http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2016

УДК: 349.22

Безымянный 12                                                                        

Специфический вид коррупционного правонарушения в бюджетных образовательных учреждениях

Гореликов Сергей Юрьевич

аспирант кафедры трудового права

Академии Труда и Социальных Отношений

  Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Аннотация. В данной статье поднимается проблема такого специфического для Государственных Бюджетных Образовательных Учреждений (ГБОУ) вида коррупции как содержание в штатном расписании «лишних» сотрудников. К сожалению, законодатель такой вид коррупционного правонарушения не выделил. Однако сегодня, в эпоху экономического кризиса, усугубляемого множеством, принятых Западом в отношении России, санкций, когда правительство, путем оптимизации функционирования бюджетных учреждений пытается не допустить сокращения и снижения качества предоставляемых бесплатно услуг, в том числе и образовательных, эта проблема приобретает особую актуальность. В результате оптимизации в сфере образования многие ГБОУ стали образовательными комплексами (школа + детский сад). Автор анализирует, размещенные на официальных сайтах трех Государственных Бюджетных Образовательных Учреждений — образовательных комплексов Южного Административного Округа (ЮАО) города Москвы штатные расписания Дошкольных Образовательных Учреждений (ДОУ), входящих в эти комплексы в качестве структурных подразделений Дошкольного Образования (ДО). Такой анализ позволяет выявить ГБОУ, в которых имеются лишние штатные единицы. По мнению автора, назрела необходимость широко подключать рядовых педагогов (ведь, в результате, если фонд заработной платы расходуется на содержание бесполезных сотрудников, именно они недополучают премии и надбавки) к борьбе с наличием в ГБОУ сотрудников функционирование которых не оказывает никакого положительного влияния на количество и качество предоставляемых учебным заведением услуг.

Ключевые слова: коррупция, образовательное учреждение, педагог, штатная единица, штатное расписание.  

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» [1] не выделены значительное количество видов правонарушений коррупционного характера в сфере образования. В частности, включение в штатное расписание Государственных Бюджетных Образовательных Учреждений (ГБОУ) ненужных для оказания образовательных услуг сотрудников или избыточное их количество. Штатное расписание, по правовому статусу, документ относится к локальным нормативным актам, принятие которых в компетенции самого образовательного учреждения [2]. А так как штатное расписание локальный нормативный акт, создаваемый работодателем (директором ГБОУ), его не обязательно согласовывать с общественными организациями (в частности, с профсоюзом) [7,3]. Не существует законодательной нормы, обязывающей работодателя информировать учредителя об изменении штатного расписания, даже в случае введения новых ставок за счет бюджетных субсидий. И, кроме того, на федеральном уровне не определен норматив на основе которого рассчитываются штатные единицы образовательных учреждений. Все это облегчает коррумпированным руководителям ГБОУ вводить в штат излишние должности.

Ведь, хотя фонд оплаты труда (ФОТ) руководителя особо оговорён в законодательстве [4,5] и зависит от фонда оплаты труда работников учреждения, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, перечень должностей этих работников не является в законодательстве исчерпывающим. Возможны, как минимум, три варианта определения «работники, непосредственно осуществляющие образовательный процесс»: 1. Основной персонал. 2. Педагогические работники. 3. Работники образования (педагогические работники, помощники воспитателя, младшие воспитатели). И, соответственно, в зависимости от выбранного варианта этого определения, будет производиться расчёт ФОТ руководителя.

А по поводу выбора «удобного» варианта и необходимости увеличения перечня должностей в него входящих руководитель ГБОУ всегда может сослаться на Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[6],  а также на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»[7]. Например, заявить, что помощники воспитателя, младшие воспитатели, в зоне своей ответственности, участвует в реализации образовательной области «Социализация».

Проанализируем данные, размещенные на официальных сайтах трех ГБОУ ЮАО г. Москвы.

Таблица № 1. Данные, размещенные на официальных сайтах ГБОУ

bezymyannyj

Источник: составлена автором.

Как видно из вышеприведенной таблицы, в ГБОУ Лицей № 507 входят в качестве структурных подразделений семь Дошкольных Образовательных Учреждений (ДОУ) и только два из них (Щелкунчик и Гномики), расстояние между которыми 1200 метров, обслуживает один руководитель структурного подразделения. В остальных пяти ДОУ, три из которых разделены лишь забором, а между двумя другими 800 метров [11] руководитель структурного подразделения в каждом здании.

Таким образом, на основании размещенной в открытом доступе части штатного расписания, можно предположить, что в данном государственном бюджетном образовательном учреждении в сегменте ДО имеются лишние, т.е. бесполезные для оказания образовательных услуг, люди, и директору ГБОУ Лицея № 507, теоретически, может быть инкриминировано деяние, предусмотренное ст. 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями [12]. Но, в отличие от одинаковых железных болванок на промышленных предприятиях, дети в каждом учебном заведении абсолютно разные и всегда можно «научно» обосновать, почему в одном ГБОУ сотрудников, не занятых непосредственно педагогической работой, требуется в разы больше, чем в соседнем, выполняющим подобные функции. Правоохранительным органам, призванным бороться с коррупцией, доказать классическими методами дознания бесполезность каких-либо сотрудников в образовательных учреждениях практически невозможно. Здесь обязательно требуется помощь рядовых педагогов и родителей учеников, которые, пока, в силу не информированности, правовой неграмотности, слабой веры в правосудие, предпочитают занимать пассивную жизненную позицию.

