Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 338

 Bezymyannyj-12

Сурнина Надежда Матвеевна

доктор экономических наук, профессор,

заведующая кафедрой статистики, эконометрики, информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Тел. (343)2211700

  E-mail: end_of_the_skype_highlightingdecanae@usue.ru

Шишкина Елена Александровна

кандидат экономических наук,

 доцент кафедры статистики, эконометрики, информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Тел. (343)2211700

  E-mail: end_of_the_skype_highlightingle_gre@mail.ru

Воробьева Татьяна Леонидовна

кандидат экономических наук,

 доцент кафедры статистики, эконометрики, информатики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Тел. (343)2211700

E-mail: end_of_the_skype_highlighting tlvdom@gmail.com

Surnina Nadezhda Matveyevna

doctor of economic sciences, professor,

Head of the Department of Statistics, Econometrics, Informatics

Ural State University of Economics

620144, Russian Federation, Ekaterinburg, ul. March 8 / People’s Will, 62/45

Tel. (343) 2211700

Shishkina Elena Alexandrovna

candidate of economic sciences,

 associate professor of the department of statistics, econometrics, computer science

Ural State University of Economics

620144, Russian Federation, Ekaterinburg, ul. March 8 / People’s Will, 62/45

Tel. (343) 2211700

  E-mail: le_gre@mail.ru

Vorobyeva Tatyana Leonidovna

candidate of economic sciences,

 associate professor of the department of statistics, econometrics, computer science

Ural State University of Economics

620144, Russian Federation, Ekaterinburg, ul. March 8 / People’s Will, 62/45

Tel. (343) 2211700

  E-mail: tlvdom@gmail.com

Экономика детства: проблемы формирования, направления и инструментарий исследования

The Economics of Childhood: Problems of Formation, Directions and Research Tools

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенден­ции современного этапа социально-экономического развития. Обосновывается новая роль детства и семьи в эволюции человечества и развитии социально-экономических отношений. Доказывается возможность изучения детства как самостоятельного объекта экономических исследований. Определено, что с позиции экономики ведущими направлениями исследования детства являются: материальные условия жизни детей, бюджетирование в интересах детей, эффективность инвестиций в раннее развитие детей и др. Отмечается актуальность изучения отдельных вопросов, связанных с экономическими условиями, факторами развития детства, дифференциацией территорий по условиям формирования детства, влиянием инвестиций в развитие детей на уровень доходов во взрослом возрасте и пр. Проанализирована информация о средствах, потраченных на поддержку семей с детьми («детский бюджет») в РФ.

Abstract: The main tendencies of the current stage of social and economic development are considered in the article. The new role of childhood and family in the evolution of mankind and the development of socio-economic relations are justified. The possibility of studying childhood as an independent object of economic research is being proved. It is determined that from the position of the economy the main directions of the study of childhood are: the material living conditions of children, budgeting in the interests of children, the effectiveness of investments in the early development of children, etc. The relevance of studying certain issues related to economic conditions, factors of childhood development, the formation of childhood, the impact of investment in the development of children on the level of income in adulthood, etc. The information on the funds spent on the pod families with children («children’s budget») in the Russian Federation.

Ключевые слова: человеческий капитал, экономика детства, домохозяйства, стратегия, бюджет.

Keywords: human capital, childhood economics, households, strategy, budget.

JEL коды: O15, O20, R28

Введение

Современный этап социально-экономического развития РФ характеризуется изменением парадигмы экономической модели государства. Экономический прогресс реализуемой в РФ за 25 лет преобразований модели связывался исследователями и практиками с поиском драйверов, запускающих процессы саморазвития и обновления социально-экономической системы. Эволюция целей и приоритетов в системе  государственного управления последовательно выводила на первый план то «науку как производительную силу», то  многообразие собственности и конкуренцию, то воспитание активных потребителей как основы рыночной экономики. В осуществляемых ныне стратегических документах больший акцент сделан на инновации, информатизацию, интеллектуальный капитал на основе NBIK-технологий (от нано-, био-, инфо-, когнитивных технологий). На уровне стратегического менеджмента корпораций появляются попытки включения имплицитных (скрытых, неявных) факторов в системы менеджмента под видом корпоративной культуры, духовного менеджмента и т.п.

Проявление новых внесистемных факторов (угроз национальной безопасности, информационных войн, столкновения геоэкономических транснациональных и национальных интересов, выражающегося во введении санкций, выведении капиталов и др.), обостряет необходимость переосмысления  траектории развития экономической модели государства. Исследование реализуемой в стратегических документах системы целевых установок приводит к необходимости смены приоритетов с позиций метанаучных подходов.

