http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 4/2016 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 4/2016

Безымянный 12

Привлечение прямых иностранных инвестиций во Вьетнам в условиях международной экономической интеграции: возможности и пути решения

Attracting foreign direct investment into Vietnam in the context of international economic integration: Opportunities and Solutions

Ван Тхиен Хао

Преподаватель экономического факультета,

Куанг Чунг университета, Вьетнам

Аспирант кафедры финансы и кредита, экономического факультета

Российского Университета Дружбы Народов, РФ

E-mail: haok2407@gmail.com

Van Thien Hao

Lecturer Faculty of Economics, Quang Trung University, Vietnam

Ph.D.Candidate Faculty of Economics

Peoples’ Friendship University of Russia, Russian Federation

E-mail: haok2407@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена анализу и оценке результатов привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) во Вьетнам в 2015 г., а также выявлению некоторых нерешаемых проблем в этом вопросе. Кроме того, в данной статье анализированы возможности и угрозы, предложены пути решения в проблеме привлечения ПИИ во Вьетнам за период 2016-2020 гг.

Abstract: The article analyzes and evaluates results of attracting foreign direct investment (FDI) in Vietnam in 2015, which pointed out some problems existing in the process of attraction. Besides that, the article also analyzed the opportunities and challenges as well as provided the solutions to captivate foreign direct investment into Vietnam in the period of 2016-2020.

Ключевые слова: ПИИ, закон об инвестициях, политики привлечения, льготные политики, эффективность.

Keywords: FDI, investment laws and policies to attract, incentives, efficiency

Обновление в деловом климате, поощрение экологически чистых проектов с использованием высоких технологий, приоритет  проектам развития вспомогательных отраслей являются важной предпосылкой для потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), протекающего во Вьетнам в 2015 г. Это также является необходимым условием для привлечения ПИИ в ближайшие годы.

Ситуация по привлечению ПИИ во Вьетнам в 2015 г.

В 2015 г. по мнению многих иностранных инвесторов и международных организаций деловой климат во Вьетнаме улучшается, стабилизируется, что вызывает у инвесторов крепкую уверенность[i]. Это ярко выражается в том, что ПИИ-сектор занимает, в среднем, примерно 25% общих инвестиций в обществе за период 2011 – 2015 гг.. Все это вносит активный вклад в процесс экономической интеграции, способствует реформе административных процедур, совершенствованию рыночной экономики и повышению уровня людских ресурсов, корпоративного управления во Вьетнаме.

В 2015 г. общий капитал ПИИ, включая зарегистрированный уставный капитал новых проектов и добавочный капитал действующих проектов, составляет 22,76 млрд. долларов, что увеличилось на 12.5% по сравнению с 2014 г. Результат привлечения ПИИ во Вьетнам в 2015 г. улучшается и повышается во всех основных количественных показателях. Среди них сумма реализованного капитала составляет более 14,5 млрд. долларов (на 17,4% выше по сравнению с 2014 г.) и становится рекордом с 2008 г., когда впервые реализованный капитал превысил 10 млрд. долларов.

В 2015 г. экспорт ПИИ-предприятий (включая нефть) достигает 115,1 млрд. долларов (на 13,8% выше по сравнению с 2014 г.), что превышает поставленную цель на 5%; экспорт (без учета нефти) составляет 111,3 млрд. долларов (на 18,5% выше по сравнению с 2014 г.), что превышает поставленную цель на 8,9%; импорт составляет 97,9 млрд. долларов – на 16,4% по сравнению с 2014 г., что превышает поставленную цель на 5,2%. Можно сказать, что ПИИ-сектор продолжает рост высоким темпом, что вносит большой вклад в рост экспорта за последние годы. Благодаря преимуществам по рынку, капиталу и технологиям, ПИИ-предприятия доказывают свое превосходство над вьетнамскими компаниями. Зато существуют некоторые проблемы, касающиеся добавленной стоимости в экспорте ПИИ-предприятий, ведь рост, в основном, наблюдается в экспорте обработанных и сборных товаров, что приведет к росту импорта сырья, материалов. Однако, нельзя отвергать успехи и вклад ПИИ-предприятий в экспорте Вьетнама, особенно в высокотехнологических отраслях.

