Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 332.1; 339.138

 Безымянный 12

Руднева Лариса Николаевна

доктор экономических наук, профессор,

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

Руденок Ольга Владимировна

кандидат экономических наук, доцент,

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

Мещерякова Юлия Анатольевна

аспирант

Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень,

 Rudneva L. N. ln.rudneva@mail.ru

Rudenok O. V. rudenook@mail.ru

Mescheryakova Yu. A. yulya_m2002@mail.ru

 Инфраструктура региона как территориальный продукт

 Infrastructure in the region as a territorial product

 Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения инфраструктуры региона с позиции маркетинга. Определены основные задачи и принципы реализации маркетинга инфраструктуры. Представлено содержание инфраструктуры региона как территориального продукта, определены целевые группы потребителей. Представлена мультиатрибутивная модель потребительных свойств инфраструктуру региона и выявлены основные особенности создания, функционирования и развития инфраструктуры региона. Рассмотрены вопросы необходимости формирования конкурентных преимуществ инфраструктуры региона как фактора повышения эффективности ее функционирования и развития.

S u m m a r y. The article deals with the theoretical aspects of the study of the region’s infrastructure to marketing positions. The main objectives and principles for the implementation of marketing infrastructure. Submitted content infrastructure of the region as a territorial product, defined target groups of consumers. Presented multiatributivnaya consumer properties model infrastructure of the region and identified the main features of the establishment, operation and infrastructure development in the region. The questions of necessity of formation of competitive advantages of the region’s infrastructure as a factor in increasing the efficiency of its functioning and development.

Ключевые слова: инфраструктура, маркетинг инфраструктуры, потребительские качества инфраструктуры, регион, территориальный продукт, целевые группы потребителей

Keywords: infrastructure, marketing of the infrastructure, consumer quality of the infrastructure, region, territorial product, target groups of consumers

  Определяющей тенденцией развития регионального сообщества на современном этапе является обеспечение эффективно функционирующего инфраструктурного комплекса, без которого невозможно функционирование отраслей общественного производства, полноценное экономическое и социальное жизнеобеспечение региона. Инфраструктура является одним из самых капиталоемких и инерционных секторов региональной экономики, и поэтому проблемы инфраструктурного обеспечения постоянно находятся в центре внимания руководства не только регионов, но и страны в целом [6].

  Основным инструментом создания и модернизации инфраструктуры регионов в условиях недостатка бюджетного финансирования являются территориальные программы развития, дающие общую платформу для сотрудничества целевых групп потребителей — органов регионального управления, экономического сообщества региона, населения данной территории, внешних и внутренних инвесторов, различных групп людей, приезжающих в регион. Каждый регион для эффективного функционирования и обеспечения дальнейшего развития своего инфраструктурного комплекса в рамках территориальных программ использует различные методы, позволяющие получать дополнительные государственные дотации, внешние и внутренние инвестиции, привлекать к использованию инфраструктурных объектов различных потребителей [3, 4].

  Одним из эффективных направлений привлечения капитальных вложений в развитие инфраструктуры является использование механизмов и инструментов регионального маркетинга.  По мнению Арженовского И.В., маркетинг инфраструктуры является «важнейшим элементом маркетинга региона, поскольку само наличие развитой инфраструктуры не гарантирует ему экономического роста, но её отсутствие или плохое состояние делают развитие региона невозможным» [2]. Волков С.К. отмечает, что «в современных условиях маркетинг инфраструктуры рассматривается как основная стратегия развития в рамках реализации концепции маркетинга территорий и предполагает не позиционирование территории на основе инфраструктурных преимуществ, а качественные структурные изменения в регионе» [1]. Харькова О.М. [7] рассматривает маркетинг в качестве приоритетного подхода для решения  проблем в инфраструктурной сфере региона.

  Основной целью маркетинга инфраструктуры является повышение привлекательности инфраструктурного комплекса и привлечение инвестиций в ее развитие для максимального удовлетворения потребностей региона в инфраструктурных объектах [4]. Для достижения поставленной цели маркетинг инфраструктуры в рамках региона призван решить ряд задач, реализация которых основана на определенных принципах (рисунок 1).

bezymyannyj

Рисунок 1. Задачи и принципы реализации маркетинга инфраструктуры

  Одной из исходных и определяющих функций маркетинга является создание конкурентных преимуществ инфраструктуры как территориального продукта в соответствии с потребностями целевых групп потребителей посредством выявления, формирования и рационального использования потребительских качеств инфраструктуры [5].

  С позиции маркетинга, на наш взгляд, в понятие инфраструктуры региона как территориального продукта вкладывается совокупность инфраструктурных объектов различного функционально-целевого назначения, а также комплекс услуг по их сопровождению, способных удовлетворять нужды и потребности целевых групп потребителей в условиях осуществления процесса общественного воспроизводства, для создания и обеспечения которых она предназначена.

  Основными целевыми группами потребителей инфраструктуры региона являются реальные и потенциальные жители региона, существующие и возможные инвесторы, имеющийся и желаемый бизнес, туристы, деловые посетители, имеющие различные потребности, которые определяют главную цель их взаимодействия с инфраструктурой территории. Так, население региона испытывает потребности в обеспечении комфортного проживания на данной территории, в сохранении и развитии личности, в социальной защищенности и безопасности жизнедеятельности, в возможности передвижения, информированности и др. В свою очередь бизнес региона и инвесторы нуждаются в условиях, необходимых для осуществления процесса производства и сбыта производимых товаров и услуг, в условиях осуществления транспортно-экономических связей и передачи информации, в обеспечении безопасности ведения деятельности на данной территории.