Культурно — цивилизационный прорыв предполагает синтез метаэкономики (экономики целей) и проектной экономики развития как способа их реализации.         Основные стратегические ориентиры экономики нового цикла развития России требуют:

— овладения космическим мировоззрением эволюции одухотворенной материи и переоценкой роли Культуры в данном процессе;

—  создания возможностей для творчества и сотворчества;

—  переосмысления значимости детства и семьи в эволюции человечества.

Детство в социально-экономических исследованиях

Детство как социальный институт общества и сами дети как объекты научного анализа стали предметами исследования в социально-гуманитарном знании в середине XIX в. До этого времени существовало немало трудов, рассматривающих детство, но в основном с позиции  преимущественно природных данных, и только позже социокультурных основ. К концу XX – началу XXI века детство стало рассматриваться как системно-целостный объект изучения различных отраслей знания: философии, искусства, социологии  этнографии, антропологии, педагогики, психологии, экономике. Исследование феномена детства как особого социального института приобрело практическую актуальность.

Изучение детства получает широкое распространение в работах современных исследователей, ученые подчеркивают значимость социальных, в т.ч. экономических, политических и информационных факторов для глубоких изменений понимания детства. Детство рассматривается как активно трансформирующаяся основа общества, испытывающий влияние множества факторов и условий.

Понятие детства характеризуется многоаспектными подходами к его определению в разных областях знания. Все большую популярность приобретают социологические теории изучения детства. Особенность этих теорий заключается в том, что детство рассматривается как социальный конструкт, а дети как соучастники социального процесса. Проанализировав вышеназванное, наиболее полным определением детства с точки зрения социально-экономических исследований представляется следующее: социальное явление, определяющее отношение государства, общества к детям посредством адекватной социальной политики государства и ее практической реализации на всех уровнях, отношение социальных институтов (семьи, школы, церкви и т.д.) к детям с целью создания достаточных и необходимых условий для их существования, развития, защиты прав.

В настоящее время можно считать детство одной из ведущих проблем современности, потому что решение каждой из них в той или иной степени зависит от понимания особенностей детства в современном мире. Происходит значительное изменение как самого детства, так и статуса ребенка в обществе. Среди основных векторов трансформации детства выделяют: подвижность границ  детства как возрастного периода, развитие медиапоколения, формирование новых социальных практик в семьях, создание институтов прав ребенка, возрастанием роли детей в экономике.[10, С. 179]

Теории человеческого капитала рассматривают детство как начальный этап формирования человеческого капитала, который  начинается еще до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.[6]

Считается, что созданию новой парадигмы детства способствовал международный проект «Детство как социальный феномен» Европейского Центра социальной политики [3]. В центре проекта оказались социально-экономические, демографические и политические проблемы: детство как социально-демографическая группа, его место в социальной структуре и структуре населения; положение детства в системе взаимоотношений между поколениями; социография детства (данные демографической статистики о динамике детского населения); положение детей в семье; формы деятельности детей — их трудовая занятость, школьные занятия, досуг как «запланированная спонтанность» и т.д.

Новые исследовательские вопросы вызвали к жизни и новую теоретическую рефлексию о детстве. В таблице 1 систематизированы основные направления социально-экономических исследований детства.

Табл. 1:  Категория «детство» в современных социально-экономических исследованиях

Screenshot_2

Анализ социально-экономических исследований посвященных детству позволяет сделать следующие выводы:

  • в большинстве современных исследований детство рассматривается как объект экономических отношений;
  • детство рассматривается как этап накопления человеческого капитала;
  • расходы на социальное обеспечение, обучение детей рассматриваются как инвестиции;
  • утверждается зависимость между инвестициями в раннее развитие и уровнем образования, дохода взрослых.

Таким образом, в современное время отмечается актуальность изучения отдельных вопросов, связанных с экономическими условиями, факторами развития детства, дифференциацией территорий по условиям формирования детства, влиянием инвестиций в развитие детей на уровень доходов во взрослом возрасте, осознание своеобразного направления будущих исследований социально-экономической системы — «Экономики детства».

До настоящего времени число серьезных экономических исследований по проблемам детства в РФ незначительно. [11] На рисунке 1 представлены основные вопросы, связанные с исследованием экономических особенностей развития детства.

Рис. 1: Направления исследований категории  «детство» с точки зрения экономики

Screenshot_3

Иcточник:  Составлено авторами

Таким образом, исследование экономических условий развития детства охватывает широкий круг вопросов, при этой особый интерес представляет изучение данных вопросов как в границах одной территории, так и проведение региональных, страновых сравнений, выявление особенностей каждой территории.  