Таблица 1 Результаты привлечения ПИИ во Вьетнам в 2015 г.

bezymyannyj

Источник: составлено автором по: Департамента иностранных инвестиций – Министерство планирования и инвестиций Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://fia.mpi.gov.vn/tinbai/4220/Tinh-hinh-dau-tu-nuoc-ngoai-12-thang-nam-2015 (дата обращения: 03.04.2016)

Вместе с выше перечисленными результатами, в 2015 г. во Вьетнаме было зафиксировано заметное улучшение в совершенствовании правовой системы, касающейся инвестиций: Закон об инвестициях 2014 г. вступил в силу с 01 июля 2015 г. вместо Закона об инвестициях 2005 г. с многими важными изменениями, главными из которых можно назвать правила запрета на инвестиции, инвестиции при определенных условиях и реформу административных процедур. Такие изменения способствуют росту потока ПИИ-капитала в 5 последних месяцах 2015 г., что делает разворот от спада в течение первых 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2014 г..

Революционные изменения в Законе об инвестициях 2014 г. способствуют росту ПИИ во Вьетнам. Это ярко выражается в следующих пунктах:

Во-первых, была создана прозрачная правовая основа для обеспечения реализации конституционных принципов о правах граждан свободно инвестировать и заниматься бизнесом в не запрещенных законом отраслях;

Во-вторых, были проверены и ликвидированы неподходящие, непрозрачные отрасли и условия инвестиций. Названия отраслей были уточнены и систематизированы, отрасли бизнеса при определенных условиях были прозрачно выявлены во избежание пересечения. Исходя из этого, после проверки количество отраслей бизнеса при определенных условиях сократилось с 386 отраслей до 267 отраслей (Приложение № 4, Закон об инвестициях 2014 г.);

В-третьих, укреплен и усовершенствован механизм, согласно которому инвестиции соответствуют положениям Конституции и подписанных Вьетнамом международных договоров (такие, как обновить, усовершенствовать правила обеспечения Государством права инвесторов на владение имуществом;  завершение принципа неретроактивности в случае изменений юридических документов, что препятствует уже выданным льготам инвесторам);

В-четвертых, продолжается реформа административных процедур: упрощается колчество документов, порядок, процедура и сокращается срок выдачи регистрации бизнеса для иностранных инвесторов с 45 дней до 15 дней (Статья № 37, Закон об инвестициях)[1].

В-пятых, усовершенствованы льготные политики для инвесторов с целью повышения качества и эффекта привлечения инвестиций;

В-шестых, усовершенствован режим децентрализации и увеличена эффективность государственного управления в инвестиционной деятельности;

В-седьмых, реформированы процедуры инвестиций из Вьетнама за рубеж (в Законе были добавлены формы инвестиций за рубеж через покупку-продажу ценных бумаг, инвестиции через инвестиционные фонды, посредственые финансовые институты за рубежом, которые не принимают непосредственного участия в деятельности по управлению инвестициями)[2].

bezymyannyj

Рис. 1. Привлечение ПИИ в Топ-10 отраслях в 2015 г. (в млн USD)

Источник: составлено автором по: Департамента иностранных инвестиций – Министерство планирования и инвестиций Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://fia.mpi.gov.vn/tinbai/4220/Tinh-hinh-dau-tu-nuoc-ngoai-12-thang-nam-2015 (дата обращения: 03.04.2016)

Кроме того, в 2015 г. объем ПИИ, вложенных в отрасли перерабатывающей промышленности, в том числе производства, распределения промышленных продуктов таких, как электричества, газа, составляет 18 млрд. долларов (превышает 79% от общего объема регистрированных инвестиций), что соответствует ориентации индустриализации. За перерабатывающей промышленностью следуют отрасли такие, как торговля недвижимостью, строительство, оптовая и розничная торговли, сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство.

Некоторые нерешаемые проблемы

Помимо вышеперечисленных положительных результатов по привлечению ПИИ в 2015 г., есть и некоторые нерешаемые проблемы такие, как:

В Топ-10 крупнейших инвесторов во Вьетнам в 2015 (занимает более 80% общего объема зарегистрированных капиталов) входят, в основном, азиатские страны такие, как Корея, Япония, Тайвань, Гонконг, Китай. В то время инвестиции из стран таких, как Германия (24 ивестиционных проекта), Франция (22 ивестиционных проекта), США (16 ивестиционных проектов), Канада (34 ивестиционных проекта), Россия (30 ивестиционных проектов) еще соответствуют потенциалом. Это свидетельствует о дисбалансе в инвестициях во Вьетнам.