  Под потребительскими качествами инфраструктуры следует понимать свойства, которые определяются ее назначением и выполняемыми ею функциями, отвечают физическим (технологическим), функциональным, экономическим, социальным требованиям и потребностям целевых групп потребителей и необходимы для создания и обеспечения условий осуществления процесса общественного воспроизводства в регионе.

Следовательно, опираясь на положения традиционной теории маркетинга, инфраструктуру региона как территориальный продукт следует рассматривать виде мультиатрибутивной модели потребительных свойств: «товар по замыслу», «товар в реальном исполнении» и «товар с подкреплением» (рисунок 2).

bezymyannyj
Рисунок 2. Инфраструктура региона как территориальный продукт

  Сущность инфраструктуры региона как территориального продукта («товар по замыслу») выражается через нужды и потребности целевых групп потребителей в условиях, необходимых для осуществления процесса общественного воспроизводства, для создания и обеспечения которых она предназначена. Инфраструктура региона как собственно территориальный продукт («товар в реальном исполнении») представляет собой совокупность инфраструктурных объектов (готовые инфраструктурные объекты, сооружения, инженерно-технические системы) обладающих потребительскими качествами и способных в той или иной степени удовлетворять разнообразные потребности региона в условиях, необходимых для осуществления процесса общественного воспроизводства. В понятие инфраструктуры как территориального продукта дополнительной выгоды («товар с подкреплением») вкладывается комплекс услуг по сопровождению инфраструктурных объектов на протяжение всего их жизненного цикла.

  В тоже время инфраструктура региона как территориальный продукт обладает рядом специфических особенностей, как создания, так функционирования и продвижения (рисунок 3).

bezymyannyj

Рисунок 3. Особенности создания, функционирования и развития инфраструктуры региона

  Важно отметить, что практически ни одна из особенностей инфраструктуры региона не создает преимуществ для эффективного ее функционирования по сравнению с другими сферами регионального пространства, а лишь делает проблемы ее развития многоаспектными и более сложными. Поэтому решающим фактором развития инфраструктуры региона как территориального продукта является наличие у нее конкурентных преимуществ.

  Конкурентные преимущества инфраструктуры региона, составляющие основу ее конкурентоспособности, по существу и определяют уровень развития всего регионального инфраструктурного комплекса. Не обладая конкурентными преимуществами, инфраструктура региона не сможет развиваться, получать дополнительные государственные дотации, привлекать внешние и внутренние инвестиции, задействовать к использованию различных потребителей. Для достижения устойчивого конкурентного преимущества инфраструктура региона должна быть ориентированной как на конечного потребителя, так и на конкурентов. Региональные власти, выявляя нужды и потребности целевых групп потребителей и оценивая потенциальные возможности конкурентов должны адекватно реагировать на изменения, модернизировать имеющиеся преимущества и создавать новые. Для этого необходимо постоянно:

— определять направления развития привлекательности инфраструктурных компонент для их потребителей,

— оценивать ресурсы развития отдельных компонент инфраструктуры региона и сравнить их с ресурсами регионов-конкурентов;

— оценивать препятствия развития конкурентных преимуществ инфраструктуры региона и соотносить их с имеющимися ресурсами.

  В заключение  стоит отметить, что в большинстве российских регионов имеются необходимые предпосылки для формирования конкурентных преимуществ региональной инфраструктуры. Для того, чтобы эти предпосылки могли реализоваться в значимый фактор регионального социально-экономического развития, необходима разработка специальной целенаправленной стратегии ее развития. Основанием для разработки такой стратегии является комплексная всесторонняя оценка конкурентных преимуществ инфраструктуры региона.

Литература

1. Волков С.К. Маркетинг инфраструктуры как необходимое условие эффективного развития территорий в современной России // «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение». — №3 (39). – 2014. – С. 6-12

2. Маркетинг регионов: учеб. пособие для студентов вузов / И.В. Арженовский. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013.

3. Мещерякова Ю.А., Руднева Л.Н. Теоретические подходы к определению маркетинга территорий // Актуальные проблемы науки Материалы I Всероссийской (заочной) научно-практической конференции под общей редакцией А.И. Вострецова. — 2014. — С. 18-22.

4. Руднева Л.Н., Руденок О.В., Мещерякова Ю.А. Маркетинг инфраструктуры как составляющая маркетинга региона // Московский экономический журнал. — № 3/2015. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://qje.su/regionalnaya-ekonomika-i-razvitie/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2016-21/

5. Руднева Л.Н., Руденок О.В., Мещерякова Ю.А. Роль территориального маркетинга в развитии инфраструктуры региона// Современные тренды российской экономики: вызовы времени – 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2016.- С.144-148

6. Симарова И. С., Туманова А.Ю., Руденок О. В. Современные социально-экономические процессы в оценках региональных ученых// Известия высших учебных заведений: Социология. Экономика. Политика. — № 1(48)/январь-март. 2016. — С. 44-48.

7. Харькова О.М. Особенности маркетинга транспортной инфраструктуры в регионе// Экономика и управление. – 8 (57). – 2009. – С. 198-204.