Современное положение детства в РФ

Анализ положения детства в РФ показывает, что детство в современной России рассматривается двойственно. Как особый социальный институт оно характеризуется переходным состоянием, уходящим от представлений о ценности детства в традиционном обществе к пониманию детства как основы социального капитала современного общества и человека. Дети по ряду показателей (здоровье, образование, достаток, межличностные коммуникации) являются особой группой риска в совокупном населении страны.

Рис. 2: Численность населения РФ моложе трудоспособного возраста, тыс. чел.

Screenshot_4

Источник: http://www.gks.ru/

По данным официальной статистики, за последнее десятилетие в России существенно сократилось общее число детей, в 2016 их численность составила 26,4 млн чел. — это на 10 млн чел. меньше, чем во время распада СССР и становления РФ.

Рис. 3: Доля лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения РФ, %

Screenshot_5

Источник: http://www.gks.ru/

В 2016 г. доля детей (лиц моложе трудоспособного возраста) составила 18,0 % от общей численности населения РФ.  В целом за последнее десятилетие численность детей в стране возросла на 2,689 млн. чел.  или 11,4 %. В 2006-2016 гг. численность детей изменялась неравномерно, так с 2007 по 2010 г. отмечается сокращение числа детей относительно предыдущего периода, с 2011 г. происходит постепенное увеличение. В среднем за рассматриваемый период ежегодно численность детей увеличивается на 298,8 тыс. чел. или 1,2 %.  С 2009 г. удельный вес детей в общей численности населения РФ постепенно увеличивается, но все еще меньше чем в 20 лет назад (1989 г. – 24,5 %).

Рис. 4: Прогноз доли лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения РФ (на начало года), %

Screenshot_6

Источник по: http://www.gks.ru/

Согласно прогнозу, доля лиц моложе трудоспособного возраста в ближайшие 15 лет сократится.  С 2016 по 2023 гг. численность детей будет увеличиваться, а с 2024 г. ожидается ее сокращение, при незначительном сокращении рождаемости.

Сложным остается финансовое положение семей с детьми. В 2013 гг. доля детей в возрасте до 16 (18) лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 18,2 %. В самом уязвимом положении с точки зрения бедности находятся дети в возрасте 1-2 лет и дети из многодетных семей. Отмечается, рост стоимости ребенка в бюджете семьи.

Рис. 5: Дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет, руб.

 

Screenshot_7

Источник: http://www.gks.ru/

Ежегодно увеличивается  дефицит доходов домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 лет. Наибольшее увеличение дефицита отмечается у семей с двумя детьми, что вероятно обусловлено наличием социальных пособий для многодетных семей (с 3 и более детьми) и  незначительными расходами на одного ребенка в структуре бюджета домохозяйства.

Рис. 6: Распределение домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 (18) лет, по степени удовлетворенности своим финансовым положением (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств), %

Screenshot_8

 

Источник: http://www.gks.ru/

В 2011-2015 гг. распределение домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 (18) лет, по степени удовлетворенности своим финансовым положением (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) показывает, что основными финансовыми затруднениями является покупка товаров длительного пользования (более 44 % опрошенных), у трети семей не хватает денег на покупку автомобиля. Наименьшие сложности вызывает показатель достаточности денег на еду.

Таким образом, требуется совершенствование государственной поддержки детства: детство является стратегическим ресурсом государства, а его поддержка возможна — инвестициями в институт семьи и детства, культуру и образование, здравоохранение и спорт.

Практической реализацией многих теоретических подходов в решении вопросов детства, по мнению разработчиков,  является «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» [1] В соответствии с документом должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Реализовать эту задачу возможно только при соответствующей бюджетной политике. Для бюджетной политики дети – один из важных ее объектов. Система государственных финансов должна быть направлена на поддержку семьи, рождаемости, развитие подрастающего поколения. В целях содействия семьям с детьми применяется комплекс методов, включая бесплатность и доступность образования, охрану здоровья матери и ребенка, жилищные и транспортные льготы, выплаты пособий и компенсаций.

С 2013 года в федеральном бюджете отдельно формируется информация о средствах, потраченных на поддержку семей с детьми («детский бюджет»). «Детский бюджет» много лет предлагалось составлять экспертами ООН в программах по внедрении технологии гендерного бюджетирования.

Табл. 2: Расходы на поддержку семей с детьми  в федеральном бюджета («Детский бюджет»), трлн. руб.

Screenshot_9

«Детский бюджет», позволяет оценить, сколько денег вложено, и какова их отдача. В 2016 году 480 миллиардов рублей будет выделено на материнский капитал, на программу субсидий при рождении третьего ребенка, которая действует в регионах с плохой демографической ситуацией, на детей-сирот и на программу обеспечения жильем молодых семей.