Здесь поставлена задача исследовать, рассматривать эту ситуацию, выявить причины, почему ПИИ из США, Канады, Франции, Швейцарии, России и других европейских, североамериканских, австралийских стран оказываются скромными.

Для того, чтобы обеспечить эффективность и долгосрочную экономическую безопасность, необходимо разработать пути решения по политикам привлечения инвестиций, что приведет к соразмерному балансу в инвестициях из разных стран, разных регионов во Вьетнам в ближайшее время. Предлагается такой баланс в ПИИ во Вьетнам: азиатские инвесторы занимают 35%, европейские – 25%, амириканские – 25%, австралийские – 10%, остальные – 5%. Напомним, что в настоящее время ПИИ из азиатских инвесторов занимают более 70% общего объема во Вьетнам.

bezymyannyj

Рис. 2. Топ-10 крупнейших инвесторов во Вьетнам в 2015.

Источник: составлено автором по: Департамента иностранных инвестиций – Министерство планирования и инвестиций Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://fia.mpi.gov.vn/tinbai/4220/Tinh-hinh-dau-tu-nuoc-ngoai-12-thang-nam-2015 (дата обращения: 03.04.2016)

Усиление привлечения ПИИ из развитых стран таких, как США, Японии, ЕС является важным фактором, который помогает Вьетнаму иметь доступ к современным технологиям и повысить конкурентоспособность экономики. Однако, нынешнее состояние привлечения ПИИ из США, ЕС препятствует доступ к современным технологиям. При этом в многих проектах наблюдаются низкая доля высокой технологии, низкая эффективность и требуется большое количество работников, что показывает необходимость найти пути решения в ближайшее время[3].

Кроме того, в 2015 г. проблемы в развитии вспомогательной промышленности еще не полностью ликвидированы. Это ярко выражается в том, что количество вьетнамских компаний, которые отвечают стандартам ПИИ-предприятий таких, как Samsung, Canon… оказывается весьма малым по сравнению с потребностью инвесторов. Вьетнамские компании участвуют только в обработке простых деталей, аксессуаров.

Смотря на формы инвестиций зарегистрированных проектов в 2015 г., показывается, что большинство из них составляют проекты с 100% иностранным капиталом (более 86% общего количества проектов). На такую ситуацию надо обратить внимение, чтобы нашлись пути решения по привлечению инвестиций в форме создания совместных предприятий (или АО).

Приобретение высоких технологий через инвестиции, производство вьетнамских предприятий в совместных компаниях, АО считается более коротким, более дешевым путем по сравнению с другими способами. В то время, доля ПИИ-предприятий с 100% иностранным капиталом превышает 86% общего количества проектов (1.611/1.855 проектов), что считается весьма высоким и не соответствует цели доступа и приобретения технологий и опыта управления через ПИИ.

Кроме того, оказываются сложными проблемами: количество нереализованных проектов, проблема трансфертного ценообразования и уклонения от уплаты налогов ПИИ-предприятий, доступ к недвижимости инвесторов, нехватка высококачественных людских ресурсов.

Новые возможности и угрозы в привлечении ПИИ во Вьетнам

В 2016 г. и за период 2016-2020 гг. существуют одновременно и благоприятные условия и трудности для привлечения ПИИ во Вьетнам. Среди благоприятных условий можно назвать следующие: экономика развивается с возможным ростом ВВП на основе механизмов, политик социально-экономического развития, которые освобождают производительные силы и мобилизуют все потенциалы, ресурсы страны; министерства и местные власти стараются улучшать бизнес-среду с целью привлечения инвестиций; Вьетнам был глубоко интегрирован в мировую экономику, во всех сферах экономики, торговли и инвестиций, что принесет много возможностей для экономического развития в стране.

