http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2016

УДК 330.161+ 330.162

bezymyannyj-12

Матвеева Алла Ивановна,

доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры философии,

Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург,

Член общественного совета ГУВД МВД России по Свердловской области

Matveeva А.I.    matveevaa2011@yandex.ru

ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА КОРРУПЦИЮ КАК СЕКТОР ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

ECONOMICAL AND PHILOSOPHICAL VIEW OF CORRUPTION AS SECTOR OF THE SHADOW ECONOMY OF RUSSIA

Аннотация

Статья посвящена актуальному в современной экономической ситуации вопросу, о коррупции как сектору теневой экономики, в котором вращаются колоссальные суммы не облагаемых налогами денег, но, самое главное формируется особая субкультура.  Предметом анализа выступает коррупция. Автор   ставит целью провести экономико-философский анализ социально безответственного поведения субъектов институционального нормотворчества. Результатом такой институциональной нормотворческой практики стали рост коррупции и расширение теневой экономики, распространение бытового насилия и терроризма. Очень важным аспектом такой институциональной либерализации является правовой нигилизм, когда законы не являются ценностью де-факто, не воспринимаются субъектами деятельности как ценность и поэтому не соблюдаются определенной частью населения. Результаты работы заключаются в том, что автор предложил некоторых аспекты противодействия коррупционным тенденциям. Результаты исследования могут быть применены в сфере экономических. Правовых и социально-философских анализов   общества.

Summary

Article is devoted to an urgent question in a modern economic situation, about corruption as to sector of a shadow economy in which the enormous amounts of the money which isn’t assessed by taxes rotate, but, the most important is created special subculture. Corruption acts as a subject of the analysis. The author sets as the purpose to carry out the economical and philosophical analysis of socially irresponsible behavior of subjects of institutional rule-making. Growth of corruption and expansion of a shadow economy, distribution of domestic violence and terrorism became result of such institutional rule-making practice. Very important aspect of such institutional liberalization is the legal nihilism when laws aren’t value de facto, aren’t perceived by subjects of activities as value and therefore aren’t observed by a certain part of the population. Results of work are that the author offered some aspects of counteraction to corruption tendencies. Results of a research can be applied in the sphere of economic. Legal and social and philosophical analyses of society.

Ключевые слова: коррупция, социальное партнерство, общество, социальный институт, государственное управление, общечеловеческие ценности, противодействие,  МВД.

Keywords:   Keywords: corruption, social partnership, society, social institute, public administration, universal values, counteraction, Ministry of Internal Affairs.

Подобно утопии, современные институциональные установки становятся для большинства людей символом веры, а не осознанным и просчитанным мотивом их поведения [1, 16]. В современных условиях самостоятельность и грамотность субъектов деятельности все чаще подменяется манипулированием и зомбированием их сознания. Например, едва ли не универсальными стали следующие тезисы: коррупция – это вред, но если она существует, значит не такое и это – зло; рынок и конкуренция – спасут общество от социальной несправедливости; НТП может «убрать» любые экономические противоречия (например, разрыв между бедными и богатыми), хотя такой технологический детерминизм давно показал свои ограниченные возможности. Но такие утверждения свидетельствуют не о реальном, а скорее об экзистенциальном восприятии всей системы социальных отношений в обществе. События последних месяцев дают основания полагать, что коррупционные преступления вошли в тройку самых опасных угроз нашего времени, наряду с терроризмом, наркоторговлей. Сегодня она представляет огромный сектор теневой экономики, в котором вращаются колоссальные суммы не облагаемых налогами денег, но, самое главное формируется особая субкультура, основанная на пренебрежении к основной заповеди «не укради». И именно эта субкультура как короста, разъедает не только сознание значительной части представителей государственной власти, она является мощным раздражающим фактором для граждан России, формируя протестные настроения и экстремистские проявления.  Зависть и цинизм, стремление к роскоши, подражательство богатым, культивируемая алчность делают свое дело. В связи с этим пронзительно звучат слова: «Искареженный менталитет русского человека … замусорен и поврежден – стыдно сказать – «идеалами» общества потребления, «общечеловеческими ценностями», парламентским жаргоном и неестественными ужимками «звезд голубого экрана»! Опошлено и изгажено все, что можно. Высокие духовные состояния стали жертвой бездарной имитации бессовестных притворщиков, скрывающих за наигранной экзальтацией пустоту души и скудость ума. Дерзкое пустозвонство притворяется мудростью, похоть – любовью, трусость – кротостью и смирением. Показное нестяжательство скрывает бездну сребролюбия, покаяние превращается в ширму для лицемерия и беспринципности» [2,  55]. Конечно, в такой ситуации ни о каком эффективном социальном партнерстве речи быть не может. И даже его крайне ограничительный вариант в виде государственно-частного партнерства, при котором наемные работники фактически оказываются «вымытыми» из системы социального взаимодействия, при котором этатизм постоянно проявляет себя через коррумпированность государственных чиновников и лоббирование частных интересов, никакого сколько-нибудь значимого позитивного эффекта дать не может по определению. За последние годы в правоохранительной и экономической  сферах сделано много. Приняты новые нормативные акты, сформированы как государственные, так и общественные институты по противодействию этому злу. В каждом регионе работают антикоррупционные комитеты  и комиссии, активизировалась деятельность работа правоохранительных, следственных органов и прокуратуры. В декабре 2008 года принят Федеральный закон противодействия коррупции. В нем сформулированы основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [ 4].

