятельности.

В целях совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел целесообразно осуществлять по пяти следующим этапам:

— 1 этап – воспитание у личного состава принципов строгого соблюдения дисциплины и законности, ответственного отношения к выполнению служебных обязанностей;

— 2 этап – повышение правовой грамотности и культуры личного состава, воспитание навыков правомерного поведения в деятельности по охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан;

— 3 этап – индивидуально-воспитательная работа;

— 4 этап – использование мер воспитательного воздействия в виде применения поощрений и наложения дисциплинарного взыскания;

— 5 этап – анализ и обобщение состояния служебной дисциплины и законности, принятие мер по устранению выявленных недостатков в воспитательной работе и ее совершенствованию.

Таким образом, практическое применение этих пяти ступеней в организации воспитательной работы в органах внутренних дел способно объективно совершенствовать воспитательный процесс как в отношении всего личного состава подразделения, так и отдельно взятого сотрудника полиции. Но при этом следует учитывать, что высокие требования к соблюдению дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел должны быть чётко дифференцированы в зависимости от вида профессиональной служебной деятельности сотрудников.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.12.2016;
  2. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011;
  3. «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2017;
  4. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2015 год: Сборник аналитических и информационных материалов. – М.: ДГСК МВД России, 2016. – 72 с.;
  5. Приказ МВД России от 10.08.2012 № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Электронный ресурс http://docs.cntd.ru/document/499085564;
  6. Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.05.2015
  7. Милиция Челябинской области: страницы истории. Челябинск, 2002. С.171-173; Уголовный розыск Южного Урала. Годы. События. Люди. 1918-2003. Челябинск, 2003. С. 194-195.
  8. Емелин С.М. Организационно-правовые основы работы по укреплению дисциплины среди личного состава органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) // История государства и права. 2015. N 9. С. 15 — 23.