Ряд подписанных двухсторонних соглашений таких, как соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) Вьетнам – Корея, ЗСТ Вьетнам – ЕС, ЗСТ Вьетнам – ЕАЭС, Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) и проявление экономического сообщества АСЕАН (АЕС) в конце 2015 г. дают Вьетнаму огромные шансы привлекать ПИИ в страну. С подписанием договора об участии в Транстихоокеанском партнёрстве вьетнамский рынок полностью будет открыт, налог будет снят почти в размере 100%. Кроме того, участие в ТТП в 22 отраслях способствует доступу к огромному рынку в США, Японии, Канаде с нулевой ставкой налога. При этом правительство Вьетнама дало более четкие обязательства по улучшению инвестиционного климата и защите прав интеллектуальной собственности, что создало важный поворотный момент для Вьетнама в привлечении ПИИ[2].

Однако, вместе с благоприятными условиями перед Вьетнамом стоят некоторые угрозы: тенденция снижения ПИИ во всем мире; острая конкуренция за привлечение ПИИ между странами… Конкурентоспособость каждой страны определит результат привлечения ПИИ. Кроме того, во Вьетнаме необходимо преодолеть внутренние трудности экономики, которые существуют за последние годы: нехватка высококвалифицированных людских ресурсов; инфраструктура и услуги находятся на нижнем уровне по сравнению с другими странами в регионе; вспомогательная промышленность еще не развита; разрыв между политикой и ее реализацией[5].

Некоторые пути решения по привлечению ПИИ во Вьетнам за период до 2020 г.

Во-первых, привлечение ПИИ за период до 2020 г. должно быть корректировано по направлению перемена ориентации с количества на эффективность и качество инвестиций, максимальной утилизации ПИИ с целью ускорения перестройки структуры экономики, повышения качества роста и конкурентоспособности экономики. Необходимо считаться приоритетными проекты со современными технологиями и услугами, с энергосбережением, с низким уровнем выбросов углерода и газов, вызывающих парниковый эффект, развития высококачественных людских ресурсов, что способствует создания «зеленой экономики» и устойчивого развития. Надо сосредоточивать ПИИ на приоритетные секторы, отрасли такие, как промышленность, услуги и сельское хозяйство. Необходимо формировать цепочку ценности, сеть производства-продажи; классифицировать экономические и промышленные зоны на основе социально-экономической эффективности; избегать расточительства и инвестиции по эффектам толпы.

Во-вторых, необходимо корректировать, разрабатывать льготные политики для ПИИ-проектов по принципу ориентации не только на отрасли, секторы, но и на регионы. Следует дать особенные льготы крупным ПИИ-проектам хай-тек корпораций, что создает потенциал и эффект в каждом товаре, каждом секторе экономики. Надо проверить, разработать и добавить механизмы, реализовать систему правил, необходимых потребностей по технологиям, передаче технологий, обучения навыкам для работников. Необходимо поддержать эффективные инвестиционные деятельности, уменьшить недостатки, отрицательные факторы такие, как доля импорта большая, но в основном только для обработки, сборки и эксплуатации на внутреннем рынке, использование лазеек в политиках, законодательстве для трансфертного ценообразования, декларации на убытки или низкую прибыль с целью перевода прибылей на Родину без уплаты взносов в государственный бюджет Вьетнама. Либо не принимать, либо ограничивать количество проектов, которые используют остальные технологии, требуют много энергии и загрязняют окружающую среду. Разрабатывать политики и правила по налогообложению, земли, управлению иностранным валютам с целью привлечения инвестиций на производство, переработку внутренних ресурсов. Издавать правовые документы по регулированию и управлению инвестиционной деятельностью по всей стране; разработать Стратегию привлечения инвестиций, которая координирует деятельности по привлечению инвестиций на национальном уровне; разработать и опубликовать перечень проектов, нуждающихся в ПИИ за период 2016 – 2020 гг. Пересмотреть, скорректировать и добавить дополнительные положения о децентрализации в управлении ПИИ, что обеспечивает активности местных властей. Усовершенствовать систему взысканий с целью усиления роли контроля, надзора и урегулирования министерств и ведомств в случае необходимости.