В нашем государстве существуют антикоррупционные нормы, которые устанавливаются на официальном уровне в Уголовном кодексе РФ:

  • Статья № 285 – злоупотребление должностными полномочиями.
  • Статья № 286 – превышение должностных полномочий.
  • Статья № 290 – получение взяток.
  • Статья № 292 – служебный подлог [5].

Помимо этого, на уровне Постановлений правительства введены различные ограничения для должностных лиц от подачи деклараций до запрета на получение подарков и подношений на сумму свыше 3000 р. Активно работает комиссия по проверке заявленных сведений, систематически выявляются и отстраняются от должности по утрате доверия, чиновники скрывшие наличие недвижимости.

Вроде бы все делается. И тем не менее, каждый день мы сталкиваемся с новыми разоблачения, не только в среднем звене, но и высшем эшелоне власти. Разоблачения и аресты чиновников высшего ранга стали нормой. С одной стороны, это свидетельство торжества права – у нас нет неприкасаемых, с другой иллюстрация размаха этого явления. С экомическо-философской точки зрения  навязывание   социальным субъектам таких модернизированных «на ходу» институциональных новаций не способствует укреплению системы социального партнерства и является проявлением социально безответственного поведения субъектов институционального нормотворчества. Результатом такой институциональной нормотворческой практики стали рост коррупции и расширение теневой экономики, распространение бытового насилия и терроризма. Очень важным аспектом такой институциональной либерализации является правовой нигилизм, когда законы не являются ценностью де-факто, не воспринимаются субъектами деятельности как ценность и поэтому не соблюдаются определенной частью населения [3, 7]. Также очень важным аспектом фиаско либеральных институциональных установок в нашем обществе является нарастание абстрактного (отвлеченного, умозрительного) характера таких социальных институций. При этом характерно, что и само понятие социальной ответственности законодательством до сих пор даже не прописано.

Примечательным является и то, что создается впечатление появления нового вида пресмыкающихся, которые лишены чувства самосохранения, не способны к элементарному анализу своих действий и поступков.   Коррозия стяжательства проникла и в правоохранительную и судебную систему. А это серьезнее… И это самый опасный процесс. Не случайно Президент России в своем послании прямо говорил о практике заказных дел, которые уничтожают бизнес. Базис нашей страны. Сегодня необходимо создать условия, когда Закон будет работать как электрическая розетка – кто бы пальцы не сунул получит удар током. Прокурор, следователь, чиновник или депутат. Но для этого необходимо создать атмосферу тотального общественного контроля.  И контроля реального.

Многим сторонникам этой версии кажется, что достаточно разработать «правила игры» для соперников, установить порядки и принять законы, как соперничество станет автоматически совершенным, т.е. адекватным установленным правилам и порядкам. Это наивное представление, поскольку конкуренты могут прекрасно знать имеющиеся правила, но при этом не соблюдать их. Это же касается и самого государства, от имени которого «правила игры» могут устанавливать как нравственные, так и безнравственные чиновники. Коррупция, политическая рента, рэкет и многие другие проявления безнравственного поведения таких чиновников у всех на слуху. И, по большому счету, уже не важно, что современное государство – «это не исполнительный комитет буржуазии, скорее это исполнительный комитет техноструктуры» [1, 223]. Современные менеджеры, как показывают скандалы, связанные с деятельностью ряда крупных корпораций, могут точно также быть аморальными субъектами, как и государственные чиновники. Сегодня появились новая порода коррупционера спринтера. Только сел в кресло сразу надо что-то украсть. Только закончился суд над Евгенией Васильевой, как ее преемник тут же влез в те же навозные кучи и получил срок. Наверное, думал, пока разберутся, успею обеспечить себе капитал…

По заявлению Генерального прокурора России Ю.Я Чайки- Общий ущерб от коррупционных преступлений в этом году достиг почти 44 млрд рублей или 10% от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по стране [6] .

«Размер материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, в этом году составил 43,8 млрд рублей. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупции составляет примерно 10% от общей суммы ущерба от всех видов преступлений в целом по России»[7].