Существует объективная необходимость ужесточения контроля над сферой образования не только со стороны уполномоченных государственных органов, но и со стороны общественности. Сегодня, рядовых педагогов, которые могли бы выступить в роли «народных контролеров», всячески ограничивают в выявления фактов коррупции в своих учебных заведениях. В частности, в наблюдаемом мною ГБОУ Лицей № 507 нет возможности свободно ознакомиться со штатным расписанием. Никто, из опрошенных мною педагогов Лицея, никогда не видел штатного расписания даже того структурного подразделения, в котором работает. Администрация Лицея, явно, негативно относится к проявляющим интерес к данной информации.

Сотрудники практически лишены права знать штатное расписание ГБОУ, в которых работают. Так как «штатное расписание не является локальным нормативным актом, непосредственно связанным с трудовой деятельностью, поэтому работодатель не обязан знакомить с ним работника…» [13].

К радости коррупционеров, пригревающих, на бесполезных для образовательного процесса «хлебных местах» друзей, подруг и родственников, Министерство труда, фактически, санкционировало «засекречивание» данных о численности и должностях персонала ГБОУ. Исследователю, даже пребывающему непосредственно в исследуемом образовательном учреждении в качестве педагога, невозможно легально ознакомиться с должностными обязанностями сотрудников. На сайтах образовательных учреждений размещается лишь информация о директоре, его заместителях и педагогических работниках структурных подразделений. О прочих сотрудниках, их обязанностях и полномочиях информации нет.  Также на сайтах учебных заведений, в нарушении статьи 29.2 «Закона об образовании РФ», [2] отсутствует информация о численности детей в структурных подразделениях. А всякая непрозрачность правоотношений является благодатной почвой для коррупции. 

Для профилактики такого специфического для сферы образования вида коррупции, как расходование бюджетных средств на содержание ненужных штатных единиц, необходимо установить на законодательном уровне официальные источники опубликования максимально полных сведений о динамике правоотношений в каждом учебном заведении, к которым предусмотрен доступ педагогов, обучающихся и их родителей. Правовой акт, стимулирующий общественный контроль, станет эффективным средством устранения причин и условий, способствующих совершению подобного и других коррупционных правонарушений в сфере образования [14,15].

Литература

  1. Закон РФ «Федеральный закон «О противодействии коррупции» «от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008 г.
  2. Закон Российской Федерации ««Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 № № 273-Фз // Собрание законодательства Российской Федерации. с изменениями и дополнениями в редакции от 23.07.2013 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)
  3. Закон Российской Федерации «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 21 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями в редакции от 15 мая 2015 года) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г.
  4. Акт правительства Российской Федерации «О введении новых систем оплаты труда …» (с изменениями и дополнениями)» от 5 августа 2008 г. № 583 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2008 г.
  5. Акт министерств и ведомств. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»» от 08 апреля 2008 г. № 167н // Российская газета. 2008 г.
  6. Акт министерств и ведомств. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. 2009 г.
  7. Акт министерств и ведомств «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».» от 05 мая 2008 г. № 216н // Российская газета. 2008 г.
  8. Официальный сайт ГБОУ Лицей № 507 URL: http://lyc507u.mskobr.ru/dou_edu/11/ (дата обращения: 26.08.2016).
  9. Официальный сайт ГБОУ Школа № 463 URL: http://schu463.mskobr.ru/ (дата обращения: 28.08.2016).
  10. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1375» URL:                                                                                                     http://sch1375u.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_6_ranee_dou_1129/
  11. Карта Москвы URL: http://xkarta.com/goroda/moskva.html
  12. Закон Российской Федерации. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями в редакции. от: 30.03.2016) //Собрание законодательства Российской Федерации» 1996 г.
  13. Акт министерств и ведомств «Письмо Роструда » от 15 мая 2014 г. № Ка ПГ/4653-6-1 // Российская газета. 2014 г.
  14. Интервью с ректором Московской государственной юридической академии В. В. Блажеевым // Юридический мир. 2009. № 6.   
  15. Коррупция в образовании России: как общество легализует собственное незнание URL: // http://deti-moskvy.ru/korrupciya-v-obrazovanii-rossii/ 

Specific kind of corruption in budget educational institutions

By S.Y. Gorelikov

Gorelikov Sergey Yurjevich –

 postgraduate student of the Department of Labor Law

 of the Academy of Labor and Social Relations.

Address: Pjatnitskoe shosse, 37-1-554, Moscow,

 125430, Russian Federation

Теl. 8 915 228 67 40. Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Summary. This article raises the problem of the specific kinds of corruption as the content in the staffing of the «extra» employees in educational institutions. The author analyzes the staffing of preschool educational organizations which are included in educational facilities (school + kindergarten). This analysis reveals government budget educational institutions, where there are extra staff positions. According to the author’s opinion, there is a need for widely involving ordinary teachers (in fact, as a result, if the payroll is spent on the maintenance of unhelpful staff, they receive less bonuses and allowances) to combat with the presence in government budget educational institutions employees whose functioning has no positive impact on the number and the quality of the educational institution services.

Keywords: corruption, educational institution, teacher, staff unit, staffing.