В-третьих, местные власти областей и городов должны обратить внимание на привлечение ПИИ, разумно выбрать ПИИ-проекты и инвесторов с целью эффективной реализации плана социально-экономического развития, создать предприятия, которые могут эффективно участвовать в глобальной цепочке ценности. Необходимо ориентировать на привлечение ПИИ в те отрасли, которые нуждаются в инвестициях: инфраструктура, сельское хозяйство, финансы, кредит, образование, здравоохранение, культура, спорт. Следует расширить и упрепить сотрудничество между местными и ПИИ-предприятиями, обучить навыкам для работников и передать технологии.

В-четвертых, что касается рынков и партнеров, необходимо дорожить ПИИ-предприятия, действующих во Вьетнаме, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций из ведущих в мире транснациональных компаний…; использовать метод государственно-частного соединения для технико-инфраструктурных проектов, осуществить новые формы инвестиций такие, как присоединение и перекупка[6].

Список литературы

  1. Закон об инвестициях Вьетнама: 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://luatvietan.vn/luat-dau-tu-67-2014-qh13.html (дата обращения: 13.05.2016)
  2. Do Thien Anh Tuan, Cao Hao Thi Recognizing the role of FDI and the requirement of institutional reform in Vietnam // A case study of the Fulbright Economics Teaching Program (FETP) and the Vietnam Program at Harvard University A case study of the Fulbright Economics Teaching Program (FETP) and the Vietnam Program at Harvard University, 2015 г., С. 12-15
  3. Получать избирательно, чтобы избежать негативного влияния ПИИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tapchitaichinh.vn/kinh-te-vi-mo/kinh-te—dau-tu/hap-thu-co-chon-loc-de-tranh-tac-dong-nguoc-cua-nguon-von-fdi-61157.html (дата обращения: 13.4.2016)
  4. Нгуен Тхи Минь Фыонг Либерализация инвестиций в АСЕАН экономического сообщества (AEC) и участие Вьетнама // Ханойский национальный университет — Вьетнам, 2014 г., С 23-45.
  5. Фыонг Нгок Тхак Привлечения прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме: выжить и рекомендации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vysajp.org/news/thu-hut-/thu-hut-dầu-tư-trực-tiếp-nước-ngoai-ở-việt-namtồn-tại-va-kiến-nghị/ (дата обращения: 23.10.2015)
  6. Нгуен Тхи Туе Ань Исследования, корректировки политики для прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме до 2020 года // Министерство науки и техники — Вьетнам, 2014 г., C. 199-236.
  7. Дао Куанг Тху Прямые иностранные инвестиции во Вьетнаме: 25 лет по привлечению и развитие // Материал сборник конференции: 25 лет прямых иностранных инвестиций во Вьетнаме, Министерство планирования и инвестиций Вьетнама – Вьетнам, 2013 г., С. 134 — 167
  8. Хоанг Суан Хоа Инновационная политика для привлечения иностранных инвестиций в контексте экономической реструктуризации // [Электронный ресурс]. URL: http://http://tapchitaichinh.vn/kinh-te-vi-mo/kinh-te-dau-tu/doi-moi-chinh-sach-thu-hut-dau-tu-nuoc-ngoai-trong-boi-canh-tai-co-cau-nen-kinh-te 49533.html (дата обращения: 03.11.2015)
  9.  Департамента иностранных инвестиций Вьетнама [Электронный ресурс]. URL: http://fia.mpi.gov.vn/tinbai/4220/Tinh-hinh-dau-tu-nuoc-ngoai-12-thang-nam-2015 (дата обращения: 03.04.2016)

Примечания

[i] — В обновленном отчете Всемирного Банка о Деловом климате в 2015 г. Вьетнам поднялся на 21 позицию в рейтинге с 99-го на 78-ое место (в рейтинге всего 189 стран). А согласно Рейтингу индекса глобальной конкурентоспособности в 2015-2016 гг., опубликованный в сентябре 2015 г. Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Вьетнам поднялся на 12 позиций с 68-го на 56-е место среди 148 экономик. Международные рейтинговые агентства подняли уровень Вьетнама в суверенном рейтинге (Moody’s изменило с Б2 на Б1, Fitch подняло с Б+ на ББ-) с положительным прогнозом. [Электронный ресурс]. URL: http://kinhdoanh.vnexpress.net/tin-tuc/quoc-te/viet-nam-tang-12-bac-ve-nang-luc-canh-tranh-toan-cau-3287827.html (дата обращения: 03.04.2016)