Касаясь мер по компенсации нанесенного вреда от коррупционных преступлений, глава Генпрокуратуры сообщил, что за последние полтора года только добровольно погашен ущерб на 6,8 млрд. рублей.

«Изъято имущества денег и ценностей на сумму почти в 10 млрд. рублей, арестовано имущества на 34,6 млрд. рублей»,  – отметил Чайка.

По его данным, по рассмотренным судами уголовным делам коррупционной направленности за последние полтора года удовлетворено гражданских исков (со стороны прокуроров и потерпевших) на общую сумму более 11 млрд. рублей [8].

Очевидно, что столь последовательная борьба затронула не только слой государственных чиновников. Все чаще в сводках происшествий аресты и задержания сотрудников правоохранительных органов. И это особенно печально, так как именно эти структуры стоят на страже законных прав и интересов граждан. Более того коррупция стала разъедать святая святых – органы собственной безопасности МВД. Только за предыдущие недели было арестовано несколько высокопоставленных офицеров УСБ МВД.

Конечно то, что делается, имеет свой результат. Но причины в ином –деформации мировоззренческих установок молодежи. Создание зон тотального обогащения, в которые могли бы превратиться сами правоохранительные структуры.  Беседуя с молодыми сотрудниками все чаще на вопрос «где бы вы хотели служить?», следует ответ «В службе экономической безопасности». И не важно, что нет экономического или финансового образования. Важно войти туда, где можно получить некие преференции. Молодежь не интересует работа на земле. Н6е интересует даже уголовный розыск. Главное попасть туда, где деньги… Даже сам ответ дает основание полагать, что молодой человек ошибся дверью. Но беда еще и в том, что часто сама служба в полиции рассматривается как хлебное место. Конечно, можно было бы это отнести к романтизации профессии, но увы… К 3-4 курсу слушатель высшего учебного заведения МВД напрочь лишается иллюзий.

В подготовке кадров нарушен естественный баланс. И причина этому право поступать учебные заведения МСВД со школьной скамьи. И самое печальное то, что многие юноши, таким образом скрываются от службы в Армии. Подобный конформизм просто недопустим. А по сути, учебные заведения МВД превратились в и инкубаторы блатных. И ждать часто ничего позитивного не приходится. Более того, последние разоблачения в ряде таких ВУЗов показали, что именно прием слушателей стал очень доходным бизнесом. Коррупция, которая начинается с первых шагов, неминуемо проявляется на иных этапах службы.

Суммируя изложенное, необходимо остановится на некоторых аспектах противодействия этим тенденциям:

  1. Активизация деятельности правоохранительных органов, повышение их профессионализма. Жесткий контроль и прокурорский надзор за работой органов. Не только на стадии расследования, но и на стадии разработок. Необходимо восстановить в полном объеме систему прокурорского надзора. И строго наказывать, если должностное лицо уличено в исполнении чьего-то заказа.
  2. Тщательная проверка всех лиц, назначаемых на государственные должности, прозрачность движения средств (доходы – расходы). При этом это же должно касаться из родственников. Это не бизнес, это государственное управление. Объясни происхождение особняка, машин, вилл, обучение детей за рубежом. Суммарный доход за 10 лет и балансовая стоимость имущества, в том числе и детей. Тотальный контроль со стороны Росфинмониторинга за счетами всех членов семьи, в том числе и несовершеннолетних «миллионеров».
  3. Возможно, выскажу спорное суждение, но с учетом остроты я бы взятки в сфере обороны, и государственного управления (от уровня губернатора) я бы квалифицировал не как корыстные преступления, а как «государственную измену». Аналогично преступления следователей, прокуроров и судей. Согласитесь, спорно, но эффективно.
  4. Создание комитета контроля (аналогичного КПК). В принципе такая структура есть в Администрации президента, но важен более мощный орган, с большими досудебными полномочиями.
  5. Восстановление института конфискации.

 Литература:

  1. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  2. Иоанн, митрополит. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб. 1995.
  3. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: философско-антропологический аспект: Автореф. дис. … канд-та философских наук. Екатеринбург. 2009. – 29 с.
  4. См. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции». Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции. URL:   http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_82959/9c25ae5432dd35c13bb140322c13ccc304cc10cf/
  5. См. РОСТЕХНАДЗОР. 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией. URL:   http://sib-nrs.gosnadzor.ru/news/65/228/
  6. См. Юрий Чайка: 10% осужденных за коррупцию — сотрудники правоохранительных органов.URL:   http://www.kommersant.ru/ doc/ 3164473
  7. См. Ущерб от коррупции в РФ в 2016 году оценили в 44 млрд рублей. URL: http://www.interfax.ru/russia/540410
  8. См. Каков ущерб от коррупции в России? URL: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kakov-ushcherb-ot-korruptsii-v-rossii