 «Детский бюджет» даёт ясное представление о том, сколько федеральных средств тратится на поддержку детства, и позволяет оценить, какова отдача от этих вложений. Он представляет собой один из вариантов программно-целевого бюджета, который группирует затраты государства на детей по всем направлениям: на выплаты, льготы и услуги.

Инструментом решения многих обозначенных и других социальных задач являются регионы, на которые возложена реализация федеральных установок с учетом специфики проблем, характерных для каждого из них. Поэтому в настоящее время представляется целесообразным составление наряду с федеральным бюджетом «региональный детский бюджет». Анализ бюджетов всех уровней через призму нужд семьи и ребёнка представляет более полную картину необходимых расходов, позволит чётко расставлять бюджетные приоритеты в пользу детской политики.

Заключение

Таким образом, в настоящее время приоритеты прошлого этапа развития должны смениться адекватными новому времени: развитие нового экономического цикла ставит в центр приоритетов детство и семью. Гармонизация и одухотворение экономики возможно через осознание значимости детства,  которое в конкурентной экономике уже стало объектом экономических интересов и  финансовых стратегий. Отмечается повышение внимания к вопросам детства, экономическим условия его развития, что нашло отражение в теоретических и прикладных исследованиях. Детство рассматривается не только работах психологов, социологов, культурологов, демографов, но и все чаще в работах экономистов. Проведенный анализ позволяет рассматривать детство как самостоятельный объект экономических исследований. Основными направлениями исследования детства с позиции экономики являются: материальные условия жизни детей, бюджетирование в интересах детей, эффективность инвестиций в раннее развитие детей и др. Систематизация бюджетных расходов на поддержку детства показывает затраты федеральных средств на поддержку детства, и дает возможность оценить, какова отдача от этих вложений. В связи с тем, что многие полномочия по защите детства переданы на региональный уровень, перспективным направлением исследований экономики детства становится формирование регионального детского бюджета, проведение региональных сравнений дифференциации условий развития детства, факторов влияющих на эффективность инвестиций в детство в региональном аспекте, анализ ассигнований по отраслям и программам по всем источникам (бюджет города, субвенции из федерального бюджета, поступления из фондов обязательного страхования) на разных уровнях управления.

  Литература:

  1. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761.
  2. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М. : Ин- ститут экспериментальной социологии ;СПб. : Алетейя, 2007. — 288 с. — (Серия «Gallicinium»).
  3. Кон И.С. Детство как социальный феномен / Журнал исследований социальной политики. Т. 2. № 2. С. 151–174 https://www.hse.ru/data/2013/11/18/1333908713/Kon_2004_2_JSPS.pdf
  4. Майорова-Щеглова С.Н. Квазидетство и квазиродительство: социологический анализ проявлений в современной России и прогноз // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. ISBN 978–5–904804–06–0
  5. Митрофанова С.Ю. Социальный статус детства: жизненно-стилевой подход. Автореф. дис. … канд. соц. наук. Саратов, 2004.
  6. Носкова К.А. Формирование, накопление и развитие человеческого капитала // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3033 (дата обращения: 12.11.2015).
  7. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Информационно-аналитический раздел. http://info.minfin.ru/fbdohod.php
  8. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.spbdeti.org/id550/printversion
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gks.ru/ – Загл. с экрана.
  10. Щеглова С.Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей// Журнал исследований социальной политики. 2004. – Т.2. — №2. – С. 175-183.
  11. Экономика и детство// Е. Сабуров/  Интелрос » Неприкосновенный запас » №2, 2008
  12. Anna Aizer Flávio Cunha «The production of human capital: endowments, investments and fertility». September 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://www. nber. org/papers/w —  Загл. с экрана.
  13. John P. Papay Richard J. Murnane John B. Willett «How performance information affects human-capital investment decisions: the impact of test-score labels on educational outcomes». June 2011  [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://www. nber. org/papers/w – Загл. с экрана.
  14. Heckman J. The common structure of statistical models of truncation, sample selection and limited dependent variables and a simple estimator for such models. The Annals of Economic and Social Measurement, 5 (4), 475–492. October 1976. Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nber.org/chapters/cpdf
  15. Heckman J. Sample selection bias as a specification error with an application to the estimation of labor supply functions. Econometrica. 47, No. 1 (Jan., 1979), pp. 153-161.
  16. Heckman J. Dummy endogenous variables in a simultaneous equation system. Econometrica, 46 (4), 931–959.
  17. Официальный сайт Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей http://мониторингнсид.рф